Информационное содержание детективных услуг: гражданско-правовой аспект

(Ситдикова Л. Б.) («Юрист», 2010, N 11)

ИНФОРМАЦИОННОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДЕТЕКТИВНЫХ УСЛУГ: ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ

Л. Б. СИТДИКОВА

Ситдикова Любовь Борисовна, заведующая кафедрой гражданского права и процесса Российского государственного социального университета, доктор юридических наук, доцент.

В статье анализируются вопросы становления института детективных услуг, их современное состояние, а также место детективных услуг в системе гражданско-правовых обязательств. На основе анализа действующего законодательства сделан вывод, что информация является структурным элементом в сфере оказания детективных услуг, сутью которых является поиск носителей необходимой информации и предоставление сведений заказчику на основании договора возмездного оказания детективных услуг.

Ключевые слова: детектив, детективные услуги, детективная деятельность, информационные и консультационные услуги, договоры возмездного оказания детективных услуг.

Information contents of detective services: civil-law aspect L. B. Sitdikova

The article analyses the issues of formation of the institute of detective services, their contemporary state and also the place of detective services in the system of civil-law obligations. On the basis of analysis of current legislation the author makes a conclusion that the information is a structural element in the sphere of rendering of detective services, the essence of which is the search of carriers of necessary information and provision of information to the customer on the basis of contract of compensated rendering of detective services.

Key words: detective, detective services, detective activity, informational and consulting services, contracts of compensated rendering of detective services.

Развернувшееся в 1990-е годы в России формирование полноценной рыночной системы существенно изменило процессы, протекающие в сфере социально-экономической жизни страны, которые в главном были связаны с кардинальной трансформацией отношений собственности и развитием предпринимательства. При этом появление новых субъектов экономической деятельности протекало достаточно сложно, как в силу определенной инерции общественного сознания, так и в силу заметного отставания в формировании новой правовой системы в России, призванной обеспечить условия для формирования в стране правового государства, стоящего на страже интересов как бизнеса, так и отдельных граждан. Тем не менее процесс построения правового государства данного периода потребовал совершенствования всех общественных отношений, и в первую очередь отношений, обеспечивающих личную безопасность граждан, защиту их жизни, здоровья и частной собственности, как того требует Конституция Российской Федерации. Следует отметить, что в настоящее время идет процесс становления комплексного межотраслевого правового института частной детективной деятельности. Формирование его сдерживается несовершенством законодательной базы, не обеспечивающей достаточную полноту и согласованность механизмов регулирования этой сферы деятельности. Практика также показывает, что детективная деятельность не может основываться исключительно на рыночных механизмах саморегулирования. Опережающее развитие частного права в сравнении с публичным влечет деформацию правовой системы, включая нормативное регулирование детективной деятельности, снижает организующее влияние государства. В связи с этим, по нашему мнению, необходим поиск путей совершенствования государственного регулирования детективной деятельности, обеспечения в нем оптимального соотношения гражданско-правового и публично-правового начал. Профессия частного детектива распространена и пользуется уважением во всем мире. Но даже сегодня в различных государственных формированиях ее игнорируют, терпят или запрещают, в зависимости от степени демократизации той или иной страны. В диктатурах профессия частного детектива, как правило, запрещена или уподоблена вспомогательной полиции. Деятельность таких организаций осуществляется людьми, имеющими отношение (а значит, и связи) к органам власти или официальным службам (бывшие полицейские, бывшие члены разведывательных служб и т. п.). Так, в Европе профессия частных детективов признана Директивой Европейского сообщества 1967 г., которая гарантирует свободу предпринимательства во всех странах — членах ЕС. Ни одна страна не может запретить или ограничить права частного предпринимателя, не будучи при этом не осужденной Европейским судом. Профессия частного детектива (следователя) имеет строго регламентированные рамки и требования в некоторых европейских странах, таких, как Испания, Франция, Австрия и Бельгия. Например, в Бельгии детективы обладают профессиональным удостоверением личности, которое они должны предъявить по запросу властей, клиентов или третьих сторон: «…в процессе работы частный детектив должен всегда иметь при себе идентификационную карту, а также обязан предъявить эту карту по первому требованию представителя правоохранительных или специальных служб, а также клиента» <1>. ——————————— <1> Закон о безопасности N 23/1992 от 30 июля 1992 г. («Ley de Seguridad privada») и Королевский декрет N 2364/94, N 2364/94 «Урегулирование (регламентация) вопросов частной безопасности» — «Reglamento de Seguridad Privada» — («reglement sur las ecurite privee»).

