Росфинмониторинг как уполномоченный орган по противодействию отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма

(Прошунин М. М.) («Административное право», 2010, N 2)

РОСФИНМОНИТОРИНГ КАК УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ОРГАН ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ОТМЫВАНИЮ ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ, И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА

М. М. ПРОШУНИН

Основой системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма любого государства является уполномоченный орган власти (подразделение финансовой разведки, или financial intelligence unit), на который возложены функции по организации и обеспечению функционирования всей системы борьбы с легализацией преступных доходов и финансированием терроризма.

Одним из обязательных требований Сорока рекомендаций ФАТФ является создание уполномоченного органа по борьбе с преступными доходами и финансированием терроризма <1>. Следует согласиться с выводом Э. А. Иванова «о признании в международно-правовых актах подразделений финансовой разведки в качестве необходимой организационной структуры в борьбе с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем» <2>. Иными словами, в настоящее время наличие подразделения финансовой разведки в системе органов исполнительной власти любого государства является обязательным условием для обеспечения эффективности работы всей национальной системы финансового мониторинга. Кроме того, подразделение финансовой разведки занимает центральной место в системе финансового мониторинга любого государства. ——————————— <1> Международно-правовые основы борьбы с коррупцией и отмыванием преступных доходов: Сб. документов / Сост. В. С. Овчинский. М.: ИНФРА-М, 2004. С. 458. <2> Иванов Э. А. Система международно-правового регулирования борьбы с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем: Диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук. Москва, 2004. С. 339.

В Риме в ноябре 1996 года на заседании участников группы «Эгмонт» (организация, объединяющая финансовые разведки) впервые было сформулировано определение, закрепляющее минимальные требования к таким подразделениям. Согласно этому определению подразделение финансовой разведки является центральной государственной структурой, ответственной за получение (и в рамках закона за требование), анализ и передачу компетентным органам финансовой информации, касающейся доходов, подозреваемых в криминальном происхождении, требуемой в соответствии с национальным законодательством для осуществления борьбы с отмыванием денег, а также имеющей полномочия на работу по противодействию финансированию терроризма. В Российской Федерации таким уполномоченным органом выступает Федеральная служба по финансовому мониторингу Российской Федерации (Росфинмониторинг) и ее территориальные подразделения. Напомним, что первоначально на основании Указа Президента Российской Федерации от 01.11.2001 N 1263 «Об уполномоченном органе по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» был образован Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу (КФМ России). Данным нормативным актом указанный орган был уполномочен принимать меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и координировать деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. Подчеркнем, что термин «финансовый мониторинг» в отношении системы мер по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма является российским нововведением и используется в странах СНГ: Белоруссии (Департамент финансового мониторинга Комитета государственного контроля), Украине (State Department of Financial Monitoring), Грузии (Financial Monitoring Service of Georgia). Единственным исключением является государство Монако, в котором подразделением финансовой разведки является Служба информации и мониторинга финансовых отношений (The Service for Information and Monitoring of Financial Networks). В исследованных нами зарубежных источниках термин «финансовый мониторинг» практически не встречается. В названиях большинства подразделений финансовых разведок имеется указание на цель их деятельности — противодействие легализации доходов, полученных преступным путем (Сирия — Combating Money Laundering and Terrorist Financing Commission, ОАЭ — Anti-Money Laundering and Suspicious Cases Unit), либо название подразумевает «подразделение финансовой разведки с указанием национальной принадлежности или без ее указания» (Катар — Qatar Financial Intelligence Unit, Мексика — Financial Intelligence Unit). И наконец, последний тип наименований подразделений финансовых разведок указывает на связь финансовых разведок с правоохранительными органами (США — Financial Crimes Enforcement Network, Великобритания — Serious Organised Crimes Agency). В настоящее время правовое положение Росфинмониторинга регулируется Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2004 N 307 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу» <3> и Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2004 N 186 «Вопросы федеральной службы по финансовому мониторингу» <4>. ——————————— <3> Собрание законодательства РФ. 2004. N 26. Ст. 2676. <4> Собрание законодательства РФ. 2004. N 15. Ст. 1479.

В соответствии с указанными нормативно-правовыми актами Федеральная служба по финансовому мониторингу является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию и координации деятельности в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. Федеральная служба по финансовому мониторингу осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями <5>. ——————————— <5> Наиболее детально типологии подразделений финансовых разведок мира рассмотрены в работе J. F. Thony, 1996, Processing Financial Information in Money Laundering Matters, The Financial Intelligence Units // European Journal of Crime, Criminal Law and Criminal Justice. Brussels. С. 257 — 282.

