Пограничный контроль морских судов в Российской Федерации: законодательство и практика

(Овчинников С. Н.) («Право и политика», 2011, N 12)

ПОГРАНИЧНЫЙ КОНТРОЛЬ МОРСКИХ СУДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И ПРАКТИКА

С. Н. ОВЧИННИКОВ

Овчинников Сергей Николаевич — кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права Юридической школы Дальневосточного федерального университета.

Морские суда являются одним из распространенных объектов пограничного контроля. Их пограничный контроль осуществляется в морских пунктах пропуска через Государственную границу. Проблемой является пограничный контроль судов, совершающих каботажные рейсы. Они следуют из российского порта в российский порт без захода в иностранные порты, но из-за географических, метеорологических и т. п. особенностей вынуждены, подчас неоднократно, пересекать Государственную границу вне пунктов пропуска. Пограничные органы привлекают судовладельцев и капитанов судов к административной ответственности по ч. 1 ст. 18.1 КоАП РФ. Сложившаяся практика представляет собой неоправданное и расширительное толкование законодательства, влечет дополнительные временные и финансовые затраты судовладельцев. Выявлены противоречия в законодательстве, деятельности пограничных органов и судебной практике, связанные с названной проблемой. Предлагаются изменения в законодательстве в целях разрешить описанную ситуацию.

Ключевые слова: юриспруденция, контроль, Государственная граница, морские суда, законодательство, практика, административная ответственность.

Customs control of the maritime ships in the Russian Federation: legislation and practice S. N. Ovchinnikov

Ovchinnikov Sergey Nikolaevich — PhD in Law, Associate Professor of the Department of Theory and History of State and Law of the Law School of the Dalnevostochny Federal University.

The maritime vessels are popular objects of customs control. Their customs control is performed at the marine points of passage through the state border. The problem exists regarding the customs control of the ships on coastwise raids. They travel from one Russian port to another Russian port without entering foreign ports, but due to geographical, meteorological and other peculiarities, such vessels have to cross state borders outside the points of passage. Then the customs bodies bring owners of the ships and captains to administrative responsibility under Art. 18.1 p. 1 of the Code on Administrative Offences of the Russian Federation. The existing practice is based on unreasonably broad interpretation of legislation, and it causes ship owners additional waste of time and financial costs. The author shows the contradictions in the legislation, activities of the customs bodies and the judicial practice, which are related to the above-mentioned problem. Then the author offers to amend the legislation in order to deal with the situation in question.

Key words: jurisprudence, control, state border, marine vessels, legislation, practice, administrative responsibility.

Одной из основных задач государства является обеспечение суверенитета, территориальной целостности и безопасности государства. В этих целях устанавливается определенный правовой режим функционирования Государственной границы, посредством которого «реализуются меры по защите Государственной границы Российской Федерации, охране экономических и иных законных интересов Российского государства в пределах приграничной территории, исключительной экономической зоны и континентального шельфа» <1>. Одним из объектов пограничного контроля являются морские суда. В литературе отмечается, что «законодательство о Государственной границе требует серьезной модернизации» <2>, в частности, это касается и правового регулирования пересечения Государственной границы морскими судами и их пограничного контроля. ——————————— <1> Степенко В. Е. Режим функционирования Государственной границы Российской Федерации как организационно-правовая основа защиты общественных отношений в пограничной сфере // Таможенное дело. 2006. N 4. <2> Чамаров В. Б. Основные направления правового обеспечения безопасности Российской Федерации в пограничной сфере // Административное право и процесс. 2011. N 1.

