Двухуровневое юридическое образование и компетентностный подход: вопросы теории

(Наумкина В. В.) («Юридическое образование и наука», 2012, N 4)

ДВУХУРОВНЕВОЕ ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ <*>

В. В. НАУМКИНА

——————————— <*> Naumkina V. V. Two-level legal training and competence-based approach: issues of theory.

Наумкина Валентина Владимировна, профессор кафедры государственного права Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова, доктор юридических наук.

В статье рассматриваются нововведения в сфере высшего профессионального образования. Автор выделяет практические проблемы реализации новых подходов.

Ключевые слова: юридическое образование, магистратура, компетенции.

The innovations in the sphere of the higher professional education are considered in this article. The author picks out the practical problems of realization of new approaches.

Key words: legal education, magistracy, competence.

Под влиянием мировых процессов в Российской Федерации в течение последнего десятилетия проходит модернизация высшего профессионального образования. Принятие ФГОС ускорило переход на двухуровневую систему образования, хотя подготовка бакалавров началась еще в конце XX в. Первый год действия ФГОС выявил ряд проблемных вопросов, которые стоят не только перед вузами, но и перед обществом в целом. Модернизацию образования связывают с необходимостью повышения качества образования. Кроме отказа от специалитета, образовательные стандарты провозгласили новую модель подготовки выпускника. Новый подход, заложенный в ФГОС, несомненно, имеет преимущества, т. к. способствует формированию гибкости и вариативности образования. Но, несмотря на существующие «плюсы», нельзя повышение качества профессионального образования сводить только к переходу на двухуровневое образование и компетентностный подход. Сама идея двухступенчатого образования имеет существенные недоработки. В качестве преимущества новой модели называют возможность переучиваться и менять специальность через получение образования в магистратуре <1>. Это, конечно, будет способствовать профессиональной мобильности. Но при этом в погоне за «европеизацией» высшего образования можно упустить самое важное — формирование системных профессиональных знаний у специалиста. В идеале магистерская программа должна базироваться на знаниях, полученных на первой ступени. Так, например, стандарт направления подготовки «Юриспруденция» (бакалавриат) включает в качестве обязательных дисциплин все основные отрасли права. Поэтому логично, что в магистерской программе эти дисциплины изучаться не будут. Отсюда встает вопрос: будет ли полноценным специалистом выпускник магистратуры, не владеющий отраслевыми знаниями, и сможет ли данный специалист качественно выполнять свои функции? ——————————— <1> Кугай А. И., Прошина Е. М. Болонский процесс и отечественная традиция: преимущества и недостатки // Материалы научно-методической конференции СЗАГС. 2010. N 1. С. 152.

В профессиональной среде идет спор об эффективности обучения в магистратуре лиц, не имеющих базового образования по юриспруденции (бакалавриата или специалитета). ФГОС допускает прием на магистерскую программу абитуриентов без юридического образования при условии сдачи дополнительного вступительного испытания (содержание которого определяет сам вуз). В защиту обучения в магистратуре справедливо отметить, что отдельных специалистов такое образование только обогатит. Есть сферы, в которых важны знания из разных отраслей. Юридические знания необходимы специалистам в разных сферах, но при наличии иного базового образования специалист не будет обладать всей полнотой знаний в области юриспруденции. Поэтому имеет смысл четко определить сферу деятельности для юристов: 1) имеющих только бакалавриат; 2) закончивших и бакалавриат, и магистратуру по юриспруденции; 3) с магистратурой по юриспруденции и непрофильным бакалавриатом. ФГОС для бакалавров и магистров направления «Юриспруденция» не определяет рынок труда для выпускников разного уровня. И. И. Рогачева справедливо ставит вопрос: готов ли рынок труда принять бакалавров? И, отвечая на вопрос, И. И. Рогачева выделяет несколько условий, при которых бакалавр займет на рынке труда достойное место: 1) необходимо четко определить статус бакалавра; 2) устойчивое экономическое развитие; 3) наличие конструктивного диалога между высшей школой и работодателями <2>. Этот перечень необходимо дополнить еще одним пунктом. Все разговоры о практико-ориентированном образовании останутся только разговорами, если четко не определить государственный заказ на специалиста через принятие квалификационных требований к различным специалистам. Наличие квалификационных требований позволит определить не только рынок труда для каждой категории выпускников, но и определить потребность в специалистах. Квалификационные требования должны официально закрепить требования работодателей. ——————————— <2> Рогачева И. И. Проблемы реализации двухуровневой системы образования в российской высшей школе // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2009. N 11. С. 60 — 63.

Магистратуру часто называют «вторым высшим» образованием, но это заблуждение. Магистерская программа не может заменить полное юридическое образование. Отсутствие четкого понимания сущности магистратуры может привести к снижению профессионализма. Принципиальным нововведением стал компетентностный подход, хотя данную модель профессионального образования нельзя назвать новой. По утверждению В. И. Блинова, идея компетентностно-ориентированного образования — один из ответов системы образования на социальный заказ. Работа над компетенциями — это путь, которым системы образования во всем мире пытаются прийти к преодолению разрыва между результатами образования и современными требованиями жизни <3>. ——————————— <3> Блинов В. И. Стандарт результата (о новых федеральных стандартах профессионального образования) // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2010. N 2. С. 5.

Причины разрыва между профессиональным образованием и потребностями практики надо искать глубже. Практико-ориентированный подход широко применялся в среднем профессиональном образовании. Вузы были ориентированы на приобретение фундаментальных академических знаний, при этом советская система высшего образования выпускала достаточно мобильных в профессиональной сфере специалистов. Наличие фундаментальных знаний не мешает специалисту адаптироваться к новым требованиям. Высшее образование не может иметь только прикладное значение. Проблему снижения качества образования нужно искать в другом. В настоящее время высшее образование превратилось из образовательной системы в глобальную индустрию образования <4>. Повальный всеобуч в вузах привел к негативным последствиям. Массовое получение высшего образования отрицательно отразилось на качестве знаний. Выпускники школ имеют разный уровень подготовки, и далеко не все готовы и способны получить высшее образование. Качество высшего образования в первую очередь связано с качеством набора абитуриентов. Сам по себе компетентностный подход нельзя рассматривать как единственное средство повышения качества образования. Невысокий уровень знаний абитуриентов и ориентация только на формирование компетенций превратят современный вуз в техникум. ——————————— <4> Чинаева Т. Студенческая мобильность: мировые тенденции // Высшее образование в России. 2002. N 3. С. 93.

Совершенно справедливо В. С. Сенашенко выделяет очевидную взаимосвязь знаний и компетенций. По его мнению, только высокий уровень знаний позволяет продемонстрировать умения <5>. Исходя из очевидности взаимосвязи знаний и компетенций, В. С. Сенашенко приходит к выводу о необходимости использования комплексной модели образования. Можно добавить, что в данной модели основой должно выступать формирование системы знаний, а производной — формирование компетенций. ФГОС в отличие от ГОС второго поколения не содержит перечня дидактических единиц по каждой дисциплине, на наш взгляд, это существенный недостаток. И впоследствии может привести к отсутствию комплексной системы знаний у студентов. Сформировать компетенцию у студента можно на примере части дисциплины, например, рассмотрев несколько составов преступлений, не изучив всю Особенную часть Уголовного кодекса. ——————————— <5> Сенашенко В. С. О компетентностном подходе в высшем образовании // Высшее образование в России. 2009. N 4. С. 18.

В идеале формированием профессиональных компетенций надо заниматься в рамках учебной и производственной практики, работы юридической клиники либо на лабораторных занятиях. Но есть ряд юридических дисциплин, которые носят фундаментальный характер и направлены только на формирование знаний студента. Отказ от академического подхода впоследствии приведет к снижению качества диссертаций и научных исследований магистров и аспирантов.

Литература

1. Блинов В. И. Стандарт результата (о новых федеральных стандартах профессионального образования) // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2010. N 2. С. 5 — 14. 2. Кугай А. И., Прошина Е. М. Болонский процесс и отечественная традиция: преимущества и недостатки // Материалы научно-методической конференции СЗАГС. 2010. N 1. С. 151 — 158. 3. Рогачева И. И. Проблемы реализации двухуровневой системы образования в российской высшей школе // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2009. N 11. С. 59 — 63. 4. Сенашенко В. С. О компетентностном подходе в высшем образовании // Высшее образование в России. 2009. N 4. С. 18 — 24. 5. Чинаева Т. Студенческая мобильность: мировые тенденции // Высшее образование в России. 2002. N 3. С. 93 — 99.

——————————————————————