Рекомендации правительствам, Организации Объединенных Наций и другим соответствующим международным и региональным организациям

(Годсе Х., Янс Р., Лукас Д.) («Наркоконтроль», 2011, N 3)

РЕКОМЕНДАЦИИ ПРАВИТЕЛЬСТВАМ, ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ И ДРУГИМ СООТВЕТСТВУЮЩИМ МЕЖДУНАРОДНЫМ И РЕГИОНАЛЬНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ <*>

Х. ГОДСЕ, Р. ЯНС, Д. ЛУКАС

——————————— <*> Recommendations to Governments, United Nations Organization and Other Relevant International and Regional Organizations.

Хамид Годсе, председатель.

Раймонд Янс, докладчик.

Джонотан Лукас, секретарь.

В настоящем номере журнала «Наркоконтроль» публикуются Рекомендации правительствам, Организации Объединенных Наций, другим соответствующим международным и региональным организациям из ежегодного доклада Международного комитета по контролю над наркотиками (International Narcotics Control Board), далее — МККН <1>, за 2009 г. ——————————— <1> О МККН и его докладах см.: Федоров А. В. Международный комитет по контролю над наркотиками и его доклады // Наркоконтроль. 2006. N 4. С. 27 — 31; Незаконный оборот наркотиков: глобальные тенденции и проблемы: Сборник докладов Международного комитета по контролю над наркотиками / Сост. и вступ. ст. А. В. Федорова. М.: Астрея-центр, 2007. С. 296.

С 2005 г. ежегодные доклады МККН содержат такие рекомендации по вопросам контроля над наркотиками и публикуются в журнале «Наркоконтроль» <2>. ——————————— <2> Рекомендации из ежегодных докладов МККН за 2005 — 2009 гг. опубликованы в журнале «Наркоконтроль». См.: Наркоконтроль. 2006. N 2. С. 28 — 33; 2007. N 2. С. 41 — 46; 2008. N 3. С. 38 — 43; 2009. N 1. С. 40 — 46; 2010. N 2. С. 30 — 36.

Рекомендации из доклада МККН за 2010 г. <3> (глава IV доклада) подготовлены к публикации главным редактором журнала «Наркоконтроль» А. В. Федоровым. ——————————— <3> См.: Доклад Международного комитета по контролю над наркотиками за 2010 г. ООН. Нью-Йорк. С. 147 — 157.

804. Комитет следит за осуществлением правительствами международных конвенций о контроле над наркотиками и наблюдает за функционированием международной системы контроля над наркотиками на национальном и международном уровнях. На основе произведенного анализа Комитет готовит для правительств, а также международных и региональных организаций рекомендации в поддержку осуществления конвенций. 805. В этой главе Комитет выделяет основные рекомендации, содержащиеся в главах II и III настоящего доклада. Рекомендации, содержащиеся в главе I, в главу IV не включены. В 2010 г. Комитет постановил выпустить дополнение <4> к настоящему докладу по вопросу о наличии психоактивных средств, находящихся под международным контролем, в которое вошли несколько дополнительных рекомендаций. Дополнительные рекомендации по контролю над прекурсорами изложены в докладе Комитета за 2010 г. о выполнении ст. 12 Конвенции 1988 г. <5>. Комитет призывает правительства и соответствующие международные и региональные организации изучить все его рекомендации и при необходимости выполнить их. Комитет призывает заинтересованные стороны информировать его о мерах, принятых ими во исполнение этих рекомендаций. ——————————— <4> Доклад Международного комитета по контролю над наркотиками о наличии психоактивных средств, находящихся под международным контролем, и обеспечении надлежащего доступа к ним для медицинских и научных целей (издание Организации Объединенных Наций, в продаже под N R. II. XI.7). <5> Прекурсоры и химические вещества, часто используемые при незаконном изготовлении наркотических средств и психотропных веществ: доклад Международного комитета по контролю над наркотиками за 2010 г.

806. В 2008 г. Комитет постановил дать оценку выполнению правительствами и соответствующими международными организациями рекомендаций, опубликованных в его докладах за 2005, 2006 и 2007 гг. Информация о выполнении рекомендаций Комитета, адресованных соответствующим международным организациям, содержится в главе II настоящего доклада; информация о выполнении рекомендаций Комитета правительствами будет опубликована Комитетом с течением времени.

A. Рекомендации правительствам

807. Рекомендации правительствам сгруппированы по следующим основным темам: присоединение к договорам; осуществление договоров и меры контроля; предупреждение незаконного производства и изготовления наркотиков, незаконного оборота наркотиков и злоупотребления ими; предупреждение утечки прекурсоров в незаконный оборот; обеспечение наличия и рационального использования наркотических средств и психотропных веществ для медицинских целей.