Общим образом порядок пересечения Государственной границы РФ регулируется Законом РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» (далее — Закон). В соответствии со ст. 7 указанного Закона режим Государственной границы включает в себя правила: пересечения Государственной границы лицами и транспортными средствами; перемещения через Государственную границу грузов, товаров и животных; пропуска через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных. В соответствии с ч. 1 ст. 9 Закона пересечение Государственной границы на суше лицами и транспортными средствами осуществляется на путях международного железнодорожного, автомобильного сообщения либо в иных местах, определяемых международными договорами РФ или решениями Правительства РФ. Ч. 4 ст. 9 Закона устанавливает, что российские и иностранные суда, иностранные военные корабли и другие государственные суда, эксплуатируемые в некоммерческих целях, пересекают Государственную границу на море, реках, озерах и иных водных объектах в соответствии с Законом, международными договорами РФ, федеральными законами. Следует отметить, что не случайно законодатель определил порядок пересечения Государственной границы РФ морскими судами в отдельной части ст. 9 Закона, поскольку пересечение Государственной границы морскими судами характеризуется определенными особенностями. Пропуск через Государственную границу транспортных средств производится в пунктах пропуска через Государственную границу и заключается в признании законности пересечения Государственной границы транспортными средствами, прибывшими на территорию РФ, либо в разрешении на пересечение Государственной границы. Пропуск транспортных средств включает осуществление пограничного контроля (проверку оснований для пропуска через Государственную границу транспортных средств) (ч. 1 ст. 11 Закона). Морское судно, следующее за границу, получает разрешение на пересечение Государственной границы при его убытии в пункте пропуска. Под пунктом пропуска через Государственную границу для морских судов понимается территория (акватория) в пределах морского (торгового, рыбного, специализированного) порта, открытого для международных сообщений (ч. 2 ст. 9 Закона). В соответствии с Законом разрешительный порядок пересечения Государственной границы РФ установлен для российских судов, осуществляющих рыболовство во внутренних морских водах, в территориальном море, в исключительной экономической зоне и (или) на континентальном шельфе Российской Федерации. Эти суда могут неоднократно пересекать Государственную границу без прохождения пограничного, таможенного и иных видов контроля на основании разрешения пограничных органов. Но, в свою очередь, этим судам запрещаются выход в открытое море, заход в исключительную экономическую зону, в территориальное море, во внутренние морские воды иностранного государства, в иностранные порты и осуществление без соответствующего на то разрешения пограничных органов высадки (посадки) людей, выгрузки (погрузки) любых грузов, товаров, валюты, животных на иностранные суда, а также на российские суда, в отношении которых осуществлен пограничный контроль (т. е. в случае ведения судами промысловой деятельности, целью которой является доставка уловов водных биологических ресурсов для реализации или производства из этих водных биологических ресурсов рыбной и иной продукции на территории РФ), за исключением случаев, когда это вызвано необходимостью спасания людей и судов или другими чрезвычайными обстоятельствами, о которых капитан судна незамедлительно информирует пограничные органы (ч. 14 ст. 9 Закона). В соответствии с Законом уведомительный порядок пересечения Государственной границы РФ установлен в случае захода иностранных судов, иностранных военных кораблей и других государственных судов, эксплуатируемых в коммерческих целях, на территорию Российской Федерации, осуществляемого в силу чрезвычайных обстоятельств: аварии или стихийного бедствия, сильного шторма и т. п. (ч. 12 ст. 9 Закона). В этом случае капитан судна обязан немедленно сообщить об этом администрации ближайшего российского морского порта, которые оповещают о таком пересечении Государственной границы пограничные органы (ч. 13 ст. 9 Закона). По поводу российских судов, оказавшихся в аналогичных обстоятельствах, законодатель умалчивает. Кроме того, в соответствии со ст. 21 Закона в целях охраны Государственной границы промысловая, исследовательская, изыскательская и иная деятельность осуществляется во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации с уведомлением пограничных органов. При этом сообщаются сведения о местах, времени осуществления промысловой, исследовательской, изыскательской или иной деятельности, количестве участников, об используемых для этой цели промысловых и иных судах и о других средствах. Рассматриваемая статья Закона требует уведомления не о пересечении Государственной границы, а об осуществлении какого-либо специального вида деятельности. Пограничные органы толкуют эту норму расширительно, распространяя ее и на морские торговые суда, осуществляющие перевозки. Ст. 80 Кодекса торгового мореплавания РФ устанавливает, что каждое судно до выхода из морского порта обязано получить разрешение капитана морского порта на выход из морского порта. В функции капитана морского порта входит контроль за соблюдением требований, касающихся порядка захода судов в порт и выхода их из порта, оформление прихода судов в морские порты и выхода их из морских портов (ст. 76 КТМ РФ). Более детализированно, хотя и косвенным образом, порядок пересечения Государственной границы РФ установлен подзаконными актами, в частности Общими правилами плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним, утвержденными Приказом Минтранса России от 20 августа 2009 г. N 140 <3>. В соответствии с п. 55 названных Правил оформление захода в морской порт судов, прибывших из иностранных портов, производится после прохождения в установленном порядке пограничного, таможенного, санитарно-карантинного, ветеринарного, карантинного фитосанитарного контроля. Значит, если судно прибыло из российского порта, то пограничный и иные виды контроля не проводятся. Аналогичным образом различается процедура оформления отхода судна из порта в зависимости от того, куда следует судно: в иностранный порт или российский. ——————————— <3> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2009. N 42.

