Правовое регулирование обеспечения правопорядка при проведении спортивных и иных массовых мероприятий в России

(Миронов А. Н., Васильев Ф. П., Амиров И. М.) («Административное право и процесс», 2011, N 9)

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВОПОРЯДКА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ СПОРТИВНЫХ И ИНЫХ МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В РОССИИ

А. Н. МИРОНОВ, Ф. П. ВАСИЛЬЕВ, И. М. АМИРОВ

Миронов Анатолий Николаевич, доцент кафедры управления и административно-правовых дисциплин Владимирского юридического института ФСИН России, кандидат юридических наук, доцент.

Васильев Федор Петрович, ведущий научный сотрудник НЦ Академии управления МВД России, доктор юридических наук, доцент.

Амиров Искандер Маратович, старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права Уфимского юридического института МВД России, кандидат юридических наук, доцент.

В связи с предстоящими крупными спортивными событиями существует настоятельная необходимость в правовом регулировании вопросов обеспечения правопорядка и общественной безопасности при их проведении. Целью статьи является определение возможных направлений дальнейшего совершенствования данных вопросов.

Ключевые слова: безопасность, регулирование, спорт, правопорядок, правила, субъекты, органы.

The legal regulation of providing for law-guided and public safety with organization of sport and other mass measures in the Russian A. N. Mironov, F. P. Vasil’ev, I. M. Amirov

In connection with the forthcoming large sport events with their conducting there is an imperative need for the legal regulation of questions of providing law-guided and public safety. The purpose of this article is the determination of possible directions of further improvement this questions.

Key words: safety, regulation, sport, law-guided, subjects, organs.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» среди основных принципов законодательства о физической культуре и спорте назван принцип обеспечения безопасности жизни и здоровья лиц, занимающихся физической культурой и спортом, а также участников и зрителей физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий. В последнее время в научной литературе <1>, средствах массовой информации, нормативных документах поднимаются вопросы, связанные с необходимостью разработки Федерального закона «Об обеспечении правопорядка и общественной безопасности при проведении спортивных и иных массовых мероприятий в Российской Федерации», а также соответствующих ведомственных нормативных правовых актов, которые будут регулировать порядок реализации его положений. ——————————— <1> Амиров И. М. Обеспечение безопасности участников спортивного мероприятия — важнейшая составляющая спортивной подготовки // Материалы Третьей международной научно-практической конференции «Спортивное право: перспективы развития» / Под ред. д. ю.н., проф. К. Н. Гусова, к. ю.н. А. А. Соловьева; сост. к. ю.н., доц. Д. И. Рогачев, к. ю.н. О. А. Шевченко. М., 2010. С. 27 — 31; Соловьев А. А. Актуальные вопросы правового регулирования обеспечения общественной безопасности при проведении спортивных мероприятий во Франции // Спорт: экономика, право, управление. 2010. N 1. С. 21 — 25.

Это обусловлено рядом обстоятельств. Во-первых, организация обеспечения общественной безопасности как одного из направлений правоохранительной политики необходима в любом обществе, но особенно — в кризисные периоды его развития, когда социально-экономические противоречия обостряются настолько, что государство принимает меры превентивного характера, препятствующие перерастанию этих противоречий в антагонистические и не допускающие возникновения эксцессов в процессе жизнедеятельности личности, общества и государства. Причем, как верно отмечает в своей статье С. И. Гирько, вопросы обеспечения общественной безопасности возможно рассматривать лишь в рамках комплексного подхода, обеспечивающего целостное восприятие сферы общественной безопасности и ее связи с сопредельными областями жизнедеятельности общества <2>. ——————————— <2> Гирько С. И. Обеспечение общественной безопасности в системе мер защиты личности, общества и государства: состояние, проблемы, перспективы // Административное право и процесс. 2009. N 5. С. 16.

