Административно-правовое регулирование национальной безопасности

(Ниязматова М. А.) («Административное и муниципальное право», 2010, N 10)

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

М. А. НИЯЗМАТОВА

Ниязматова Мадина Агзамджановна, аспирант Российской академии государственной службы при Президенте РФ.

В статье рассмотрены ключевые проблемы национальной безопасности Российской Федерации в свете новой Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.

Ключевые слова: безопасность, интересы, общественная безопасность, национальная безопасность, государственная, стратегия, обеспечение, система, регулирование.

Administrative legal regulation of national security M. A. Niyazmatova

The article includes analysis of key problems of national security of the Russian Federation in the light of new Strategy of National Security of the Russian Federation till 2020.

Key words: security, interests, security of society, national security, state, strategy, guarantees, system, regulation.

Термин «национальная безопасность» («national security») был введен президентом Т. Рузвельтом в 1904 г. До 1947 г. он употреблялся для характеристики обороны и только после Второй мировой войны стал рассматриваться как понятие, интегрирующее главные цели внутренней, внешней и военной политики <1>. ——————————— <1> См.: Петровский В. Доктрина национальной безопасности в глобальной стратегии США. М., 1980. С. 15.

В науке существует довольно большая литература по проблематике национальной безопасности <2>. В ней обстоятельно рассмотрены понятия национальной безопасности на различных этапах исторического развития, внутренние и внешние угрозы национальной безопасности, сущность и структура национальных интересов, механизмы защиты национальной безопасности и ряд других проблем. ——————————— <2> См.: Андриченко Л. В. и др. Национальная безопасность Российской Федерации: проблемы укрепления государственно-правовых основ // Журнал российского права. 2005. N 2; Алехнович С. О. Основные направления формирования системы правового обеспечения региональной безопасности Российской Федерации // Законодательство и экономика. 2002. N 12; Бельков О. А. Понятийно-категорический аппарат концепции национальной безопасности // Безопасность: Информационный сборник. 1994. N 3 (19). С. 91; Гущин В. З. Национальная безопасность и гражданские права // Законы России: опыт, анализ, практика. 2007. N 1; Вишняков В. Г. О методологических основах правового регулирования проблем безопасности Российской Федерации // Журнал российского права. 2005. N 9; Вишняков В. Г., Мамонов В. В. Понятие и место национальной безопасности в системе конституционного строя России // Журнал российского права. 2003. N 6; Редкоус В. М. Предпосылки осуществления сравнительно-правового анализа законодательств государств — участников СНГ в области обеспечения национальной безопасности // Журнал российского права. 2007. N 11; Степашин С. В. Безопасность человека и общества (политико-правовые аспекты). СПб., 1994; Шуберт Т. Э. Нормативно-правовое регулирование вопросов безопасности // Журнал российского права. 1999. N 11 и др.

Анализ этой литературы позволяет сделать вывод, что в отечественном законодательстве и научной литературе пока не выработан единый понятийный аппарат в сфере обеспечения безопасности РФ. Это обстоятельство нередко приводит к неоднозначному пониманию содержания различных дефиниций в теории и создает проблемы в правоприменительной практике. Так, Закон РФ «О безопасности» 1992 г. рассматривает безопасность как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства <3>. В Конституции РФ используются такие понятия, как «безопасность государства» (ст. ст. 13 и 55), «государственная безопасность» (ст. 114), «безопасность» (ст. 71), «общественная безопасность», «экологическая безопасность» (ст. 72). ——————————— <3> См.: Ведомости РФ. 1992. N 15. Ст. 769.

С 1997 г. стал использоваться термин «национальная безопасность Российской Федерации», под которым понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации <4>. Данный термин первоначально вызвал немало споров из-за смыслового различия, вкладываемого в определение «национальный» в многонациональном государстве. Однако сейчас этот термин прочно вошел в научный оборот. ——————————— <4> См.: Концепция национальной безопасности РФ, утвержденная Указом Президента РФ от 10 января 2000 г N 24 // СЗ РФ. 2000. N 2. Ст. 1.

Однако мир не стоит на месте. В международных отношениях, во внутренней политике многих государств в XXI в. наметились новые тенденции. Развитие мира идет по пути глобализации всех сфер международной жизни. Между государствами обострились противоречия, связанные с неравномерностью развития углублением разрыва между уровнями благосостояния стран. Возросла уязвимость всех членов международного сообщества перед лицом новых вызовов и угроз. В результате укрепления новых центров экономического роста и политического влияния складывается качественно новая геополитическая ситуация. Формируется тенденция к поиску решения имеющихся проблем и урегулированию кризисных ситуаций на региональной основе без участия нерегиональных сил. Большинство из этих проблем еще не было предметом научного исследования. Переход от блокового противостояния к принципам многовекторной дипломатии, а также ресурсный потенциал России и прагматичная политика его использования расширили возможности Российской Федерации по укреплению ее влияния на мировой арене. Российская Федерация обладает достаточным потенциалом для того, чтобы рассчитывать на создание в среднесрочной перспективе условий для ее закрепления в числе государств — лидеров в мировой экономике на основе эффективного участия в мировом разделении труда, повышения глобальной конкурентоспособности национального хозяйства, оборонного потенциала, уровня государственной и общественной безопасности. Сохранение этой роли требует постоянного внимания российского государства и общества к национальным интересам страны, к ее национальной безопасности. Для защиты этих интересов в нашей стране создана прочная правовая база: Федеральным Собранием приняты Федеральные Конституционные и Федеральные законы, а Президентом РФ и Правительством России изданы нормативные и правовые акты, регулирующие правоотношения в различных сферах национальной безопасности. Прежде всего, это законы, регулирующие режим чрезвычайного и военного положения, регламентирующие деятельность спецслужб и правоохранительных органов в современных условиях, а также законы о борьбе с терроризмом, экстремизмом, легализацией доходов, полученных незаконным путем. В целом правовое регулирование вопросов по отдельным видам безопасности осуществляется на основании более чем 70 федеральных законов и 200 указов Президента РФ, около 500 постановлений Правительства РФ, а также других подзаконных актов. Большинство из них носят фрагментарный характер, касаются частных угроз и порождают локальные, разрозненные массивы правовых норм, относящиеся к различным отраслям права. Последнее связано с тем, что вопросы государственной безопасности пронизывают фактически все сферы общественных отношений и объективно могут быть предметом регулирования в любой из существующих отраслей права <5>. ——————————— <5> См.: Национальная безопасность РФ: проблемы укрепления государственно-правовых основ // Журнал российского права. 2005. N 2.

