Проект Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по уголовным делам о террористическом акте»

(Кузнецов А. П., Маршакова Н. Н.) («Российский судья», 2012, N 3)

ПРОЕКТ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РФ «О СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ О ТЕРРОРИСТИЧЕСКОМ АКТЕ» <*>

А. П. КУЗНЕЦОВ, Н. Н. МАРШАКОВА

——————————— <*> Kuznecov A. P., Marshakova N. N. Draft Decree of the Plenum of the Supreme Court of the RF «On judicial practice on criminal cases on terrorist act».

Кузнецов Анатолий Павлович, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, заслуженный юрист РФ.

Маршакова Наталья Николаевна, кандидат юридических наук.

Учеными представлен проект Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по уголовным делам о террористическом акте», который предлагается обсудить читателям журнала, а также самостоятельно предложена уголовно-правовая конструкция ст. 205 УК РФ и даны рекомендации по ее применению.

Ключевые слова: постановление, Верховный Суд РФ, Пленум, террористический акт, взрыв, поджог, тяжкие последствия, цель, субъективная сторона.

The scholars presented Draft Decree of the Plenum of the Supreme Court of the RF «On judicial practice on criminal cases on terrorist act» which is proposed for discussion of readers of the journal and also independently suggested criminal-law construction of article 205 of the Criminal Code of the RF and gave recommendation with respect of application thereof.

Key words: Decree, Supreme Court of the RF, Plenum, terrorist act, explosion, arson, heavy consequences, purpose, subjective side.

