К вопросу повышения эффективности частной охранной деятельности

(Ишмуратов П. Н.) («Административное право и процесс», 2012, N 1)

К ВОПРОСУ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЧАСТНОЙ ОХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

П. Н. ИШМУРАТОВ

Ишмуратов Павел Николаевич, преподаватель кафедры административной деятельности ОВД Московского университета МВД России.

В статье поднимается вопрос о необходимости повышения эффективности частной охранной деятельности с целью дальнейшего совершенствования административно-правового статуса субъектов этой деятельности, обозначен ряд проблем в сфере осуществления исследуемой деятельности, предложены конкретные пути их решения, способствующие реализации принципа государственно-частного партнерства.

Ключевые слова: частная охранная деятельность, субъекты охранной деятельности, административно-правовой статус, повышение эффективности.

To the question of increase of efficiency of private security activity P. N. Ishmuratov

In article brings up a question on necessity of increase of efficiency of private security activity for the purpose of the further perfection of administratively-legal status subjects of this activity, a number of problems in sphere of realization of investigated activity is designated, concrete ways of their decision that will promote finally to realization the principle of state-private partnership.

Key words: private security activities, the subjects of the security activities, administrative-legal status, increase of efficiency.

Переход от административно-командного подхода к управлению экономическими процессами в рамках рыночной экономики предопределил возникновение в современной России отдельного экономического сегмента, связанного с осуществлением правоохранительных мероприятий частного характера. Поэтому принятие 11 марта 1992 г. Закона Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» <1> ознаменовало начало нового этапа в развитии российской правоохранительной системы. В результате этого частные охранные структуры приобрели статус самостоятельных субъектов предпринимательской деятельности, призванных обеспечить комплекс дополнительных, по отношению к государственным, мер безопасности по защите законных прав и интересов физических и юридических лиц, осуществляемых на основе договорных отношений в виде оказания правоохранительных услуг, предусмотренных федеральным законодательством. ——————————— <1> Закон РФ от 11 марта 1992 г. N 2487-1 (в ред. от 07.02.2011) «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» // Российская газета. 30.04.1992.

Анализ свидетельствует, что частная охранная деятельность по своей природе обладает рядом специфических признаков. Во-первых, она характеризуется правоохранительной направленностью, так как осуществляется строго на правовой основе в целях защиты законных прав и интересов субъектов права. Во-вторых, для частной охранной деятельности характерна коммерческая составляющая, включающая элементы, присущие частному предпринимательству. В-третьих, деятельность негосударственной охраны юридически обеспечена наличием возможности применять различные меры принуждения. В-четвертых, являясь относительно самостоятельной, частная охранная деятельность как особая разновидность предпринимательства находится под патронажем органов внутренних дел, которые реализуют в рассматриваемой сфере нормотворческие, лицензионные, контрольные и юрисдикционные функции. В-пятых, в структуре правовой основы частной охранной деятельности значительную долю занимают административно-правовые нормы, регулирующие различные аспекты реализации рассматриваемыми субъектами негосударственной безопасности своего правового статуса. Являясь частной, коммерческой, исследуемая деятельность затрагивает одновременно и публичные отношения, так как ее целями являются не только извлечение прибыли, но и создание безопасных условий для существования и развития российского бизнеса, защиты прав и законных интересов клиентов, обеспечение правопорядка и безопасности в зонах ответственности конкретных охранных структур. Таким образом, позитивная направленность частной охранной деятельности споров не вызывает. Почти за 20 лет существования в Российской Федерации частной охранной деятельности ее нормативная основа претерпела существенные изменения. Однако оценка состояния сбалансированности структуры статуса субъектов, осуществляющих подобную деятельность, позволяет заявить, что со стороны законодателя явно прослеживается крен в сторону запретов и ограничений, а также усиления ответственности охранных структур, что в итоге не позволяет частным охранным организациям в полном объеме эффективно реализовать свое общественно значимое предназначение. Кроме того, многочисленные поправки, вносимые в законодательство, регулирующее частную охранную деятельность, вопросы административно-правового статуса субъектов частной охраны затрагивали лишь в части усиления государственного контроля в данной сфере. Повышению эффективности частной охранной деятельности будет способствовать реализация государственно-частного партнерства между государством и субъектами частной охранной деятельности, которая возможна только при наличии соответствующего административно-правового статуса этих субъектов, который должен соотноситься с позитивными целями и задачами, решаемыми частными охранными организациями в рамках осуществления своей деятельности. В связи с чем необходимо пересмотреть государственную политику в отношении субъектов частной охранной деятельности путем изменения системы государственно-частного партнерства, реализация которого возможна путем изменения статуса частных охранных организаций, посредством одновременного увеличения как полномочий и гарантий, так и ответственности за невыполнение взятых на себя обязательств. Объективность этого требования также становится очевидной в свете Указа Президента РФ «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» <2>, в соответствии с которым для обеспечения национальной безопасности Российская Федерация, наряду с достижением основных приоритетов национальной безопасности, сосредоточивает свои усилия и ресурсы на приоритетах устойчивого развития путем совершенствования государственно-частного партнерства, что также способствует противодействию угрозам национальной безопасности в области повышения качества жизни российских граждан. ——————————— <2> Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. N 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // СЗ РФ. 2009. N 20. Ст. 2444.

Вместе с тем в интересах обеспечения национальной безопасности в среднесрочной перспективе расширяется использование инструментов государственно-частного партнерства для решения стратегических задач развития экономики и завершения формирования базовых инфраструктур. С этой целью развивается государственно-частное партнерство, проводятся системные исследования в интересах решения стратегических задач национальной обороны, государственной и общественной безопасности, а также устойчивого развития страны. При этом, говоря о государственно-частном партнерстве, мы предполагаем партнерство между государством, в лице органов внутренних дел, и частными охранными структурами. При этом органы внутренних дел активно участвуют в нормотворчестве (все проекты законов Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации и тем более приказов МВД России готовит МВД), выступают лицензирующим, контролирующим органом. Они же привлекают к ответственности. Поэтому с повышением гарантий для субъектов частной охранной деятельности необходимо одновременное снижение полномочий органов внутренних дел, например по применению в отношении частных охранных организаций административных наказаний. В заключение отметим, что для повышения эффективности исследуемой деятельности необходимо внести изменения в статус полиции, определяемый Федеральным законом «О полиции» <3>, и наделить равными возможностями участвующие стороны при государственно-частном партнерстве, в частности предоставить исключительное право судьям рассматривать дела об административных правонарушениях в отношении юридических лиц, осуществляющих частную охранную деятельность, что приведет к снижению полномочий органов внутренних дел по привлечению субъектов частной охранной деятельности к административной ответственности. ——————————— <3> ФЗ от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции» // СЗ РФ. 2011. N 7. Ст. 900.

——————————————————————