1. Присоединение к договорам

808. Основу системы международного контроля над наркотиками составляют Конвенция 1961 г. с поправками, внесенными в нее в соответствии с Протоколом 1972 г., Конвенция 1971 г. и Конвенция 1988 г. Присоединение всех государств к этим Конвенциям и всеобщее осуществление их положений являются непреложным условием эффективного контроля над наркотиками во всем мире. Рекомендация 1. Остается 16 государств, включая 10 государств Океании, которые еще не стали участниками одного или нескольких международных договоров о контроле над наркотиками <6>. При этом Афганистан и Чад до сих пор являются сторонами только Конвенции 1961 г. без поправок. Наличие государств, не присоединившихся хотя бы к одному из международных договоров, может ослаблять коллективные усилия международного сообщества по предупреждению и пресечению злоупотребления наркотиками и их незаконного оборота. Комитет обращается к государствам, которые еще не являются сторонами одного или нескольких международных договоров о контроле над наркотиками, с просьбой безотлагательно присоединиться к этим договорам. ——————————— <6> Сторонами международных договоров о контроле над наркотиками и/или Протокола 1972 г. о поправках к Конвенции 1961 г. не являются следующие государства: a) Конвенция 1961 г. с поправками, внесенными в нее в соответствии с Протоколом 1972 г., или Конвенция 1961 г. без поправок — Вануату, Кирибати, Науру, Острова Кука, Самоа, Тимор-Лешти, Тувалу и Экваториальная Гвинея; b) Протокол 1972 г. о поправках к Конвенции 1961 г. — Афганистан и Чад; c) Конвенция 1971 г. — Вануату, Гаити, Кирибати, Либерия, Науру, Острова Кука, Самоа, Соломоновы Острова, Тимор-Лешти, Тувалу и Экваториальная Гвинея; d) Конвенция 1988 г. — Кирибати, Маршалловы Острова, Науру, Палау, Папуа-Новая Гвинея, Святой Престол, Соломоновы Острова, Сомали, Тимор-Лешти, Тувалу и Экваториальная Гвинея.

2. Осуществление договоров и меры контроля

809. Одного лишь всеобщего присоединения к трем международным договорам о контроле над наркотиками еще недостаточно для решения связанных с наркотиками проблем: для этого необходимо всеобщее выполнение всех положений этих договоров и эффективное применение всеми правительствами необходимых мер контроля. Рекомендация 2. Согласно соответствующим положениям международных договоров о контроле над наркотиками стороны этих договоров обязаны представлять в Комитет статистические данные о наркотических средствах, психотропных веществах и прекурсорах. Однако правительства некоторых стран выполняют это обязательство нерегулярно. Комитет просит правительства своевременно представлять точную информацию в статистических отчетах по наркотическим средствам, психотропным веществам и прекурсорам согласно требованиям конвенций. Правительствам предлагается обращаться к Комитету за любой информацией, которая может помочь им в выполнении их обязательств по представлению данных. Рекомендация 3. В некоторых странах несвоевременное представление Комитету статистических данных объясняется тем, что правительства не выделяют достаточных ресурсов органам, отвечающим за контроль над законными видами деятельности, связанной с наркотическими средствами, психотропными веществами и прекурсорами. Комитет призывает правительства соответствующих стран выделять достаточные ресурсы для того, чтобы обеспечить соблюдение такими органами всех обязательств по представлению данных согласно международным договорам о контроле над наркотиками.

Наркотические средства и психотропные вещества

Рекомендация 4. Некоторые правительства не представили свои исчисления потребностей в наркотических средствах на 2011 г., в связи с чем для соответствующих стран и территорий такие исчисления были установлены Комитетом; они останутся в силе до тех пор, пока исчисления, установленные вышеупомянутыми правительствами, не будут получены и утверждены Комитетом. Комитет призывает правительства, о которых идет речь, проанализировать свои внутренние потребности в наркотических средствах на 2011 г. и как можно скорее представить Комитету на утверждение собственные исчисления, с тем чтобы избежать возникновения каких-либо трудностей с ввозом наркотических средств в объеме, необходимом для медицинских и научных целей. Рекомендация 5. В соответствии с Резолюциями 1981/7 и 1991/44 Экономического и Социального Совета правительствам предлагается представлять Комитету оценки годовых внутренних медицинских и научных потребностей в психотропных веществах, включенных в Списки II, III и IV Конвенции 1971 г. Некоторые правительства не обновляют оценки своих законных потребностей в психотропных веществах уже более трех лет. Комитет призывает все правительства обеспечить адекватность оценки своих годовых медицинских и научных потребностей в психотропных веществах и по мере необходимости информировать Комитет об изменении своих оценок. Комитет рекомендует правительствам рассматривать и обновлять оценки по крайней мере раз в три года. Рекомендация 6. Конвенция 1971 г. разрешает правительствам изымать некоторые препараты, содержащие психотропные вещества, риск злоупотребления которыми минимален, из-под действия некоторых мер контроля, предусмотренных в этой Конвенции. Ряд правительств, изъявших из-под действия некоторых мер контроля определенные препараты, содержащие психотропные вещества, не уведомили об этом Генерального секретаря, как того требует ст. 3 Конвенции 1971 г. Такие уведомления необходимы для информирования других правительств о подобных изъятиях, с тем чтобы смягчение контроля в одной стране не приводило к утечке соответствующих препаратов и злоупотреблению ими в других странах. Комитет просит все правительства, принимающие на национальном уровне решения об изъятии тех или иных препаратов из-под действия некоторых мер контроля, предусмотренных в Конвенции 1971 г., безотлагательно уведомить об этих изъятиях Генерального секретаря, если они еще не сделали этого. Рекомендация 7. Большинством правительств введена система разрешений на ввоз и вывоз всех психотропных веществ, включенных в Списки III и IV Конвенции 1971 г. Данная система доказала свою особую эффективность в плане предупреждения утечки этих веществ из международной торговли. Подпольные торговцы могут пытаться сосредоточить свою деятельность в тех странах, в которых контроль является менее жестким. Комитет настоятельно призывает правительства стран, национальное законодательство которых до сих пор не предусматривает обязательного получения разрешений на ввоз или вывоз каких-либо психотропных веществ, включенных в Списки III и IV Конвенции 1971 г., как можно скорее распространить данную меру контроля на все вещества, фигурирующие в этих списках, и информировать об этом Комитет.

