Гарантии личной безопасности адвоката

(Дабижа Т. Г.) («Адвокат», 2013, N 10) Текст документа

ГАРАНТИИ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ АДВОКАТА

Т. Г. ДАБИЖА

Дабижа Татьяна Григорьевна, аспирантка Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ.

Статья Т. Г. Дабижа содержит анализ основных нормативных положений, касающихся обеспечения гарантий личной безопасности адвокатов. Автор приводит классификацию и определение каждой из указанных гарантий, выявляет пробелы законодательства и обосновывает предложения по их устранению. С учетом зарубежного опыта представлены основные выводы.

Ключевые слова: адвокат, гарантии, личная безопасность, меры безопасности, меры социальной поддержки, меры правовой защиты.

Гарантии личной безопасности адвоката, направленные на обеспечение его неприкосновенности, являются общепризнанными гарантиями адвокатской деятельности в международном праве. К Международным документам, регламентирующих защиту личной безопасности адвоката государством, относятся Основные принципы, касающиеся роли юристов, закрепляющие за правительствами стран обязанность обеспечить адвокатам возможность исполнять свои профессиональные обязанности без запугивания, препятствий, беспокойства и неуместного вмешательства <1>. Там, где безопасность адвокатов находится под угрозой в связи с исполнением профессиональных обязанностей, они должны быть адекватно защищены властями. ——————————— <1> Основные принципы, касающиеся роли юристов. Приняты восьмым Конгрессом ООН. Гавана, 1990. Пункты 16, 17 // www. un. org. ru.

В российском праве основным нормативным правовым актом, прямо указывающим на государственную защиту адвоката, членов его семьи и их имущества, является Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (п. 4 ст. 18) <2>. Существуют различные суждения по поводу рецепции данного нормативного положения другими подзаконными правовыми актами, что порождает нерешенность ряда вопросов, связанных с практическим применением данной нормы. К таким вопросам можно отнести неоднозначность формулировки и некоторых положений Федерального закона от 20 августа 2004 г. N 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства», регламентирующего меры государственной защиты адвокатов <3>. При сложившейся ситуации наличие в этом Законе данной нормы выглядит весьма условно, что позволяет говорить о ее декларативном характере. ——————————— <2> www. consultant. ru <3> www. consultant. ru

Необходимость государственной защиты обусловлена тем, что адвокат относится к группе лиц, чья профессиональная деятельность связана с определенным риском для жизни, здоровья <4>. Возложив на адвоката обязанность по обеспечению граждан квалифицированной юридической помощью в деле способствования целям правосудия, государство должно гарантировать безопасное осуществление адвокатом профессиональных обязанностей. ——————————— <4> См.: Габуния И. Т. Адвокат — опасная профессия. 2010 // www. gabunia-mka. ru; Опасная профессия // Новая адвокатская газета. 2009. N 3.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона N 119-ФЗ под государственной защитой понимается осуществление предусмотренных данным Законом мер безопасности, направленных на защиту жизни, здоровья и (или) имущества (далее — меры безопасности), а также мер социальной поддержки указанных в законе лиц (далее — меры социальной поддержки) в связи с их участием в уголовном судопроизводстве уполномоченными на то государственными органами. На основании статьи 3 Федерального закона от 20 апреля 1995 г. N 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» <5> под государственной защитой понимается применение мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья указанных в законе лиц, а также обеспечение сохранности их имущества; применение мер правовой защиты, предусматривающих в том числе повышенную уголовную ответственность за посягательство на их жизнь, здоровье и имущество; осуществление мер социальной защиты, предусматривающих реализацию установленного данным Законом права на материальную компенсацию в случае их гибели (смерти), причинения им телесных повреждений или иного вреда их здоровью, уничтожения или повреждения их имущества в связи с их служебной деятельностью. ——————————— <5> www. consultant. ru

