Психологическое обеспечение профилактики и преодоления профессиональной деформации личности сотрудников милиции

(Скворцова Е. В.) («Юридическая психология», 2010, N 2)

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФИЛАКТИКИ И ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ ЛИЧНОСТИ СОТРУДНИКОВ МИЛИЦИИ <*>

Е. В. СКВОРЦОВА

——————————— <*> Skvorcova E. V. Psychological support of prevention and negotiation of professional defamation of personality of workers of militia.

Скворцова Е. В., старший преподаватель кафедры юридической психологии Московского университета МВД России, кандидат психологических наук, майор милиции.

Статья посвящена психологическому обеспечению профилактики и преодолению профессиональной деформации личности сотрудников милиции. Автор обращает внимание читателей, что существующий уровень психологической подготовленности и степень сформированности психологической устойчивости личного состава органов внутренних дел к воздействиям факторов, способствующих возникновению профдеформации, не отвечает современным требованиям к сотрудникам правоохранительных органов, предъявляемым обществом, а также нормативными правовыми актами МВД России, в связи с этим в статье формулируются предложения по профилактике и преодолению профессиональной деформации личности сотрудников милиции.

Ключевые слова: личность, система, деформация, создание, способ, сторона, психологический, компонент, влияние.

The article deals with psychological support of prevention and negotiation of professional defamation of personality of workers of militia. The author draws attention of readers to the fact that the existing level of psychological preparedness and the level of formation of psychological stability of personnel of agencies of internal affairs to the factors promoting professional defamation, do not meet the contemporary requirements to workers of law-enforcement agencies, presented by society and also normative legal acts of the Ministry of Internal Affairs of Russia; in this connection the article formulates the proposals aimed at prevention and negotiation of professional defamation of personality of workers of militia.

Key words: personality, system, defamation, creation, method, party, psychological, component, influence.

Любая профессия как развитая и воспроизводящая система оказывает существенное влияние на формирование личности работника. Во многом это происходит потому, что для выполнения практических задач приобретаются определенные знания, формируются необходимые умения и навыки, что способствует созданию специфического внутреннего мира личности, системы отношений, способов реагирования на те или иные события. Поскольку психологическая организация личности — одна из самых пластичных и динамичных организаций, известных науке, стабильность, устойчивость органически сочетаются в ней с удивительной гибкостью, огромными компенсаторными резервами, возможностями перестройки, взаимозаменяемости ее компонентов. С этих позиций феномен профессиональной деформации можно рассматривать, с одной стороны, как многоуровневую систему адаптации личности к условиям социума и как способ активного преобразования собственной жизнедеятельности в конкретной ситуации, в соответствии с психологическим опытом личности, с другой стороны, как негативное изменение личностных качеств специалиста под влиянием особенностей профессиональной деятельности. Несмотря на то что изучению профессиональной деформации сотрудников правоохранительных органов посвящен ряд научных исследований (С. П. Безносов, С. Е. Борисова, А. В. Буданов, К. Р. Такасаева, В. С. Медведев, Б. Д. Новиков и др.), достаточно остро стоит проблема создания психодиагностических технологий, предназначенных для работы в данном направлении, разработки и внедрения новых методов и форм психопрофилактических мероприятий, реализуемых в ОВД. Сложность самого явления профессиональной деформации требует специальной системы работы по ее профилактике и преодолению, включающей в себя ряд взаимосвязанных компонентов: — диагностика факторов, способных вызвать развитие профессиональной деформации (условий, содержания и организации служебной деятельности); — диагностика личностных характеристик сотрудников, способствующих развитию профессиональных деформаций; — выделение и анализ «групп риска», т. е. групп сотрудников, которые с большей степенью вероятности могут быть подвержены профессиональной деформации (начинающие службу, не обладающие достаточной профессиональной подготовленностью для исполнения профессиональных задач, постоянно испытывающие эмоционально-психологические перегрузки, пережившие сильные стрессы, находящиеся в постоянном контакте с асоциальными и криминальными элементами, имеющие неблагополучные семьи и т. д.); — определение диапазона реальных возможностей работы по профилактике и преодолению профессиональной деформации на уровне коллектива, группы, отдельной личности. Существующая практика психологического обеспечения служебной деятельности показывает, что уровень психологической подготовленности и степень сформированности психологической устойчивости личного состава к воздействиям факторов, способствующих возникновению профдеформации, не отвечает современным требованиям к сотрудникам правоохранительных органов, предъявляемым обществом, а также нормативными правовыми актами и документами МВД России. В научной литературе называются самые разные по своей природе факторы, способствующие возникновению профдеформации: экономические, политические, организационные, психологические и т. п. Тем не менее основной остается проблема: как в конкретных трудовых ситуациях сотрудник милиции решает для себя вопрос соотношения между предъявляемыми к нему социально-профессиональными требованиями и его желаниями, возможностями их реализации. Психологу необходимо обладать достаточным количеством методов психологического изучения личностных характеристик сотрудников, способствующих развитию профессиональных деформаций. В настоящее время создано большое количество разнообразных диагностических инструментов, способных зарегистрировать фактически любое свойство человека, однако, даже получив результаты диагностики относительно интересующих его свойств, психолог зачастую плохо представляет себе, какого поведения следует ожидать от обследуемого, в чем проявятся или не проявятся эти его свойства. Впечатляющее высказывание В. И. Слободчикова было с пониманием воспринято больше десяти лет назад, но до сих пор диагностика сталкивается все с той же ситуацией, когда «на выходе… объемный симптомо-комплекс с неконтролируемой интерпретацией» <1>. ——————————— <1> Слободчиков В. И. Вопросы теории и диагностики психического развития // Вопр. психол. 1982. N 1. С. 19 — 28.