Прекурсоры

Рекомендация 8. Стремясь выполнить ключевые положения ст. 12 Конвенции 1988 г., государства все шире принимают нормативно-правовые меры контроля, направленные на недопущение утечки веществ, включенных в таблицу I и таблицу II. Это позволяет ограничить утечку контролируемых на международном уровне прекурсоров в каналы незаконного оборота и заставляет наркоторговцев изыскивать новые способы обхода мер контроля. Отмечаются такие тенденции, как нелегальное изготовление контролируемых прекурсоров, особенно прекурсоров стимуляторов амфетаминового ряда, из веществ, не подпадающих под международный контроль. Комитет призывает правительства сообщать Комитету с использованием бланков формы D о случаях утечки и изъятия не подлежащих контролю веществ, используемых для нелегального изготовления прекурсоров, с тем чтобы облегчить Комитету оценку этих веществ на предмет их возможного включения в ограниченный перечень не включенных в таблицы веществ, подлежащих особому международному надзору, или вынесения рекомендации об их включении в таблицу I либо таблицу II Конвенции 1988 г. Рекомендация 9. Примерно 40% правительств до сих пор не представили исчисления своих годовых потребностей в некоторых прекурсорах стимуляторов амфетаминового ряда. Кроме того, многие правительства, представившие такие исчисления в прошлом, не обновляют зафиксированную в них информацию, хотя их законные потребности в некоторых прекурсорах могли за истекшее время измениться. Комитет призывает правительства удовлетворить просьбу, содержащуюся в Резолюции 49/3 Комиссии по наркотическим средствам, обеспечив своевременное представление исчислений по некоторым прекурсорам и их соответствие текущим потребностям. Это необходимо для того, чтобы такие исчисления могли и впредь использоваться для выявления подозрительных сделок с этими конкретными прекурсорами. Рекомендация 10. Автоматизированная онлайновая система PEN Online для обмена предварительными уведомлениями об экспорте по-прежнему играет ключевую роль в глобальных усилиях по предотвращению утечки прекурсоров из международной торговли. Правительства стран Африки составляют половину правительств, которые до сих пор не зарегистрировались в этой системе. Комитет просит все правительства, которые еще не сделали этого, зарегистрироваться в системе PEN Online. Комитет призывает все правительства, зарегистрировавшиеся в системе PEN Online, на регулярной основе пользоваться этой системой, с тем чтобы иметь возможность своевременно отвечать на запросы стран-экспортеров о законности поставок прекурсоров.

3. Предупреждение незаконного производства, изготовления и оборота наркотиков и злоупотребления ими

810. Стороны международных договоров о контроле над наркотиками обязались ограничить законными целями производство, изготовление, вывоз, ввоз и распространение веществ, находящихся под международным контролем, а также торговлю ими и их использование и предотвращать утечку этих веществ и злоупотребление ими. Рекомендация 11. Предупреждение незаконного культивирования, производства, изготовления наркотических средств и злоупотребления ими в Афганистане остается главнейшей задачей Правительства Афганистана и международного сообщества. Правительство Афганистана сейчас занимается обновлением своей Национальной стратегии контроля над наркотиками. Комитет настоятельно призывает Правительство Афганистана продолжать энергичные усилия в области контроля над наркотиками и обеспечить, чтобы обновленный вариант Национальной стратегии контроля над наркотиками предусматривал эффективные меры по прекращению культивирования опийного мака и растения каннабис, а также изготовления героина. Комитет призывает международное сообщество и впредь оказывать скоординированную помощь Правительству Афганистана в этих вопросах. Рекомендация 12. Комитет с обеспокоенностью отмечает резкий рост масштабов незаконного культивирования опийного мака в посевном сезоне 2009 г. в Юго-Восточной Азии, особенно в Лаосской Народно-Демократической Республике и Мьянме. Комитет настоятельно призывает соответствующие правительства активизировать усилия по предотвращению возрождения незаконного культивирования опийного мака. Рекомендация 13. Регион Центральной Америки и Карибского бассейна остается важным районом транзита для незаконных поставок наркотиков. В условиях нехватки организационного потенциала и ограниченности имеющихся ресурсов страны региона по-прежнему сталкиваются с трудностями в деле укрепления и обеспечения соблюдения мер контроля над наркотиками. Слабость правоохранительной системы в регионе ведет к заметному росту насильственной преступности и коррупции и серьезно подрывает экономическую и политическую стабильность многих стран. Комитет призывает правительства стран Центральной Америки и Карибского бассейна обеспечить соблюдение разрабатываемых ими мер контроля над наркотиками и координировать свои усилия посредством инициатив в области регионального сотрудничества. Рекомендация 14. Как показали обследования, проведенные правительствами и ЮНОДК, в 2009 г. общая площадь незаконного культивирования кокаинового куста в Южной Америке сократилась. Одной из причин этого сокращения можно считать значительное уменьшение площади незаконных плантаций кокаинового куста в Колумбии, компенсировавшее некоторое ее увеличение в Боливии (Многонациональном Государстве) и в Перу. Комитет призывает Правительство Колумбии продолжать усилия по прекращению культивирования кокаинового куста на территории страны и закрепить позитивные результаты, достигнутые на сегодняшний день. Рекомендация 15. В 2009 г. в Многонациональном Государстве Боливия четвертый год подряд отмечалось расширение площади незаконного культивирования кокаинового куста: по сравнению с 2005 г. она выросла на 22%. Комитет призывает Правительство Многонационального Государства Боливия проводить эффективную политику и наращивать усилия в целях прекращения незаконного культивирования кокаинового куста на территории страны, а также решительно бороться с незаконным изготовлением и оборотом кокаина. Рекомендация 16. К числу важнейших целей Национального плана деятельности по контролю над наркотиками в Перу на 2007 — 2011 гг. относятся значительное сокращение общей площади незаконного культивирования кокаинового куста в стране и предупреждение такого культивирования в тех районах страны, которые прежде не сталкивались с этой проблемой. Комитет с обеспокоенностью отмечает, что, несмотря на усилия Правительства по прекращению незаконного культивирования кокаинового куста, достичь целей вышеупомянутого Национального плана действий по контролю над наркотиками пока не удается, о чем свидетельствует продолжающееся в стране с 2005 г. увеличение площади незаконного культивирования кокаинового куста. Комитет настоятельно призывает Правительство Перу активизировать усилия по искоренению запрещенных культур в целях прекращения в этой стране незаконного культивирования кокаинового куста. Комитет также рекомендует Правительству Перу принять дальнейшие меры для повышения потенциала национальных органов по контролю над наркотиками в том, что касается пресечения незаконного оборота. Рекомендация 17. Несмотря на всеобщее согласие с принципом совместной ответственности всех правительств за решение наркопроблем, некоторые страны, в которых незаконно производятся наркотики, особенно страны с низким уровнем доходов, не располагают достаточными финансовыми ресурсами для решительной борьбы с незаконным производством наркотиков. Комитет призывает международное сообщество, включая правительства развитых стран, продолжать оказывать финансовую поддержку и техническую помощь соответствующим правительствам в целях наращивания их усилий по борьбе с незаконным производством наркотиков. Рекомендация 18. Система исчисления законных годовых потребностей является важным средством контроля, позволяющим предотвращать утечку наркотических средств и психотропных веществ из международной торговли. Комитет призывает правительства соблюдать положения системы исчислений и оценки согласно Конвенции 1961 г. и соответствующим резолюциям Экономического и Социального Совета, обеспечивая соответствие своих исчислений и оценок фактическим законным потребностям и не допуская выдачи разрешений на ввоз наркотических средств и психотропных веществ в количествах, превышающих эти потребности. Комитет также призывает правительства стран-экспортеров регулярно проверять исчисления и оценки стран-импортеров и не давать разрешений на экспортные поставки наркотических средств и психотропных веществ, не соответствующие законным потребностям. Рекомендация 19. Как показали расследования, проведенные в Южной Африке, в эту страну легально ввозились большие количества катина — стимулятора, включенного в Список III Конвенции 1971 г., — который затем закупался преступными сообществами для незаконного производства стимуляторов амфетаминового ряда в подпольных лабораториях. Комитет призывает все правительства отслеживать поставки катина, особенно если они направляются в Африку, в целях предупреждения незаконного использования этого вещества в тех странах региона, где могут отсутствовать адекватные национальные меры контроля, а в случае сомнений в правомерности таких поставок консультироваться с Комитетом. Рекомендация 20. Утечка фармацевтических препаратов, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, из национальных систем распределения и злоупотребление этими препаратами по-прежнему представляют собой проблему во многих странах. Такая утечка часто свидетельствует о наличии лазеек в национальном законодательстве о контроле над