Некоторые аспекты обеспечения доступа к информации о деятельности органов внутренних дел Российской Федерации

(Бобров А. М.) («Административное право и процесс», 2011, N 10)

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДОСТУПА К ИНФОРМАЦИИ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

А. М. БОБРОВ

Бобров Артем Михайлович, старший преподаватель кафедры общеправовых дисциплин Пермского института ФСИН России.

Статья посвящена вопросам информационной открытости МВД России на примере обеспечения доступа к данным о деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по отбору кандидатов на государственную службу, а также на учебу в образовательные учреждения МВД России.

Ключевые слова: поступление, отбор, информация, государственная служба, МВД России, органы внутренних дел.

Certain aspects of ensuring access to information on activity of agencies of internal affairs of the Russian Federation A. M. Bobrov

The article is devoted to the issues of informational openness of the Ministry of Internal Affairs of Russia as exemplified by ensuring of access to the data on activity of agencies of internal affairs of the Russian Federation with regard to selection of candidates to the state service and studies at educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Key words: entrance, selection, information, state service, Ministry of Internal Affairs of Russia, agencies of internal affairs.

В настоящее время кадровые проблемы в ОВД России зачастую пытаются решить путем сокращения отдельных сотрудников или ужесточением требований к принимаемым на службу гражданам. Несмотря на то что некоторые из этих мер, конечно, являются необходимыми, совершенствование работы по отбору граждан на государственную службу в ОВД России должно начинаться, прежде всего, с улучшения деятельности по выявлению и поиску достойных кандидатов. Примечательно, что на практике, как правило, деятельность по отбору граждан на государственную службу в ОВД России активизируется в результате двух негативных факторов: — увеличение правонарушений среди сотрудников ОВД, в том числе имеющих резонансный характер; — отток, выбытие кадров ОВД, в результате чего резко повышается служебная нагрузка на других сотрудников. Первое направление совершенствования деятельности по выявлению и поиску кандидатов на службу (учебу) в ОВД РФ — это объективное информирование населения о деятельности ОВД и образовательных учреждений МВД России по приему граждан, об основных требованиях, предъявляемых к претендентам, правовых и социальных гарантиях и т. д. Такая информированность достигается путем обеспечения прав на доступ к информации о деятельности МВД России. В настоящее время информированность граждан в целом о деятельности государственных органов находится еще на недостаточном уровне; вместе с тем это один из ключевых вопросов демократии. Однако что касается МВД России, то это ведомство в 2007 г. было признано «самым доступным и открытым для общественности федеральным государственным органом, оперативно, качественно и достоверно информирующим граждан о своей деятельности» <1>. Так, группой независимых экспертов проведен опрос 38 ведущих российских и зарубежных СМИ, по результатам которого МВД России признано одним из самых открытых органов государственной власти для диалога и сотрудничества с обществом <2>. Кроме того, по поручению Президента России был опубликован проект Федерального закона «О полиции» для всеобщего обсуждения 7 августа 2010 г. на сайте (URL: http://zakonoproekt2010.ru), на котором любой желающий мог оставить свои комментарии. Доступность МВД России в информационном плане, к сожалению, имеет в настоящее время и негативный характер, поскольку некоторыми СМИ выявляются и обсуждаются сведения только негативного характера <3>, что не способствует повышению имиджа ОВД (полиции) и привлечению высококлассных специалистов. ——————————— <1> МВД признано самым открытым ведомством России // URL: http:// www. korrup. ru/ index. php? pd= 1&id;=363. <2> Открытая милиция. МВД активно поддерживает все формы гражданского контроля за деятельностью своих сотрудников // Российская газета. 06.10.2009. <3> Например, ежедневный анализ СМИ с середины 2009 г. до конца 2010 г. показал, что почти каждый день обсуждались случаи правонарушений, совершенных самими сотрудниками ОВД.

Одним из направлений административной реформы в России стало обеспечение открытости деятельности органов исполнительной власти, прежде всего, путем доступности информации о них. Достижение этой цели, применительно к ОВД, должно способствовать повышению эффективности деятельности всей системы МВД России. Кроме того, получение информации об условиях поступления на государственную службу в ОВД России и на учебу в образовательные учреждения МВД России — это одна из форм участия граждан в деятельности ОВД. Важным этапом в достижении цели открытости деятельности государственных органов стало принятие Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» <4>. Впервые на общее обсуждение проект данного Закона был вынесен еще в 2003 г. на сайте Министерства экономического развития РФ (в то время Министерства экономического развития и торговли РФ). ——————————— <4> Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления: Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ // СЗ РФ. 2009. N 7. Ст. 776.