Сравнительно-правовой анализ подразделений финансовых разведок ряда стран позволяет выделить три основных вида подразделений финансовых разведок. Первый тип может быть назван административными подразделениями финансовых разведок, что отражает их тесную связь с административными органами (Австралия, Россия, Франция). Финансовые разведки второго типа являются правоохранительными подразделениями финансовой разведки (Австрия, Германия, Соединенное Королевство). И наконец, третий тип является смешанным типом, в котором находят место черты как административного, так и правоохранительного типов подразделений финансовой разведки (Дания, Норвегия). Вместе с тем данное деление не исключает классификации по иным основаниям <6>. К таким основаниям можно отнести перечень функций, порядок формирования, а также меры воздействия, которые могут осуществлять подразделения финансовой разведки. ——————————— <6> Подразделения финансовой разведки. Обзор. Международный валютный фонд. Всемирный банк. Вашингтон (округ Колумбия), 2004. С. 11.

На сегодняшний момент руководство деятельностью Росфинмониторинга осуществляется Правительством Российской Федерации. До ноября 2007 года Росфинмониторинг находился в ведении Министерства финансов РФ. Росфинмониторинг возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации. Руководитель несет персональную ответственность за осуществление возложенных на Росфинмониторинг задач и функций и подотчетен непосредственно Правительству Российской Федерации. Заместители руководителя Росфинмониторинга назначаются и освобождаются от должности Правительством Российской Федерации по представлению руководителя Росфинмониторинга. В соответствии с выполняемыми функциями в структуре Росфинмониторинга созданы такие подразделения, как информационно-технологическое подразделение, управление по противодействию финансированию терроризма, управление финансовых расследований, управление надзорной деятельности, управление международных связей и, наконец, юридическое управление. В структуре Росфинмониторинга также создано 7 межрегиональных управлений, которые осуществляют функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма на территории соответствующего федерального округа. Их правовое положение закреплено в Положении о территориальном органе Федеральной службы по финансовому мониторингу, утвержденном Приказом Минфина России от 30.12.2004 N 127н «Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной службы по финансовому мониторингу» <7>. ——————————— <7> Российская газета. 2005. N 42.

Основной целью любого подразделения финансовой разведки государства является выявление операций или сделок, связанных с отмыванием преступных доходов или финансированием терроризма, и обеспечение информационной поддержки деятельности правоохранительных органов в ходе предварительного расследования правонарушений, связанных с отмыванием преступных доходов. К основным задачам Росфинмониторинга относятся: во-первых, сбор, обработка и анализ информации об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю в соответствии с законодательством Российской Федерации; во-вторых, создание единой информационной системы и ведение федеральной базы данных в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем; в-третьих, направление соответствующей информации в правоохранительные органы в соответствии с их компетенцией при наличии достаточных оснований, свидетельствующих о том, что операция или сделка связаны с легализацией доходов, полученных преступным путем. И наконец, в международной сфере — осуществление Росфинмониторингом в соответствии с международными договорами Российской Федерации взаимодействия и информационного обмена с компетентными органами иностранных государств в сфере противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, а также представление России в международных организациях по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. На основании целей и задач, стоящих перед подразделением финансовой разведки, выделим основные и дополнительные функции Росфинмониторинга. Так, к основным функциям Росфинмониторинга, на наш взгляд, следует отнести аналитическую и информационную функции. Аналитическая функция. Федеральная служба проводит сбор, обработку, анализ информации об операциях (сделках), подлежащих контролю, а также проверяет полученную информацию, в том числе путем получения необходимых разъяснений по представленной информации. По итогам внутренних расследований Росфинмониторинг направляет информацию в правоохранительные органы при наличии достаточных оснований, свидетельствующих о том, что операция (сделка) связана с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма, а также представляет соответствующую информацию по запросам правоохранительных органов. Подчеркнем, что анализ правового положения существующих подразделений финансовых разведок показал, что аналитическая функция является основополагающей функцией подразделений финансовых разведок мира. Одним из подтверждений этому является указание на данную функцию в названии подразделения финансовой разведки (Канада — Financial Transactions and Reports Analysis Centre of Canada, Чехия — Financial Analytical Unit). В рамках осуществления аналитической функции следует выделить несколько возможных способов анализа в зависимости от предмета: 1) индивидуальный анализ, который предполагает сбор и анализ информации по конкретному физическому или юридическому лицу или объекту прав (денежным средствам, объекту недвижимости и т. д.); 2) общий анализ, проводимый в целях расширения знаний о новых способах и методах отмывания преступных доходов и финансирования терроризма. В свою очередь, в зависимости от инициатора проводимого анализа можно выделить финансовые анализы, инициируемые внутри подразделения финансовой разведки или по запросу уполномоченных правоохранительных органов. В пределах правового поля важно обеспечить баланс между существующими полномочиями для обеспечения эффективной финансово-аналитической функции и права и законными интересами физических и юридических лиц, таких как банковская тайна, тайна частной жизни, профессиональная тайна. Наиболее остро данный вопрос встает при использовании данными подразделениями методов работы правоохранительных органов (скрытое наблюдение, несанкционированный сбор информации, прослушивание телефонных переговоров). На наш взгляд, наиболее оптимальным решением данной проблемы является отказ в предоставлении данных функций ПФР, что означает осуществление аналитической функции на основе информации, представленной финансовыми институтами (субъектами финансового мониторинга). Иными словами, ПФР не должен вступать в прямой контакт с лицами, которые, как он полагает, могут быть замешаны в легализации преступных доходов или финансировании терроризма. Представление подобных функций неизбежно приведет к усилению правоохранительной и нивелированию информационно-аналитической составляющей. Как ранее отмечалось, подразделение финансовой разведки является своего рода промежуточным звеном между информационным полем, которое содержит чувствительную информацию об операциях и сделках, и правоохранительными органами, прямой доступ к информации последних неизбежно приведет к злоупотреблениям со стороны правоохранительных органов и привлечению к ответственности невиновных. В рамках осуществления аналитической функции российской службой финансовой разведки отметим наличие скорее практической, чем научной проблемы — проблемы нехватки квалифицированных кадров. Как отмечают представители ФАТФ в ходе второго раунда взаимной проверки (Second Mutual Evaluation Report Anti-Money Laundering and Combating the Financing of Terrorism), в аналитическом подразделении и подразделении по борьбе с финансированием терроризма более 15% вакантных рабочих мест <8>. ——————————— <8> Summary of the Second Mutual Evaluation Report Anti-Money Laundering and Combating the Financing of Terrorism. Russian Federation. 20 June 2008. P. 5.

