Понятие и значение административного надзора, осуществляемого милицией

(Разаренов Ф. С.)

(«Административное право и процесс», 2014, N 1)

Текст документа

ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАДЗОРА,

ОСУЩЕСТВЛЯЕМОГО МИЛИЦИЕЙ

Ф. С. РАЗАРЕНОВ

Разаренов Федор Савельевич , заслуженный юрист Российской Федерации,

кандидат юридических наук, профессор (впервые материал был размещен в

параграфе 1 учебного пособия Ф. С. Разаренова «Административный надзор

милиции». М.: УУЗ МВД СССР, 1969. С. 3 — 9).

Перепечатка осуществлена с согласия дочери проф. Ф. С. Разаренова — проф. Наталии Федоровны Поповой.

Статья посвящена рассмотрению характеристики административного надзора, осуществляемого советской милицией. Сформулировано определение административного надзора, его виды и признаки.

Ключевые слова: правопорядок, борьба с правонарушениями и преступлениями, советская милиция, административный надзор.

Concept and the value of administrative supervision, achieved by the police

F. S. Razarenov

Razarenov Fedor Savel’evich , Honored Lawyer of the Russian

Federation, candidate of juridical sciences, professor (for the first time

the material was published in Paragraph 1 of educational manual of

F. S. Razarenov «Administrative supervision of militia». M.: UUZ MVD USSR,

1969. P. 3 — 9).

Reprinting is effectuated with consent of the daughter of professor F. S. Razarenov — professor Nataliya Fedorovna Popova.

The article is dedicated to the examination of the characteristic of the administrative supervision, achieved by the Soviet police. Are formulated the determination «of the administrative supervision «, its forms and signs.

Key words: law, fight with the offenses and the crimes, the Soviet police, the administrative supervision.

Обеспечение неуклонного соблюдения социалистического правопорядка является важнейшей задачей прокуратуры, суда, милиции, других органов управления, общественных организаций и коллективов трудящихся.

Борьба с правонарушениями и преступлениями осуществляется широкой системой мероприятий, проводимых государственными органами и общественными организациями путем убеждения, воспитания граждан, а также путем применения к нарушителям установленных законом мер государственного и общественного воздействия.

ЦК КПСС, Президиум Верховного Совета СССР и Совет Министров СССР в принятых решениях обязывают партийные, комсомольские и профсоюзные комитеты, руководителей предприятий, строек, учреждений, колхозов, совхозов, учебных заведений обеспечить должный уровень работы по предотвращению правонарушений в коллективах трудящихся, значительно усилить воспитание населения в духе неуклонного соблюдения законов и нетерпимости к правонарушениям.

Вместе с этим партия и Правительство требуют от административных органов резкого улучшения работы по предупреждению правонарушений.

Административные органы в своей практической деятельности должны исходить прежде всего из того, что главное в борьбе с правонарушениями — это профилактика.

Вскрывая причины нарушений правопорядка, аморальных проступков и преступлений, а также недостатков в деятельности соответствующих административных органов, ЦК КПСС, Президиум Верховного Совета СССР и Совет Министров СССР разработали целый комплекс мероприятий, направленных на улучшение воспитательной работы в коллективах трудящихся и повышение эффективности мер государственного воздействия, применяемых в борьбе с правонарушениями.

В целях усиления борьбы с рецидивной преступностью признано необходимым законодательно учредить административный надзор милиции за определенной категорией лиц, освобожденных из мест лишения свободы, для обеспечения наблюдения за их поведением, предупреждения преступлений с их стороны и оказания необходимого воспитательного воздействия.

В соответствии с решениями партии и Правительства Президиум Верховного Совета СССР 26 июля 1966 года принял Указ «Об усилении ответственности за хулиганство», в котором установлены дифференцированные меры ответственности лиц, допускающих хулиганские и другие антиобщественные действия.

В качестве одной из мер предупреждения нарушений общественного порядка и преступлений этим Указом закреплено право милиции подвергать правонарушителей приводу в органы милиции для соответствующей регистрации и официального предостережения о недопустимости антиобщественного поведения.