В целях реализации единой информационной политики в МВД России подразделениями информации и общественных связей ОВД РФ необходимо разработать ведомственную целевую программу информирования населения о порядке приема на службу в ОВД, учебу в образовательные учреждения МВД России. Данная программа должна быть принята на пять лет, основной ее целью должна стать высокая информированность граждан, поступающих на государственную службу в ОВД РФ, не только об основных условиях приема, но и государственных социальных и правовых гарантиях, предоставляемых в связи со службой. Обязательная информированность населения о предоставляемых гарантиях может служить стимулом для выбора профессии, поскольку вопрос гарантий в условиях любой экономики имеет огромное значение. Во всем мире служба в полиции дополнительно обеспечивается правовыми и социальными гарантиями, о чем обязательно информируется все население страны.

Оцените уровень информированности населения об условиях и порядке приема на службу в ОВД РФ (милицию) по предложенной шкале

40

30

Percent

20

10

0 0 1 2 3 4 5 100

Рис. 1. Сотрудники

Оцените уровень информированности населения об условиях и порядке приема на учебу в образовательные учреждения МВД России на очную форму обучения по предложенной шкале

30

25

20 Percent 15

10

5

0 0 1 2 3 4 5 100

Рис. 2. Курсанты

Проведение опроса среди сотрудников и курсантов МВД России четырех субъектов РФ (Пермский край, Красноярский край, Нижегородская и Саратовская области) показало, что информированность принимаемых на службу и учебу граждан пока недостаточна. По пятибалльной шкале уровень информированности был оценен ими таким образом. Предполагается, что в результате реализации ведомственной целевой программы информирования населения о порядке поступления на службу в ОВД РФ, учебу в образовательные учреждения МВД России степень удовлетворенности граждан (среди числа принимаемых на всей территории России) через три года составит до 70%, а через пять лет — не менее чем до 90%. В настоящее время очень активно идет развитие российского сегмента международной ассоциации сети Интернет. Приказом Федеральной службы охраны РФ от 7 августа 2009 г. N 487 утверждено Положение о сегменте информационно-телекоммуникационной сети Интернет для федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации <5>, в соответствии с которым сегмент сети Интернет для органов государственной власти России и ее субъектов получил название RSNet (Russian State Network). МВД России через созданный официальный сайт бесплатно предлагает гражданам возможность получения информации. Однако такую информацию, применительно к информации об условиях поступления на государственную службу (учебу) в ОВД РФ, иначе как очень скудной назвать нельзя <6>. Вместе с тем «в среднем за сутки ведомственный сайт посещают в среднем 6,5 тыс. человек» <7>. ——————————— <5> Документ опубликован не был. <6> Прием на службу // URL: http://www. mvd. ru/work/recruitment/; Условия приема в образовательные учреждения МВД России // URL: http://www. mvd. ru/work/education/terms/. <7> Открытая милиция. МВД активно поддерживает все формы гражданского контроля за деятельностью своих сотрудников // Российская газета. 06.10.2009.

Кроме того, с мая 2009 г. функционирует новый межведомственный информационный сайт «Правоохранительный портал Российской Федерации», организационное обеспечение которого возложено на МВД России, однако он также не содержит информации об условиях поступления на государственную службу (учебу) в ОВД РФ. Сайты территориальных ОВД в значительной степени дополняют эту информацию, но в основном она также неполная и носит отсылочный характер. Примечателен, например, опыт Германии, где, в отличие от России, граждане в достаточной степени информированы и могут ознакомиться со всеми требованиями, а также необходимыми документами на официальном сайте полиции Германии (URL: http://www. polizei. de/). Так, например, кандидат на службу может посмотреть на сайте, как будет проверяться его двигательная активность организма. Равный доступ к участию в конкурсе на замещение должности полицейского во Франции также обеспечивается высокой информированностью. Например, любой гражданин может скачать в электронном виде анкету с сайта МВД Франции (URL: http://www. interieur. gouv. fr), распечатать ее и заранее заполнить, посмотреть абсолютно все требования, предъявляемые к кандидатам, и методы их проверки. Также очень подробно расписаны требования по проверке физического состояния кандидата, в том числе и путем представления рисунка.