наркотиками или о недостаточном контроле за соблюдением действующих законов или подзаконных актов. Комитет просит правительства, сталкивающиеся с проблемами утечки фармацевтических препаратов, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, их незаконного оборота или злоупотребления ими, выявлять источники этой утечки и принимать меры для недопущения подобных явлений. Рекомендация 21. Продолжают поступать сообщения о случаях утечки фармацевтических препаратов, содержащих вещества, используемые для заместительной терапии, в частности бупренорфин, метадон и морфий. Комитет просит правительства всех стран, в которых существуют программы заместительной терапии и возникают проблемы, связанные с утечкой препаратов, используемых при такой терапии, и злоупотреблением ими, проанализировать применяемые меры контроля на предмет ликвидации возможных лазеек и не допускать утечки таких препаратов и злоупотребления ими, продолжая в то же время предоставлять доступ к ним для использования в медицинских целях. Рекомендация 22. В защищенном разделе своего веб-сайта, доступном только для имеющих специальный допуск государственных должностных лиц, Комитет публикует краткие сведения о действующих в разных странах требованиях относительно разрешений на ввоз и вывоз кетамина, в соответствии с Резолюцией 49/6 Комиссии по наркотическим средствам, озаглавленной «Включение кетамина в список контролируемых веществ». Комитет призывает правительства ознакомиться с этой информацией на веб-сайте Комитета, с тем чтобы знать об ограничениях на международную торговлю кетамином, которые могут действовать в других странах, и соблюдать эти ограничения. Рекомендация 23. Все в большем числе стран и регионов отмечаются случаи злоупотребления 4-метилметкатиноном (наркотиком-аналогом, известным также как «мефедрон», или «4-ММК») и другими наркотиками-аналогами, которые принимают как стимуляторы. Комитет рекомендует всем правительствам внимательно следить за тенденциями в области злоупотребления психоактивными веществами на их территории в целях выявления новых веществ, являющихся предметом злоупотребления, таких как наркотики-аналоги стимулирующего действия. Он настоятельно призывает правительства сообщать Комитету и ВОЗ о любых новых тенденциях в области злоупотребления психоактивными веществами. В случае необходимости правительствам, которые еще не сделали этого, следует незамедлительно принять меры по установлению национального контроля над мефедроном и другими наркотиками-аналогами стимулирующего действия. В этой связи правительства могли бы рассмотреть возможность установления контроля над группами веществ, если это допускается национальным законодательством. Правительства могли бы также рассмотреть возможность уведомления Генерального секретаря о проблемах, связанных со злоупотреблением мефедроном на их территории, с тем чтобы это вещество было включено в Списки I, II, III или IV Конвенции 1971 г. Рекомендация 24. Правительства некоторых стран, в частности в Центральной Америке, сталкиваются с проблемами злоупотребления летучими органическими соединениями, содержащими различные алкилнитриты, путем их вдыхания; за этими веществами закрепилось обиходное название «попперсы». Комитет рекомендует правительствам сообщать ВОЗ информацию о медицинских проблемах, связанных со злоупотреблением «попперсами». Рекомендация 25. В последнее время стало отмечаться злоупотребление такой новой категорией веществ, как синтетические агонисты каннабиноидных рецепторов. Их добавляют к растительным смесям, реализуемым под разными торговыми названиями (например, «спайс») через Интернет и специализированные магазины. Комитет рекомендует правительствам продолжать следить за ситуацией в том, что касается злоупотребления синтетическими агонистами каннабиноидных рецепторов, и принимать меры для предупреждения незаконного оборота этих веществ и злоупотребления ими. Всем правительствам рекомендуется и впредь предоставлять Комитету информацию о масштабах злоупотребления и незаконной торговли продукцией, содержащей эти вещества, а также о мерах, принятых для борьбы с таким злоупотреблением. Рекомендация 26. В соответствии с Резолюцией 53/7 Комиссии по наркотическим средствам многие правительства принимают меры для решения проблемы тайного применения психоактивных веществ с целью совершения насильственных действий сексуального характера или иных преступных деяний. Комитет с удовлетворением отмечает инициативы, которые начали предприниматься некоторыми правительствами совместно с промышленными кругами в целях предотвращения утечки и использования лекарств для совершения с их помощью преступных действий. Комитет призывает все правительства, которые еще не сделали этого и которые сталкиваются с подобными проблемами, рассмотреть возможность принятия соответствующих мер для недопущения тайного применения психоактивных веществ с целью совершения насильственных действий сексуального характера или иных преступлений. Рекомендация 27. Общедоступность семян каннабиса, которые не подпадают под действие международных договоров о контроле над наркотиками, способствует незаконному культивированию растения каннабис. Комитет особенно обеспокоен широкой продажей семян каннабиса, предназначенных для противозаконных целей, через Интернет. Комитет рекомендует всем правительствам продолжать поиски оптимальных методов борьбы с использованием семян каннабиса в противозаконных целях и рассмотреть вопрос о принятии на национальном уровне надлежащих мер для эффективного предупреждения такой деятельности. Эти меры могут включать, например, ограничение торговли семенами каннабиса, способными давать всходы, или семенами сортов каннабиса, в которых содержание ТГК превышает определенный пороговый уровень. Комитет призывает правительства усиливать наблюдение за случаями использования Интернета в целях продажи семян каннабиса для противозаконного использования и наращивать усилия по пресечению такой деятельности. В этой связи Комитет также призывает правительства применять п. 1 (c) (iii) ст. 3 Конвенции 1988 г., согласно которому государства-участники обязаны признать уголовными преступлениями публичное подстрекательство или побуждение других, в частности, к незаконному культивированию растения каннабис и незаконному использованию каннабиса. Рекомендация 28. В марте 2009 г. Комитетом было опубликовано Руководство для правительств по предупреждению незаконной торговли через Интернет веществами, находящимися под международным контролем <7>. В 2010 г. Комитет разослал всем правительствам вопросник для оценки прогресса, достигнутого в осуществлении положений этого Руководства. Комитет призывает правительства, которые еще не сделали этого, представить Комитету свои ответы на вопросник об осуществлении положений Руководства. Комитет просит все правительства осуществлять положения Руководства. ——————————— <7> Издание Организации Объединенных Наций, в продаже под N R.09/XI.6.