Среди лиц, перечисленных непосредственно в названиях вышеприведенных федеральных законов, адвокат не значится. Тот факт, что адвокат не включен в перечень лиц, упомянутых в Федеральном законе «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов», свидетельствует о нежелании законодателя распространять на адвокатов те же повышенные меры государственной защиты, которые государство применяет по отношению к судьям; прокурорам, следователям; лицам, производящим дознание; лицам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность (т. е. участникам со стороны обвинения), а также к другим перечисленным в статье 2 указанного Закона лицам. К подобным мерам относится выдача означенным лицам, помимо специальных средств индивидуальной защиты и оповещения об опасности, служебного и боевого оружия в целях защиты своей жизни и здоровья. Существуют специальные законы, закрепляющие за некоторыми из указанных лиц право на ношение и хранение оружия в целях самообороны. Данным правом наделены судьи в силу положений пункта 2 ст. 9 Закона РФ N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», прокуроры в силу положений пункта 3 ст. 45 Федерального закона N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», сотрудники Следственного комитета РФ в силу положений пункта 4 ст. 37 Федерального закона N 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации». Резюмируя вышеизложенное, можно прийти к выводу, что адвокат, не являясь представителем государственной власти, не будет находиться под столь же мощной защитой государства, несмотря на возложенную на него публичную функцию по оказанию квалифицированной юридической помощи населению. Выдвигаются многочисленные предложения по включению адвоката в указанный Федеральный закон, не получившие пока законодательного одобрения. По прочтении Федерального закона «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» возникает закономерный вопрос об урегулировании проблемы государственной защиты адвокатов данным Федеральным законом. Согласно части 1 ст. 2 этого Закона государственной защите подлежат следующие участники уголовного судопроизводства: 1) потерпевший; 2) свидетель; 3) частный обвинитель; 4) подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, их защитники и законные представители, осужденный, оправданный, а также лицо, в отношении которого уголовное дело либо уголовное преследование было прекращено; 5) эксперт, специалист, переводчик, понятой, педагог и психолог; 6) гражданский истец, гражданский ответчик; 7) законные представители; представители потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и частного обвинителя. Здесь фигурирует защитник, которым является лицо, осуществляющее защиту прав и интересов подозреваемых и обвиняемых и оказывающее им юридическую помощь при производстве по уголовному делу. В качестве защитников допускаются адвокаты. По определению или постановлению суда в качестве защитника могут быть допущены наряду с адвокатом один из близких родственников обвиняемого или иное лицо, о допуске которого ходатайствует обвиняемый. При этом, как свидетельствует практика, только адвокаты защищают лиц, в отношении которых проводится проверка в рамках главы 52 УПК РФ. Однако закон не исключает, что данную функцию на основании судебного решения могут выполнять и иные лица <6>. ——————————— <6> См.: Колоколов Н. А. Актуальные проблемы защиты прав, свобод и законных интересов личности в уголовном процессе: в призме результатов мониторинга 2008 — 2009 гг. М.: Юрист, 2009.

Примечательно, что построение формулировки пункта 4 ч. 1 ст. 2 позволяет распространять действие данного Закона лишь на защитника (адвоката) подозреваемого, (адвоката) обвиняемого и (адвоката) подсудимого. Но защитники могут быть и у иных субъектов уголовного процесса. И в отношении таковых, несомненно, тоже иногда необходимо осуществлять государственную защиту. Уголовному процессу известен такой участник, как адвокат потерпевшего и (или) свидетеля (п. 6 ч. 4 ст. 56, ч. 5 ст. 189, ч. 6 ст. 192 УПК РФ), а также адвокат лица, в помещении которого проводится обыск (ч. 11 ст. 182 УПК РФ) <7>. ——————————— <7> Рыжаков А. П. Лица, подлежащие государственной защите. Комментарий к ст. 2 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства». 2007 // www. consultant. ru.

Пункт 7 ч. 1 ст. 2 Закона N 119-ФЗ позволяет распространять действие данного Закона также на представителей потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и частного обвинителя. В силу статей 45, 55 УПК РФ представителями указанных лиц могут быть адвокаты. При этом все указанные лица являются субъектами уголовного процесса. На основании анализа Закона «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» можно заключить, что адвокат не входит в число «иных участников уголовного судопроизводства», так как к этой категории относятся лица, перечисленные в главе 8 УПК РФ: свидетель, эксперт, специалист, переводчик, понятой. Адвокат же выступает участником уголовного судопроизводства со стороны защиты, что регламентирует глава 7 УПК РФ. Данное обстоятельство требует включения фигуры адвоката в название указанного Закона. Адвокат также не вписан отдельным пунктом в круг лиц, подлежащих государственной защите в соответствии с вышеприведенным Законом. Перечисленные недочеты порождают неоднозначность в вопросах применения мер государственной защиты к адвокатам, их близким родственникам, родственникам и близким лицам, на которых также распространяются меры по государственной защите в соответствии с частью 3 ст. 2 рассматриваемого Закона. К предусмотренным Законом N 119-ФЗ мерам безопасности относятся: личная охрана, охрана жилища и имущества; выдача оружия, специальных средств индивидуальной защиты и оповещения об опасности; временное помещение в безопасное место; обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемых лицах; перевод на другую работу (службу), изменение места работы (службы) или учебы; переселение на другое место жительства; замена документов, изменение внешности. К органам, принимающим решение о применении мер безопасности, относятся суд (судья), начальник органа дознания, руководитель следственного органа или следователь. К органам, осуществляющим меры безопасности, относятся МВД и ФСБ России <8>. ——————————— <8> Приказ МВД России от 21 марта 2007 г. N 281 «Об утверждении Административного регламента МВД России по исполнению государственной функции обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной защиты судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, безопасности участников уголовного судопроизводства и их близких»; Приказ ФСБ России от 3 февраля 2009 г. N 39 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы безопасности Российской Федерации по исполнению государственной функции по обеспечению государственной защиты потерпевших, свидетелей, иных участников уголовного судопроизводства и их близких».