Рис. 3. Франция

Преодоление стены < Старт: кувырок

/ \ V

3 валика Прыжок через «козла». Финиш

V / \

Слалом Преодоление матов

/ \ V

Преодоление брусьев > Мат-туннель > Конь

Рис. 4. Германия

Если же говорить о доступе к нормативной правовой информации о порядке поступления на службу (учебу) в ОВД РФ, то в настоящее время существуют определенные проблемы. Во-первых, нет единого документа, регламентирующего деятельность ОВД по приему граждан в образовательные учреждения МВД России. Именно поэтому такая деятельность регулируется дополнительно к общим нормативным правовым актам об образовании множеством ненормативных актов: рекомендациями, письмами и т. д. <8>. Аналогично порядок отбора граждан на службу в ОВД долгое время не регулировался единым правовым документом. Так, например, Приказ МВД России от 17 мая 1994 г. N 160 «Об утверждении Инструкции о порядке отбора граждан на службу (работу) в органы внутренних дел Российской Федерации» <9> был отменен Приказом МВД России от 29 ноября 2001 г. N 1049 <10>. Новый же был принят сравнительно недавно — 19 мая 2009 г. <11>. То есть почти восемь лет правовой вакуум восполнялся все теми же письмами, рекомендациями, что в некоторых случаях не могло не привести к нарушению прав и свобод граждан и снижению качества отбора на государственную службу в ОВД РФ. ——————————— <8> См., напр.: О направлении информации о примерных нормативах для определения физической подготовки абитуриентов и шкалы оценки результатов их выполнения в баллах: письмо ДКО МВД России от 10 февраля 2009 г. N 21/9/1068 // Документ опубликован не был; Об освидетельствовании поступающих в вузы и ссузы МВД России: Рекомендации ЦВВК МВД России от 26 янв. 2006 г. N 29/ЦВ-66 // Документ опубликован не был. <9> В соответствии с письмом Минюста РФ от 5 июня 2001 г. N 07/5547-ЮД настоящему Приказу отказано в государственной регистрации // Бюллетень Министерства юстиции РФ. 2001. N 8. <10> Документ опубликован не был. <11> Инструкция о порядке отбора граждан на службу (работу) в органы внутренних Российской Федерации: утв. Приказом МВД России от 19 мая 2009 г. N 386 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2009. N 31.

В настоящее время основополагающие положения поступления на государственную службу в ОВД должны быть закреплены федеральным законом. В целях участия граждан в обсуждении проектов нормативных правовых актов, устанавливающих процедуры приема граждан на службу (учебу) в ОВД РФ, МВД России, должно в обязательном порядке публиковать их или выставлять на своем веб-сайте. Так, например, на сайте МВД России до принятия Приказа был представлен его проект «Об утверждении Инструкции о порядке отбора граждан на службу (работу) в органы внутренних дел Российской Федерации» <12>. Тем не менее до настоящего времени на сайте МВД России нет аналогичного проекта Приказа МВД России, в котором были бы прописаны процедуры приемы граждан в образовательные учреждения МВД РФ, что позволяет предположить: либо такого проекта нет, либо он просто не будет представлен для ознакомления гражданам. ——————————— <12> URL: http://www. mvd. ru/about/10000247/.

Также считаем возможным информировать граждан по вопросам приема не просто путем опубликования данных в СМИ, на веб-сайте, но и постоянным диалогом, в процессе которого специально определенное должностное лицо отвечало бы на поставленные вопросы, например посредством Интернета. В СМИ, на официальном веб-сайте как минимум два раза в год каждый из начальников должен давать интервью по наиболее насущным вопросам поступления на службу (учебу) в ОВД РФ, особенностям прохождения вступительных испытаний в очередном году. Использование передовых технологий, несомненно, упрощает процедуру информирования граждан, и все же не стоит считать, что доступ к электронным ресурсам имеют все. Несмотря на активное широкое внедрение информационных технологий в жизнь, для многих граждан это остается недоступным. Поэтому информирование населения параллельно должно по-прежнему осуществляться и традиционными способами: публикация информации в СМИ; наличие информации в помещениях ОВД и образовательных учреждений МВД России; телефонные консультации; разработка информационных буклетов, брошюр и распространение их через комплектующие ОВД, общеобразовательные школы, спортивные секции и т. д. Принцип социального равенства в доступе к государственным информационным ресурсам означает, что все граждане могли бы воспользоваться ими независимо от способа доступа. Немаловажным моментом будет информирование граждан о том, что при поступлении на службу в ОВД РФ, учебу в образовательные учреждения МВД России возможно проведение специального психофизиологического исследования при помощи полиграфа. Во-первых, это сразу может способствовать тому, что граждане, не отвечающие предъявляемым требованиям, скрывающие некоторые факты, мотивы и т. д., не будут поступать на службу (учебу). Во-вторых, заблаговременная извещенность о необходимом ограничении конституционных прав при поступлении позволит гражданам заранее принять решение о допустимости для него прохождения такого вида проверки. Таким образом, обеспечение доступа к информации о деятельности ОВД РФ и образовательных учреждений МВД России в условиях реформирования правоохранительной службы будет способствовать открытости ведомства, обновлению кадрового состава высококлассными специалистами, четко представляющими характер своей дальнейшей деятельности.

——————————————————————