Значение правового воспитания в условиях построения правового государства

(Матевосова Е. К.) («Юридическое образование и наука», 2012, N 2) Текст документа

ЗНАЧЕНИЕ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ В УСЛОВИЯХ ПОСТРОЕНИЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА <*>

Е. К. МАТЕВОСОВА

——————————— <*> Matevosova E. K. Importance of legal education in conditions of building of legal state.

Матевосова Елена Константиновна, начальник отдела организации научной работы управления организации научных исследований МГЮА имени О. Е. Кутафина, член Адвокатской палаты г. Москвы.

В настоящей статье исследуется вопрос значения правового воспитания, которое приобретает все более важное общегосударственное значение, поскольку от правовой воспитанности граждан в прямой зависимости находится успех всестороннего реформирования общества, что становится особенно важным для претворения в жизнь идеи правового государства. Одной их важнейших стратегических задач государственного значения выступает создание качественно новой, действенной системы правового воспитания. Автор указывает на необходимость разработки детально продуманной и аргументированной концепции правового воспитания, включающей в себя различные модели правового воспитания. Правовой нигилизм является серьезным препятствием на пути построения правового государства, формирования подлинно гражданского общества. Автором обосновывается утверждение о том, что всестороннее реформирование российского общества возможно только в условиях эффективной борьбы с правовым нигилизмом, ключевая роль в которой отведена правовому воспитанию.

Ключевые слова: правовое воспитание, правовое государство, правовой нигилизм, правовые знания, российское законодательство, государственно-правовая политика.

This article carries out the value of legal education, which is becoming more important national significance because of the legal education of citizens is directly related to the success of a comprehensive reformation of society, which is especially important to implement the idea of a law-governed state. One of the most important strategic objectives of state is the creation of qualitatively new, efficient system of legal education. The author points to the need to develop a detailed and well thought-out arguments an oriented concept of legal education, which includes various models of legal education. Legal nihilism is a serious obstacle to building a law-governed state, the formation of a truly civil society. The author substantiates the claim that a comprehensive reform of Russian society is possible only in conditions of effective combat legal nihilism, the key role assigned to a legal education.

Key words: legal education, law-governed state, legal knowledge, legal nihilism, Russian legislation, state-legal policy.

В современном российском обществе правовое воспитание приобретает все более важное общегосударственное значение, поскольку от правовой воспитанности граждан в прямой зависимости находится успех всестороннего реформирования общества, что становится особенно важным для претворения в жизнь идеи правового государства. Сегодня основные принципиальные теоретические вопросы и практические проблемы построения правового государства, в их современном прочтении, в целом не отличающиеся от времени возникновения самой идеи такого государства, являются предметом множества научных исследований и политических полемик. «Основная причина такого внимания к правовому государству заключается не только в гуманизме самой идеи его возникновения, но и в поисках путей ее наиболее адекватного оформления и эффективного осуществления» <1>. ——————————— <1> Марченко М. Н. Проблемы теории государства и права. М., 2001. С. 260.

Относить то или иное государство к правовому позволяет наличие ряда неотъемлемых признаков, среди которых одним из главнейших является господство права. Статья 1 Конституции РФ провозглашает, что «Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления» <2>. Однако реалии государственно-правовой действительности России не позволяют отнести ее к правовому государству, что подтверждает лишь декларативность данного положения, определяющего программную цель и формирующего некий государственный идеал, к которому необходимо стремиться и который необходимо достичь в ближайшем будущем. ——————————— <2> Собрание законодательства РФ. 2009. N 4. Ст. 445.

Как писал выдающийся российский ученый-правовед Олег Емельянович Кутафин: «Честно говоря, мы никогда не были так далеки от правового государства, как сейчас… У нас пока не верят в законы и не уважают их. Поэтому следует последовательно утверждать господство права, результатом которого является правовое государство» <3>. ——————————— <3> Кутафин О. Е. LEX RUSSICA. 2004. N 2. С. 377.

Аксиомой правового государства является тот факт, что формирование и существование правового государства в любой стране предполагает установление не только формального, но и реального господства правового закона во всех сферах жизни общества, расширение сферы его прямого, непосредственного воздействия на всю совокупность общественных отношений. Под правовым воспитанием следует понимать процесс воздействия на сознание личности, социальных групп и общества в целом в целях превращения правовых идей и требований в личные убеждения граждан, в норму их поведения, формирование их правовой культуры и социально-политической активности. Несмотря на свою относительную самостоятельность (определенность целей, специфика методов их достижения, используемых средств и организационных форм), правовое воспитание является органической частью единого процесса воспитания личности. Воспитанность человека — это результат огромного множества самых разнообразных влияний, оказываемых на человека, далеко не всегда способного им противостоять, и, следовательно, — это очень сложная работа, требующая огромных усилий, немалых средств и главное — осознания всей важности задачи — «воспитать в человеке человека». Правовое воспитание как проблема многогранная затрагивает наравне с правовыми политические, социологические, психологические, нравственные и педагогические аспекты жизни общества. Кроме того, правовое воспитание имеет неразрывную связь с другими видами социального воспитания, среди которых — патриотическое, семейное, нравственное, культурное, школьное и т. д. Несмотря на известную научную полемику о понятии права, представляющего собой весьма емкое и многогранное явление, сегодня можно наблюдать объективное сближение различных подходов (системного, функционального, институционального, феноменологического и иных), что позволяет провести глубокий и всесторонний анализ исследуемых вопросов построения эффективной системы правового воспитания, борьбы с правовым нигилизмом и других, избегая при этом односторонних заключений и необоснованных выводов. «Из всех формальных ценностей право, — подчеркивал ученый-правовед Б. А. Кистяковский, — как наиболее совершенно развитая и почти конкретно осязаемая форма, играет самую важную роль. Право в гораздо большей степени дисциплинирует человека, чем логика и методология или чем систематическое упражнение воли» <4>. Именно свойства права в большей степени определяют специфику правового воспитания как длительного процесса формирования правового сознания и правовой культуры членов общества и делают его правовым, так как само право является не только исходной базой такого процесса, но и основным источником и инструментальным материалом. Без права не существует и правового воспитания. Одновременно с этим можно с полной уверенностью утверждать, что «жизнь» права немыслима без правового воспитания. ——————————— <4> Кистяковский Б. А. В защиту права. Вехи. М., 1991. С. 122.

28 апреля 2011 г. Президентом РФ были утверждены «Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан» <5>. Основы являются в определенной степени программным документом, основные положения которого носят ярко выраженный декларативный характер, однако его значение в настоящее время особенно велико, поскольку с утверждением Основ на высшем уровне (не с политической трибуны, а в официальном документе) был признан сам факт существования правового нигилизма, препятствующего развитию России как современного цивилизованного государства и, что наиболее важно, в качестве одной из целей государственной политики отмечена необходимость «скорейшего и безболезненного» преодоления правового нигилизма. ——————————— <5> Российская газета. 2011. 14 июля. N 151.

Актуализация вопроса построения и эффективного функционирования системы правового воспитания детерминирована целым рядом факторов, определяющих экономическое, политическое и духовное развитие российского общества, при которых усугубление правового нигилизма в массовом сознании полностью исключает какую-либо возможность реформирования тех или иных сфер общественной жизни, являясь следствием множества стратегических ошибок предшествовавшей и действующей власти, в числе которых отсутствие единой рационально организованной системы правового воспитания. Как заметил известный французский философ М. Монтень: «Ничто в нашей жизни не подвергнуто столь многочисленным изменениям, как законы и право, а потому обучение кого-нибудь премудростям может превратиться в сложную и невыполнимую задачу» <6>. Однако изначально заявленная крупномасштабность задачи и неизбежные препятствия на пути к ее выполнению не могут являться оправданием отказа от построения системы правового воспитания или же фрагментарности правовоспитательных мероприятий. ——————————— <6> Монтень М. Опыты: в 3 кн. 2-е изд. 1-я и 2-я кн. М.: Наука, 1980. С. 25.

Период «перестройки» нашего государства, провозглашенного правовым, сопровождался сменой не только политической власти, но и всего общественного сознания. Н. И. Матузовым было отмечено, что «смена социальных и идеологических ориентиров для большинства граждан оказалась неожиданной и болезненной. Отсюда — эклектика, «мешанина» в сознании. Таким оно, по сути, и остается до сих пор — брожение умов продолжается» <7>. ——————————— <7> Матузов Н. И. Правовой идеализм как «родимое пятно» российского общественного сознания // Правовая культура. Саратовский юридический институт МВД России. 2008. N 2 (5). С. 40.

Результаты проводимых социологических исследований, выраженные в конкретных статистических данных, в состоянии ответить на вопрос о том, каково фактическое состояние правосознания общества. Неоспорим тот факт, что для того, чтобы правовые знания превратились в личные убеждения и установки, в большинстве случаев требуется немало времени. Также очевидно, что с течением времени стремительно изменяются факторы, оказывающие влияние на правосознание, следовательно, становится не совсем ясным, благодаря каким же конкретно факторам, к примеру, изменилась динамика правонарушений, уменьшилось или увеличилось количество судебных тяжб по тем или иным категориям дел. Механическое запоминание соответствующих законодательных установлений не отвечает основным целям правовоспитательной деятельности, в то время как именно развитие аналитического мышления, способностей к анализу правовой действительности, выработке собственных, в том числе критических, выводов способно обеспечить сознательный выбор правомерного поведения. Правовоспитательные мероприятия должны проводиться в отношении всех категорий граждан, без исключения, в том числе независимо от субъективной оценки собственного уровня правовоспитанности. Однако принуждение к правовому воспитанию с использованием силовых методов и способов таит в себе серьезную угрозу — обратный эффект, при котором необходимость правового воспитания, как нечто насаждаемого властью, слепо отрицается. Еще древнегреческий философ Демокрит (IV в. до н. э.) отмечал, что тот, кто воспитывает убеждением и доводами рассудка, добьется большего, чем тот, кто применяет только закон и принуждение. Как справедливо было отмечено итальянским правоведом Ч. Беккариа, «сомнительный метод приказаний неприемлем для воспитания. Этим достигается лишь притворное и кратковременное послушание» <8>. Чрезвычайно важно убедить граждан в том, что право представляет собой величайшую ценность, ответственность за бережливое отношение к которому лежит на каждом без исключения, в том, что большая часть их проблем может быть решена не иначе как правовым путем, и пусть и небольшое, но отступление от права наносит невосполнимый вред тому кладезю «правовых богатств», что имеется в каждом государстве, бездумно «разграбляемых» теми, кто призван их сохранять, передавая из поколения в поколение. Известный ученый-философ И. А. Ильин писал: «…задача верного воспитания состоит именно в том, чтобы с детства проявить в человеческом инстинкте духовное начало, и притом не в смысле дисциплинарно навязанного обыкновения, а в смысле свободной радости и свободного предпочтения» <9>. ——————————— <8> Беккариа Ч. О преступлениях и наказаниях / Сост. и предисл. В. С. Овчинского. М.: ИНФРА-М, 2004. <9> Ильин И. А. О сущности правосознания. Собр. соч.: В 10 т. 1994. Т. 4. С. 231.

Таким образом, процесс воспитательного воздействия на сознание членов общества, их эмоции и представления, отношение к праву и его верную оценку не может быть эффективным, если рассчитывать только на силу внешнего воздействия. Такой подход следовало бы признать односторонним, так как никакое включение человека в систему общественных ценностей еще не приводит к положительным сдвигам в его сознании, пока он остается пассивным объектом правового воспитания. «Внешнее воздействие дает тот или иной психологический эффект, лишь преломляясь через психическое состояние субъекта, через сложившийся у него строй мыслей и чувств» <10>. ——————————— <10> Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. М., 1957. С. 307.

В последнее время необходимость и полезность заимствования новых для российского общества отраслей права, правовых институтов и даже тех ценностей и идеалов, что признаны мировым сообществом, вызывают некоторые сомнения лишь потому, что, как представляется, правовоспитательная деятельность в российском обществе носит фрагментарный характер. Действенность же системы правового воспитания является необходимым условием внешнего заимствования или качественного восприятия в рамках так называемой правовой селекции — процесса, хотя и крайне противоречивого для российского общества, но по своей природе изначально нацеленного на соответствующее благотворное преобразование правовой реальности. По мнению Н. Я. Соколова, «и сегодня движение России к правовому государству вызывает потребность вновь обратиться к достижениям мировой юридической культуры. Важно насытить наше законодательство результатами цивилизации, глубокими общечеловеческими началами, обогатить деятельность государственного аппарата, правоохранительных органов достижениями науки управления, демократическими процедурами» <11>. ——————————— <11> Соколов Н. Я. Профессиональная культура юристов и законность. М., 2011. С. 38.

В этой связи очевидная неготовность общества к восприятию новых передовых «правовых технологий» на фоне неудовлетворительного усвоения собственных «правовых достижений» замедляет процессы государственного развития в целом. Юридической науке предстоит большая исследовательская работа по разработке детально продуманной и аргументированной концепции правового воспитания, включающей в себя различные модели правового воспитания, вариативно применяемые с учетом государственно-правовой действительности, объема и характера всех тех неразрешенных вопросов и проблем, что ее определяют, задач и целей правовой политики государства (в случае реализации таковой; само по себе отсутствие правовой политики также определяет выбор модели правового воспитания), уровня правового сознания, правовой культуры и, наконец, эффективности применения предшествующих моделей. Таким образом, необходима разработка не одной, а нескольких моделей правового воспитания, поскольку перестройка и совершенствование используемой модели правового воспитания могут занимать больше времени и потребовать больших затрат (материальных, интеллектуальных ресурсов и т. д.), чем при внедрении иной модели, по основным, наиболее важным и существенным показателям и критериям, применимой при определенных условиях, обстоятельствах, факторах и событиях. Это нисколько не означает, что положительные стороны предшествующей модели также отвергаются вместе с ней же самой (наравне с сохранением оправданных и принесших определенные результаты «воспитательных наработок» надо отметить, что любая модель правового воспитания создается на основе единой платформы, отправной точки, гарантирующей общность моделей и их непротиворечивость), но по своим основным структурным элементам, специфике их внутренней взаимосвязи и иным организационно-функциональным параметрам и показателям новая модель должна быть во многом инновационно отличной (по инструментальным средствам, способам, формам, методам и подходам правового воспитания, темпоральным характеристикам, масштабу и интенсивности правового воспитания и др.), иначе необходимость в ее применении так и не наступила бы. Систему мер правового воспитания необходимо конструировать с особой четкостью, не допускающей постановки пространных задач и заведомо недосягаемых целей, устанавливая и используя не случайные, а их закономерные зависимости, придавая ей, с одной стороны, формализм, а с другой — творческий практицизм, что позволяло бы говорить не только о существовании собственно самого механизма правового воспитания, но и о его эффективности. Известный немецкий правовед Рудольф фон Иеринг писал: «Для государства, которое желает быть почитаемым извне, непоколебимым и твердым внутри, нет более драгоценного блага, о котором следует заботиться, как народное правовое чувство. Эта забота должна быть одной из высших и важнейших задач политической педагогики» <12>. ——————————— <12> Иеринг Р. Борьба за право. М., 1874. С. 56.

Имевшаяся в социалистическом обществе определенная система правового воспитания прекратила свое существование на пороге 90-х годов прошлого века. Богатый опыт такой работы необоснованно расценивается архаичным и не отвечающим современным реалиям российской жизни. Основная проблема заключается в том, что подобная критика прошлого опыта не подкреплена наличием и функционированием «современной» системы правового воспитания. Это стало одной из серьезных причин резкого ухудшения состояния законности и правопорядка в стране, роста преступности, трудностей, испытываемых экономикой. Поэтому одной их важнейших стратегических задач государственного значения выступает создание новой, действенной системы правового воспитания всего населения, всех его категорий, с использованием всех доступных средств и на базе научно-педагогического и психологического подхода. Корифей русской историографии В. О. Ключевский как-то заметил: «Где нет тропы, надо часто оглядываться назад, чтобы прямо идти вперед» <13>. ——————————— <13> Ключевский В. О. Сочинения: В 9 т. М., 1990. Т. 9: Материалы разных лет. С. 387.

Правовое воспитание не должно пренебрегать и опытом правового воспитания, за долгие годы сформированного в других странах. Такой опыт, несмотря на специфику определяющих политико-правовую систему отдельно взятого государства показателей, имеет очень важное праксиологическое значение, прежде всего хотя бы потому, что правовоспитываются люди, характеризуемые в своей общей массе схожестью психофизиологических особенностей, мировоззренческих, ценностных ориентаций, материальных потребностей и др. Председатель Конституционного Суда РФ В. Д. Зорькин назвал современную Россию «обществом модерн», указав на важность в соблюдении живущими в одной стране людьми общих правил «игры», т. е. жизни в государстве <14>. И все же вопрос о том, насколько в действительности российское общество можно назвать «обществом модерн», остается открытым. Любое общество должно не только и не просто называться или претендовать на название модернистского типа общества, но и проявлять и укреплять свой «модернистский характер» во всех без исключения сферах жизни общества, чего пока применительно к России с должной убедительностью не наблюдается. С того момента, когда Россией было определено генеральное направление на построение правового государства, прошло достаточно времени для того, чтобы подвести определенные итоги, которые, надо признать, далеко не положительны. Утверждение о построении правового государства крайне преждевременно, подтверждением чему является наличие целого рядя системных проблем и недоработок, среди которых наиболее опасным и с большим трудом преодолимым является правовой нигилизм российского общества. ——————————— <14> См.: Как нас теперь называть? // Российская газета. 2010. 19 апреля.

Отторгая право, правовой нигилизм неизбежно приближает общество к состоянию «внеправового» отчуждения, проявляясь в конкретных действиях, свидетельствующих уже не об отвлеченных, теоретизированных и существующих только в сознании отдельного субъекта антиправовых установках, а своего рода актах сопротивления и деятельном «преступном» поведении. «Нигилизм нельзя даже назвать учением, потому что к нигилизму способен каждый ничего не понимающий, но имеющий руки для дела разрушения — а оно очень легко» <15>. ——————————— <15> Клеванов А. С. Три современных вопроса «О воспитании — социализм, коммунизм и нигилизм; о дворянстве по поводу столетия дворянской грамоты». Киев: Тип. Петра Барокаго, 1885. С. 38.

Не преувеличивая роли и значения права, допуская его относительную недостаточность как некоего универсального средства регулирования общественных отношений, можно со всей ответственностью утверждать, что в настоящее время праву принадлежит важнейшая, определяющая роль в развитии нашего общества. «Отвергая саму идею господства права, правовой нигилизм тем самым отрицает возможность утверждения в обществе правовых начал организации жизнедеятельности людей, открывает дорогу охлократии или тоталитаризму. Без его преодоления задача обеспечения эффективного действия права практически неосуществима» <16>. ——————————— <16> Гойман В. И. Действие права (методологический анализ). М., 1992. С. 166.

Всестороннее, поступательное и устойчивое развитие Российского государства, которое бы в полной мере соответствовало подверженным стремительным изменениям экономического, социального, общественно-политического, культурного и иного содержания потребностям, в условиях, когда в настоящее время круг общественных отношений, подпадающих под правовое регулирование, заметно расширяется, сопровождаясь, с одной стороны, государственно-правовыми трансформациями, диктуемыми объективной необходимостью перехода на качественно иной этап правового развития, а с другой — резким падением престижа права, искажением правовых идеалов и ценностей, усугублением недоверия общества к государственной власти и как следствие — ростом преступности и других правонарушений, может быть достигнуто только при наличии и успешном функционировании целостного механизма правового воспитания.

——————————————————————

Название документа