В Испании разрешение на занятие детективной деятельностью выдается Министерством внутренних дел. При этом существуют четкие требования к лицам, желающим заняться этим видом деятельности: — кандидат должен быть совершеннолетним, физически и психически здоровым, обладать определенными знаниями для осуществления данного вида деятельности; — кандидат обязан сдать экзамен на профпригодность и иметь официальный диплом частного детектива. Выдача такого диплома осуществляется после прохождения специального курса обучения и достижения определенного уровня знаний и умений. В Герцогстве Люксембургском, напротив, профессия частного детектива несовершенна. Однако охранные фирмы обязаны получить разрешение от Министерства юстиции (Закон от 12 ноября 2002 г. и Декрет Великого герцога от 22 августа 2003 г. о деятельности частных охранных фирм). В письме от 23 октября 2007 г. к Федеральному союзу следователей частного права Министр юстиции Великого Герцогства Люксембург подтверждает, что «профессия детектива не регламентирована люксембургским законодательством. Для занятия детективной деятельностью достаточно иметь коммерческое разрешение согласно Закону от 28 декабря 1988 г. «О коммерческой деятельности». В Дании Закон о детективной деятельности был отменен, и стать частным детективом может любое лицо. Если прибегнуть к опыту США, то частная детективная деятельность регулируется законами каждого штата. В некоторых штатах для занятия данной деятельностью не требуется получения какого-либо разрешения (Алабама, Аляска, Колорадо, Айдахо, Миссисипи, Миссури, Южная Дакота). В других требуется подтверждение кредитоспособности, а также опыт работы в данной сфере, который должен быть: не менее 3 лет или 6000 часов в сфере проведения расследований, наличие специального образования (уголовное право, знания о правосудии, криминалистика и т. п.), подтвержденное специальным дипломом. Контролируется данная деятельность Департаментом юстиции и Федеральным бюро расследований <2>. ——————————— <2> Закон о безопасности N 23/1992 от 30 июля 1992 г. («Ley de Seguridad privada») и Королевский декрет N 2364/94, N 2364/94 «Урегулирование (регламентация) вопросов частной безопасности» — «Reglamento de Seguridad Privada» — («reglement sur las ecurite privee»).

В настоящее время в России услуги, оказываемые детективными агентствами, также пользуются большим спросом как у граждан, так и у юридических лиц. Особенность данной деятельности состоит в поиске сведений, в которых нуждается заказчик. Правовое регулирование в сфере частного сыска осуществляется в рамках отдельного гражданско-правового института, который представляет собой особую совокупность норм, регулирующих на основе ряда общеправовых, отраслевых (гражданско-правовых) и институционных принципов имущественные и неимущественные отношения, возникающие при оказании сыскных или охранных услуг. Принципами правового института, регулирующего отношения в сфере частной детективной (сыскной) деятельности, являются: а) конфиденциальность; б) взаимодействие сыскных и охранных организаций с правоохранительными органами; в) необходимость определенного профессионального уровня работников сыскных и охранных организаций; г) недопустимость применения способов и средств, нарушающих права и свободы граждан; д) ограниченное применение огнестрельного оружия и специальных средств. Правовым механизмом обеспечения деятельности органов внутренних дел в сфере лицензирования и контроля за частной детективной (сыскной) деятельностью выступают нормы административного права, поскольку государство в целом и его отдельные органы (прежде всего, милиция как функциональная часть правоохранительной системы) при осуществлении нормативно-правового регулирования играют решающую роль в формировании и функционировании данной деятельности. Частная детективная деятельность отличается от правоохранительной деятельности, осуществляемой государственными органами, по следующим признакам: а) частная детективная деятельность осуществляется на договорной основе и рассчитана на получение прибыли; б) частная детективная деятельность базируется на договорных отношениях, где четко определены пределы и время возникновения и прекращения этих отношений; в) лица, осуществляющие частную сыскную деятельность, не наделены полномочиями должностных лиц правоохранительных органов и в случае нарушения своих обязанностей несут ответственность в ином порядке, нежели должностные лица государственных правоохранительных органов; г) частная детективная деятельность носит в основном превентивный характер. Компетенция данных структур заканчивается (переходит к государственным правоохранительным органам) в случае совершения преступных действий в отношении клиента <3>. ——————————— <3> Солнышкова О. В. Соотношение частной охранной и детективной и правоохранительной деятельности // Журнал российского права. 2001. N 9.

