О состоянии безопасности дорожного движения в Российской Федерации

(Дроздов А. В.)

(«Общество и право», 2011, N 1)

О СОСТОЯНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

А. В. ДРОЗДОВ

Дроздов Алексей Владимирович, соискатель ВНИИ МВД России.

В статье анализируются некоторые вопросы состояния безопасности дорожного движения в Российской Федерации, раскрываются причины и условия дорожно-транспортных происшествий в стране, характеризуются их последствия.

Ключевые слова: безопасность дорожного движения; дорожно-транспортные происшествия; аварийность.

In article some questions of a security status of traffic in the Russian Federation are analyzed, the reasons and conditions of road and transport incidents in the country reveal, their consequences are characterized.

Key words: safety of traffic, road and transport incidents, breakdown susceptibility.

Обеспечение безопасности дорожного движения стало в стране в последние годы очень серьезной проблемой. Как отметил член-корреспондент РАН В. М. Приходько: «Одной из острейших социальных проблем в мире является проблема высокой аварийности на автомобильных дорогах всех стран мира, постоянно растущее число погибших и пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях, значительный материальный ущерб от повреждения транспортных средств, порчи и утраты грузов, повреждения дорожных сооружений. Проблема обеспечения безопасности дорожного движения становится глобальным вызовом для всего человечества» [1. С. 18].

На совещании по вопросам безопасности дорожного движения 6 августа 2009 г. Президент Российской Федерации Д. А. Медведев подчеркнул, что «по сравнению с другими странами Европы у нас по-прежнему один из самых высоких уровней риска погибнуть на дороге, самых высоких уровней риска. И в конечном счете дело не в том, как мы смотримся на фоне других стран, это не самое главное. Дело в том, что наши дороги были и остаются очень опасными для наших граждан» [2].

Следует отметить, что в соответствии со статистическими данными МВД России, в 2008 г. ситуация в этой сфере несколько улучшилась. В частности, в 2008 г. было зарегистрировано 218,9 тыс. (-6,6%) дорожно-транспортных происшествий (ДТП), из них 173 — с особо тяжкими последствиями (-17,6%). В результате ДТП погибло 29936 (-10,0%) человек, в том числе детей и подростков до 16 лет — 1018 (-8,7%), ранено 270883 (-7,3%) человек, в том числе 22785 (- 7,7%) детей и подростков до 16 лет. Из-за нарушений правил дорожного движения водителями транспортных средств произошло 183,3 тыс. (-6,2%) ДТП, а пешеходами — 38,9 тыс. (-10,9%) [3. С. 73].

В 2009 г. в Российской Федерации произошло 203603 (-6,7%) дорожно-транспортных происшествий, в результате которых погибли 26084 (-12,9%) человека, а 257034 (-5,1%) человека получили ранения.

13326 (-9,4%) ДТП произошли по вине водителей, находившихся за рулем в состоянии опьянения, в результате этих ДТП 2217 (-7%) человек погибли, а 18206 (-8,5%) человек получили ранения. В течение 2009 г. было зарегистрировано 166 (-4%) ДТП с особо тяжкими последствиями, в которых погибли 524 (-13,1%) человека, ранено — 1414 (+24%) человек. Из-за нарушения ПДД водителями транспортных средств совершено 173312 (-5,5%) ДТП, в результате чего погибли 21921 (-12%) человек, ранено — 229560 (-4,1%) человек [4].

В 2010 г. в Российской Федерации произошло 199431 (-2,1%), в результате которых погибли 26567 (-3,9%) человек, а 250635 (-1,9%) человек получили ранения. В течение 2010 г. произошло 20626 (+1,5%) ДТП с участием детей, в которых 898 (-1,8%) детей погибли, а 21149 (+1,7%) детей получили ранения [12].

Несмотря на казалось бы положительную динамику ДТП в России, тем не менее ситуация остается еще очень сложной.

На расширенном совещании «О состоянии безопасности дорожного движения в Российской Федерации по итогам 2009 года», состоявшемся 27 января 2010 г., Министр внутренних дел Российской Федерации генерал армии Р. Г. Нургалиев отметил, что главной причиной ДТП по-прежнему остается несоблюдение правил дорожного движения водителями: «Основная причина ДТП — нарушение водителями правил, их банальное игнорирование. Надо положить конец этой порочной преступной практике, она слишком дорого обходится государству и гражданам нашей страны» [5]. Одновременно министр считает, что в прошедшем 2009 г. удалось добиться хороших результатов в борьбе с дорожной аварийностью. По его словам, достичь перелома удалось благодаря совместной работе с органами власти, взаимодействию со СМИ по пропаганде культуры поведения на дорогах, а также благодаря ужесточению административной и уголовной ответственности за нарушения правил дорожного движения [5].

В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 26 апреля 2007 г. Президентом России было отмечено, что ежегодная сумма экономических потерь в результате плохого состояния российских дорог, а порой и самого их отсутствия оценивается более чем в 3% от ВВП. По заявлению Министра транспорта Российской Федерации И. Левитина в апреле 2006 г. на коллегии министерства, дорожная сеть страны продолжает ухудшаться, лишь 37% российских федеральных и 24% региональных дорог находится в нормативном состоянии, к 2010 г. не более 15% дорог будут соответствовать эксплуатационным нормам [6. С. 9].

Это в полной мере относится и к мегаполисам, в которых городские власти, казалось бы, уделяют достаточно большое внимание благоустройству города. В частности, по данным отдела текущего ремонта ГУП «Доринвест» и исследований, проведенных в МАДИ, дорожное покрытие в г. Москве также во многих случаях не соответствует допустимым нормам [6. С. 9]. Еще одним из негативных факторов состояния улиц и дорог является низкий уровень обслуживания пользователей. Из-за отсутствия аварийно-вызывной связи практически исключается возможность экстренной медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии [11. С. 53].

Говоря о последствиях дорожно-транспортных происшествий, следует обратить внимание на травматизм от ДТП. Травмы занимают третье место среди причин смертности населения после сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний и первое место — в возрастной группе до 40 лет. Если считать смертность от травм по годам недожитой жизни (как это делается в большинстве стран по рекомендациям ВОЗ), то она превышает смертность от сердечнососудистых, онкологических и инфекционных болезней вместе взятых. Например, в 2004 г. на дорогах Российской Федерации произошло более 200 тыс. ДТП, в результате которых погибли 34 тысячи и получили увечье 250 тысяч россиян. Для сравнения, с 1980-го г. по 2008 г. за период войны в Афганистане 1979 — 1989 гг. и двух антитеррористических операций на Северном Кавказе 1994 — 1996 гг., 1999 — 2002 гг. Россия потеряла убитыми 22966 военнослужащих, а ранения получили 74966 тысяч человек. То есть за четверть века неспокойной жизни Российского государства в вооруженных конфликтах погибло в 1,5 и получили ранения в 3,3 раза меньше россиян, чем за один 2004 г. на дорогах Российской Федерации [7. С. 86].

Проблема аварийности на дорогах имеет большое отрицательное экономическое воздействие. В России ежегодный ущерб от дорожно-транспортных происшествий за последние 3 года составляет 2,4 — 2,6 ВВП страны, темп прироста экономического ущерба — 5 — 7% в год [8. С. 7]. Например, по подсчетам специалистов, социально-экономические потери от дорожно-транспортных происшествий только в 2006 г. составили 476 млрд. рублей [9. С. 3]. На совещании по вопросам безопасности дорожного движения, состоявшемся 6 августа 2009 г., Президент Российской Федерации Д. А. Медведев отметил, что «по оценкам экспертов, за последние пять лет совокупные потери страны, именно экономики страны, от дорожно-транспортных происшествий составляют 5,5 триллиона рублей. 5,5 триллиона рублей — это сопоставимо со всеми расходами на здравоохранение на тот же период» » [2].

По оценкам специалистов, за первые 30 лет нового века будет произведено больше автомобилей, чем за первые сто лет, прошедшие с начала массового выпуска автомобилей. В результате миллионы людей могут погибнуть или получить травмы в ходе ДТП, если постоянно не будут предприниматься меры по предупреждению аварий на дорогах. По прогнозам Всемирной организации здравоохранения, уточненным по уровню смертности в мире от различных заболеваний, к 2030 г. травматизм в результате ДТП станет четвертой по значимости причиной сокращения здоровых лет жизни в странах с развивающейся и переходной экономикой. Тот же показатель в период с 2015 г. по 2030 г. станет основной причиной потери здоровых лет жизни среди детей в возрасте от 5 до 14 лет, если не будут предприняты неотложные меры по их предупреждению [10].

Литература

1. Приходько В. М. Направления и результаты научных исследований и подготовки специалистов в области безопасности дорожного движения // Организация и безопасность дорожного движения в крупных городах: Сб. докладов восьмой международной конференции (Санкт-Петербург, 18 — 19 сентября 2008 г.). СПб., 2008. С. 18.

2. Стенографический отчет совещания по вопросам безопасности дорожного движения от 6 августа 2009 г., Московская область, Горки // http:// arcive. kremlin. ru/ text/ appears/ 2009/ 08/ 220606.shtml.

3. Состояние преступности в России за 2008 год. М., 2009. С. 73.

4. Статистика аварийности за 2009 г. // Официальный сайт ГИБДД МВД России. 14 января 2010 г.

5. Официальный сайт ГИБДД МВД России. Обзор новостей за 27 января 2010 г.

6. Ярошик О. Д. Проблемы обвинения и защиты по делам о ДТП в уголовном процессе. М., 2007. С. 9.

7. Юрковский О. И. О содержании и путях решения проблемы организации медицинской помощи пострадавшим от дорожно-транспортных происшествий в Российской Федерации // Организация и безопасность дорожного движения в крупных городах: Сб. докладов восьмой международной конференции (Санкт-Петербург, 18 — 19 сентября 2008 г.). СПб., 2008. С. 86.

8. Кондратьев В. Д., Войтенков А. И., Кузьмин О. Н. О Федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 — 2012 годах» // Организация и безопасность дорожного движения в крупных городах: Сб. докладов восьмой международной конференции (Санкт-Петербург, 18 — 19 сентября 2008 г.). СПб., 2008. С. 7.

9. Дорожно-транспортные происшествия в России (2006 г.): Информационно-аналитический сборник. М., 2007. С. 3.

10. Безопасность на дорогах: объединить силы для спасения жизни людей: Материалы Первой всемирной министерской конференции по безопасности дорожного движения (Москва, 2009) // www. road-safety-conf. net.

11. Мешалкин С. Н. Проблемы борьбы с преступлениями в сфере безопасности дорожного движения: уголовно-правовые и криминологические аспекты. Домодедово, 2003.

12. Официальный сайт ГИБДД МВД России. Обзор новостей за 28 января 2011 г.

——————————————————————