Применение работниками милиции предоставленных законом средств предупреждения и борьбы с противоправными деяниями позволяет более успешно решать задачи, возложенные на органы внутренних дел в целом и аппараты милиции в особенности.

В Положении о советской милиции, утвержденном Постановлением Совета Министров СССР от 17 августа 1962 года, указывается, что милиция призвана охранять общественный порядок в городах, населенных пунктах и на транспортных магистралях, обеспечивать охрану социалистической собственности, личности и прав граждан от преступных посягательств, своевременно предупреждать, пресекать и раскрывать уголовные преступления.

Деятельность милиции по охране общественного порядка осуществляется в различных формах, в том числе и путем административного надзора за исполнением должностными лицами и гражданами постановлений и решений органов государственной власти и государственного управления по вопросам охраны общественного порядка.

Для практического осуществления надзора в местах, где возможны нарушения порядка, выставляются постоянные или временные посты, проводится патрулирование силами милиционеров, участковых уполномоченных, инспекторского состава, а также осуществляются другие мероприятия.

Повседневно осуществляя надзор, работники милиции обеспечивают безусловное исполнение установленных норм (правил), предупреждают и пресекают нарушения, выявляют нарушителей, применяют соответствующие меры воздействия или оформляют материал для привлечения виновных к ответственности.

Характер действий работников милиции при осуществлении надзора зависит от реальной обстановки, от конкретных явлений, с которыми они сталкиваются в процессе несения службы. В одном случае для поддержания порядка достаточно предупреждения гражданина, в другом — пресечения его противоправных действий и разъяснения их вредности, в третьем — пресечения нарушения и составления на виновного протокола (акта) для привлечения к ответственности.

Сказанное выше позволяет следующим образом определить понятие административного надзора.

Административный надзор милиции — это систематическое наблюдение за точным соблюдением гражданами и должностными лицами законов и подзаконных актов, регулирующих общественный порядок, в целях предупреждения, пресечения их нарушений, выявления и привлечения к ответственности нарушителей или принятия к ним мер общественного воздействия.

Для уяснения понятия и сущности административного надзора рассмотрим его основные черты.

1. Административный надзор является одной из форм деятельности органов по проведению в жизнь требований законов и подзаконных актов. Осуществление административного надзора составляет обязанность и право тех органов и лиц, на которые Советское государство возложило проведение в жизнь требований норм права. Только государство как организация, устанавливающая правовые нормы, может наделять соответствующие органы управления надзорными полномочиями. Административный надзор милиция осуществляет в отношении неподчиненных ей предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан. При этом возникают административно-правовые отношения между органами надзора и должностными лицами или отдельными гражданами. Для этих правоотношений характерно то, что они возникают между органом, осуществляющим надзор (или его представителем), и «внешней средой», то есть неподчиненными этому органу в организационном отношении гражданами и должностными лицами. Например, в решениях местных Советов депутатов трудящихся об охране общественного порядка на граждан возлагается обязанность соблюдать общественный порядок и правила социалистического общежития. В решениях дается перечень правил, несоблюдение которых считается нарушением общественного порядка и влечет административную ответственность. Наблюдение за выполнением указанных решений возлагается на исполкомы районных Советов депутатов трудящихся, милицию и добровольные народные дружины по охране общественного порядка.

Таким образом, в процессе надзорной деятельности отношения возникают не из служебной или организационной подчиненности между указанными субъектами, а из специальных полномочий, которыми милиция наделена для проведения в жизнь правил по охране общественного порядка.

2. Административный надзор осуществляется в целях предупреждения и пресечения правонарушений. В нормативных актах, издаваемых органами власти и соответствующими органами управления, находит свое выражение воля советского народа, направленная на решение задач, намеченных Программой Коммунистической партии Советского Союза.

Издавая эти акты, государственные органы исходят из необходимости регулирования общественных отношений в той или иной сфере общественной жизни. Посредством установления общеобязательных правил государство направляет деятельность людей на решение задач, связанных с построением коммунизма, осуществляет свою организующую роль. Издание правовых актов — это одна из тех форм, посредством которых государственные органы регулируют общественную жизнь.