Во-вторых, в настоящее время на федеральном уровне законодательно урегулированы лишь вопросы организации и проведения публичных мероприятий общественно-политической направленности и мероприятий религиозного характера. Порядок организации и проведения спортивно-массовых, культурно-зрелищных, рекламно-коммерческих мероприятий специальными федеральными законами не регламентирован. Сейчас существуют лишь отдельные документы, которые касаются только одного какого-либо аспекта. Например, Правила поведения зрителей на стадионах во время проведения спортивных мероприятий РФПЛ, регламенты проведения соревнований по каждому виду спорта. В-третьих, в последние годы резко возросло число террористических актов, экстремистских действий, групповых нарушений общественного порядка в местах проведения массовых мероприятий, в том числе и на спортивных объектах, что обусловливает необходимость принятия законодательных положений и разработки системных требований по регулированию правоотношений, возникающих при проведении таких мероприятий между организаторами, администрацией спортсооружений, спортивных клубов, с одной стороны, и зрителями либо участниками — с другой. Это позволит в полном объеме обеспечить правопорядок и общественную безопасность, своевременно предупредить преступления и групповые нарушения общественного порядка <3>. ——————————— <3> Семенистый А. В. О правовых установлениях (актах), регламентирующих обеспечение правопорядка и законности в период проведения массовых спортивных мероприятий // Труды Академии управления МВД России. 2009. N 1 // URL: http:// jurnal. amvd. ru/ indviewst. php? stt= 219&SID;=.

В-четвертых, существует необходимость в связи с предстоящим проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи наработать не только нормативно-правовую базу, но и практический опыт проведения спортивных мероприятий. В-пятых, Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 г. <4> содержит отдельную главу, посвященную созданию системы обеспечения безопасности на объектах спорта и организации работы с болельщиками и их объединениями. В соответствии со Стратегией Приказом Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации <5> был подготовлен План мероприятий по ее реализации, который предусматривает разработку проекта Федерального закона «Об обеспеченности правопорядка и общественной безопасности при проведении массовых и иных зрелищных мероприятий в Российской Федерации», а также межведомственного нормативного правового акта о реализации мер по снижению негативных тенденций в организации правопорядка, сокращению числа актов насилия и хулиганских действий как на физкультурно-спортивных сооружениях, так и в непосредственной близости от них, а также вдоль путей следования зрителей. ——————————— <4> Распоряжение Правительства РФ от 7 августа 2009 г. N 1101-р «Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 г.» // СЗ РФ. 2009. N 33. Ст. 4110. <5> Приказ Минспорттуризма РФ от 14 октября 2009 г. N 905 «О Плане мероприятий по реализации Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 г.» // СПС «КонсультантПлюс».

В-шестых, необходимость правового регулирования в обозначенной сфере обусловлена международными правовыми актами, федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации, а также опытом, накопленным в зарубежных странах и некоторых субъектах Российской Федерации. Среди правовых актов международного уровня, регулирующих общественные отношения при проведении спортивных соревнований, необходимо выделить принятые Советом Европы Рекомендации сторонам касательно принятия организаторами и государственными исполнительными органами мер безопасности во время спортивных мероприятий повышенного риска в залах. В данном документе подчеркивается, что в период проведения мероприятий в спортивных залах возникают специфические проблемы, для решения которых необходимо принятие особых мер. И первоочередной задачей является обеспечение безопасности во время самих мероприятий и вокруг них. Надлежащий уровень безопасности может быть достигнут только при условии соблюдения организаторами правил и положений, действующих в этой сфере, и тесного и эффективного сотрудничества с государственными органами управления. В этом контексте Советом Европы рекомендуется принятие верховной государственной властью стран законов и положений, касающихся безопасности во время спортивных мероприятий, обязательных к исполнению государственными органами, физическими и юридическими лицами. Государственные исполнительные органы могут и обязаны обеспечить реализацию этих законов и положений, прибегая, в частности, к использованию сил полиции. Ратификация Европейской конвенции о борьбе с допингом в спорте, принятой Генеральной конференцией ЮНЕСКО на 33-й сессии в г. Париже 19 октября 2005 г., также требует создания специализированных структур, которые бы занимались данной борьбой. В-седьмых, существующее федеральное законодательство закрепляет положения, что общественный порядок и общественная безопасность при проведении спортивных мероприятий должны быть обеспечены. Так, п. 19 ст. 6 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» к полномочиям Российской Федерации относит обеспечение общественного порядка и общественной безопасности при проведении официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий на объектах спорта; ст. 10 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи, развитии г. Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определяет особенности, которые могут быть установлены для обеспечения безопасности в период проведения игр; распоряжением Правительства РФ от 28 ноября 2007 г. N 1708-р «Об образовании и утверждении состава организационного комитета по подготовке и проведению IV Международных спортивных игр «Дети Азии» на МВД России возложено принять необходимые меры по обеспечению охраны общественного порядка и безопасности в период подготовки и проведения Международных игр. В-восьмых, тенденция движения Российской Федерации в мировое пространство обусловливает потребность приведения правовой системы в соответствие с принципами и нормами международного права и др. Как отмечено выше, имеются объективные основания и необходимость для осуществления правового регулирования обеспечения безопасности и правопорядка при проведении спортивных мероприятий, прежде всего на федеральном уровне <6>. ——————————— <6> Об этом мы говорили еще в 2009 г. См.: Миронов А. Н. Идеи концепции Федерального закона «Об обеспечении правопорядка и общественной безопасности при проведении спортивных и иных массовых мероприятий в Российской Федерации» // Административное и муниципальное право. 2009. N 9.

Каковы же в настоящее время реалии в решении данного вопроса? Анализ имеющихся федеральных нормативных актов позволяет сделать вывод, что адресные федеральные правовые установления (федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ) по регулированию вопросов, возникающих при обеспечении общественного порядка и общественной безопасности в период подготовки и проведения спортивных и иных массовых мероприятий, отсутствуют. Действующие в настоящее время: Постановление Совета Министров СССР от 28 марта 1983 г. N 245 «О порядке проведения массовых спортивных мероприятий в стране», Постановление Совмина РСФСР от 14 апреля 1983 г. N 171 «О порядке проведения массовых спортивных мероприятий в РСФСР», Приказ Спорткомитета СССР от 17 октября 1983 г. N 786 «О введении в действие Положения о мерах по обеспечению общественного порядка и безопасности, а также эвакуации и оповещению участников и зрителей при проведении массовых спортивных мероприятий» (вместе с Положением, утвержденным Госкомспортом СССР, МВД СССР, Минобороны СССР, ВЦСПС) — не отвечают современным потребностям и реалиям. Принятые в последнее время на уровне Российской Федерации нормативные правовые акты, связанные с подготовкой Российской Федерации к проведению Олимпийских игр в 2014 г., также не позволяют обеспечить правопорядок и общественную безопасность при проведении спортивных мероприятий. Так, ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» закрепляет особенности обеспечения безопасности в период проведения Олимпийских игр и Паралимпийских игр, которые могут быть введены Президентом Российской Федерации. К их числу относятся: 1) установление контролируемых и (или) запретных зон; 2) ограничение на въезд и (или) временное пребывание и проживание граждан; 3) ограничение движения транспортных средств; 4) ограничение полетов летательных аппаратов; 5) ограничение судоходства; 6) усиление охраны общественного порядка и объектов; 7) ограничение на проведение публичных мероприятий, не связанных с Олимпийскими играми и Паралимпийскими играми; 8) приостановление деятельности опасных производств и организаций, в которых используются взрывчатые, радиоактивные, химически и биологически опасные вещества; 9) проведение при проходе (проезде) на контролируемую территорию и при выходе (выезде) с указанной территории досмотра физических лиц и находящихся при них вещей, а также досмотра транспортных средств и провозимых на них вещей, в том числе с применением технических средств; 10) ограничение или запрещение продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, специальных средств и ядовитых веществ, установление особенностей оборота лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические средства, психотропные или сильнодействующие вещества, этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. В развитие данного положения Президент РФ реализовал свои полномочия, приняв Указ, в соответствии с которым с 7 января по 16 апреля 2014 г. при проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи вводятся усиленные меры безопасности. Часть 2.1 ст. 10 обозначенного выше Закона закрепляет, что порядок обеспечения безопасности при проведении Олимпийских игр осуществляется Правительством Российской Федерации. Единственное, что было сделано Правительством России по настоящее время, так это принято Постановление от 1 июня 2009 г. N 458 «Об обеспечении безопасности олимпийских объектов, предусмотренных Программой строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта, в период их строительства», целью которого является предотвращение и минимизация угроз безопасности олимпийских объектов. Вопросы обеспечения правопорядка и общественной безопасности в данном Постановлении не затрагиваются. В связи с обозначенным выше представляется возможным предложить некоторые пути правового регулирования обеспечения правопорядка и обеспечения безопасности при проведении спортивных мероприятий. Так, необходимо учесть положительный опыт правового регулирования вопросов обеспечения общественного порядка и общественной безопасности, который уже существует на уровне субъектов Российской Федерации. Среди правовых актов, например, можно назвать распоряжение губернатора Санкт-Петербурга от 9 декабря 2000 г. N 1284-р «Об общественном порядке и безопасности при проведении массовых спортивных, культурно-зрелищных мероприятий в Санкт-Петербурге», распоряжение мэра г. Москвы от 5 октября 2000 г. N 1054-РМ «Об утверждении Временного положения о порядке организации и проведения массовых культурно-просветительных, театрально-зрелищных, спортивных и рекламных мероприятий в г. Москве»; Постановление губернатора Московской области от 5 марта 2001 г. N 63-ПГ «О порядке проведения массовых мероприятий на спортивных сооружениях в Московской области» (вместе с Положением о мерах обеспечения общественного порядка и безопасности при проведении массовых мероприятий на спортивных сооружениях в Московской области) и другие. В целях предотвращения и минимизации угроз безопасности объектов XXVII Всемирной летней универсиады 2013 г. в г. Казани в период ее подготовки и проведения Кабинетом министров Республики Татарстан принято Постановление от 14 мая 2010 г. N 361 «Об обеспечении безопасности объектов XXVII Всемирной летней универсиады 2013 г. в г. Казани в период их строительства, реконструкции и эксплуатации». Важен опыт решения данных вопросов в зарубежных странах. К примеру, европейские страны давно озаботились этой проблемой. Вносятся изменения в законодательство на уровне конкретных стран, принимаются международные документы в этой области (см., к примеру, Европейскую конвенцию о предотвращении насилия и хулиганского поведения зрителей во время спортивных мероприятий, и в частности футбольных матчей (ETS N 120) (Страсбург, 19 августа 1985 г.). На наш взгляд, одним из лидеров в обеспечении общественной безопасности при проведении спортивных мероприятий, без сомнения, является Великобритания. В Великобритании к 2000 г. четко сформировалось понимание того, что возникшую проблему, так называемую английскую болезнь, невозможно решить силами какого-то одного из ведомств. Выработка действенных мер по решению проблемы футбольного хулиганства и их реализация должны осуществляться при условии тесного партнерства всех участников: правительства, полиции, клубов и болельщиков и при четком закреплении за каждым из них конкретных обязанностей, разграничением ответственности. Немаловажно при этом осознание обществом и властью тех возможных тяжелейших последствий, к которым может привести совершение даже незначительных правонарушений в толпе во время проведения футбольных матчей и отнесение законом таковых к наиболее тяжким противоправным деяниям — преступлениям. В качестве примера можно привести некоторые меры, закрепленные в законодательстве Великобритании, предусматривающие жесткие требования к оборудованию спортивных сооружений, которые обязывают их: — иметь компьютеризированную систему контроля доступа на спортивное сооружение для обеспечения контроля за проходом зрителей и их количеством; — обеспечить наличие не только отдельных входов на каждый сектор каждого яруса трибуны, но и отдельный эвакуационный выход, не пересекающийся с зоной входа; — оборудовать спортивные сооружения только индивидуальными сидячими местами, в полном объеме исключив наличие стоячих мест; — обеспечить наличие на входах в здание спортивного объекта технических средств досмотра зрителей в количестве, исключающем задержку зрителей при входе; — оборудовать спортивные сооружения техническими средствами видеонаблюдения, обеспечивающими в полной мере контроль трибун и прилегающей к стадиону территории в радиусе до 400 м, с достаточной разрешающей способностью для идентификации каждого человека, находящегося в зоне действия системы; — иметь на спортивном объекте в месте, обеспечивающем визуальное наблюдение за внутренней чашей стадиона и трибунами, комнату контроля, оборудованную средствами телефонной связи, радиосвязи и оповещения, мониторами системы видеонаблюдения и монитором системы контроля доступа; — исключить в оборудовании спортивных сооружений наличие стационарных заградительных барьеров, заграждений и заборов, ограничивающих пути возможной эвакуации зрителей, в том числе из сектора в сектор. Правовые нормы, регулирующие эти вопросы, содержатся в большом количестве французских законов, в том числе в уголовном законодательстве Франции, в Кодексе о здравоохранении Франции, Законе Франции от 21 января 1995 г. N 95-73 относительно порядка организации мер в области безопасности, Законе Франции от 12 июля 1983 г. N 83-629 о частной охранной деятельности и др. Однако основная «тяжесть» нормативного правового регулирования вопросов обеспечения безопасности спортивных мероприятий во Франции приходится на Спортивный кодекс Франции, прежде всего главу II «Безопасность спортивных мероприятий» части III «Спортивные мероприятия» книги III «Занятия спортом» законодательной части указанного Кодекса, а также на целый ряд иных статей этого нормативного правового акта <7>. ——————————— <7> Соловьев А. А. Указ. соч. С. 22.

При подготовке к зимним Олимпийским играм 2010 г. в Ванкувере руководством Канады была подготовлена концепция для обеспечения безопасности. В ней предписывалось особое внимание уделить ожидаемой высокой численности команд стран-участниц, сложной ситуации на международной арене, возможности природных и техногенных катастроф, террористических угроз. В Концепции было предусмотрено создание концентрических «поясов безопасности» с различным уровнем контроля вокруг мест проведения соревнований и проживания высокопоставленных лиц: зона свободного доступа; зона, контролируемая в дневное время; зона круглосуточного полицейского контроля с проверкой людей и транспортных средств; зона строгого контроля, включая ограничение доступа в воздушное пространство; зона, закрытая для посторонних лиц (включая воздушное пространство), охраняемая специальными подразделениями с высокой степенью боеготовности. Отмеченное позволяет сделать вывод о необходимости учета по максимуму имеющейся информации и опыта при правовом регулировании вопросов обеспечения правопорядка и общественной безопасности при проведении спортивных и иных массовых мероприятиях. Наиболее важным, на наш взгляд, является разработка и принятие законодательного акта в виде Федерального закона «Об обеспечении правопорядка и общественной безопасности при проведении спортивных и иных массовых мероприятий в Российской Федерации», без которого регулирование отдельных вопросов обеспечения правопорядка и общественной безопасности, например в период строительства спортивных объектов, не позволит эффективно решать поставленные задачи. При разработке проекта Федерального закона «Об обеспечении правопорядка и общественной безопасности при проведении спортивных и иных массовых мероприятий в Российской Федерации» в качестве целей и предмета правового регулирования может быть обозначено следующее: «Основными целями правового регулирования являются: 1) законодательное закрепление полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления по обеспечению правопорядка и общественной безопасности при проведении спортивных и иных массовых мероприятий; 2) установление порядка организации и проведения спортивных и иных массовых мероприятий; 3) обеспечение безопасности и правопорядка при проведении спортивных и иных массовых мероприятий; 4) нормативное закрепление возможности привлечения к юридической ответственности за нарушение правопорядка и общественной безопасности при проведении спортивных и иных массовых мероприятий. Предметом регулирования Федерального закона «Об обеспечении правопорядка и общественной безопасности при проведении спортивных и иных массовых мероприятий в Российской Федерации» являются общественные отношения, возникающие в связи с проведением спортивных и иных массовых мероприятий. Действие данного Федерального закона не распространяется на регулируемые другими федеральными законами правоотношения, возникающие в связи со специальными видами деятельности правоохранительных органов, с частной детективной и охранной деятельностью». Примерная структура проекта Федерального закона может включать в себя следующие главы: Глава 1. Общие положения. Глава 2. Порядок организации и проведения спортивного или иного массового мероприятия. Глава 3. Безопасность спортивных и иных массовых мероприятий, а также сооружений. Глава 4. Правила поведения участников мероприятия. Глава 5. Заключительные положения. Принятие Федерального закона «Об обеспечении правопорядка и общественной безопасности при проведении спортивных и иных массовых мероприятий в Российской Федерации» будет иметь целый ряд благоприятных социальных и экономических последствий как краткосрочного, так и долгосрочного характера: — во-первых, создается единая правовая база, отвечающая международным требованиям обеспечения безопасности при проведении спортивных и иных массовых мероприятий; — во-вторых, будут закреплены правила проведения и организации спортивных и иных массовых мероприятий, обязательные для субъектов проведения массовых спортивных мероприятий: общественных организаций, частных лиц, организаторов; — в-третьих, усиливается и нормативно закрепляется возможность привлечения к юридической ответственности организаторов, участников спортивных и иных массовых мероприятий, зрителей и других лиц, прямо либо косвенно представляющих угрозу общественной безопасности; — в-четвертых, будет исключена возможность отвлечения некоторых органов государственной власти от выполнения своих основных задач за счет предоставления возможности участия в охране общественного порядка другими лицами, например частными охранными предприятиями либо службами безопасности; — в-пятых, появится возможность создания специализированных подразделений правоохранительных органов или служб по противодействию правонарушениям, совершаемым на спортивно обусловленной почве. На создаваемые специализированные подразделения могут возлагаться полномочия по реализации и осуществлению следующих направлений: — предупреждение и пресечение правонарушений и преступлений, совершаемых при организации и проведении спортивных мероприятий; — выявление лиц, готовящих, совершающих и совершивших правонарушения и преступления при организации и проведении спортивных мероприятий; — привлечение к административной ответственности лиц, совершивших правонарушения при организации и проведении спортивных мероприятий; — обеспечение безопасности лиц, организующих и проводящих спортивные мероприятия, а также лиц, принимающих в них участие; — ведение учета и баз данных лиц, имеющих отношение к правонарушениям и преступлениям в сфере спорта, и принятие к ним адекватных мер воздействия; — борьба с коррупцией в сфере спорта; — координация работы органов, участвующих в охране общественного порядка и общественной безопасности при проведении спортивных мероприятий; — обмен информацией со спортивными комитетами и союзами по различным видам спорта как в Российской Федерации, так и за рубежом; — международное сотрудничество с аналогичными органами других государств при проведении международных мероприятий. Для реализации положений данного Закона потребуется разработать нормативные акты как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, внести изменения в уже действующие нормы. В частности, необходимо введение в главу 20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отдельных составов административных правонарушений, связанных с нарушением общественного порядка и общественной безопасности при проведении спортивных и иных массовых мероприятий, разработать проект Постановления Правительства Российской Федерации «Об основных требованиях к обеспечению правопорядка и общественной безопасности при проведении массовых мероприятий на объектах спорта в Российской Федерации» <8>. ——————————— <8> Данное положение о необходимости разработки постановления правительства содержалось еще в проекте Стратегии развития физической культуры и спорта до 2020 г., однако в утвержденной Стратегии оно, к сожалению, отсутствует. См.: проект Стратегии развития физической культуры и спорта до 2020 г. // URL: http:// minstm. gov. ru/ documents/ xPages/ item.137.html.

——————————————————————