Специальным законодательным актом в сфере детективной деятельности является Закон «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» <4> (далее — Закон о детективной деятельности), согласно которому частной детективной (сыскной) деятельностью является оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам предприятиями, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел, в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов. ——————————— <4> Закон РФ от 11 марта 1992 г. N 2487-1 (в ред. от 18.07.2006) // ВСНД РФ и ВС РФ. 1992. N 17. Ст. 888; СЗ РФ. 2006. N 30. Ст. 3294.

В ст. 3 Закона перечислены виды услуг, которые разрешается предоставлять в целях сыска: сбор сведений по гражданским и уголовным делам, при этом особенностью сбора сведений по уголовным делам является обязательное срочное (в течение суток) уведомление компетентного лица, в чьем производстве находится дело; сбор сведений об отдельных лицах при заключении с ними контрактов с их письменного согласия; сбор информации в сфере предпринимательской деятельности; поиск без вести пропавших граждан и утраченного имущества. Для фиксации полученных данных допускается использование видео — и аудиозаписи, кино — и фотосъемки, технических и иных средств, а также средств оперативной радио — и телефонной связи. Использование разрешенных средств не должно причинять вред жизни и здоровью граждан и окружающей среде. В детективной деятельности широкое распространение получило и оказание консультационных услуг по вопросам устранения негативных явлений, выявленных при проведении сыска. Осуществляя детективную деятельность, детектив вправе выполнять сыскные действия, перечень которых закреплен в ст. 5 Закона о детективной деятельности, при обязательном соблюдении ограничений, содержащихся в ст. 7 названного Закона. Таким образом, законодатель, с одной стороны, определяет самостоятельность и независимость (автономность) частной детективной деятельности, а с другой — подчеркивает обязательность осуществления этого вида деятельности в ограничительных рамках действующего законодательства. Необходимо заметить, что появление детективной деятельности в конце 80-х — начале 90-х годов XX столетия было обусловлено возникновением необходимости информационного обеспечения в сфере предпринимательской деятельности, а также защитой интересов как граждан, так и юридических лиц в гражданском и уголовном процессе путем сбора и предоставления информации в их интересах. Специфика данного вида деятельности, особенности ее правового режима были прописаны в Законе о детективной деятельности. В научной литературе вопрос о частной детективной деятельности исследовался в работах ряда авторов, которые неоднократно затрагивали проблемы правового регулирования частной детективной деятельности и определения ее места в системе гражданско-правовых обязательств <5>. Однако в трудах большинства авторов информационный характер детективных услуг оставался за пределами исследования. ——————————— <5> Осин В. В. Частные детективные и охранные предприятия: деятельность и пути ее совершенствования // Право и экономика. 1997. N 11-12. С. 15; Саркисов М. Л. Детективные агентства // Главбух. 2002. N 18. С. 31; Конюшкина Ю. А. Проблемы законодательства о частной детективной деятельности в Российской Федерации // Юрист. 2003. N 9. С. 14; Землянов В. М. Основы сыскного ремесла. Минск, 2004. С. 112 — 158; Ситдикова Л. Б. Нормативно-правовое и договорное регулирование отношений на возмездное оказание информационных услуг: Монография. М.: ИГ «Юрист», 2007. С. 113 — 116; Толстой В. С. Гражданское информационное право. М.: Изд-во Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, 2009. С. 260 — 262 и др.