Ратифицированы многие международные акты, регулирующие участие России в обеспечении международной и региональной безопасности: Хартия Шанхайской организации сотрудничества, Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом; в рамках СНГ — Устав Организации Договора о коллективной безопасности, Соглашение о правовом статусе Договора о коллективной безопасности, Соглашение о правовом обеспечении формирования таможенного союза и единого экономического пространства. Однако специфика состояния системы правовых актов в сфере национальной безопасности заключается в том, что по основополагающим направлениям отсутствуют федеральные законы, а наиболее актуальные правоотношения регулируются так называемыми актами «второго уровня»: Военной доктриной, Доктриной информационной безопасности, Морской доктриной РФ, Концепцией внешней политики, Основами пограничной политики, Основами политики РФ в области военно-морской деятельности на период до 2010 г. и другими документами. В 2009 г. Президент РФ Д. А. Медведев утвердил важнейший концептуальный документ в этой области Стратегию национальной безопасности РФ до 2020 г. Утвержденная Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. N 537, Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 г. является политико-правовым документом, определяющим систему стратегических приоритетов, целей и мер в области внутренней и внешней политики, определяющих состояние национальной безопасности и показатели устойчивого развития государства на долгосрочную перспективу Стратегия пришла на смену Концепции национальной безопасности 1997 г. (в редакции Указа Президента РФ от 10.01.2000). В Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 г. отмечается, что «национальные интересы Российской Федерации на долгосрочную перспективу заключаются: — в развитии демократии и гражданского общества, повышении конкурентоспособности национальной экономики; — в обеспечении незыблемости конституционного строя, территориальной целостности и суверенитета РФ; — в превращении Российской Федерации в мировую державу, деятельность которой направлена на поддержание стратегической стабильности и взаимовыгодных партнерских отношений в условиях многополярного мира» <6>. ——————————— <6> См.: Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 г. // СЗ РФ. 2009. N 20. Ст. 2444.

Системный анализ определяемых Стратегией стратегических приоритетов национальной безопасности (пп. 23 — 24) позволяет говорить о признании в качестве основных приоритетов национальной обороны, государственной и общественной безопасности. В качестве иных приоритетов поименованы приоритеты устойчивого развития: повышение качества жизни российских граждан путем гарантирования личной безопасности, экологический рост, экология живых систем и др. В качестве источников угроз национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности (п. 37 Стратегии) указаны: разведывательная деятельность иностранных государств, многообразные формы террористической деятельности; экстремизм; деятельность транснациональной преступности, связанной с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, а также оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ; сохраняющийся рост преступных посягательств против личности, собственности, государственной власти, общественной и экономической безопасности, а также связанной с коррупцией. К главным и иным направлениям государственной политики в этой области совершенно оправданно отнесены (пп. 38, 39 Стратегии): усиление роли государства в качестве гаранта безопасности личности, совершенствование нормативного правового регулирования предупреждения и борьбы с преступностью, повышение эффективности деятельности правоохранительных органов и спецслужб, создание единой государственной системы профилактики преступности и иных правонарушений и некоторые другие. Новые ориентиры в сфере национальной безопасности, сформулированные в Стратегии, — важный шаг в развитие России как демократического государства, уважаемого члена международного сообщества.

Библиографический список

1. Андриченко Л. В. и др. Национальная безопасность Российской Федерации: проблемы укрепления государственно-правовых основ // Журнал российского права. 2005. N 2. 2. Алехнович С. О. Основные направления формирования системы правового обеспечения региональной безопасности Российской Федерации // Законодательство и экономика. 2002. N 12. 3. Гущин В. З. Национальная безопасность и гражданские права // Законы России: опыт, анализ, практика. 2007. N 1. 4. Вишняков В. Г., Мамонов В. В. Понятие и место национальной безопасности в системе конституционного строя России // Журнал российского права. 2003. N 6. 5. Вишняков В. Г. О методологических основах правового регулирования проблем безопасности Российской Федерации // Журнал российского права. 2005. N 9. 6. Шуберт Т. Э. Нормативно-правовое регулирование вопросов безопасности // Журнал российского права. 1999. N 11.

——————————————————————