Основанием применения мер безопасности являются данные о наличии реальной угрозы убийства защищаемого лица, насилия над ним, уничтожения или повреждения его имущества в связи с участием в уголовном судопроизводстве, установленные органом, принимающим решение об осуществлении государственной защиты. Порядок применения указанных мер определяются в том числе Постановлением Правительства РФ от 27 октября 2006 г. N 630 «Об утверждении Правил применения отдельных мер безопасности в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства». К предусмотренным Законом N 119-ФЗ мерам социальной поддержки относятся выплаты единовременных пособий, пенсии по случаю потери кормильца, пенсии по инвалидности, возмещение имущественного ущерба <9>. Основаниями применения мер социальной поддержки являются гибель (смерть) защищаемого лица, причинение ему телесного повреждения или иного вреда его здоровью в связи с его участием в уголовном судопроизводстве. ——————————— <9> Лицам, перечисленным в ст. 2 Федерального закона N 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов», помимо указанных компенсационных выплат подлежат уплате страховые суммы в связи с их обязательным государственным страхованием.

Таким образом, предусмотренные Законом N 119-ФЗ меры безопасности и меры социальной поддержки применяются в отношении только тех адвокатов, которые участвуют в уголовном судопроизводстве. К адвокатам, участвующим в иных видах судопроизводства (конституционном, гражданском, арбитражном, административном), указанные меры не применяются <10>. А ведь нередко на адвоката, занимающего принципиальную позицию по любой из перечисленных категорий дел, оказывается давление, влекущее реальную или потенциальную угрозу его личной безопасности либо безопасности его близких. ——————————— <10> Указанные меры государственной защиты подлежат применению по отношению к судьям всех судов общей юрисдикции и арбитражных судов, арбитражным заседателям, присяжным заседателям.

Реализация предусмотренных Законом N 119-ФЗ мер государственной защиты (мер безопасности и социальной поддержки) осуществляется за счет средств федерального бюджета и иных финансовых источников согласно утвержденной Государственной программе обеспечения безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства. Помимо предусмотренных Законом N 119-ФЗ мер безопасности и социальной поддержки в отношении адвокатов применяются меры правовой защиты, предусмотренные статьей 295, частями 2 — 4 ст. 296 УК РФ. Они заключаются в установлении повышенной уголовной, дисциплинарной и административной ответственности за посягательство на жизнь, здоровье, имущество защищаемых лиц, а равно их близких в связи с исполнением указанными лицами своих обязанностей. Российским законодательством предусмотрена уголовная ответственность за посягательство на жизнь лиц, осуществляющих правосудие или предварительное расследование (в число которых входит адвокат), а равно их близких в связи с рассмотрением дел или материалов в суде, производством предварительного расследования либо исполнением приговора, решения суда или иного судебного акта, совершенное в целях воспрепятствования законной деятельности указанных лиц либо из мести за такую деятельность. Совершение данного вида преступления наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет, либо пожизненным лишением свободы, либо смертной казнью (ст. 295 УК РФ). Угроза убийством, причинением вреда здоровью, уничтожением или повреждением имущества в отношении лиц, осуществляющих правосудие или участвующих в предварительном расследовании (к числу которых относится адвокат), наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет (ст. 296 УК РФ). Те же деяния, совершенные с применением насилия, не опасного для жизни или здоровья, наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок. Те же деяния, совершенные с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок от пяти до десяти лет. Французский законодатель предусматривает более широкий перечень составов преступлений в отношении адвоката, влекущих наступление уголовной ответственности. Каждый из таких составов предполагает наличие осведомленности виновного лица о статусе жертвы либо очевидность статуса жертвы. Так, убийство адвоката наказывается пожизненным лишением свободы (ст. 221-4 УК Франции); применение пыток и жестокого обращения в отношении адвоката наказывается лишением свободы на срок, составляющий пятнадцать лет (ст. 222-3 УК Франции); совершение насильственных действий, могущих повлечь наступление смерти, при отсутствии намерения убить, наказывается лишением свободы на срок, составляющий двадцать лет (ст. 222-8 УК Франции); совершение насильственных действий, повлекших увечья либо полную потерю работоспособности, наказывается лишением свободы на срок, составляющий пятнадцать лет (ст. 222-10 УК Франции); совершение насильственных действий, повлекших потерю работоспособности на срок более восьми дней наказывается тремя годами тюремного заключения и штрафом в размере 45000 евро (ст. 222-12 УК Франции); угроза убийством, причинением вреда здоровью, уничтожением или повреждением имущества адвоката наказывается двумя годами тюремного заключения и штрафом в размере 30000 евро (ст. 433-3 УК Франции); любые угрозы, попытки запугивания с целью оказания влияния на поведение адвоката при осуществлении им своих функций наказывается тремя годами тюремного заключения и штрафом в размере 45000 евро (ст. 434-8 УК Франции) <11>. ——————————— <11> Уголовный кодекс Франции (Code ) от 22 июля 1992 г. (с изм. от 6 февраля 2012 г.) // www. legifrance. gouv. fr.