Представляется, что пути решения данного вопроса лежат скорее в экономической, чем в правовой плоскости, так как предполагают применение мер материального и морального поощрения сотрудников Росфинмониторинга при осуществлении аналитической работы. Следует отметить, что проблема недостатка квалифицированных ресурсов характерна не только для Росфинмониторинга, отсутствие достаточного количества специалистов в данной области ощущают МВД России, ФТС России и другие исполнительные органы власти, осуществляющие меры в сфере противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма. Информационная функция. Росфинмониторинг несет ответственность за создание единой информационной системы и ведение федеральной базы данных в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Федеральная служба формирует перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности, и вносит в него изменения. В настоящее время к компетенции Росфинмониторинга не отнесена функция по исключению из Перечня террористов и экстремистов физических и юридических лиц, которые, например, в силу истечения срока судимости, прекращения уголовного дела, смерти физического лица или ликвидации юридического лица лишь отягощают данный Перечень. Иными словами, если на Росфинмониторинг возложены функции по составлению и распространению данного Перечня среди субъектов финансового мониторинга, то логичным стало бы наделение данного органа функцией по изменению его содержания в дальнейшем. На информационную составляющую деятельности подразделения, осуществляющего сбор и анализ информации, указывалось еще в Конвенции против транснациональной организованной преступности (принята в г. Нью-Йорке 15.11.2000 Резолюцией 55/25 на 62-м пленарном заседании 55-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН) <9>. Конвенция вступила в силу для России 25 июня 2004 года. Так, в статье 7 данной Конвенции среди мер по борьбе с отмыванием денежных средств устанавливается, что каждое государство-участник рассматривает вопрос об учреждении подразделения по финансовой оперативной информации, которое будет действовать в качестве национального центра для сбора, анализа и распространения информации, касающейся возможных случаев отмывания денежных средств. ——————————— <9> Собрание законодательства РФ. 2004. N 40. Ст. 3882.