На современном этапе развития общества террористический акт признается одной из основных угроз национальной безопасности Российского государства. Общественная опасность террористического акта заключается в том, что в результате его совершения дестабилизируются общественное спокойствие и нормальная жизнедеятельность людей, организаций, учреждений, нарушаются личные, общественные и государственные интересы при осуществлении производственной деятельности, подрываются основы межгосударственных отношений. Очевидно, что для успешного противодействия террористическим актам необходимы не только совершенная уголовно-правовая конструкция ст. 205 УК РФ, эффективный уголовно-правовой механизм, но и разъяснения его применения. Автор считает необходимым вынести на обсуждение научной общественности, судейского сообщества, практических работников подготовленный проект Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по уголовным делам о террористическом акте». В целях обеспечения единства судебной практики по уголовным делам о преступлении, связанном с совершением террористического акта, Пленум Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь ст. 126 Конституции Российской Федерации, постановляет: 1. При рассмотрении дел о террористическом акте, являющемся наиболее распространенным преступлением против общественной безопасности и общественного порядка, судам следует иметь в виду, что в соответствии с п. 3 ст. 3 Федерального закона «О противодействии терроризму» под террористическим актом понимается совершение взрыва, поджога или иных действий, связанных с устрашением населения и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления экологической катастрофы или иных особо тяжких последствий, в целях противоправного воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях. По каждому такому делу судам надлежит исследовать имеющиеся доказательства в целях правильной юридической квалификации действий лиц, виновных в совершении этих преступлений, недопущения ошибок, связанных с неправильным толкованием признаков состава преступления, а также при оценке обстоятельств, предусмотренных в качестве признака преступления, отягчающего наказание. 2. Обратить внимание судов на то, что террористический акт выражается в совершении активных действий: в совершении взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решений органами власти или международными организациями; в угрозе совершения указанных действий в тех же целях. 3. Под взрывом необходимо понимать освобождение большого количества энергии в ограниченном объеме за короткий промежуток времени, сопровождающееся сильным звуком, воспламенением чего-нибудь вследствие мгновенного химического разложения вещества и образования сильно нагретых газов (плазмы) и высоким давлением, которое при расширении оказывает механическое воздействие (разрушение) на окружающую среду. Под поджогом понимается намеренное, с преступным умыслом вызывание пожара где-нибудь, т. е. неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства. Иные действия (кроме взрыва и поджога), устрашающие население и создающие опасность гибели человека, — это различные по характеру действия, которые способны повлечь за собой общественно опасные последствия. Например, заражение местности радиоактивными, химическими или отравляющими веществами; распространение эпидемий и эпизоотий; затопление многих населенных пунктов в результате разрушения водозащитных плотин и других гидросооружений; вывод из строя системы жизнеобеспечения населения, блокирование транспортных коммуникаций, систем связи, устройство аварий и крушений на транспорте и т. п. Обратить внимание судов, разрешающих дела о преступлении, предусмотренных ст. 205 УК РФ, что при совершении террористического акта опасность гибели человека должна быть реальной, что определяется с учетом места, времени, способа совершения преступления и других обстоятельств дела, например данные о количестве людей, находившихся в районе места взрыва, совершения взрыва в тоннеле метро и т. д. При этом опасность гибели человека означает наличие реальной угрозы жизни хотя бы одного лица. Суды должны учитывать, что установление значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий — вопрос факта, устанавливаемый в каждом случае с учетом всех конкретных обстоятельств дела. Определяющим при установлении значительного имущественного ущерба должно являться, то насколько уничтожение и повреждение этого имущества либо угроза такого уничтожения способны повлиять на сознание населения или на действия органов власти. Этот признак необходимо применять при сравнительно ограниченной ценности имущества, в зависимости от того, насколько устрашающим является способ его уничтожения. Наступление иных тяжких последствий может выражаться в причинении вреда здоровью людей различной степени тяжести, дестабилизации обстановки в определенном регионе, длительном нарушении работы предприятий, транспорта, связи, объектов жизнеобеспечения, дезорганизации деятельности органов власти и управления и т. д. 4. Под угрозой следует понимать разнообразные формы психического воздействия на органы власти (федеральные органы власти, органы власти субъектов Российской Федерации, муниципальные органы власти) или на международные организации. Судам необходимо иметь в виду, что угроза должна быть реальной и действительной, т. е. имеются все основания полагать, что она будет приведена в исполнение. Угроза может быть открытой или анонимной, устной или письменной, непосредственной или переданной через различные средства связи, сделанной путем заявлений в средствах массовой информации и т. п. Она может быть обращена как к общественности, так и к государственным учреждениям либо международным организациям. Форма распространения угрозы на квалификацию деяний не влияет. Угроза совершения террористического акта влечет уголовную ответственность в соответствии со ст. 205 УК независимо от возможности ее реализации, а также от намерения лица привести ее в исполнение. Угрозы, под которыми не имелось реальных оснований, в зависимости от обстоятельств дела могут квалифицироваться как заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст. 207 УК). 5. Предусмотренное ч. 1 ст. 205 УК преступление считается оконченным с момента совершения взрыва, поджога или иных подобных действий либо с момента создания угрозы совершения указанных действий. Фактическое причинение физического вреда, имущественного ущерба и т. д. выходит за пределы основного состава терроризма и либо образует признаки квалифицированных видов терроризма (ч. 3), либо квалифицируется по совокупности ст. 205 и соответствующих статей УК, предусматривающих ответственность за эти деяния. 6. Преступление, предусмотренное ст. 205 УК РФ, совершается только с прямым умыслом и с целью воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями. К органам государственной власти необходимо относить: органы государственной власти — федеральные органы государственной власти в лице Президента Российской Федерации, Федерального Собрания (Совет Федерации и Государственная Дума) Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, судов Российской Федерации, органов государственной власти в субъектах Российской Федерации (ст. ст. 3, 11, 77, 78, 80, 94, 110, 118, 130 Конституции Российской Федерации); органы местного самоуправления — представительный орган муниципального образования, главу муниципального образования, местную администрацию (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования; иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (ст. 34 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). К международным организациям относятся Организация Объединенных Наций, ее специализированные учреждения (например, Всемирная организация здравоохранения, Международная морская организация, Международная организация гражданской авиации, Международная организация труда), Совет Европы, Европейский союз, Лига арабских государств, Организация американских государств, а также иные международные организации. Судам следует учитывать, что оказание воздействия на принятие решений органами власти или международными организациями состоит в намерении виновного побудить их к совершению незаконных, невыгодных действий либо принять выгодное для террористов решение для обеспечения безопасности граждан и общества. Конкретное содержание нужных решений органов власти может в зависимости об обстоятельств быть различным (например, предоставление независимости или автономии определенной территории, освобождение заключенных, выполнение иных политических или религиозных требований, имущественное обогащение и т. п.). По смыслу закона, мотивы, которыми должны руководствоваться виновные, не являются обязательными признаками террористического акта и на квалификацию содеянного не влияют. Вместе с тем установление мотива преступления имеет важное значение, поскольку, во-первых, в соответствии со ст. ст. 61 и 63 УК они могут быть признаны либо смягчающими, либо отягчающими обстоятельствами, поэтому при наличии условий, указанных в ст. 62, могут существенно повлиять на срок или размер наказания. 7. Субъективный состав ч. 1 ст. 205 УК ограничен и может выражаться либо в индивидуально действующем лице (физическое, вменяемое лицо, достигшее 14-летнего возраста), либо в группе лиц без предварительного сговора, когда все участники выступают в качестве исполнителей (ч. 1 ст. 35 УК). 8. При квалификации действий виновных как террористический акт, совершенный группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (п. «а» ч. 2 ст. 205 УК), судам необходимо устанавливать, что в соответствии с ч. 2 ст. 35 УК преступление признается совершенным группой лиц по предварительному сговору, если в нем участвовали лица, заранее договорившиеся о совместном совершении преступления. Соглашение между участниками на совершение террористического акта должно быть достигнуто до начала выполнения деяния, указанного в диспозиции уголовно-правовой нормы. Предварительный сговор может касаться как определенных моментов совершения преступления, так и посягательства в целом. Совершение преступления группой лиц по предварительному сговору может рассматриваться как квалифицированный вид только в тех случаях, когда соучастники действуют как исполнители. При выделении в группе организатора, пособника, подстрекателя, не принимавших непосредственного участия в совершении террористического акта, требуется дополнительная квалификация по ст. 33 УК. Согласно ч. 3 ст. 35 УК РФ преступление признается совершенным организованной группой, если оно совершено устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений. Исходя из законодательной фабулы основным криминообразующим признаком такой группы является ее устойчивость. При определении характера группы, совершающей преступления, во-первых, следует установить все признаки группового преступления; во-вторых, определить ее устойчивость (наличие в ее составе организатора-руководителя и заранее разработанного плана совместной преступной деятельности, распределение функций между членами группы при подготовке к совершению преступления и осуществлению преступного умысла). Об устойчивости организованной группы может свидетельствовать не только большой временной промежуток ее существования, неоднократность совершения преступлений членами группы, но и их техническая оснащенность, длительность подготовки даже одного преступления, а также иные обстоятельства (например, специальная подготовка участников организованной группы к совершению террористического акта). При признании этих преступлений совершенными организованной группой действия всех соучастников независимо от их роли в содеянном подлежат квалификации как соисполнительство без ссылки на ст. 33 УК. Если лицо подстрекало другое лицо или группу лиц к созданию организованной группы для совершения конкретных преступлений, но не принимало непосредственного участия в подборе ее участников, планировании и подготовке к совершению преступлений (преступления) либо в их осуществлении, его действия следует квалифицировать как соучастие в совершении организованной группой преступлений со ссылкой на часть четвертую ст. 33 УК. Действия лица, непосредственно не участвовавшего в совершении террористического акта, но умышленно содействовавшего совершению преступления советами, указаниями, предоставлением информации, средств или орудий совершения преступлений либо устранением препятствий к его совершению, а также обещанием скрыть преступника, средства или орудия совершения преступления, следы преступления либо предметы, добытые преступным путем, а равно обещанием приобрести или сбыть такие предметы, надлежит квалифицировать как пособничество в совершении террористического акта по ч. 3 ст. 205. При квалификации действий лица, совершившего террористический акт, повлекший по неосторожности смерть человека (п. «б» ч. 2 ст. 205 УК), суд должен руководствоваться требованиями ч. 2 ст. 24 УК, в соответствии с которыми деяние, совершенное по неосторожности, признается преступлением лишь в случае, когда это специально предусмотрено соответствующей статьей Особенной части УК. Судам следует учитывать, что при террористическом акте возможно и умышленное причинение смерти, но в таких случаях содеянное следует квалифицировать по п. «б» ч. 2 ст. 105 УК. 9. При квалификации действий лица, повлекших причинение значительного имущественного ущерба либо наступление иных тяжких последствий (п. «в» ч. 2 ст. 205 УК), суд должен определять в каждом конкретном случае индивидуально с учетом всех фактических обстоятельств дела. При решении вопроса, связанного с причинением значительного имущественного ущерба, необходимо исходить из того, что он может выражаться в виде материального (имущественного) ущерба (в том числе и в виде упущенной выгоды) различным собственникам и, как правило, состоит в материально-вещественных утратах и потерях, ограничениях прав собственности и иных ущемлениях экономических интересов. Вместе с тем определяющим является то, насколько уничтожение или повреждение этого имущества либо угроза уничтожения способны повлиять на сознание населения или на действия органов власти. Данный признак должен применяться при сравнительно ограниченной ценности имущества в зависимости от того, насколько устрашающим является способ уничтожения. Вместе с тем суду следует учитывать, что иные тяжкие последствия могут выражаться в дезорганизации работы органов власти и управления, серьезных нарушениях деятельности предприятий, учреждений и организаций, срыве мероприятий, имеющих важное политическое либо социально-культурное значение, разрушении особо ценных памятников культуры, парализации работы транспорта, связи, других объектов жизнеобеспечения городов и населенных пунктов, химическом или радиоактивном заражении окружающей среды, возникновении массовой паники среди населения, обострении межнациональных и межэтнических отношений, причинении гражданам различной степени тяжести вреда здоровью (средней тяжести, тяжкий вред здоровью и т. п.). 10. Субъективная сторона состава террористического акта, повлекшего по неосторожности наступление смерти человека или иные тяжкие последствия, характеризуются наличием двойной формы вины. Если в результате совершения умышленного преступления причиняются тяжкие последствия, которые по закону влекут более строгое наказание и которые не охватываются умыслом лица, уголовная ответственность наступает только в случае, если лицо предвидело возможность их наступления, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на их предотвращение, или в случае, если лицо не предвидело, но должно было и могло предвидеть возможность наступления этих последствий. В целом такое преступление признается совершенным умышленно (ст. 27 УК). 11. Обратить внимание судов на особо квалифицирующие признаки состава террористического акта (ч. 3 ст. 205 УК). В соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1995 г. «Об использовании атомной энергии» к объектам атомной энергии относятся сооружения и комплексы с ядерными реакторами, в том числе атомные станции, суда и другие плавсредства, космические и летательные аппараты, другие транспортные и транспортабельные средства; сооружения и комплексы с промышленными, экспериментальными и исследовательскими ядерными реакторами, критическими и подкритическими ядерными стендами; сооружения, комплексы, полигоны, установки и устройства с ядерными зарядами для использования в мирных целях; другие содержащие ядерные материалы сооружения, комплексы, установки для производства, использования, переработки, транспортирования ядерного топлива и ядерных материалов; места нахождения комплексов, установок, аппаратов, оборудования и изделий, в которых содержатся радиоактивные вещества или генерируется ионизирующее излучение; стационарные объекты и сооружения, предназначенные для хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранения или захоронения радиоактивных отходов. Ядерные материалы представляют собой материалы, содержащие или способные воспроизвести делящиеся (расщепляющиеся) ядерные вещества. Радиоактивные вещества — это вещества, испускающие ионизирующее излучение. К источникам радиоактивного излучения относятся комплексы, установки, аппараты, оборудование и изделия, в которых содержатся радиоактивные вещества или генерируется ионизирующее излучение. Под использованием ядерных материалов, радиоактивных веществ или источников радиоактивного излучения понимается фактическое их применение для осуществления деяний, указанных в диспозиции ч. ч. 1 и 2 ст. 205 УК РФ, либо угроза их применения в целях воздействия на принятие решений органами власти или международными организациями. Ядовитые вещества — вещества, оказывающие токсичное (отравляющее) воздействие на организм человека. Отравляющие вещества — токсический химикат, предназначенный для снаряжения, средств боевого применения (боеприпасов, устройств, приборов и др.). Токсичные вещества — соединения (нередко белковой породы) бактериального, растительного или животного