4. Предотвращение утечки прекурсоров в сферу незаконного оборота

811. Стороны Конвенции 1988 г. обязаны предотвращать утечку прекурсоров для последующего их использования в целях незаконного изготовления наркотических средств или психотропных веществ. Рекомендация 29. Каждый год Комитет готовит доклад о выполнении ст. 12 Конвенции 1988 г., в котором содержатся рекомендации правительствам по вопросам контроля над прекурсорами. Комитет призывает правительства выполнить дополнительные рекомендации, содержащиеся в докладе Комитета за 2010 г. о выполнении ст. 12 Конвенции 1988 г. <8>. ——————————— <8> Прекурсоры и химические вещества, часто используемые при незаконном изготовлении наркотических средств и психотропных веществ: Доклад Международного комитета по контролю над наркотиками за 2010 г.

Рекомендация 30. По мере расширения системы мер контроля за доступом к эфедрину и псевдоэфедрину наркодельцы стремятся адаптировать применяемые ими технологии производства и получать эти прекурсоры из содержащих их фармацевтических препаратов и природных продуктов, которые могут не подпадать под действующие в странах меры контроля. Комитет призывает все правительства применять эффективные меры контроля над эфедрином и псевдоэфедрином в составе фармацевтических препаратов и природных продуктов в том же порядке, в каком они контролируют сами эти вещества. Рекомендация 31. Комитет отмечает непрекращающиеся случаи утечки ангидрида уксусной кислоты из внутренних каналов распределения (особенно в Европе и в Восточной Азии) и его последующей контрабанды в регионы, в которых производится героин. Комитет призывает все правительства подвергнуть оценке эффективность мер контроля, применяемых в отношении торговли ангидридом уксусной кислоты на внутреннем рынке, и при необходимости принять дополнительные меры для предотвращения его утечки. Рекомендация 32. У Комитета имеются сомнения в законности крупных поставок Ф-2-П в страны Западной Азии, в частности в Сирийскую Арабскую Республику и Иорданию; конечным пунктом назначения некоторых из них является Ирак. Не исключено, что Ф-2-П, являющийся прекурсором амфетамина, используется при незаконном изготовлении стимуляторов амфетаминового ряда в данном регионе. Комитет просит правительства всех стран Западной Азии обеспечить принятие надлежащих мер контроля над Ф-2-П и пересмотреть свои годовые потребности в этом веществе.

5. Наличие и рациональное использование наркотических средств и психотропных веществ в медицинских целях

812. Одна из основных целей международных договоров о контроле над наркотиками заключается в обеспечении наличия наркотических средств и психотропных веществ для медицинских и научных целей, а также в содействии доступу к наркотическим средствам и психотропным веществам и их рациональному использованию. Рекомендация 33. В Резолюции 53/4 Комиссии по наркотическим средствам, озаглавленной «Содействие обеспечению наличия достаточного количества контролируемых на международном уровне наркотиков законного происхождения для использования в медицинских и научных целях и предупреждение их утечки и злоупотребления ими», Комитету было предложено включить в его доклад за 2010 г. информацию о потреблении наркотических средств и психотропных веществ, используемых в медицинских и научных целях, в разных странах мира, включая анализ факторов, препятствующих обеспечению их наличия в достаточном количестве, и мер, принятых для преодоления таких препятствий, и, если это возможно, конкретную информацию о текущем положении и достигнутом прогрессе в отдельных странах. В ответ на эту просьбу Комитет постановил выпустить дополнение к настоящему докладу, посвященное вопросу наличия контролируемых на международном уровне психоактивных средств. Комитет призывает правительства выполнить рекомендации, содержащиеся в его докладе по вопросу о наличии контролируемых на международном уровне психоактивных средств <9>. ——————————— <9> Издание Организации Объединенных Наций, в продаже под N R. II. XI.7.

Рекомендация 34. Согласно Конвенции 1971 г. правительства обязаны представлять в Комитет информацию о потреблении психотропных веществ. Однако для анализа текущей ситуации с их потреблением и содействия обеспечению наличия психотропных веществ в количествах, достаточных для использования в медицинских и научных целях, а также в целях предупреждения их утечки и злоупотребления ими, как того требует Резолюция 53/4 Комиссии по наркотическим средствам. Комитету необходимы надежные данные о потреблении психотропных веществ. Комитет рекомендует правительствам рассмотреть возможность представления Комитету информации о потреблении психотропных веществ таким же образом, как это делается в отношении наркотических средств. Рекомендация 35. Во многих районах мира по-прежнему ощущается серьезная нехватка лекарственных средств, необходимых для облегчения боли и страданий больных. Комитет настоятельно призывает правительства соответствующих стран, особенно тех стран, в которых суточное потребление опиоидов составляет менее 100 статистических условных суточных доз (СУСД) <10> на миллион жителей, принять соответствующие меры для предоставления своему населению достаточного доступа к лекарственным средствам на базе опиоидов в соответствии с международными конвенциями о контроле над наркотиками. ——————————— <10> Понятие «статистическая условная суточная доза» (СУСД) разъясняется в докладе Международного комитета по контролю над наркотиками о наличии психоактивных средств, находящихся под международным контролем, и обеспечении надлежащего доступа к ним для медицинских и научных целей.

Рекомендация 36. В целом ряде стран чрезмерно частое назначение некоторых наркотических средств и психотропных веществ приводит к утечке таких веществ и злоупотреблению ими. Комитет рекомендует правительствам сохранять бдительность и выявлять случаи, когда потребление является неоправданно высоким и/или не предполагается в рамках разумной врачебной практики. Рекомендация 37. Точное исчисление потребностей в веществах, находящихся под международным контролем, является важнейшей предпосылкой их наличия в количествах, необходимых для медицинских и научных целей. Неверный расчет потребностей может не только создавать трудности с использованием контролируемых веществ, вызывая их нехватку или нерациональное назначение, но и приводить к появлению излишков таких веществ, их нерачительному расходованию и вероятной утечке. Комитет настоятельно призывает правительства надлежащим образом применять системы исчисления потребностей в наркотических средствах и оценки потребностей в психотропных веществах в качестве важного средства обеспечения наличия веществ, находящихся под международным контролем, в достаточных количествах для законных целей. Рекомендация 38. В чрезвычайных ситуациях, вызванных стихийными бедствиями и техногенными катастрофами, может возникать внезапная острая потребность в лекарственных средствах, содержащих контролируемые вещества. В целях решения этой проблемы ВОЗ на основе консультаций с Комитетом подготовила Типовые руководящие принципы международного снабжения контролируемыми лекарственными средствами в целях оказания неотложной медицинской помощи <11>. Комитет призывает правительства обеспечить, чтобы соответствующие органы были осведомлены о предусмотренных этими руководящими принципами упрощенных процедурах и готовы применять их для ускорения поставок контролируемых лекарственных средств, как только в них возникнет необходимость. Правительствам и организациям по оказанию гуманитарной помощи рекомендуется ставить Комитет в известность о любых затруднениях, возникающих при осуществлении экстренных поставок контролируемых лекарственных средств. Правительства, возможно, пожелают также включить в состав своих запасов наркотических средств и психотропных веществ для специальных нужд количества, необходимые для удовлетворения потребностей в этих веществах в случае чрезвычайной ситуации. ——————————— <11> World Health Organization, Model Guidelines for the International Provision of Controlled Medicines for Emergency Medical Care, document WHO/PSA/96.17.

B. Рекомендации Управлению Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности и Всемирной организации здравоохранения

813. ЮНОДК является ведущим учреждением Организации Объединенных Наций по оказанию технической помощи в вопросах контроля над наркотиками, а также по координации такой помощи, предоставляемой правительствами и другими организациями. В соответствии с международными договорами задача ВОЗ состоит в том, чтобы на основе медицинских и научных оценок готовить рекомендации относительно изменения сферы контроля над наркотическими средствами согласно Конвенции 1961 г. и сферы контроля над психотропными веществами согласно Конвенции 1971 г. Кроме того, ВОЗ принадлежит ключевая роль в содействии обеспечению доступа к веществам, находящимся под международным контролем, и их рациональному использованию. Рекомендация 39. Многие правительства нерегулярно представляют Комитету требуемые от них в обязательном порядке статистические данные о наркотических средствах, психотропных веществах или прекурсорах. Это относится прежде всего к странам Африки, Карибского бассейна и Океании. Трудности, с которыми сталкиваются правительства ряда стран этих регионов при представлении статистических данных, свидетельствуют о наличии серьезных изъянов в их национальных механизмах регулирования веществ, находящихся под контролем. Комитет просит ЮНОДК поддержать усилия секретариата Комитета по оказанию правительствам соответствующих стран Африки, Карибского бассейна и Океании содействия в укреплении их потенциала в области обеспечения надлежащего надзора и нормативного контроля за легальной деятельностью, связанной с наркотическими средствами и психотропными веществами, а также предотвращения утечки прекурсоров. Рекомендация 40. Регион Центральной Америки и Карибского бассейна остается важным районом транзита для незаконных поставок наркотиков. В условиях нехватки организационного потенциала и ограниченности имеющихся ресурсов государства Центральной Америки и Карибского бассейна по-прежнему сталкиваются с трудностями в деле укрепления и обеспечения соблюдения мер контроля над наркотиками. Слабость правоохранительной системы в регионе ведет к заметному росту насильственной преступности и коррупции и серьезно подрывает экономическую и политическую стабильность многих государств. Комитет приветствует недавнее открытие в Панаме Отделения по региональной программе ЮНОДК для Центральной Америки, Кубы и Доминиканской Республики, а также учреждение в данном регионе четырех центров передового опыта. Комитет рекомендует ЮНОДК продолжать оказывать правительствам стран региона помощь в виде мер по созданию потенциала. Рекомендация 41. Комитет с удовлетворением отмечает ряд инициатив ЮНОДК по оказанию африканским странам — особенно в Западной Африке — технической помощи в борьбе с незаконным оборотом наркотиков, включая Инициативу по побережью Западной Африки, проект АЭРОКОП и Программу по контролю за контейнерными перевозками, осуществляемые ЮНОДК совместно с другими учреждениями, такими как Департамент операций по поддержанию мира Секретариата, Интерпол и Всемирная таможенная организация. Комитет призывает ЮНОДК, а также других двусторонних и многосторонних партнеров продолжать оказывать правительствам стран региона помощь посредством мер по укреплению потенциала правоохранительных органов и судебной системы. Рекомендация 42. Проблему злоупотребления наркотиками-аналогами стимулирующего действия, такими как мефедрон, с которой сталкиваются многие страны и регионы, невозможно решить с помощью одних лишь национальных контрмер, поскольку новые тенденции в области злоупотребления наркотиками быстро распространяются в масштабах регионов и между ними. Комитет рекомендует ЮНОДК в лице его Секции лабораторного и научного обеспечения, а также ВОЗ разработать эффективные меры для решения проблемы наркотиков-аналогов. Рекомендация 43. ВОЗ уже в течение некоторого времени не в состоянии созвать свой Комитет экспертов по лекарственной зависимости для оценки веществ на предмет их возможного включения в списки Конвенции 1961 г. и Конвенции 1971 г.; это влечет за собой серьезные последствия для системы международного контроля над наркотиками. Комитет призывает ВОЗ как можно скорее возобновить свою деятельность по рассмотрению психоактивных веществ на предмет установления над ними международного контроля, что входит в обязанности ВОЗ согласно Конвенции 1961 г. и Конвенции 1971 г. Рекомендация 44. В своей Резолюции 53/7 Комиссия по наркотическим средствам настоятельно призывает ВОЗ, ЮНОДК и Комитет бороться против тайного применения психоактивных веществ с целью совершения насильственных действий сексуального характера и других преступных деяний. Комитет призывает ВОЗ к сотрудничеству с ЮНОДК и Комитетом в целях скорейшего осуществления Резолюции 53/7.

C. Рекомендации другим соответствующим международным организациям

814. Важная роль в международном контроле над наркотиками принадлежит таким международным организациям, как Интерпол и Всемирная таможенная организация. Применительно к случаям, когда государства нуждаются в дополнительной оперативной поддержке в конкретных областях, например в области обеспечения соблюдения законов о наркотиках. Комитет формулирует соответствующие рекомендации, касающиеся конкретных сфер компетенции соответствующих международных и региональных организаций, включая Интерпол и Всемирную таможенную организацию. Рекомендация 45. Многие правительства нерегулярно представляют Комитету требуемые от них в обязательном порядке статистические данные о наркотических средствах, психотропных веществах или прекурсорах. Это относится прежде всего к странам Африки, Карибского бассейна и Океании. Трудности, с которыми сталкиваются правительства ряда стран этих регионов при представлении статистических данных, свидетельствуют о наличии существенных изъянов в их национальных механизмах регулирования веществ, находящихся под контролем. Комитет просит соответствующие региональные организации оказывать правительствам соответствующих стран Африки, Карибского бассейна и Океании помощь в укреплении их потенциала в области контроля за легальной деятельностью, связанной с наркотическими средствами и психотропными веществами, а также предотвращения утечки прекурсоров. Рекомендация 46. Регион Центральной Америки и Карибского бассейна остается важным районом транзита для незаконных поставок наркотиков. В условиях нехватки организационного потенциала и ограниченности имеющихся ресурсов государства Центральной Америки и Карибского бассейна по-прежнему сталкиваются с трудностями в деле укрепления и обеспечения соблюдения мер контроля над наркотиками. Слабость правоохранительной системы в регионе ведет к заметному росту насильственной преступности и коррупции и серьезно подрывает экономическую и политическую стабильность многих государств. Комитет предлагает СИКАД оказывать правительствам стран региона помощь через программы по созданию потенциала. Рекомендация 47. Во многих странах сотрудники правоохранительных органов по-прежнему недостаточно осведомлены о проблемах утечки и незаконного оборота прекурсоров. Комитет призывает Интерпол и Всемирную таможенную организацию оказывать поддержку учебным мероприятиям для сотрудников правоохранительных органов по тематике предупреждения незаконного оборота прекурсоров.

——————————————————————