Таким образом, информационная и аналитическая функции составляют основные направления деятельности любого подразделения финансовой разведки. Именно выполнение указанных функций обуславливает потребность в наличии подобного органа в системе исполнительных органов государственной власти любого государства. В свою очередь, оставшиеся функции обеспечивают реализацию информационно-аналитической деятельности подразделения финансовой разведки. Среди данных функций назовем надзорную, координаторскую, функцию международного сотрудничества, нормативную, регистрационную функции. Надзорная функция. Росфинмониторинг осуществляет и надзор за выполнением юридическими и физическими лицами требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, привлечение к ответственности лиц, допустивших нарушение законодательства о финансовом мониторинге. Росфинмониторинг принимает решение о приостановлении отдельных операций физических и юридических лиц, а также о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в России. В рамках осуществления Росфинмониторингом надзорной функции следует отметить, что в настоящее время функции надзора за соблюдением субъектами финансового мониторинга положений законодательства распределены среди нескольких федеральных органов власти и уполномоченных организаций, таких как Банк России, Федеральная служба по финансовому мониторингу, Пробирная палата, Федеральная служба по страховому надзору и т. д. Данная ситуация позволяет сделать вывод, что функция надзора децентрализована. Негативной стороной децентрализации надзорной функции может стать отсутствие у Росфинмониторинга достаточной информации для проведения полноценного анализа уровня противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма, существующего в кредитных организациях, у профессиональных участников рынка ценных бумаг и т. д. Казалось бы, что самым простым решением проблемы могла бы стать передача надзорных функций в Росфинмониторинг, что, несомненно, увеличило бы объем информации, а также упрочило его позиции среди федеральных органов исполнительной власти. Однако следует признать, что в ряде случаев наличие надзорных органов является скорее положительным, чем отрицательным моментом. Наиболее показателен пример взаимодействия Росфинмониторинга и Банка России. На наш взгляд, взаимоотношения Росфинмониторинга и Банка России следует рассматривать в контексте функций, осуществляемых каждым из указанных органов в сфере ПОД/ФТ. Ряд авторов рассматривают функции Росфинмониторинга и Банка России как «дублирующие» <10>. На наш взгляд, в целом кооперацию уполномоченных органов можно охарактеризовать скорее как взаимодополняющую, чем дублирующую. Определяющими аргументами в защиту нашей точки зрения должны стать, во-первых, специфика деятельности кредитных организаций, которая более понятна для Банка России. Во-вторых, немаловажным является сокращение числа проверяющих органов для кредитных организаций. И наконец, в-третьих, передача надзорных функций Росфинмониторингу поставит новые вопросы о необходимости наделения Росфинмониторинга правом на отзыв лицензий на осуществление банковской деятельности, о доступе к информации, содержащей банковскую тайну, передаче информации о результатах проверок Росфинмониторинга Банку России. Отдельно следует отметить, что в ряде зарубежных стран подразделение финансовой разведки является структурным подразделением центрального банка государства, например в Армении (Центр финансового мониторинга Центрального банка Армении) и Италии. Подчеркнем, что данные положения применимы и к остальным надзорным органам: ФСФР России, Пробирной палате России и другим. ——————————— <10> Филимонов М. И. Роль Банка России в системе финансового мониторинга в Российской Федерации: Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М., 2007. С. 115.

В этой связи представляется правильной позиция первого главы Росфинмониторинга В. А. Зубкова, который подчеркнул, выступая на IX Всероссийской банковской конференции «Банки и их роль в противодействии легализации доходов, полученных преступным путем» (организатор конференции — Ассоциации региональных банков России), что «ФСФМ не претендует на надзорные функции Банка России… Банк России самостоятельно может осуществлять свои надзорные функции. Он это делал, делает и будет делать еще очень долго» <11>. ——————————— <11> Материалы IX Всероссийской банковской конференции «Банки и их роль в противодействии легализации доходов, полученных преступным путем», проходившей 13 марта 2007 года. Организатор конференции — Ассоциация региональных банков России.

