Государственное стимулирование инновационной деятельности в Российской Федерации

(Друева А. А.) («Безопасность бизнеса», 2012, N 3)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ <*>

А. А. ДРУЕВА

——————————— <*> Drueva A. A. State stimulation of the innovational activity in the Russian Federation.

Друева Антонина Андреевна, Московская государственная юридическая академия им. О. Е. Кутафина, аспирантка.

Автор исследует вопросы государственного стимулирования и поддержки инновационной деятельности как условия успешного экономического развития Российской Федерации. В статье описываются имеющиеся в России меры стимулирования. Инновационный центр в Сколково приводится в качестве примера реализации политики государства в сфере инноваций.

Ключевые слова: инновационная деятельность, инновации, стимулирование инновационной деятельности, экономическое развитие, государственная поддержка.

Author examines questions of the state stimulation and support of the innovational activity, as the condition of successful economic development of the Russian Federation. The article describes existing measures of stimulation in Russia. Innovation center in Skolkovo is cited as an example of implementation of the state policy in the innovational sphere.

Key words: innovational activity, innovations, stimulation of the innovational activity, economic development, state support.

Перспективы экономического роста России в первую очередь связаны с совершенствованием научной и технической базы и выходом на мировой рынок с высокотехнологичной продукцией, усилением степени государственной поддержки наукоемких сфер национальной экономики, налаживанием системы правового регулирования инновационной деятельности. Осознавая всю роль науки в целом и инновационных технологий в частности, государство постоянно стремится стимулировать развитие научно-технического потенциала страны. Особенно это стало важным сейчас, во время ожесточенной конкуренции, интенсивного технологического развития экономики. Основной задачей федеральной инновационной политики является создание благоприятного инновационного климата для материализации государственных приоритетов научно-технического развития в экономической сфере. Распоряжением Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. утверждена Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года <1>. Согласно данной Стратегии перед Российской Федерацией стоит задача «перехода экономики на инновационную социально ориентированную модель развития». ——————————— <1> Распоряжение Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. N 2227-р «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года».

Какими же способами государство способно стимулировать инновационное развитие страны? Аналогично методам государственного регулирования можно выделить методы прямого и косвенного стимулирования инновационной деятельности. Прямое стимулирование включает в себя прежде всего бюджетное финансирование научной сферы, а также охватывает содержательную сторону инновационной деятельности (выбор приоритетов, заключение правительственных контрактов, формирование государственного заказа, субсидирование и предоставление гарантий частным банкам). Так, например, государством разрабатываются программы, стратегии, определяющие приоритетные направления развития. К подобным программам можно отнести Стратегию развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года <2>. Кроме того, недавно Минэкономразвития РФ подготовил проект Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года «Инновационная Россия — 2020». По мнению разработчиков, Стратегия инновационного развития призвана ответить на стоящие перед Россией вызовы и угрозы в сфере инновационного развития за счет выстраивания четкой системы целей, приоритетов и инструментов государственной инновационной политики. Стратегия задает долгосрочные ориентиры развития субъектам инновационной деятельности, включая органы государственной власти всех уровней, науку и предпринимательский сектор. ——————————— <2> Утверждена Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике (протокол от 15 июня 2006 г. N 1) Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года.

Невозможно обойти вниманием Указ Президента РФ «Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации» <3>. К приоритетным направлениям развития науки, технологий и техник в Российской Федерации относятся безопасность и противодействие терроризму; индустрия наносистем; информационно-телекоммуникационные системы; науки о жизни; перспективные виды вооружения, военной и специальной техники; рациональное природопользование; транспортные и космические системы; энергоэффективность, энергосбережение, ядерная энергетика. Соответственно, именно по данным направления будет осуществляться модернизация и стимулирование российской экономики. ——————————— <3> Указ Президента РФ от 7 июля 2011 г. N 899 «Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации 2010. N 28. Ст. 4168.

Кроме того, к мерам прямого государственного стимулирования инновационной деятельности необходимо причислить создание консорциумов, инженерных центров, кластеров, научных и технологических парков, наукоградов и других перспективных формирований, успешно реализующих сложные инновационные идеи, — наглядный пример эффективности государственной поддержки новых научных идей, благодаря которой различные организации не только осознают необходимость совместной реализации инновационного цикла, но и реально ощущают преимущества совместной работы. Начата работа по формированию национальных исследовательских центров. Первым подобным исследовательским центром стал «Курчатовский институт» <4>. Данный центр создается и действует в целях формирования технологической базы инновационной экономики, обеспечения опережающего научно-технического развития и ускоренного внедрения в производство научных разработок, проведения полного инновационного цикла научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, включая создание промышленных образцов, по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в Российской Федерации. ——————————— <4> Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 220-ФЗ «О национальном исследовательском центре «Курчатовский институт» // Собрание законодательства Российской Федерации 2010. N 31. Ст. 4189.

Невозможно обойти вниманием и создание беспрецедентного инновационного центра в Сколково. Данный инновационный центр представляет собой уникальное явление в российской правовой системе с минимальными налоговыми и административными барьерами. Создается не имеющая аналогов в российской правовой действительности система государственного софинансирования инновационных проектов частных компаний через управляющую организацию проекта Сколково. Помимо прямых методов, в Российской Федерации распространены и косвенные методы. Сущность косвенного регулирования заключается в создании общего благоприятного инновационного климата, поощрении организаций, ориентированных на инновационную деятельность, в мерах по формированию высокого социального статуса в общественном мнении и престижа образования и науки. При этом государство не контролирует конкретные научные проекты. Прежде всего к мерам косвенного инновационного стимулирования следует отнести налоговые преференции участникам инновационной деятельности. Поддержка инновационной деятельности продолжает оставаться одной из основных целей налоговой политики государства. В результате законодательство о налогах и сборах уже сегодня содержит большое количество инструментов, направленных на поддержку инноваций, включая поддержку активности налогоплательщиков в области осуществления научных исследований и опытно-конструкторских разработок. Данное направление стимулирования инновационной деятельности касается как определения налогооблагаемой базы, так и предоставления льгот при уплате налогов. Ниже приведен лишь краткий перечень мер поддержки, принятых в последние годы: — отменено ограничение по списанию расходов на НИОКР, не давших положительного результата. Ранее расходы на безрезультатные НИОКР не уменьшали базу налога на прибыль организаций; — увеличен до 1,5% от выручки втрое по сравнению с действовавшим ранее норматив расходов на НИОКР, осуществляемых в форме отчислений на формирование Российского фонда технологического развития и других отраслевых фондов; — действуют льготы по НДС, налогу на прибыль организаций, налогу на имущество организаций, земельному налогу и страховым взносам для резидентов особых экономических зон, для организаций-резидентов технико-внедренческой особой экономической зоны, объединенных решением Правительства Российской Федерации в кластер, налоговая ставка по налогу на прибыль организации, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, устанавливается в размере 0,0% (ст. 284 НК РФ) <5>; ——————————— <5> Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (в ред. от 30 ноября 2011 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации 2000. N 32. Ст. 3340.

— освобождена от НДС передача исключительных прав и прав на основе лицензионного договора на изобретения, промышленные образцы, программы для ЭВМ, ноу-хау; — освобожден от НДС и таможенных пошлин ввоз технологического оборудования, аналоги которого не производятся в Российской Федерации (ст. 150 НК РФ) <6>; ——————————— <6> Там же.

— освобождается от уплаты налога на добавленную стоимость деятельность, связанная с выполнением НИОКР за счет средств бюджетов, а также средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и образуемых для этих целей внебюджетных фондов министерств, ведомств, ассоциаций, выполнение НИОКР учреждениями образования и научными организациями на основе хозяйственных договоров, выполнение организациями НИОКР, относящихся к созданию новых продукции и технологий или к усовершенствованию производимой продукции и технологий; — беспрецедентные налоговые льготы для участников проекта «Сколково», среди которых освобождение от уплаты налога на прибыль, налога на добавленную стоимость в течение 10 лет со дня получения статуса участника проекта, налога на имущество, пониженные ставки страховых взносов, право на возмещение таможенных платежей. При этом планируется продолжить процесс либерализации законодательства о налогах и сборах с целью стимулирования, развития и модернизации инновационной деятельности как относительно величины налоговых обязательств, так и относительно сложности их исчисления и исполнения. Правильным решением является также установленный частью первой Налогового кодекса РФ инвестиционный налоговый кредит (ст. 66 НК РФ) <7>, при котором организации предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Важно, что осуществление внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов являются основанием для получения инвестиционного налогового кредита. Данный вид кредита предоставляется по налогу на прибыль организации, а также по региональным и местным налогам. ——————————— <7> Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации 1998. N 31. Ст. 3824.

При этом важно помнить, что система стимулирования должна способствовать решению сразу нескольких задач государства в области экономики: общей активизации применения инноваций, обеспечению структурной перестройки и повышению конкурентоспособности реальных секторов экономики.

——————————————————————