Закон о детективной деятельности, определив ее как деятельность по оказанию возмездных услуг на договорной основе, тем самым подчеркнул ее правовую природу «услуги», в то же время нечеткость и неполнота формулировок допускают ее двоякое толкование. Так, например, в литературе встречаются суждения об отнесении детективных услуг к информационным, учитывая их информационное содержание. Следует обратить внимание и на точку зрения, высказанную в проекте Закона «О негосударственной (частной) сыскной деятельности в РФ», представленную депутатами для рассмотрения в Государственную Думу, где частная сыскная деятельность рассматривается как разновидность розыскной, юридической деятельности, а ее содержанием является сбор сведений в рамках оказываемых сыскных услуг. С предложенным подходом трудно согласиться по следующим основаниям. Если исходить из ст. 1 Закона, то необходимо отметить, что законодатель определяет детективную деятельность как возмездное оказание услуг, т. е. речь идет об услугах фактического характера, подпадающих под регулирование норм гл. 39 ГК РФ. В то время как услуги юридического характера, как нами было отмечено выше, раскрываются через фигуру посредника и регулируются нормами гл. 49, 51, 52 ГК РФ. Исходя из того что детективная деятельность должна осуществляться от имени услугодателя — детектива, то предложенное понимание детективных услуг как разновидности юридической деятельности не согласуется с нормами гл. 39 ГК РФ. Учитывая, что детективная деятельность предполагает информационное обеспечение предпринимательских видов деятельности, а также получение необходимой информации в целях защиты интересов граждан и юридических лиц, было бы правильнее отнести ее к информационной сфере деятельности, а самостоятельное законодательное регулирование детективной деятельности, по нашему мнению, обусловливается особым правовым режимом информации, задействованным в ее информационном обеспечении. Так как информационное обеспечение является важнейшей составляющей в работе детектива, необходимо выделить основные источники его формирования (информационное содержание) в договоре возмездного оказания детективных услуг. Заключая договор на оказание услуг, детектив четко должен обозначить его предмет (описать услугу, которую от него желает получить клиент), т. е. определить, какая информация ему нужна для исполнения этой услуги. Следует признать, что традиционными источниками информации детектива являются люди и документы. Это прежде всего лица — носители информации, осведомленные о фактах и событиях, интересующих детектива. С учетом характера потребности, нужных личных деловых и информационных качеств источника, детектив подыскивает человека, чтобы привлечь его к сотрудничеству в качестве источника нужной информации. Именно поэтому В. М. Землянов <6> выделяет две категории лиц, выступающих в качестве информаторов детектива: доверенные лица (доверительные помощники) — это лица, постоянно сотрудничающие с детективом; оперативные (доверительные) контакты — это источники, которые в оперативном режиме на доверительной основе выполняют отдельные просьбы детектива. Для примера следует остановиться на такой детективной услуге, как выявление фактов и обстоятельств незаконного получения кредита. Детектив, не зная всех тонкостей кредитных отношений, привлекает на доверительной основе (как правило, возмездной) из числа специалистов в области кредитной политики банков, которые могли бы дать в случае необходимости профессиональную консультацию. ——————————— <6> Землянов В. М. Указ. соч. С. 114.

Следующим источником информации детектива являются документы — материальный носитель с зафиксированной на нем информацией в виде текста, звукозаписи (фонограммы), изображения или их сочетания. Извлечение нужной информации из документов становится возможным при условии, что детектив получил к ним доступ. Всю информацию, относящуюся к источникам в детективной деятельности, можно подразделить на две категории: внешняя и внутренняя. К внешним источникам относятся: нормативные документы общего и частного характера, периодика, книги, статистические обзоры, справочники, материалы, коммерческая информация и т. д. Другая категория источников носит характер внутренних и состоит, например, из отчетности фирмы, отражающей показатели текущего сбыта, сумм издержек, объемов материальных запасов, движений денежной наличности, данных о дебиторской и кредиторской задолженности и т. д. Как правило, большинство частных детективных служб создают свои информационные системы, позволяющие им не только получать необходимые сведения о клиенте, но и проводить анализ перспектив развития заключаемых сделок. В них содержится как официальная информация, например Банка России, так и информация, полученная из других источников (внешняя и внутренняя информация). Создав определенную информационную базу, детектив осуществляет свою деятельность, по завершении которой обязан представить клиенту письменный отчет о результатах проделанной работы <7>. К отчету также должны быть приложены уточненный расчет гонорара и расходы частного детективного предприятия. Сведения, содержащиеся в материалах (отчете), могут использоваться в доказывании по уголовным, гражданским и арбитражным делам в соответствии с положениями процессуального законодательства, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств. ——————————— <7> Договор на оказание детективных услуг должен предусматривать обязанность частного детективного предприятия предоставить клиенту письменный отчет о результатах проделанной работы (см.: Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 06.12.2006 по делу N А28-2568/2006-20/12 // КонсультантПлюс: СудебнаяПрактика).

Организации, оказывающие частные детективные и охранные услуги по роду своей деятельности, получают, перерабатывают, хранят и используют во многом одну и ту же информацию о своем клиенте, имеющую конфиденциальный характер и высокую коммерческую ценность. При таких обстоятельствах, как указывает О. В. Солнышкова, отношения клиента и исполнителя носят доверительный характер, и для клиента крайне важно сократить круг лиц, имеющих доступ к конфиденциальной информации <8>. ——————————— <8> Солнышкова О. В. Специальная правоспособность субъектов частной детективной и охранной деятельности // Юрист. 2001. N 9. С. 22.

Рассмотренное выше свидетельствует, что информация в настоящее время является доминирующим фактором в любом виде деятельности, в том числе в сфере оказания услуг детективного характера, сутью которых является поиск носителей нужной информации (людей, документов), а также средств связи, предметов и т. д. и предоставление их заказчику на основании договора возмездного оказания детективных услуг.

——————————————————————