В рамках осуществления надзорной функции следует отметить, что в настоящее время недостаточно внимания уделяется осуществлению мер по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма адвокатами, нотариусами, а также лицами, оказывающими юридические и бухгалтерские услуги. Как показал выборочный опрос ряда представителей юридических фирм, предоставляющих подобного рода услуги, свыше 50% из них даже не имеют информации о возложении на них данной функции. Вместе с тем следует отметить, что данная проблема является актуальной для многих стран: Великобритании, США, Испании и других. Представляется, что для ее решения должны быть приняты системные меры, среди которых следует выделить: 1) информирование органов управления данных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при их регистрации о наличии данных обязанностей; 2) ужесточение административной ответственности за несоблюдение законодательства о финансовом мониторинге; 3) взаимодействие с саморегулируемыми организациями в данной сфере деятельности; 4) проведение и участие в семинарах и конференциях по вопросам деятельности данных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Представляется, что в рамках наложения административной ответственности на субъектов финансового мониторинга, нарушивших законодательство в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, может быть расширен нормативно определенный перечень мер воздействия к нарушителям. На наш взгляд, Росфинмониторинг должен быть вправе требовать смены органов управления субъектов финансового мониторинга, приостанавливать отдельные операции субъекта на определенный срок, а также налагать административные меры ответственности на учредителей (участников) и акционеров субъектов финансового мониторинга, если будет установлено, что их действия (бездействия) повлекли допущение нарушений в сфере финансового мониторинга. Требует дополнительного изучения предложение экспертов ФАТФ о наделении надзорных организаций правом отзыва лицензии на осуществление специфической деятельности при привлечении к уголовной ответственности руководителей субъекта финансового мониторинга за нарушения в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Нормативное закрепление данного основания заставило бы органы управления субъектов финансового мониторинга более тщательно подходить к оценке кандидатур на должности единоличного и коллегиального органов управления субъекта финансового мониторинга. В рамках привлечения к административной ответственности, как и эксперты ФАТФ, отметим достаточно низкий размер административных штрафов за нарушения в сфере финансового мониторинга: 5 тыс. рублей для руководителей субъекта финансового мониторинга и 50 тыс. рублей для субъекта финансового мониторинга. Целью нашего исследования не является установление «справедливого» размера административного штрафа и оценка того, насколько его изменение в сторону увеличения скажется на количестве нарушений. Вместе с тем, бесспорно, если принимать во внимание зарубежную практику, размеры имущественных санкций за подобного рода нарушения в ряде случаев на несколько порядков превышают существующие размеры штрафов в России. Координаторская функция. Росфинмониторинг координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также взаимодействует с Банком России. В рамках проведенного исследования представляется необходимым уточнить полномочия Росфинмониторинга по отношению к надзорным органам, правоохранительным органам. В настоящее время правовой механизм их взаимодействия в законодательстве четко не прописан. На наш взгляд, первоочередным шагом должно стать объединение баз данных, ведущихся органами государственной власти, прежде всего правоохранительными органами. В настоящее время эти базы данных ведутся в автономном режиме. На эту проблему указывали в своей работе В. Н. Мельников и А. Н. Мовсесян <12>. Отметим, что, например, в Великобритании данная проблема решена путем создания подразделения финансовой разведки на базе правоохранительного органа — Serious Organised Crimes Agency, что позволяет подразделению финансовой разведки получать необходимую информацию у других структурных подразделений. ——————————— <12> Мельников В. Н., Мовсесян А. Г. Противодействие легализации незаконных доходов. М.: МЦФЭР, 2007. С. 518.

Международное сотрудничество. В рамках международной деятельности Росфинмониторинг представляет Россию в международных организациях по вопросам ПОД/ФТ, а также участвует в разработке и осуществлении соответствующих программ международного сотрудничества. В рамках международного сотрудничества Росфинмониторинг является членом ФАТФ, МАНИВЭЛ, по инициативе Росфинмониторинга создана и успешно функционирует Евразийская группа — региональная организация по типу ФАТФ. Росфинмониторингом подписано свыше 70 двусторонних соглашений по вопросам международного сотрудничества в сфере противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма. Методологическая функция. В методических и практических целях Росфинмониторинг осуществляет выявление признаков операций (сделок) с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма. Регистрационная функция. Росфинмониторинг ведет учет организаций, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы. Нормотворческая функция. Федеральная служба по финансовому мониторингу на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает нормативные правовые акты в сфере финансового мониторинга. Также в рамках нормотворческой деятельности Росфинмониторинг вправе вносить в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и другие документы, которые касаются вопросов, относящихся к компетенции Росфинмониторинга, и по которым требуется решение Правительства Российской Федерации. Таким образом, проведенный правовой анализ структуры федерального органа государственной власти и его направлений деятельности показал, что в настоящее время правовое регулирование деятельности Росфинмониторинга соответствует международным стандартам в области противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, что также было подтверждено экспертами ФАТФ в рамках проведенного в 2007 году второго раунда проверки Российской Федерации. Вместе с тем существует ряд организационных вопросов в части обеспечения кадрового потенциала Росфинмониторинга, расширения полномочий Росфинмониторинга по ведению Перечня террористов и экстремистов, нормативному уточнению координаторской функции Росфинмониторинга. Немаловажной является необходимость расширения функций Росфинмониторинга по применению мер взыскания за нарушение законодательства в сфере финансового мониторинга, а также ужесточению административно-правовых санкций за нарушения в сфере финансового мониторинга.

——————————————————————