Проблема низкой прогностической способности психодиагностических инструментов является камнем преткновения как для пользователей, так и для разработчиков методик. Анализ научно-эмпирических работ по проблеме профессиональной деформации позволяет перечислить психодиагностические методики, применяемые для оценки основных показателей профессиональной деформации сотрудников ОВД: «Калифорнийский психологический опросник» (CPI), методика изучения «типа личности» и «вероятностных расстройств данного типа» Дж. Олдхэма и Л. Морриса (методика «Персональный автопортрет»), проективный портретный тест Л. Зонди; опросник психологических защит LSI (индекс жизненного стиля), адаптированный Л. Р. Гребенниковым; методика изучения ценностных ориентаций М. Рокича, адаптированная Д. А. Леонтьевым; методика определения склонности к отклоняющемуся поведению (А. Н. Орел); методика выявления симптомов профессионального или «эмоционального выгорания» и другие. Какова же прогностическая ценность получаемой диагностической информации и можно ли на ее основе предсказать поведение сотрудника в конкретной ситуации? Изучая данный перечень, нетрудно прийти к выводу: с помощью обозначенных методов возможно выявление лишь отдельных аспектов изучаемого феномена, единой технологии, предназначенной для диагностики профессиональной деформации сотрудников милиции, до настоящего времени не создано. При построении процесса психодиагностики профессиональной деформации сотрудника милиции целесообразно применение средств и методов с учетом феноменологической многоплановости данного явления, исходя из уникальности индивидуально-личностных особенностей каждого трудящегося человека, неповторимости ситуации его профессионального развития. Явление профессиональной деформации сотрудника милиции можно описать через большое количество индивидуальных проявлений: от подозрительности, эмоциональной ригидности, профессиональных стереотипов до физической агрессии и должностных преступлений. Профессиональная деформация — это изменение личностных качеств сотрудника, наступившее в процессе профессионализации, и важно понять, какое значение для профессионального развития сотрудника имеют те или иные проявления — адаптирующее или дезадаптирующее. Одной из задач психологического обеспечения деятельности ОВД является преодоление отрицательных проявлений профессиональной деформации, ведущих к дезадаптации. С целью прогноза поведения сотрудника в широком диапазоне трудовых ситуаций необходимо не только очертить круг негативных проявлений профессиональной деформации, но главное — создать критерии ее оценки. В качестве критериев профессиональной деформации сотрудника милиции можно выделить следующие: 1) особенности отношения к человеку как к предмету профессиональной деятельности (субъект-объектное отношение к другому); 2) произвольно-субъективная интерпретация нормопослушного поведения и нормативной регламентации служебной деятельности; 3) изменения в образе «Я» сотрудника (неадекватность самооценки; конфликт структур «Я-реальное» и «Я-идеальное»). Следующие критерии охватывают проявления профессиональных деформаций на границе областей профессиональной и личной жизни сотрудника: 4) профессиональное огрубление личности (ригидность и стереотипность); 5) перенос компонентов профессиональной деятельности в другие сферы личной жизни; 6) нарушение процесса самореализации. Углубленная интерпретация психодиагностических данных и прогноз поведения невозможны без использования большого объема информации о прошлом опыте человека, получаемой с помощью биографического метода, анализа документов, продуктов деятельности обследуемого. Заключительный этап анализа психодиагностических данных, доступных психологу, состоит в систематизации значимых показателей на основе формализованных критериев, которая является основой распределения сотрудников по уровням психологического здоровья. Необходимо уточнить, что психологическое здоровье предполагает устойчивое, адаптивное функционирование человека на витальном, социальном и экзистенциальном уровнях жизнедеятельности. К высшему креативному уровню можно отнести сотрудников с устойчивой профессиональной адаптацией, наличием резерва сил для преодоления стрессовых ситуаций и активным, творческим отношением к действительности, наличием созидательной позиции. Такие сотрудники не нуждаются в психологической помощи. К адаптивному уровню отнесем сотрудников, в целом адаптированных к профессиональной среде, овладевших профессиональной ролью и условиями ее осуществления, однако имеющих несколько повышенную тревожность. Такие сотрудники могут быть отнесены к группе риска, поскольку не имеют запаса прочности по преодолению негативных воздействий профессиональной среды и могут быть включены в групповую работу профилактически-развивающей направленности. К дезадаптивному уровню отнесем сотрудников, не способных достичь согласованности между собственными потребностями и требованиями, предъявляемыми профессиональной средой. Основными признаками дезадаптированности сотрудника являются: негативные изменения социально-психологических качеств, определяющих уровень самоуважения, чувства достоинства и ответственности; переживание сотрудником длительных внешних и внутренних конфликтов без нахождения адекватных средств для их разрешения. Сотрудники, отнесенные к данному уровню, нуждаются в индивидуальной психологической помощи. Низший уровень психологического здоровья — профессиональная деградация: нарушение закона, аморальность, асоциальное поведение или профессиональное бессилие — делает невозможной дальнейшую службу в ОВД. Знание индивидуальных особенностей сотрудников не только обеспечивает возможность прогнозирования их поведения в конкретных трудовых ситуациях, но также необходимо для обеспечения дифференцированного подхода к оказанию им психологической помощи. Любой вид психологической помощи не может быть свободен от теоретической модели формирования отклонений в развитии личности, а также определения желаемых или возможных изменений, которые претерпевает сотрудник в процессе работы с психологом. В настоящее время идут интенсивные процессы создания консультативной и психотерапевтической практики, исходя из принципа единства сознания и деятельности, изучения субъективной картины мира человека в единстве ее внутренних и внешних факторов и проявлений. Как показал анализ различных исследований по преодолению негативных явлений профессионализации (Е. Г. Лунина, М. В. Мальцева, И. В. Тихонова), психологическая помощь сотрудникам милиции основывается на следующих положениях: во-первых, ориентация на личность сотрудника как субъекта профессиональной деятельности; во-вторых, использование технологий развивающего взаимодействия, которые позволяют мобилизовать и совершенствовать индивидуальные психофизические возможности сотрудника. Отмечается актуальность применения различных форм активного группового обучения и психокоррекции с помощью технологий социально-психологического тренинга, в том числе методом деловой игры. Наиболее эффективной формой работы признается комплексная профилактика рассматриваемого явления, включающая меры психологического и непсихологического (социально-аналитического, организационно-управленческого и воспитательного) характера (С. Е. Борисова, К. Р. Такасаева). Каковы возможные пути психологического обеспечения профилактики профессиональной деформации личности сотрудников милиции? Назовем основные из них: — разработка индивидуальных стратегий преодоления профессиональных деформаций сотрудников милиции на основе результатов психодиагностики; — профилактика профессиональной дезадаптации начинающего специалиста, так как по результатам научных исследований 1 — 3 года службы являются сензитивным периодом возникновения профессиональных деформаций сотрудников; — повышение социально-психологической компетентности и аутокомпетентности сотрудников; — овладение приемами, способами саморегуляции эмоционально-волевой сферы и самокоррекции профессиональных деформаций; — повышение квалификации и переход в новую квалификационную категорию или на новую должность; — рефлексия профессиональной биографии и разработка альтернативных сценариев дальнейшего личностного и профессионального роста. Индивидуальный подход в виде специальной программы воспитательных или корректирующих воздействий на личность сотрудника является обязательным компонентом работы по профилактике и преодолению профессиональной деформации. Ее специфика в том, что профилактика и преодоление профессиональной деформации личности могут быть результативно осуществлены только самой личностью. Директивные меры в лучшем случае заставляют профессионально деформированного сотрудника изменить внешнее поведение, а проявления деформации будут принимать более скрытые и изощренные формы. Лучший противовес профессиональной деформации — положительный личностный смысл профессиональной деятельности и позитивный профессиональный и жизненный опыт в значимой для сотрудника сфере. Профессиональное развитие или профессиональная деформация? Как для себя сотрудник решит этот вопрос, во многом зависит именно от наличия (или отсутствия) у него реальной и значимой перспективы в сфере профессиональной деятельности. Здесь задача преодоления профессиональной деформации смыкается с задачей развития личности: развитие достоинств человека является лучшим способом преодоления его недостатков.

——————————————————————