При отсутствии оснований для отказа в выдаче разрешения на выход из морского порта судна, которое не следует в иностранный морской порт, капитан морского порта выдает письменное разрешение на выход судна из морского порта и проставляет штамп на судовой роли (п. 64 Правил). При отсутствии оснований для отказа в выдаче разрешения на выход из морского порта судна, которое следует в иностранный морской порт, капитан морского порта проставляет штамп на судовой роли. После прохождения судном, следующим в иностранный морской порт, пограничного, таможенного, санитарно-карантинного, ветеринарного, карантинного фитосанитарного контроля и при отсутствии предписаний санитарно-карантинной и миграционной служб, таможенных, пограничных органов и других уполномоченных на то государственных органов, являющихся основанием для отказа в выдаче разрешения на выход судна из морского порта, капитан морского порта выдает письменное разрешение на выход судна из морского порта (п. 65 Правил). В морских портах администрация соответствующего морского порта принимает обязательные постановления, отражающие специфику морского порта. Так, например, в соответствии с п. 3.2.2 Обязательных постановлений по Морскому торговому порту Петропавловск-Камчатский, утвержденных Приказом ФГУ «АМП Петропавловск-Камчатский» N 21 от 25 сентября 2006 г. <4>, каждое судно, прибывшее из-за границы, подлежит санитарно-карантинному, пограничному и таможенному контролю. Согласно п. 3.3.3 тех же Обязательных постановлений, заявки на оформление отхода судов, осуществляющих международные перевозки, подаются, помимо ИКП (Инспекции контроля порта), в адрес Контрольно-пропускного пункта Федеральной пограничной службы. ——————————— <4> URL: http:// www. rosmorport. ru/ media/ File/ filials/ Petropavlovsky/ PTK_ordinance. pdf.

В соответствии со ст. 4 Кодекса торгового мореплавания РФ каботажем считается перевозка и буксировка в сообщении между морскими портами Российской Федерации. Соответственно, морское торговое судно, осуществляющее перевозку, например, на линии Владивосток — Петропавловск-Камчатский — Владивосток, рассматривается как находящееся в каботажном рейсе, поскольку при этом оно в иностранные порты не заходит. Осуществляющее эту перевозку российское торговое судно эксплуатируется судовладельцем в коммерческих целях. При следовании по данному маршруту из-за географических особенностей региона судно неоднократно пересекает границу территориального моря (Государственную границу). Однако данная ситуация Законом «О Государственной границе Российской Федерации» никак не предусмотрена, Не предусмотрена возможность прохождения пограничного контроля судном, которое не следует в иностранный порт, и Общими правилами плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним. С учетом изложенного следует вывод о том, что российское торговое судно, совершающее каботажный рейс, не должно проходить пограничный контроль при оформлении захода судна в порт или выхода из порта, равно как и во время следования в море согласно линейному расписанию. Типовой схемой пропуска через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных в морских пунктах пропуска предусмотрена передача администрацией морского порта заявки на выход судна из морского торгового порта в государственные контрольные органы путем использования электронных средств обработки и передачи данных <5>. Данная предварительная заявка может признаваться пограничными органами как уведомление на совершение каботажного рейса. Существуют технические средства контроля за движением судов, которых вполне достаточно для определения маршрута следования судна. ——————————— <5> Типовая схема организации пропуска через Государственную границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных в морских и речных (озерных) пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации. Утверждена Приказом Минтранса РФ от 3 ноября 2010 г. N 239 // Российская газета. 2011. 25 февраля.

Проблема пограничного оформления каботажных судов возникла с 2009 г., когда пограничные органы РФ на Дальневосточном морском бассейне стали привлекать к административной ответственности капитанов морских судов, следующих в каботаже, за нарушение правил пересечения Государственной границы РФ лицами и транспортными средствами. Нарушением правил пограничные органы считали пересечение границы территориальных вод вне пунктов пропуска и без осуществления пограничного и иного видов контроля, хотя во всех случаях капитаны судов уведомляли по радио пограничные органы о пересечении Государственной границы и делали соответствующие записи в судовых журналах. Причем каждое пересечение, а их число иногда доходило до 12 за один рейс, рассматривалось как отдельное нарушение Государственной границы и за него налагалась санкция по ч. 1 ст. 18.1 КоАП РФ — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей на капитанов судов и от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей на судовладельцев. Характерно, что пограничные органы активизировали свои действия после значительного повышения сумм штрафов за административное правонарушение по ч. 1 ст. 18.1 КоАП, и здесь можно усмотреть стремление самым простым путем улучшить показатели своей деятельности. Судебная практика по жалобам на постановления пограничных органов по делам о нарушении правил пересечения Государственной границы РФ лицами и транспортными средствами противоречива. Суды общей юрисдикции, рассматривая жалобы капитанов на постановления пограничных органов по делам об административных правонарушениях по ч. 1 ст. 18.1 КоАП РФ, если и отменяли эти постановления, то по формальным основаниям, главным образом из-за нарушения пограничными органами процессуальных норм. Арбитражный суд первой инстанции полагает, что «следование российского судна каботажем через экономическую зону иностранного государства, без захода в иностранные внутренние воды (иностранные порты), не рассматривается как пересечение Государственной границы РФ» <6>. Апелляционная инстанция в постановлении по другому делу посчитала довод апелляционной жалобы о том, что спорное судно находилось в каботажном плавании, не соответствующим положениям ст. 4 Кодекса торгового мореплавания РФ. По мнению суда, каботажное плавание предусматривает перевозку и буксировку в сообщении между портами РФ, без выхода за пределы Государственной границы РФ <7>. Текст ст. 4 Кодекса торгового мореплавания РФ не дает никаких оснований для подобного вывода. ——————————— <6> Решение Арбитражного суда Приморского края от 7 июля 2011 г. по делу N А51-8223/2011 // URL: http:// kad. arbitr. ru/ data/ pdf/ b52336c5- 4872- 4109- 8483- 6d84c20d06fd/ A51- 8223- 2011_ 20110707_ Reshenie. pdf. <7> Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 9 августа 2011 г. по делу N А24-1923/2011 // URL: http:// ras. arbitr. ru/ data/ pdf/ 075e2826- fa13- 45ae — b175- 337c66c3e209/ %D0%9024- 1923- 201120110809.pdf.

Пограничные органы РФ с 2009 г. в целях устранения нарушений пограничного законодательства и пресечения каналов незаконного вывоза морских биологических ресурсов за пределы РФ стали требовать при оформлении на отход всех судов, независимо от направления и пункта следования, отметки об уведомлении пограничного органа в виде печати установленного образца на заявлении на право отхода судна <8>. При этом требования по процедуре оформления различны: в порту Владивосток при отходе каботажного судна требовалось уведомлять пограничные органы, в порту Петропавловск-Камчатский требовалось оформление по процедуре, применяемой к судам заграничного плавания, т. е. получение разрешения на отход. По мнению Сахалинского пограничного управления береговой охраны, фактическое пересечение Государственной границы России при каботажном плавании осуществляется с уведомлением ближайшего пограничного органа <9>. ——————————— <8> Письмо капитана морского порта Владивосток от 21 августа 2009 г. N 25/3997. Документ не опубликован. <9> Письмо Сахалинского пограничного управления береговой охраны ФСБ России от 29.06.2011 N 21/704/2/ 1-2663. Документ не опубликован.

Принятый в июне 2010 г. Административный регламент ФСБ России по исполнению государственной функции по осуществлению пограничного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу РФ <10> попытался установить единообразие, но ситуацию не улучшил. В соответствии с п. 33.7 Регламента «исполнение государственной функции в отношении судов, осуществляющих перевозку и буксировку в сообщении между морскими портами Российской Федерации (каботаж), осуществляется в случае пересечения ими Государственной границы». Закрепленное в п. 33.7 положение обязывает судовладельцев оформлять отход каботажного торгового судна, следующего из российского порта в российский порт по процедуре, применяемой к судам заграничного плавания, т. е. по процедуре получения разрешения пограничных органов на отход судна, следующего в иностранный порт. ——————————— <10> Утвержден Приказом ФСБ России от 17 июня 2010 г. N 305 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2010. N 34.