Из трех возможных видов наказаний за совершение убийства первой степени Модельный уголовный кодекс США в главе 5 (ч. 5.1, разд. 11, п. 5.1.41) предусматривает максимальное наказание (смертную казнь) за совершение убийства при наличии отягчающих обстоятельств. К отягчающим обстоятельствам американский законодатель относит совершение убийства в отношении лица, участвующего в судебном разбирательстве, по смыслу пункта 3.6.1-d — практикующего юриста, действующего от имени клиента <12>. ——————————— <12> Модельный уголовный кодекс США (Model Criminal Code) 1st Edition. 28 May 2009 // www. scag. gov. au.

Приведенные примеры мер правовой защиты адвокатов, применяемых во Франции и США, в сравнении с российским законодательством свидетельствуют о большей степени защищенности адвоката как одного из участников судопроизводства, на что указывают более широкий подход у французского законодателя при определении видов преступлений, совершаемых в отношении адвоката и более суровые меры наказания, предусмотренные законодательством США. При этом стоить отметить положительные стороны в определении мер правовой защиты адвоката российским законодателем. Так, наличие в отношении адвоката мер правовой защиты отличает его от лиц, перечисленных в части 1 ст. 2 Закона N 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства», в отношении которых применение данных мер законом не предусмотрено, и сближает по данному основанию с лицами, перечисленными в статье 2 Закона N 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов». Указанные в статье 295, частях 2 — 4 ст. 296 УК РФ меры правовой защиты позволяют распространить их на адвокатов, участвующих в любом виде судопроизводства, так как Закон не содержит на этот счет каких-либо ограничений. Помимо указанных в Законе N 119-ФЗ мер государственной защиты (мер безопасности и социальной поддержки), к адвокатам применяются меры правовой защиты, что не нашло отражения в данном Законе. В то же время нельзя не отметить более низкую степень защиты личной безопасности адвоката по сравнению с судьями, лицами правоохранительных и контролирующих органов, выражающуюся в невозможности применения некоторых мер безопасности к адвокатам, как, например, ношение оружия в целях самообороны. Проведенный анализ свидетельствует о необходимости дальнейшей разработки теоретических, а также законодательных положений при совершенствовании уже имеющегося законодательства в целях разрешения актуального на сегодняшний день для российской адвокатуры вопроса обеспечения гарантий личной безопасности адвокатов.

Библиография

Основные принципы, касающиеся роли юристов. Приняты восьмым Конгрессом ООН. Гавана, 1990 г. // www. un. org. ru. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» // www. consultant. ru. Федеральный закон от 20 августа 2004 г. N 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» // www. consultant. ru. Габуния И. Т. Адвокат — опасная профессия. 2010 // www. gabunia-mka. ru; Опасная профессия // Новая адвокатская газета. 2009. N 3. Федеральный закон от 20 апреля 1995 г. N 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» // www. consultant. ru. Уголовно-процессуальный кодекс РФ // www. consultant. ru. Колоколов Н. А. Актуальные проблемы защиты прав, свобод и законных интересов личности в уголовном процессе: в призме результатов мониторинга 2008 — 2009 гг. М.: Юрист, 2009. Рыжаков А. П. Лица, подлежащие государственной защите. Комментарий к статье 2 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства». 2007 // www. consultant. ru. Приказ МВД России от 21 марта 2007 г. N 281 «Об утверждении Административного регламента МВД России по исполнению государственной функции обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной защиты судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, безопасности участников уголовного судопроизводства и их близких». Приказ ФСБ России от 3 февраля 2009 г. N 39 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы безопасности Российской Федерации по исполнению государственной функции по обеспечению государственной защиты потерпевших, свидетелей, иных участников уголовного судопроизводства и их близких». Уголовный кодекс Франции (Code ) от 22 июля 1992 г. (с изм. от 6 февраля 2012 г.) // www. legifrance. gouv. fr. Модельный уголовный кодекс США (Model Criminal Code) 1st Edition. 28 May 2009 // www. scag. gov. au.

——————————————————————

Название документа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *