Национальные интересы в Концепции национальной безопасности России: проблемы теории и практики

(Пономарев Н. Н.)

(«Общество и право», 2010, N 4)

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ В КОНЦЕПЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ

Н. Н. ПОНОМАРЕВ

Пономарев Никита Николаевич, соискатель кафедры теории и истории права и государства Краснодарского университета МВД России.

В статье исследуются категории «интерес» и «национальный интерес» с точек зрения отечественных и зарубежных юристов, а также официальных документов (Концепции национальной безопасности Российской Федерации). Рассматриваются жизненно важные интересы личности, общества и государства, анализируется соотношение интересов гражданского общества и государства.

Ключевые слова: интерес, государство, общество, национальный интерес, национальная безопасность, жизненно важные интересы общества.

The article investigates the category «the interest» and «the national interest» in terms of Russian and foreign lawyers, as well as official documents (National Security Concept of the Russian Federation). Addresses the vital interests of the individuals, society and state, analyzed the ratio of the interests of civil society and state.

Key words: the interest, the state, the society, the national interest, the national security, the vital interests of society.

Категории «интерес» и «национальный интерес» являются фундаментальными категориями теоретического государствоведения и правоведения.

Интересы выступают как осознанные субъектом потребности, которые обусловлены национально-культурными особенностями и сформировавшимися ценностями, социально-экономическим и политическим устройством общества на определенном этапе его исторического развития. Формирование интересов представляет собой довольно сложный процесс осознания потребностей.

Интерес (от лат. interest — «имеет значение», «важно») — реальная причина действий, событий, свершений, стоящая за непосредственными побуждениями (потребностями, мотивами, помыслами, идеями) участвующих в этих действиях индивидуумов, социальных групп, классов и государств.

Наиболее значимыми в научной литературе выступают жизненно важные интересы личности, жизненно важные интересы государства и жизненно важные интересы общества [1]. Целесообразно выделять и национальные интересы.

Термин «национальные интересы» в отечественной научной литературе стал употребляться сравнительно недавно и трактуется неоднозначно [2]. В то же время для многих зарубежных исследователей-юристов и практиков-политиков, например из США, его значение практически давно однозначно — «национальные интересы» адекватны «государственным интересам».

В отечественной научной литературе широкое распространение получило утверждение, что национальные интересы — это объективно существующие, осознанные потребности, ценности и установки личности, общества и государства, связанные с обеспечением безопасности во всех сферах жизнедеятельности общества, его устойчивого и динамичного развития на длительную перспективу [3]. Представления о национальных интересах получили закрепление и в официальных документах. «Национальные интересы России — это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах, — отмечается в Концепции национальной безопасности Российской Федерации. — Они носят долгосрочный характер и определяют основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства. Национальные интересы обеспечиваются институтами государственной власти, осуществляющими свои функции в том числе во взаимодействии с действующими на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации общественными организациями» [4].

Однако в соответствии с этнологическим подходом к феномену «нация» категория «национальные интересы» может рассматриваться и в узком смысле. Там, где национальные интересы рассматриваются как интересы этнической общности, народности (национальности), проблема соотношения государственного и национального интересов приобретает иное значение, а такой ее аспект, как соотношение государственного и национального суверенитетов, является ключевым в решении вопросов национально-государственного устройства [5]. Здесь особое значение приобретают вопросы формы государственного устройства [6].

Национальные интересы имеют объективно-субъективную природу. Объективная природа обусловлена реальными потребностями личности, общества и государства в обеспечении экономической, политической, социальной и духовно-нравственной стабильности в обществе [7], прочного внутреннего и внешнего суверенитета Российского государства, его территориальной целостности и международного авторитета. Субъективная сторона национальных интересов состоит в том, что их носителями и конкретными выразителями являются индивиды (личности), государство и общество с присущими только им социальными ценностями и потребностями, устремлениями и установками в обеспечении эффективной безопасности во всех сферах жизнедеятельности [8].

Государство является гарантом безопасности личности и общества. Государство посредством реализации своей социальной и иных функций обеспечивает безопасность личности и всего общества. Выполнение функций субъекта обеспечения безопасности личности определяло надклассовый характер государства, которое должно в равной степени заботиться о соблюдении интересов всех слоев общества с помощью права.

Интересы гражданского общества и государства не всегда и не во всем совпадают: общество может предъявлять завышенные требования к государству, и наоборот, государство, призванное выражать и защищать интересы общества, не всегда с этим справляется [9]. Это может привести к возникновению определенных противоречий и даже, в случае их обострения, к конфронтации между обществом и государством, что ослабляет национальную безопасность. Личность и общество, личность и государство также могут при определенных условиях иметь в той или иной степени несовпадающие интересы, что также представляет угрозу для национальной безопасности. Поэтому одной из проблем повышения уровня национальной безопасности является создание условий гармонизации и максимально полного согласования интересов личности, общества и государства.

Однако в рамках Концепции национальной безопасности речь должна идти не об интересах вообще, а лишь о тех из них, которые связаны с обеспечением жизнедеятельности социума в целом, конкретизируют общественные интересы и не противоречат им [10].

К жизненно важным интересам личности в Российской Федерации следует отнести: реальное обеспечение конституционных прав и свобод человека; обеспечение личной безопасности, чести и достоинства граждан Российской Федерации, а также защиты их собственности от преступных посягательств; обеспечение экономического благосостояния и социальной стабильности граждан Российской Федерации, их возможностей для достойной жизни при высоком уровне социальных гарантий; обеспечение условий для реализации обязанностей граждан Российской Федерации; обеспечение прав и интересов граждан Российской Федерации за рубежом.

Жизненно важные интересы общества составляют: сохранение и укрепление единства России; сохранение и укрепление здоровья населения России — ее основного национального богатства; поддержание и приумножение материального, культурного, научного и духовного потенциала общества; обеспечение социальной целесообразности экономического развития общества; обеспечение политического плюрализма и общественных свобод; поддержание нормальных экологических условий; обеспечение прав народов Российской Федерации на национальный язык, национальную историю и национальное будущее; обеспечение прав на общественную собственность и экономическую независимость народа на территории своего проживания; защита прав и интересов национальных меньшинств, представителей народов Российской Федерации в бывших союзных республиках; обеспечение прав и интересов организаций Российской Федерации за рубежом.

В качестве жизненно важных интересов государства [11] предстают: создание сильной государственности на новой демократической основе; обеспечение условий развития и сохранения здорового общества; обеспечение суверенитета и территориальной целостности государства; поддержание стабильности на территории страны при укреплении ее конституционного строя; надежная защита от любой внешней угрозы за счет необходимого оборонного потенциала Российской Федерации и построения стабильной системы международных отношений; преодоление внутреннего кризиса в Российской Федерации путем социально-экономических и политических преобразований в интересах большинства ее населения; обеспечение устойчивого развития экономики, в том числе через полноправное участие Российской Федерации в системе международных экономических связей; максимально возможное сохранение и развитие на новой основе экономических, политических, военных, культурных и иных связей между бывшими союзными республиками; эффективная борьба с организованной преступностью и коррупцией, согласование и консолидация усилий в этой деятельности правоохранительных органов стран Содружества Независимых Государств и дальнего зарубежья [12].

Ключевыми выступают национальные интересы в области экономики [13]. Это обусловлено тем, что комплексное решение проблем, связанных с реализацией всей совокупности национальных интересов России, возможно лишь на основе устойчивого, динамичного и системно развивающегося высокотехнологического производства, способного обеспечить экономику качественным сырьем и современным оборудованием, конкурентоспособными экспортными товарами, социальную сферу — разнообразными, отвечающими требованиям наших дней предметами потребления и услугами, Вооруженные Силы — новейшими видами вооружения и боевой техники [14].

Приоритеты национальных интересов носят динамический характер: их временные и пространственные параметры могут изменяться вместе с изменениями внутренних и внешних условий. На современном этапе наиболее актуальными называют развитие личности (в условиях обеспечения прав и свобод граждан), общества и страны (при обеспечении государством нормальных экономических, социальных, правовых, культурных условий жизни), поддержание стабильности конституционного строя и преодоление экономического кризиса. Особую значимость представляют гарантия надежной защиты от любой внешней угрозы и обеспечение государственного суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации.

Таким образом, интересы следует воспринимать как осознанные субъектом потребности, которые обусловлены национально-культурными особенностями, социально-экономическим и политическим устройством общества на определенном этапе его исторического развития. Формирование интересов представляет собой довольно сложный процесс осознания потребностей. Осознание никогда не может отразить потребности во всей многогранности, сложности и глубине. Поэтому интерес отражает потребности лишь частично, относительно и всегда опосредуется ценностным видением субъектов. С учетом этносоциальной модели понимания нации и интегративного подхода к сущности государства государственные интересы представляют собой сбалансированную совокупность осознанных обществом объективных потребностей и потребностей государственной власти, обусловленных их взаимозависимостью и культурно-историческими особенностями.

Государственные интересы — это совокупность общенациональных интересов (включающих интересы общества в целом, интересы социальных корпораций и отдельных индивидов) и интересов государственной власти.

Общенациональные интересы формулируются и обеспечиваются государством. Однако государством могут реализовываться не только общенациональные, но и корпоративные интересы (например, интересы государственной бюрократии). При этом для функциональной стабильности социально-политической системы важно, чтобы эти группы интересов не вступали в противоречие.

В условиях современного мирового порядка государственные интересы могут быть дифференцированы на общие государственные интересы (которые отражают устремление большинства стран и вызваны жизненно важными потребностями государства в силу его сущности; например, сохранение мира и недопущение применения оружия массового поражения при разрешении конфликтов, борьба с национальной и международной преступностью и т. п.) и специальные государственные интересы (в рамках которых жизненно важные потребности в воспроизводстве и развитии нации, ее культурных ценностей конкретизируются применительно к факторам политического и социально-экономического положения социума, его целям в рамках конкретного исторического этапа развития). Специальные интересы у каждого государства свои. При этом они могут быть как несовпадающими (конфронтационными, расходящимися, параллельными), так и совместимыми.

Литература

1. См.: Возжеников А. Система жизненно важных интересов Российской Федерации: сущность, содержание, классификация, механизм согласования и формирования: Учеб. пособие. М., 1998.

2. Митрохин В. И. Сущность и категориальный аппарат современной концепции национальной безопасности. М., 1999. С. 66.

3. См., например: Петров С. И. Политика обеспечения национальной безопасности России. СПб., 2007. С. 89.

4. Концепция национальной безопасности Российской Федерации (утверждена Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. N 1300 в редакции Указа Президента РФ от 10 января 2000 г. N 24).

5. См.: Савенок С. Д. Национально-государственные интересы в системе безопасности Российской Федерации: Дис. … канд. филос. наук. М., 1998; Володин А. В. Региональная политика России и ее влияние на национальную безопасность страны: Дис. … докт. полит. наук. М., 2002; Маруев А. Ю. Геополитические факторы формирования внешних национальных интересов Российской Федерации: Дис. … докт. полит. наук. М., 2004; Хасанов У. А. Региональная безопасность и национальные интересы (Центрально-азиатский регион). М., 2004; Чемхильгов К. Б. Основы политической стратегии защиты национальных интересов России в Кавказском геополитическом регионе: Дис. … канд. полит. наук. М., 2004; Шерстюк С. Р. Обеспечение национальных интересов в экономике федеральных округов страны: Дис. … канд. экономич. наук. М., 2004.

6. Сорокина Г. Н. Баланс национального и государственного интересов как принцип государственного устройства // Деятельность правоохранительных органов: совершенствование состояния и поиск путей совершенствования / Под ред. В. П. Сальникова. СПб. С. 410.

7. См., например: Погорова А. А. Политико-правовое обеспечение национальных интересов России в сфере образовательной безопасности: Дис. … канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2007.

8. Петров С. И. Политика обеспечения национальной безопасности России. СПб., 2007. С. 90.

9. См.: Холин О. В. Национальная безопасность — политика реализации национального интереса: Дис. … канд. филос. наук. М., 2003.

10. Прохожев А. А. Национальная безопасность: основы теории, сущность, проблемы: Учеб. пособие. М., 1996.

11. См., например: Возжеников А. Система жизненно важных интересов Российской Федерации: сущность, содержание, классификация, механизм согласования и формирования: Учеб. пособие. М., 1998.

12. См., например: Медведева Л. Е. Группы интересов в формировании политики национальной безопасности Российской Федерации: Дис. … канд. полит. наук. СПб., 2006.

13. См.: Гусаков Н. П. Национальные интересы и внешнеэкономическая безопасность. М., 1998; Смирнов А. А. Национальные экономические интересы и обеспечение экономической безопасности России. СПб., 1999; Метелев С. Е. Национальная безопасность и приоритеты развития России: социально-экономические и правовые аспекты. М., 2006.

14. Петров С. И. Политика обеспечения национальной безопасности России. СПб., 2007. С. 91.

——————————————————————