Сложившаяся практика представляет собой новое, неоправданное и расширительное толкование Закона, влечет дополнительные временные и финансовые затраты судовладельцев, мало согласуется со ст. 8 Конституции РФ, которая гарантирует единство экономического пространства, и со ст. 74 Конституции РФ, которая запрещает установление на территории РФ препятствий для свободного перемещения товаров. Эта практика ставит судовладельцев и капитанов судов в тупиковую ситуацию, поскольку во многих случаях соблюсти все требования пограничных властей и одновременно доставить груз оказывается невозможным. Создавшаяся негативная ситуация вызвала многочисленные обращения судовладельцев в суды, прокуратуру, федеральные органы исполнительной власти, неоднократно освещалась в средствах массовой информации <11>. В соответствии с распоряжением Пограничной службы ФСБ России до внесения соответствующих изменений в законодательные акты «приостановлена практика привлечения должностных и юридических лиц за следование каботажным рейсом из одного порта Российской Федерации в другой порт Российской Федерации через пролив Цугару (Сангарский)» <12>. Северо-Восточное пограничное управление береговой охраны информировало судовладельцев, что на основании поступивших разъяснительных документов из Пограничной службы ФСБ России «проливы Лаперуза и Сангарский, в соответствии с законодательством Японии, не рассматриваются как территориальное море данного государства. Исходя из этого, пограничный контроль в отношении судов, а также лиц и грузов, перевозимых данными судами, следующих в российский порт назначения через вышеуказанные проливы, осуществляться не будет» <13>. Однако эти разъяснения не решают проблему кардинально. Тем более вряд ли можно ставить осуществление пограничного контроля в зависимость от позиции иностранного государства. В любом случае прохождение судов через Сангарский пролив, расположенный между принадлежащими Японии островами Хоккайдо и Хонсю, означает выход за пределы российских территориальных вод. Приведенные разъяснения не согласуются с вышеприведенным п. 33.7 Административного регламента ФСБ России. ——————————— <11> См., например: Нурмухаметов Ю. Каботажники бьют тревогу // Золотой Рог. 2011. 26 апреля. С. 12. Труш М. Законодательные «баррикады» // Рыбак Камчатки. 2010. 20 января. С. 6. <12> Письмо Пограничного управления ФСБ России по Приморскому краю от 21 мая 2011 г. N 21/703/2/3-3663. Документ не опубликован. <13> Информация для судовладельцев // URL: http:// www. svrpu. ru/ statistika/ sudovladelic/ 2011/00.shtml.

Ч. 2 ст. 11 Закона устанавливает, что основанием для пропуска через Государственную границу лиц, транспортных средств является наличие действительных документов на право въезда лиц в РФ или выезда их из РФ. Иными словами, пограничный контроль осуществляется при въезде в РФ или выезде из РФ. Исходя только из данного Закона, пограничные органы рассматривают любое пересечение судном Государственной границы как въезд в РФ и выезд из РФ. Соответственно, если судно не прошло пограничный контроль, то оно не должно пересекать Государственную границу, и наоборот, если судно прошло пограничный контроль и вышло за пределы территориальных вод, то оно при обратном входе в территориальные воды должно следовать в пункт пропуска (порт, открытый для международного сообщения) и проходить пограничный контроль. Однако для правильной правовой оценки рассматриваемой ситуации требуется систематическое толкование этих норм в связи с иными законами. Согласно ст. 3 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» порядок пересечения Государственной границы РФ при осуществлении выезда из РФ и въезда в РФ регулируется Законом РФ «О Государственной границе Российской Федерации» и Федеральным законом «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию». В соответствии с ч. 5 ст. 6 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» не рассматривается как выезд из РФ и как въезд в РФ пересечение Государственной границы РФ при следовании на российских судах через исключительную экономическую зону РФ или через открытое море без захода в иностранные порты. Данное положение опять-таки свидетельствует о неправомерности требования пограничного оформления каботажных судов. Более того, ч. 6 той же статьи также не считает выездом из РФ и въездом в пересечение Государственной границы Российской Федерации членами экипажей на российских судах рыбопромыслового флота, но при условии наличия выданного в установленном порядке разрешения на пересечение Государственной границы. В судебных решениях можно встретиться с мнением, что ссылка в данном случае «на ч. 5 ст. 6 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» является ошибочной, поскольку данная норма распространяет свое действие исключительно на граждан и не имеет отношения к особенностям пересечения границы Российской Федерации транспортными средствами» <14>. При таком подходе не учитывается, что если пересечение осуществляется в соответствии с ч. 5 ст. 6 Федерального закона «О порядке въезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» и не рассматривается как въезд или выезд, то пограничный контроль граждан не проводится, а пограничный контроль морских судов, на которых граждане перемещаются, представляет собой формальную бюрократическую процедуру. ——————————— <14> Решение Арбитражного суда Камчатского края от 21 июня 2011 г. по делу N А24-1923/2011 // URL: http:// kad. arbitr. ru/ data/ pdf/ 3631c408- 35a1- 4a99- a614- acfc455b6dbb/ A24- 1923- 2011_ 20110621_ Reshenie. pdf.

