О преподавании криминалистики в современных условиях

(Корма В. Д.) («Юридическое образование и наука», 2014, N 1) Текст документа

О ПРЕПОДАВАНИИ КРИМИНАЛИСТИКИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

В. Д. КОРМА

Корма Василий Дмитриевич, профессор кафедры криминалистики Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА), доктор юридических наук, профессор.

В данной статье рассматриваются основные проблемы преподавания криминалистики в свете новой системы образования.

Ключевые слова: бакалавр, магистр; кто должен преподавать криминалистику, кому, когда и как ее нужно преподавать; двухчленная система учебника по криминалистике.

On teaching criminalistics in modern conditions V. D. Korma

The article concerns basic problems of teaching criminalistics in light of the new system of education.

Key words: bachelor, master, who should teach criminalistics, to whom, when and how it should be taught, dual system of a criminalistics textbook.

Федеральный государственный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция» определяет криминалистику как обязательную к изучению общепрофессиональную юридическую дисциплину. Чтобы подойти к особенностям преподавания курса криминалистики в свете новой системы образования, следует вспомнить профессора-криминалиста Г. Ю. Маннса, который еще в 1921 г. указывал на необходимость останавливать свое внимание на следующих вопросах преподавания этой учебной дисциплины <1>: ——————————— <1> См.: Маннс Г. Ю. Криминалистика как прикладная дисциплина и предмет преподавания // Труды профессоров и преподавателей Иркутского гос. университета. Отдел 1. Иркутск, 1921. С. 14 — 22.

1. Кто должен ее преподавать? 2. Кому ее следует преподавать? 3. Когда и как ее преподавать? Эти вопросы актуальны и в современных условиях. Ответы на первый и третий вопросы не вызывают сегодня особых затруднений. Традиционно считается, что преподавать данную дисциплину должен ученый-криминалист, прошедший практику борьбы с преступностью. Причем подразумевается, что данный специалист в области криминалистики знает на высоком уровне уголовное право, уголовный процесс, т. е. имеет базовое юридическое образование. Кроме того, он должен обладать определенными познаниями в сфере естественно-технических наук и судебных экспертиз. Ответ на вопрос «когда преподавать?» простой: как и ранее, курс криминалистики читается после изучения таких предметов, как уголовное право и уголовный процесс. Приобретение умений и навыков предполагает наличие смешанного характера обучения: чтение лекций, проведение семинарских, практических занятий и лабораторных работ. Поэтому презюмируется необходимость лабораторной базы, компьютерных классов, криминалистического полигона, музея криминалистики. При этом важное значение имеет внедрение новых дидактических подходов. Например, сейчас нельзя представить чтение лекций без современной видеотехники, мультимедийных средств. Существуют рекомендации о чтении лекций с применением активного метода: в форме бинома (чтение двумя преподавателями), лекции-беседы, лекции-дискуссии, лекции с применением обратной связи, проблемные и программированные лекции. Широко представлены интерактивные формы проведения семинарских и практических занятий (дискуссия, деловая и ролевая игра, мозгового штурма, игра по кейс-методу и др.) <2>. ——————————— <2> См., напр.: Андронова Т. А., Тарасенко О. А. Активные и интерактивные формы проведения занятий для бакалавров и магистров // Юридическое образование и наука. 2013. N 2. С. 33 — 36.

Ответ на второй вопрос (кому следует преподавать криминалистику?) тоже в целом очевиден, поскольку азы криминалистики должен знать каждый юрист, независимо от его профессионализации в будущем (следователь, прокурор, адвокат, нотариус, юрисконсульт, судья). Иное дело, что различным юристам необходим различный объем данных криминалистической направленности. Например, будущим следователям и прокурорам должны даваться более глубокие знания, умения и навыки в процессе овладения вариативной частью обучения. Здесь важен другой аспект: какой объем криминалистических знаний необходимо давать бакалавру и магистру? Исходя из требований, предъявляемых Приказом министра образования и науки от 4 мая 2010 г. N 464 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»)», в результате изучения базовой (обязательной) части цикла обучающийся должен уметь: применять технико-криминалистические средства и методы; правильно ставить вопросы, подлежащие разрешению, при назначении судебных экспертиз и предварительных исследований; анализировать и правильно оценивать содержание заключения эксперта (специалиста); использовать тактические приемы при производстве следственных действий и тактических операций. Кроме того, он должен владеть навыками применения технико-криминалистических средств и методов обнаружения, фиксации и изъятия следов и вещественных доказательств. Иными словами, бакалавр — это специалист-практик, которого учат для работы в конкретной отрасли. В соответствии с Приказом Министерства образования от 14 декабря 2010 г. N 1763 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «магистр»)» магистратура в целом нацелена на научную работу. Не стоит забывать, что выпускник-магистр должен обладать следующими профессиональными компетенциями в педагогической деятельности: способностью преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне; уметь управлять самостоятельной работой обучающихся и эффективно осуществлять правовое воспитание. Для того чтобы ответить на поставленный выше вопрос об объеме криминалистических знаний, необходимых для подготовки бакалавра и магистра, следует обратиться к понятию и структуре современной системы криминалистической науки, излагаемых в учебниках криминалистики. Традиционно понимаемая система криминалистики включает в себя четыре элемента: общую теорию, криминалистическую технику, криминалистическую тактику и криминалистическую методику. Так, общая теория криминалистики — это «система ее исходных теоретических концепций, категорий, методических принципов и понятий, определений и терминов, образующих научный потенциал этой науки, отражающий специфику и все общие особенности ее объектно-предметной сути» <3>. В остальных разделах криминалистики условно выделяют общие части техники, тактики и методики, которые, по мнению Р. С. Белкина, как системы элементов частных теорий, «входят в состав общей теории криминалистики, но не на правах ее самостоятельных структурных частей, а лишь как условные группировки некоторых ее категорий и понятий» <4>. ——————————— <3> Яблоков Н. П., Головин А. Ю. Криминалистика: природа, система, методологические основы. М.: НОРМА, 2011. С. 73. <4> Белкин Р. С. Курс криминалистики: Учебное пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. С. 35 — 36.

Рассмотрим, например, общие положения криминалистической методики, которые «в значительной мере выполняют роль своеобразного введения в суть ее предмета, задач, структуры, источников, связей с другими отраслями криминалистики… В научных основах, раскрываемых обычно в монографических работах, рассматриваются информационно-теоретические и методологические начала методики расследования» <5>. ——————————— <5> Яблоков Н. П., Головин А. Ю. Указ. соч. С. 197.

Исходя из вышеизложенного, представляется, что первый раздел и общие положения остальных разделов криминалистики следует читать при подготовке магистров (которых, в принципе, и готовят для научной деятельности) и аспирантов. Тем более что ряд категорий указанных разделов криминалистики имеет дискуссионный характер. Например, до сих пор не выработано единой позиции по ряду основных понятий парадигмы криминалистики, не решен до конца вопрос о нужности или ненужности криминалистической характеристики преступлений и т. д. <6>. ——————————— <6> См., напр.: Корма В. Д., Образцов В. А. Проблемы совершенствования парадигмы криминалистики как теории здравого смысла // Вестник криминалистики. 2013. Вып. 2 (46). С. 7 — 18.

Некоторые ученые-криминалисты придерживаются двухчленной системы учебников по криминалистике: деления на общую и особенную части <7>. Но это не главное. В. Е. Корноухов справедливо отмечал, что следует четко дифференцировать систему науки и систему учебников, поскольку первая должна адекватно отражать объект познания, а вторая разрабатывается на основе дидактических признаков, поскольку система учебников должна быть ориентирована на подготовку специалистов определенного профиля. Система науки одна, а систем учебников может быть много <8>. В итоге в первый раздел общей теории (закономерности отражения преступной деятельности в обстановке совершения преступлений) он включил теорию следоведения, в которой раскрывается механизм отражения преступления в обстановке с учетом основных сфер деятельности человека и дается общая классификация следов преступления; социально-психологическую характеристику преступной среды; учение о навыках; способ преступления и учение о противодействии расследованию преступлений. Второй раздел общей части раскрывает закономерности расследования преступлений, включающие учение о средствах познания, объективные связи между деянием и последствиями, об оперативно-розыскном и информационном обеспечении расследования. По его мнению, особенная часть должна отражать закономерности процессов расследования по категориям преступлений через систему методик. ——————————— <7> См., напр.: Криминалистика: Учебник / Под ред. В. А. Образцова. М.: Юристъ, 1999; Курс криминалистики. Общая часть / Отв. ред. В. Е. Корноухов. М.: Юристъ, 2000. <8> Курс криминалистики. Общая часть / Отв. ред. В. Е. Корноухов. М., 2000. С. 18.

Думается, что предложения В. Е. Корноухова несут конструктивный характер и с определенными уточнениями и дополнениями могут быть взяты на вооружение в процессе обучения, направленного на формирование у бакалавров и магистров общекультурных и профессиональных компетенций. Безусловно, обозначенные вопросы преподавания криминалистики в современных условиях нуждаются в дальнейшем осмыслении, адекватном отражении в научной и методической литературе, а также апробации в учебно-методической деятельности.

Литература

1. Андронова Т. А., Тарасенко О. А. Активные и интерактивные формы проведения занятий для бакалавров и магистров // Юридическое образование и наука. 2013. N 2. С. 33 — 36. 2. Баев О. Я. И все же: реальность или иллюзия (еще раз о криминалистической характеристике преступлений // Вестник криминалистики. 2002. Вып. 1 (3). С. 19 — 23. 3. Белкин Р. С. Курс криминалистики: Учебное пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2001. 4. Корма В. Д., Образцов В. А. Проблемы совершенствования парадигмы криминалистики как теории здравого смысла // Вестник криминалистики. 2013. Вып. 2 (46). С. 7 — 18. 5. Криминалистика: Учебник / Под ред. В. А. Образцова. М.: Юристъ, 1999. 6. Курс криминалистики. Общая часть / Отв. ред. В. Е. Корноухов. М.: Юристъ, 2000. 7. Маннс Г. Ю. Криминалистика как прикладная дисциплина и предмет преподавания // Труды профессоров и преподавателей Иркутского гос. университета. Отдел 1. Иркутск, 1921. Вып. 2. С. 14 — 22. 8. Яблоков Н. П., Головин А. Ю. Криминалистика: природа, система, методологические основы. М.: НОРМА, 2011.

——————————————————————

Название документа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *