Совсем распоясались

(Андреева И.)

(«ЭЖ-Юрист», 2011, N 30)

СОВСЕМ РАСПОЯСАЛИСЬ…

И. АНДРЕЕВА

Ирина Андреева, юрист, г. Екатеринбург.

Нередко сотрудник дорожной полиции кроме выписанного штрафа за тонировку еще и предъявляет письменное требование убрать ее. А если водитель возражает, угрожает задержанием. Вышеуказанные действия сотрудников ГИБДД незаконны.

Другие пороки не допускаются

В Постановлении Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (ред. от 10.05.2010) «О Правилах дорожного движения» (вместе с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения) говорится, что «на верхней части ветрового стекла автомобилей и автобусов могут прикрепляться прозрачные цветные пленки. Разрешается применять тонированные стекла (кроме зеркальных), светопропускание которых соответствует ГОСТу 5727-88».

ГОСТ 5727-88 в п. 2.2.7.8 сообщает: «Изделия должны быть светостойкими. Светопропускание изделий после облучения должно быть не менее 95% светопропускания до облучения и в любом случае не ниже 75% (лобовое) для ветровых стекол автотранспорта и трамваев и 70% — для прочих стекол. После испытания допускается незначительное изменение цвета, заметное на белом фоне. Появление других пороков не допускается».

Согласно Постановлению Правительства РФ от 10.09.2009 N 720 (ред. от 10.09.2010) «Об утверждении технического регламента о безопасности колесных транспортных средств», светопропускание ветрового стекла, передних боковых стекол и стекол передних дверей (при наличии) должно составлять не менее 70%.

Блик на службе у ГИБДД

В связи с массовым внедрением затемненных стекол службе ГИБДД поставлен прибор, определяющий степень светопрохождения стекла, так называемый тауметр «Блик». К его состоянию предъявляются вполне конкретные требования. Один раз в год «Блик» проходит поверку в местном органе сертификации. Проверяющий опечатывает его личной пломбой и выдает свидетельство, на котором также должен быть оттиск его личной пломбы. При отсутствии этих свидетельств прибор считается неточным и его показания не могут быть приняты при применении мер воздействия к водителю.

Свидетельство о соответствии прибора может храниться в отделении ГИБДД, но на приборе должна быть закреплена табличка о последнем сроке его поверки.

Кроме того, водитель должен быть осведомлен об условиях измерения светопрохождения. Оно зависит от состояния питания электроприбора, температуры и влажности воздуха, время суток не влияет. При разряженном аккумуляторе показания будут неточные, как и в условиях дождя и температуры воздуха ниже 10 градусов.

Согласно практике судов, «…при измерении светопропускания стекла в автомобиле необходимо указывать результат применения специального технического средства в целях определения светопропускания на соответствие ГОСТ 5727-88, что является необходимым условием для привлечения лица к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.5 КоАП РФ».

В случае, когда прибор фиксирует, что тонировка авто выполнена с нарушением ГОСТа, нарушитель наказывается штрафом в размере 500 руб. Никакой другой ответственности, в том числе задержания транспортного средства или мер по ограничению его эксплуатации, КоАП РФ не предусматривает, а предложение инспектора ДПС снять тонировочную пленку носит только рекомендательный характер.

Снимите тонировку!

В последнее время сотрудники дорожной полиции выписывают письменное требование о снятии тонировки, подлежащее, по их мнению, обязательному исполнению. А когда гражданин отказывается от исполнения данного требования, сотрудники дорожной полиции «научены» предупредить о том, что в случае неисполнения требования гражданин будет задержан. Либо они выписывают штраф за совершение другого правонарушения: «Неповиновение законному требованию сотрудника полиции» (ст. 19.3 КоАП РФ).

Законны ли эти действия? Определенно нет!

Какие-либо изменения в законодательство РФ, касающиеся ГОСТ 5727-88, ПДД и других актов, содержащих требования о степени светопропускания стекол автомобилей, порядке его определения, не вносились и не планируются. Следовательно, ГИБДД должна руководствоваться тем же набором правил и законов, что и раньше.

Однако сотрудники дорожной полиции любят ссылаться на общую норму Закона о милиции, который, кстати, с 1 марта 2011 года не действует. Сейчас права и обязанности данных структур предусмотрены в Законе о полиции, где по пунктам четко выделен круг прав и обязанностей полицейских в той или иной сфере. Вот что предусмотрено относительно административных правонарушений:

Статья 12: «Сотрудники полиции обязаны: п. 4) выявлять причины преступлений и административных правонарушений и условия, способствующие их совершению, принимать в пределах своих полномочий меры по их устранению; выявлять лиц, имеющих намерение совершить преступление, и проводить с ними индивидуальную профилактическую работу…».

Обратите внимание на конкретизацию — «в пределах своих полномочий». Полномочия полиции в сфере административного права регламентируются в основном КоАП РФ, в который также в последнее время какие-либо существенные изменения не вносились.

«П. 11. Пресекать административные правонарушения и осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством об административных правонарушениях к подведомственности полиции».

Статья 13: «Сотрудники полиции имеют право: составлять протоколы об административных правонарушениях, собирать доказательства, применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применять иные меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях».

И опять мы видим отсылку к КоАП РФ.

Еще у сотрудников полиции есть такое право, как «требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий, а равно действий, препятствующих законной деятельности государственных и муниципальных органов, депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти, депутатов представительных органов муниципальных образований, членов избирательных комиссий, комиссий референдума, а также деятельности общественных объединений».

«Требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий» — это вроде бы дублирует норму Закона о милиции, которой так активно пользуются полицейские. Но, если приглядеться, можно увидеть, что такая возможность дана им только в ситуации, если эти противоправные действия препятствуют законной деятельности государственных и муниципальных органов и т. д.

Кроме того, п. 5 ст. 6 Закона о полиции указывает, что «сотрудник полиции не может в оправдание своих действий при выполнении служебных обязанностей ссылаться на интересы службы, экономическую целесообразность, незаконные требования, приказы и распоряжения вышестоящих лиц». Требования, которые к вам предъявляет полицейский, должны быть законными, то есть предусмотрены законом. Чего на деле нет.

О задержании

В пункте 5 ст. 6 Закона о полиции говорится, что «применение сотрудником полиции мер государственного принуждения для выполнения обязанностей и реализации прав полиции допускается только в случаях, предусмотренных федеральным законом». В нашей ситуации главный закон, предусматривающий основания для применения к гражданам мер государственного принуждения, — КоАП РФ.

Согласно ст. 27.3 КоАП РФ административное задержание, то есть кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении.

Таким образом, исключительность применения административного задержания обязательно должна быть мотивированной. Основания задержания четко определены законом, и никакие изменения в эту норму не вносились. Следовательно, задержание в нашей ситуации однозначно незаконно и является злоупотреблением сотрудником полиции своими полномочиями!

——————————————————————