Систематическое наблюдение за точным и неуклонным исполнением законов является важным средством практического проведения их в жизнь, серьезным фактором воспитания уважения к установленным правилам и, следовательно, предупреждения многих противоправных действий. В результате этого органы надзора добиваются безусловного выполнения установленных норм (правил), выявляют нарушителей и в необходимых случаях обеспечивают неотвратимость наказания (ответственности) лиц, допускающих правонарушения.

3. Важной чертой административного надзора является защита предписаний закона от нарушений силой общественного воздействия и мерами государственного принуждения. Подавляющее большинство советских людей добровольно выполняют требования правовых норм, выражающих действительные интересы народа. Однако еще имеются лица, которые нарушают советские законы. В этих случаях органы надзора, выявляя нарушения, могут использовать силу закона для обеспечения точного и неуклонного соблюдения установленных правил. В каждом акте, надзор за которым осуществляют органы управления, законодатель предусматривает меры административной или уголовной ответственности, которые должны рассматриваться как необходимые средства защиты устанавливаемых норм от возможных нарушений.

Проведение в жизнь предписаний закона обеспечивается рядом организационных мероприятий, массово-разъяснительной и воспитательной работой. Наряду с этим необходимо помнить ленинские указания о том, что «право есть ничто без аппарата, способного принуждать к соблюдению норм права».

Применение государственного принуждения в отношении отдельных граждан, которые нарушают требования советского права, имеет целью не только кару, но и воспитание этих лиц, предупреждение новых правонарушений как со стороны нарушителей, так и со стороны других граждан.

Деятельность милиции по административному надзору регламентируется Положением о советской милиции, в котором определены сферы ее надзора и общие права. Конкретные правила и полномочия милиции по осуществлению надзора содержатся в указах Президиума Верховного Совета СССР, президиумов верховных советов союзных республик, постановлениях Совета Министров СССР и советов министров союзных республик, решениях местных Советов депутатов трудящихся и их исполкомов.

В этих нормативных актах содержатся нормы, устанавливающие порядок осуществления надзора и применения мер принуждения.

Многие вопросы надзорной деятельности на основании законов и подзаконных актов регламентируются актами (приказами и инструкциями) Министерства внутренних дел СССР и министерств внутренних дел союзных республик.

До сих пор мы говорили об административном надзоре милиции за выполнением общеобязательных правил всеми гражданами и должностными лицами.

Кроме того, в Положении о советской милиции (ст. 9, ч. 2, п. «г») указано, что она осуществляет административный надзор за ссыльными и выселенными, а в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июля 1966 года «Об административном надзоре милиции за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» также и за определенной категорией лиц, освобожденных из мест лишения свободы.

Таким образом, в деятельности милиции следует различать два вида административного надзора: надзор за выполнением актов по вопросам охраны общественного порядка всеми гражданами и должностными лицами и надзор за поведением определенного круга лиц.

Административный надзор в первом случае преследует цель общего предупреждения и пресечения правонарушений, во втором случае — специального предупреждения нарушений и преступлений со стороны строго установленной законом категории лиц.

Для достижения целей надзора милиция наделена определенными правами, обеспечивающими возможность, во-первых, наблюдать за тем, как граждане и должностные лица выполняют возложенные на них обязанности, во-вторых, предупреждать и пресекать правонарушения и, в-третьих, применять к нарушителям необходимые меры административного принуждения. Главным условием осуществления надзора является неуклонное соблюдение социалистической законности — одного из важнейших принципов организации и деятельности всех органов советского государственного управления, в том числе и милиции.

Соблюдение социалистической законности означает, что возложенные на милицию обязанности по надзору и предоставленные ей права должны осуществляться строго в рамках закона.

Это значит, что милиция может предъявлять к гражданам или должностным лицам только такие требования, которые прямо предусмотрены законами и другими нормативными актами и выполнение которых действительно необходимо для поддержания общественного порядка. Применение мер административного принуждения в процессе надзора должно осуществляться таким образом, чтобы не были нарушены права граждан, гарантированные Конституцией СССР. Меры воздействия к нарушителям могут применяться лишь те, которые предусмотрены законом, и только в установленном порядке. Кроме того, применение мер принуждения должно осуществляться при наличии достаточных оснований и условий, предусмотренных законом.

——————————————————————

Название документа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *