Генезис обеспечения безопасности на воздушном транспорте службой досмотра МВД России

(Целуйко А. В.) ("Транспортное право", 2013, N 4) Текст документа

ГЕНЕЗИС ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ НА ВОЗДУШНОМ ТРАНСПОРТЕ СЛУЖБОЙ ДОСМОТРА МВД РОССИИ

А. В. ЦЕЛУЙКО

Целуйко Андрей Валерьевич, начальник Центра подготовки сотрудников в сфере транспортной безопасности Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России, кандидат юридических наук, майор полиции.

В статье рассмотрены вопросы образования и развития службы досмотра МВД России на авиационном транспорте.

Ключевые слова: досмотр, транспортная безопасность, авиационная безопасность, обучение сотрудников транспортной полиции.

Genesis of ensuring safety on air transport by the service of supervision of the Ministry of Internal Affairs of Russia on air transport A. V. Tselujko

The article considers the issues of education and development of the supervision service of the Ministry of Internal Affairs of Russia on air transport.

Key words: supervision, transport safety, air safety, training of workers of transport police.

Создание милиции на воздушном транспорте диктовалось необходимостью борьбы с резко участившимися преступлениями на авиалиниях. В начале 70-х годов XX века по миру прокатилась волна нового вида преступлений - воздушного терроризма. Гражданские воздушные суда и объекты воздушного транспорта все чаще становились предметом посягательства преступников. Не миновали эти преступления и наше государство. 15 октября 1970 г. в аэропорту города Сухуми террористы захватили воздушное судно Ан-24 (борт СССР-46256), летевшее рейсом N 244 Батуми - Сухуми - Краснодар. Пытаясь предотвратить угон, погибла бортпроводница Надежда Курченко. После этого чрезвычайного происшествия правительством страны было принято решение о создании подразделений воздушной милиции. 26 октября 1971 г. Министр внутренних дел СССР подписал Приказ N 0673 "Об утверждении структуры и штатов Московского управления милиции и следственного отдела МВД СССР на воздушном транспорте". Специфическое подразделение выполняло ряд задач: охрана общественного порядка и борьба с преступностью на территории аэропортов, сопровождение самолетов гражданской авиации, создание эффективного паспортного контроля, осуществление оперативного обслуживания аэропортов московского авиаузла и объектов гражданской авиации, расположенных в 16 центральных областях Российской Федерации. Сотрудники милиции, сопровождавшие пассажирские рейсы, вылетали в 21 город СССР. В апреле 1975 г. для повышения безопасности полетов, предупреждения и пресечения посягательств преступных элементов на жизнь и здоровье пассажиров и членов экипажа были приняты меры к упорядочению организации досмотра ручной клади, багажа и пассажиров в аэропортах, для чего в составе аппаратов уголовного розыска были созданы специальные подразделения по досмотру. С 1980 г. подразделения по досмотру - структурные подразделения органов внутренних дел на транспорте, обеспечивающие безопасность и правопорядок на воздушном транспорте. Воздушная милиция обслуживала аэропорты республиканских, краевых и областных центров, а также других крупных (в частности пограничных) городов. Также милиция обеспечивала безопасность полетов, охрану жизни и здоровья пассажиров и членов экипажей гражданских воздушных судов, борьбу с преступностью, предотвращение и раскрытие преступных посягательств на жизнь, здоровье и достоинство личности граждан, охрану общественного порядка на объектах гражданской авиации. Первоначально на воздушную милицию возлагались задачи по охране самолетов, совершавших рейсы на внутренних линиях, в связи с вышеуказанным в них повсеместно образовывались специальные подразделения по сопровождению самолетов, реорганизованные в 1975 г. в службы досмотра (отделения, группы). В соответствии с Воздушным кодексом Российской Федерации от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ обеспечение требований по авиационной безопасности, в том числе производство досмотра пассажиров, их ручной клади и багажа, возложено на службы авиационной безопасности <1> аэропортов и эксплуатантов воздушных судов, вследствие чего подразделения по досмотру органов внутренних дел воздушного транспорта были упразднены. Сотрудники милиции могли участвовать в предполетном досмотре, а также проводить его по своей инициативе при осуществлении оперативно-розыскной, уголовно-процессуальной и иной деятельности в установленном законодательством порядке. -------------------------------- <1> Далее - САБ.

Более десяти лет сотрудники милиции не участвовали в предполетном и послеполетном досмотре пассажиров. В 2005 г. милиционеров вернули на досмотр. МВД России неоднократно выступало с предложениями вернуть милицию в зоны досмотра, но, к сожалению, их услышали только тогда, когда грянул гром - трагедия 2004 г. в аэропорту Домодедово, когда два самолета практически одновременно были взорваны террористами. После этого Президентом России было принято решение о возвращении функций досмотра подразделениям МВД России. С учетом объема работы определили штатную численность. В большинстве случаев транспортной милиции удалось сохранить костяк сотрудников, работавших в свое время на досмотре в 1997 г. и перешедших на другие участки работы. Они возвратились на прежнее место службы, обучили молодежь. Ключевым вопросом стала проблема подготовки молодого персонала. Эта задача была решена - во Всероссийском институте повышения квалификации сотрудников МВД России <2>, расположенном в городском округе Домодедово, в декабре 2006 г. в соответствии с Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации образован Центр подготовки сотрудников в сфере транспортной безопасности. Основной задачей Центра является профессиональная подготовка и повышение квалификации сотрудников органов внутренних дел, обеспечивающих безопасность на объектах транспорта. -------------------------------- <2> Далее - ВИПК МВД России.

Центр представляет собой учебный комплекс, оборудованный в соответствии с технологической схемой обеспечения авиационной безопасности действующего аэропорта, позволяющей моделировать ситуацию с момента приезда пассажиров в аэропорт до непосредственной посадки на воздушное судно. Учебный процесс построен так, чтобы знания, умения и навыки, полученные в ходе обучения, могли быть оперативно реализованы в практической деятельности сотрудников правоохранительных органов. Этому способствует применение активных видов обучения, тренингов, а также новейших педагогических и компьютерных технологий. Учебная блочно-модульная программа рассчитана на десятидневный курс обучения в рамках повышения квалификации. В 2013 г. в Центре подготовки сотрудников в сфере транспортной безопасности по плану должны пройти обучение 784 слушателя (35 учебных групп). Также в 2013 г. в соответствии с распоряжением МВД России от 27 февраля 2012 г. N 1/1452 - Главным управлением на транспорте МВД России переданы Центру подготовки сотрудников в сфере транспортной безопасности ВИПК МВД России новейшие технические средства досмотра: "LQ-test" - ручные приборы для бесконтактного обнаружения горючих жидкостей, ручной мобильный сканер "Заслон" - предназначен для обнаружения спрятанных под одеждой на теле человека металлических и неметаллических предметов, в т. ч. и взрывчатых веществ. 19 мая 2013 г. в рамках своего визита в Российскую Федерацию делегация Организации Объединенных Наций во главе с Генеральным секретарем Пан Ги Муном посетила ВИПК МВД России. В составе делегации ООН, кроме главы ООН, находились Генеральный директор Отделения ООН в Вене, Исполнительный директор Управления ООН по наркотикам и преступности Юрий Федотов, помощник Генсекретаря ООН Дмитрий Титов, другие официальные лица ООН и МИД России. Господина Пан Ги Муна встречали статс-секретарь - заместитель министра внутренних дел Российской Федерации И. Н. Зубов, заместитель министра внутренних дел Российской Федерации генерал-полковник полиции В. Н. Кирьянов и начальник ВИПК МВД России генерал-полковник полиции Ю. А. Коков. Также во встрече приняли участие руководители и сотрудники Договорно-правового департамента и Департамента государственной службы и кадров МВД России. Встреча прошла в деловой, конструктивной обстановке, при взаимопонимании и заинтересованности сторон. Во время пребывания господина Пан Ги Муна в Институте его вниманию были представлены современные образцы досмотровой техники, система визуальной диагностики пассажиропотока (профайлинг). Генеральный секретарь ООН обратил внимание на использование в учебном процессе инновационных педагогических технологий, тренинговых процедур и других современных видов обучения. Важность и необходимость подготовки сотрудников, обеспечивающих транспортную безопасность государства, отметил Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин, посетивший 17 мая 2012 г. ВИПК МВД России.

Литература

1. Организационно-правовые основы пассажирских авиаперевозок: Учебное пособие / В. В. Мотин, А. В. Целуйко и др. Домодедово: ВИПК МВД России, 2011. 2. Мотин В. В., Целуйко А. В. Административно-правовые аспекты деятельности подразделений органов внутренних дел по досмотру авиапассажиров: Учебное пособие. Домодедово: ВИПК МВД России, 2012. 3. Сайт МВД России. URL: http://mvd. ru/. 4. Сайт управления на транспорте МВД России по Центральному федеральному округу. URL: http://cfout. mvd. ru/. 5. Сайт Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России. URL: http://www. vipkmvd. ru/.

------------------------------------------------------------------

Название документа