происхождения, которые при попадании в организм животных или людей могут вызвать заболевания или гибель. Опасные химические вещества — любой не включенный в список химикат, способный быстро вызывать в организме человека раздражение органов чувств или физические расстройства, которые исчезают в течение короткого промежутка времени после прекращения воздействия. Биологические вещества — любой живой организм, в том числе микроорганизм, вирус или другой биологический агент, а также любое вещество, произведенное живым организмом или полученное методом генной инженерии, или любое его производное, а равно средство их доставки, созданные с целью вызвать гибель, заболевание или иное неполноценное функционирование человеческого или другого живого организма, заражение окружающей среды, продовольствия, воды или иных материальных объектов. Под живым организмом, способным вызвать массовые смертельные заболевания людей или иные тяжкие последствия, следует понимать любые бактерии, грибки, риккетсии и т. п., созданные в военных целях как оружие массового поражения. В соответствии с примечанием к ст. 205 УК лицо, участвовавшее в подготовке акта терроризма, освобождается от уголовной ответственности, если оно своевременным предупреждением органов власти или иным способом способствовало предотвращению осуществления террористического акта и если в действиях этого лица не содержится иного состава преступления. Необходимо учитывать, что данное примечание распространяется как на лицо, совершающее террористический акт индивидуально, так и на лицо, состоящее в группе. Следует обратить внимание судов на то, что примечание к ст. 205 УК обладает статусом специального вида освобождения от уголовной ответственности, предусмотренного Особенной частью Уголовного кодекса. При выполнении соответствующих условий оно распространяется на всех лиц, причастных к совершению именно этого преступления. В указанном случае речь идет о конкуренции общей (ст. 31 УК) и специальной (примечание к ст. 205 УК) норм, которая разрешается по правилам конкуренции в пользу специальной нормы (ч. 3 ст. 17 УК). 12. Если лицо участвовало в подготовке или совершении нескольких террористических актов, оно будет освобождено от уголовной ответственности только за те из них, совершение которых оно предотвратило. Если лицо, совершило все необходимые в данной обстановке действия, но по независящим от него причинам (ошибка специалистов проводящих разминирование, влияние неблагоприятных погодных условий и т. д.) предотвратить террористический акт ему не удалось, данное лицо должно быть освобождено от уголовной ответственности в соответствии с примечанием к ст. 205 УК РФ. При наличии в действиях лица иного состава преступления (например, хищение боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств) оно привлекается к уголовной ответственности по ст. 226 УК РФ. 13. Судам надлежит иметь в виду, что, во-первых, сообщение должно быть своевременным, т. е. дающим возможность принять оперативное решение органам власти и предотвратить преступное деяние (оно должно иметь место до осуществления взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинение значительного имущественного ущерба либо наступление иных общественно опасных последствий); во-вторых, сообщение должно быть сделано органам власти, которые имеют возможность предотвратить террористический акт, т. е. органам власти, имеющим отношение к противодействию преступности, к обеспечению общественной безопасности и предотвращению чрезвычайных происшествий. Форма сообщения о террористическом акте значения не имеет и может быть сделана как письменно, так и устно, лично или анонимно или через других лиц (должностных, частных лиц). Деяние лица, сообщившего об акте терроризма после его осуществления, будет рассматриваться как активное способствование раскрытию преступления, изобличение других соучастников совершения преступления и учитываться в качестве смягчающих обстоятельств при назначении наказания (ст. ст. 61 и 62 УК РФ). Под иным способом способствования следует понимать выполнение любых действий с целью предупреждения осуществления акта терроризма (приведение в негодность взрывного устройства, его разрядка, или изъятие, эвакуация людей с места совершения преступления или их предупреждение о возможности взрыва, поджога, психическом или физическом воздействии на других его участников, привлечение к предотвращению акта терроризма представителей власти и граждан, дезинформирование других участников акта терроризма, препятствующее реализации их планов и намерений, и т. д.; в-третьих, сообщение об акте терроризма должно быть конкретным, т. е. с указанием лиц, участвующих в его подготовке, времени, места или объекта акта терроризма; в-четвертых, в действиях лица, участвовавшего в подготовке акта терроризма, не должно содержаться признаков иного состава преступления. 14. В отношении лиц, признанных виновными в совершении преступлений, предусмотренных ст. 205 УК, суду в соответствии с п. п. «а», «б», «в» ч. 1 ст. 104.1 УК необходимо решать вопрос о конфискации денег, ценностей и иного имущества, полученных в результате совершения указанных преступлений, и любых доходов от этого имущества; денег, ценностей и иного имущества, в которые это имущество и доходы от него были частично или полностью превращены или преобразованы; денег, ценностей и иного имущества, используемых или предназначенных для финансирования организованной группы. Исходя из положений п. «г» ч. 1 ст. 104.1 УК РФ и ч. 3 ст. 81 УПК РФ судом может быть принято решение о конфискации орудий, оборудования или иных средств совершения преступления, принадлежащих подсудимому. 15. Рекомендовать судам при рассмотрении уголовных дел о преступлениях террористической направленности в соответствии с ч. 4 ст. 29 УПК РФ выявлять обстоятельства, способствовавшие совершению указанных преступлений, и частными определениями (постановлениями) обращать на них внимание соответствующих организаций и должностных лиц.

——————————————————————