Рассматриваемая проблема касается не только морских судов, перевозящих грузы. С ней сталкиваются и капитаны ледокольных судов, которые, осуществляя проводку и выбирая безопасные маршруты в соответствии с ледовой обстановкой, также вынуждены неоднократно пересекать Государственную границу. Ледоколам, плавающим под Государственным флагом РФ, в целях выполнения ледокольной проводки судов Правительство РФ разрешило неоднократное пересечение Государственной границы до 31 мая 2013 г. при условии обеспечения передачи в пограничный орган информации о местоположении указанных ледоколов. При этом при убытии их для выполнения ледокольной проводки и при прибытии их после окончания ледокольной проводки должен осуществляться пограничный, таможенный, ветеринарный, карантинный фитосанитарный и санитарно-карантинный контроль <15>. Проблемы, создаваемые пограничными органами для судов, осуществляющих каботажные рейсы и выходящих за линию территориальных вод, остаются неразрешенными. Например, осуществляя так называемый северный завоз, суда выходят из российского порта, вынужденно пересекают государственную границу и разгружаются в портпунктах, не являющихся пунктами пропуска. ——————————— <15> Распоряжение Правительства РФ от 11 октября 2011 г. N 1783-р // Собрание законодательства РФ. 2011. N 42. Ст. 5950.

В заключение можно констатировать коллизии между Федеральным законом «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» и Административным регламентом Федеральной службы безопасности Российской Федерации по исполнению государственной функции по осуществлению пограничного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, между вышеназванным Регламентом и Общими правилами плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним, Типовой схемой пропуска через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных в морских пунктах пропуска; пробелы в Законе РФ «О Государственной границе Российской Федерации»; нечеткость регламентации, различные толкования норм названных документов федеральными органами. Все это затрудняет перевозки на морском транспорте, приводит к незаконному привлечению к административной ответственности капитанов морских судов и судовладельцев. Разрешение рассмотренной ситуации видится в изменении законодательства. В частности, представляется необходимым в Законе РФ «О Государственной границе Российской Федерации» установить, что в отношении морских судов РФ, осуществляющих каботажные перевозки, пограничный контроль не производится; предоставить право этим судам пересекать Государственную границу на море при необходимости, обусловленной эксплуатационными, навигационными и гидрометеорологическими факторами; ст. 21 Закона дополнить ч. 4 следующего содержания: «Положения настоящей статьи не распространяются на деятельность по перевозке грузов и пассажиров, осуществляемую российскими судами между морскими портами Российской Федерации без захода в иностранные порты»; исключить п. 33.7 из Административного регламента Федеральной службы безопасности Российской Федерации по исполнению государственной функции по осуществлению пограничного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации.

Библиография:

1. Степенко В. Е. Режим функционирования Государственной границы Российской Федерации как организационно-правовая основа защиты общественных отношений в пограничной сфере // Таможенное дело. 2006. N 4. 2. Чамаров В. Б. Основные направления правового обеспечения безопасности Российской Федерации в пограничной сфере // Административное право и процесс. 2011. N 1.

References (transliteration):

1. Stepenko V. E. Rezhim funkcionirovanija gosudarstvennoj granicy Rossijskoj Federacii kak organizacionno-pravovaja osnova zawity obwestvennyh otnoshenij v pogranichnoj sfere // Tamozhennoe delo. 2006. N 4. 2. Chamarov V. B. Osnovnye napravlenija pravovogo obespechenija bezopasnosti Rossijskoj Federacii v pogranichnoj sfere // Administrativnoe pravo i process. 2011. N 1.

——————————————————————