Образование как составляющая процесса формирования правосознания военнослужащих внутренних войск

(Яковлев М. В.) («Военно-юридический журнал», 2014, N 1)

ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОСОЗНАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК

М. В. ЯКОВЛЕВ

Яковлев Михаил Валерьевич, адъюнкт кафедры теории и истории государства и права Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России.

Статья посвящена рассмотрению вопросов формирования правосознания военнослужащих внутренних войск под влиянием фактора обучения. Обосновывается связь правосознания военнослужащих внутренних войск и их служебной деятельности. Анализируются мнения ученых относительно того, что включает в себя процесс формирования правосознания и как он соотносится с правовым воспитанием.

Ключевые слова: правосознание, формирование, правовое воспитание, фактор, военное образовательное учреждение.

Education as an element of the process of formation of legal conscience of military man of internal troops M. V. Yakovlev

The article concerns consideration of the issues of formation of legal conscience of military men of internal troops under the influence of the factor of education; substantiates connection of legal conscience of military men of internal troops and official activities thereof; analyses opinions of scholars with regard to what the process of legal conscience includes and how it correlates with legal education.

Key words: legal conscience, formation, legal education, factor, military educational establishment.

Выполнение военнослужащими внутренних войск служебно-боевых задач, направленных на обеспечение безопасности личности, общества и государства, достаточно тесно связано с уровнем их правосознания. Право всегда выступало действенным регулятором отношений, возникающих в процессе государственного, в том числе военного, строительства в России. Вопросы поддержания состояния боевой готовности войск на уровне, обеспечивающем их действия в любых условиях обстановки и в короткие сроки, социально-бытового обеспечения военнослужащих, а также процесса обучения и воспитания строго регламентированы юридическими предписаниями. Установление определенной системы ограничений, введение личной ответственности за нарушения требований руководящих документов создавали необходимые условия для предупреждения преступлений и дисциплинарных проступков, способствовали укреплению воинской дисциплины и формированию определенного уровня статусности военнослужащих внутренних войск. Закрепляя на законодательном уровне принципы деятельности внутренних войск (законности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, единоначалия, централизации управления), государство влияет тем самым на правосознание военнослужащих внутренних войск, воспитывая у них внутреннюю убежденность в справедливости и целесообразности проводимой работы по обеспечению национальной безопасности государства <1>. ——————————— <1> Статья 3 Федерального закона от 6 февраля 1997 г. N 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации».

Но не только государство через механизм правового регулирования влияет на возникновение в сознании военнослужащих внутренних войск правовых представлений. Формирование правосознания военнослужащих внутренних войск представляется как сложный комплексный процесс, опосредованный множеством различных факторов социально-психологического характера. В первую очередь к числу данных факторов следует отнести такие социальные институты, как семья, воинский коллектив, общественные организации и объединения и др. Среди ученых существуют различные точки зрения относительно факторов, влияющих на правосознание военнослужащих. Так, Е. А. Белканов, вкладывая в основу психологический аспект, считает, что «правовое сознание формируется в основном под воздействием трех групп явлений: — иных форм сознания; — социальных условий; — бессознательного» <2>. ——————————— <2> Белканов Е. А. Структура и функции правосознания: Дис. … канд. юрид. наук. Екатеринбург, 1996. С. 21.

Существуют и другие подходы, рассматривающие понятие формирования правосознания в узком смысле, а понятие правового воспитания — в широком смысле. П. Т. Шебаршов считает, что «единый процесс формирования правосознания воинов можно рассматривать в двух аспектах: как правовое образование на идейно-теоретическом уровне и нормативно-правовой основе и правовое воспитание на основе целесообразной деятельности в рамках правовой и всей социальной надстройки» <3>. ——————————— <3> Шебаршов П. Т. Методологические основы формирования правосознания советских воинов: Дис. … канд. филос. наук. М., 1972. С. 192.

А. Д. Бойков и Л. В. Лазарев тоже рассматривают правовое воспитание «в широком и узком смысле — как объективное явление (или весь процесс формирования правосознания) и как вид общественной деятельности» <4>. ——————————— <4> Цит. по: Батова С. А. Правовое сознание рабочей молодежи и основные факторы его формирования: Дис. … канд. юрид. наук. М., 1989. С. 67.

Таким образом, авторы присоединяются к мнениям ученых о том, что формирование правосознания — это сложный процесс, включающий как объективные, так и субъективные компоненты. Формирование правосознания военнослужащих внутренних войск происходит, во-первых, под влиянием факторов, не зависимых от их воли, включающих материальные условия жизни общества, естественную среду, наследственность, во-вторых, под влиянием сознательной деятельности, выражающейся в воспитательном воздействии семьи, воинского коллектива, образовательных учреждений военно-профессионального образования. Более того, с учетом задач, возлагаемых на внутренние войска, постоянного контактирования военнослужащих с местным населением, в качестве основного предмета обучения в систему боевой подготовки на законодательном уровне введена правовая подготовка, как специфический инструмент педагогического процесса, направленного на формирование позитивного отношения к праву. Подробнее необходимо остановиться на вопросах воспитания и обучения личности военнослужащего внутренних войск в военных образовательных учреждениях как важных факторах формирования их правосознания. Без элитного разностороннего образования и воспитания невозможно сформировать творческую личность военнослужащего, способного на данном этапе решать сложные задачи как служебного, так и социального характера, четко выполнять требования, предписанные нормами права. Современные военные образовательные учреждения высшего профессионального образования внутренних войск МВД России ориентированы на подготовку кадрового потенциала по юридической специальности (40.05.01 — правовое обеспечение национальной безопасности), что обусловлено спецификой выполняемых внутренними войсками задач <5>. В условиях военного вуза вопрос формирования правосознания будущих офицеров приобретает особое значение, поскольку его высокий уровень является одним из важнейших условий поддержания боевой готовности и успешного выполнения учебных и боевых задач войсками. ——————————— <5> Приложение N 3 к Приказу Министерства образования и науки от 12.09.2013 N 1061 «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования».

Исходя из требований государственного заказа по подготовке офицерских кадров, способных принимать и реализовывать решения по организации и выполнению служебно-боевых задач в рамках правового поля, военнослужащий в процессе образования подвергается систематическому педагогическому воздействию, направленному на формирование позитивного отношения к правовой действительности. Формирование правосознания военнослужащих в процессе обучения можно представить в виде целостного педагогического процесса с множеством взаимосвязанных компонентов, среди которых следует выделить: когнитивный (предполагает овладение правовыми знаниями, развитие способности анализировать правовые ситуации, применять полученные знания на практике); эмоционально-ценностный (предусматривает выработку сознательной потребности систематически следить за правовой теорией и практикой, совершенствовать свои правовые знания и навыки, формирование уважения к праву и закону как социальной ценности, становление устойчивой и осознанной правомерной позиции); поведенческий (предполагает формирование устойчивой правомерной позиции и установки на активную деятельность правового характера). Стратегической же целью военного образования следует считать создание организационно-педагогических условий для формирования высокого уровня правосознания будущего офицера. Таким образом, можно сделать ряд выводов. Служебная деятельность военнослужащих внутренних войск тесно связана с нормами права, что обусловливает повышенные требования к уровню их правосознания. Одними из важных факторов формирования позитивного правосознания военнослужащих внутренних войск являются социальное окружение и условия воспитания и обучения в период прохождения подготовки в военном образовательном учреждении, т. е. в тот период, когда личность военнослужащего находится на этапе своего становления.

Литература

1. Федеральный закон от 6 февраля 1997 г. N 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» // URL: http://base. garant. ru/10128200/. 2. Приказ Министерства образования и науки от 12.09.2013 N 1061 «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования» // Российская газета. 2013. 1 ноября. Федеральный выпуск N 6223. 3. Шебаршов П. Т. Методологические основы формирования правосознания советских воинов: Дис. … канд. филос. наук. М., 1972. 4. Батова С. А. Правовое сознание рабочей молодежи и основные факторы его формирования: Дис. … канд. юрид. наук. М., 1989. 5. Белканов Е. А. Структура и функции правосознания: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Екатеринбург, 1996.

——————————————————————