Сравнительный анализ ГОС ВПО и ФГОС ВПО: компетентностный подход в подготовке специалиста таможенного дела

(Данилов Р. В., Юрьева Е. В.) («Таможенное дело», 2012, N 4)

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ГОС ВПО И ФГОС ВПО: КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТА ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА <*>

Р. В. ДАНИЛОВ, Е. В. ЮРЬЕВА

——————————— <*> Danilov R. V., Yurieva E. V. Comparative analysis of state educational standards (SES) of higher professional education and federal educational standards (FES): competence approach in training customs specialists.

Данилов Роман Владимирович, декан таможенно-юридического факультета МСЭИ, кандидат педагогических наук.

Юрьева Елена Васильевна, декан факультета экономики и управления МСЭИ.

Данная статья посвящена сравнительному анализу ГОС ВПО и ФГОС ВПО в области таможенного дела. Авторы рассматривают подготовку специалистов в области таможенного дела с точки зрения вступления Российской Федерации в Таможенный союз и формирования Единого экономического пространства. В статье рассмотрена широкая правовая база по данному вопросу. Также авторы рассматривают реализацию компетентностного подхода в соответствии с ФГОС ВПО по специальности «Таможенное дело».

Ключевые слова: таможенное дело, стандарт высшего профессионального образования, компетентностный подход, специалист таможенного дела, ЕЭП, Таможенный союз, ГОС ВПО, ФГОС ВПО, стандарт третьего поколения в области таможенного дела.

The paper is devoted to the comparative analysis of the State Educational Standards (SES) of Higher professional education and the Federal Educational Standards (FES) in the field of customs. The authors consider the process of training of specialists in terms of Russia’s entry into the Customs Union and development of the Single Economic Area. The paper includes a wide legal base on this issue. The authors consider realization of the competence approach with regard to Federal Educational Standards (FES) of the specialty «Customs».

Key words: customs, standards of higher professional education, competence approach, customs specialist, Single Economic Area (SEA), the Customs Union, the State Educational Standards of Higher professional education, the Federal Educational Standards of Higher professional education, standard of the third generation in the field of customs.

В настоящее время в России одновременно протекают два взаимосвязанных процесса. С одной стороны, создается Единое экономическое пространство, функционирует Таможенный союз Республики Беларусь, Российской Федерации и Республики Казахстан, что требует принципиально новой подготовки специалистов в области таможенного дела и ВЭД. С другой стороны, осуществляется реформа системы высшего профессионального образования — переход на двухуровневую систему подготовки бакалавра и магистратуры. Но в то же время квалификация «специалист» сохранилась для ряда специальностей, в т. ч. для таможенного дела. Таможенные органы Российской Федерации играют важную роль в экономике страны. Впервые специальность «Таможенное дело» утверждена Приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.03.2000 N 686. С 1996 г. по 2012 г. были приняты три государственных образовательных стандарта. Но если по первому стандарту подготовка не ведется, то второй и третий стандарты в настоящее время реализуются. Для обеспечения кадрового наполнения таможенных органов Российской Федерации высококвалифицированными специалистами были внесены изменения в систему подготовки специалистов таможенного дела. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 ноября 2010 г. N 1117 утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 036401 «Таможенное дело», квалификация специалист. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) третьего поколения представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ подготовки специалистов по специальности 036401 «Таможенное дело» образовательными учреждениями высшего профессионального образования, имеющими государственную аккредитацию. ФГОС ВПО направлен обеспечить: — единство общероссийского пространства высшего образования; — социально необходимое качество высшего образования на всей территории Российской Федерации; — базу для объективной оценки деятельности образовательных учреждений, реализующих образовательные программы высшего профессионального образования; — основу для признания российских документов о высшем профессиональном образовании иностранными государствами; — основу для объективной оценки фактического уровня сформированности обязательных результатов образования — компетенций — у студентов на всех этапах их обучения в вузе. Первый набор на ФГОС ВПО по специальности 036401 «Таможенное дело» по всей России состоялся в сентябре 2011 г. К настоящему времени образовательный стандарт третьего поколения осваивают только студенты, поступившие на 1 курс в вузы в 2011 г. Стандарт данного поколения не предусматривает сокращенных и ускоренных форм обучения. Таким образом, первый выпуск по стандарту третьего поколения состоится по очной форме обучения в 2016 г. и в 2017 г. — по заочной форме. В настоящее время в профильном высшем учебном заведении ведется большая работа по реализации и обновлению стандартов третьего поколения и, к сожалению, практически приостановилась деятельность по внесению изменений в стандарт второго поколения (ГОС ВПО) 080115 «Таможенное дело». И это несмотря на то, что в высших учебных заведениях, реализующих специальность «Таможенное дело» по второму стандарту, будут выпускаться специалисты еще 4 года (2012 — 2015). В нашей статье мы предпримем попытку сравнения государственного образовательного стандарта второго поколения (далее — ГОС ВПО) и стандарта третьего поколения (далее — ФГОС ВПО). Во-первых, ГОС ВПО по специальности «Таможенное дело» прошел согласование в ФТС России, о чем имеется резолюция заместителя руководителя ФТС Ю. Ф. Азарова от 26 апреля 2006 г. ФГОС ВПО, конечно, тоже согласовывался с профильным федеральным ведомством, но в окончательный вариант документа лист согласования и утверждения не вошел. Во-вторых, существенно обновилась структура ФГОС ВПО в связи с вступлением в силу Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта», в котором была утверждена новая структура государственного образовательного стандарта. Согласно этому Закону ФГОС ВПО по специальности «Таможенное дело» (код специальности 036401) включает 3 вида требований: 1) требования к структуре основной образовательной программы, в т. ч. требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объема, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса; 2) требования к условиям реализации основной образовательной программы, в т. ч. кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям; 3) требования к результатам освоения основной образовательной программы (компетентностный подход). Согласно п. 1.2 ФГОС ВПО по специальности «Таможенное дело» (код специальности 036401) право на реализацию основных образовательных программ высшее учебное заведение имеет только при наличии соответствующей лицензии, выданной уполномоченным органом исполнительной власти. ФГОС ВПО дает более подробную характеристику профессиональной деятельности специалистов. Исчезли в третьем стандарте такие виды профессиональной деятельности, как экономическая и внешнеэкономическая, но появились следующие: применение таможенных процедур, взимание таможенных платежей и осуществление таможенного контроля и научно-исследовательская. ФГОС ВПО формулирует спектр профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности. Например, вид профессиональной деятельности «применение таможенных процедур, взимание таможенных платежей и осуществление таможенного контроля» раскрывается через следующие задачи: обеспечение применения таможенных процедур; осуществление таможенного контроля; обеспечение соблюдения таможенного регулирования; применение товарных номенклатур внешнеэкономической деятельности; определение страны происхождения товара и контроль правильности ее определения; определение и контроль таможенной стоимости товаров; контроль правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты таможенных платежей, антидемпинговых, специальных, компенсационных пошлин; исчисление и взимание пени, процентов; взыскание задолженности, осуществление возврата таможенных платежей и иных денежных встреч; учет таможенных платежей, учет авансовых платежей и денежного залога на счетах таможенных органов; обеспечение соблюдения установленных запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу; обеспечение в пределах своей компетенции защиты прав интеллектуальной собственности; осуществление в пределах своей компетенции валютного контроля операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу; ведение реестров лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела; ведение реестра банков, иных кредитных организаций и страховых организаций, банковские гарантии и договоры страхования которых принимаются таможенными органами в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей <1>. Это свидетельствует о более тщательной проработке содержания профессиональной деятельности специалиста таможенного дела, подчеркивая конкретные задачи, которые предстоит решать выпускнику по данной специальности. ——————————— <1> ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) 036401 «Таможенное дело». П. 4.4.

Несколько отличаются и объекты профессиональной деятельности ГОС ВПО и ФГОС ВПО. Объекты профессиональной деятельности второго стандарта представлены более широко: таможенные органы и их структурные подразделения; коммерческие организации различных организационно-правовых форм; некоммерческие организации и объединения, занимающиеся таможенным делом, требующие профессиональных знаний в области внешнеэкономической деятельности. ФГОС ВПО называет объектами профессиональной деятельности отношения в области профессиональной деятельности, товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, лиц, участвующих в их перемещении, систему таможенных органов. В третьем стандарте объекты профессиональной деятельности не являются понятиями одного ряда — это и товары, и лица, и система таможенных органов. Третий стандарт подчеркивает свою направленность на подготовку узких специалистов преимущественно для таможенных органов Российской Федерации, эта траектория будет прослеживаться во всем содержании документа. Второй же стандарт был направлен на подготовку как специалистов для таможенных органов, так и для предприятий — участников ВЭД. Реализация компетентностного подхода в соответствии с ФГОС ВПО по специальности «Таможенное дело» предусматривает: — формирование общекультурных и профессиональных компетенций; — разработку ООП на основе нового стандарта с делением его на базовую и вариативную части одновременно с расширением академических свобод вуза; — установление требований к результатам освоения отдельных разделов образовательной программы; — введение научно-исследовательской работы студента как обязательного компонента основной образовательной программы и выделение ее в отдельный раздел; — установление трудоемкости (объема учебной работы студента) основной образовательной программы в зачетных единицах вместо часовых эквивалентов и недель; одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам, трудоемкость ООП по очной форме за учебный год равна 60 зачетным единицам; — широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (семинаров в диалоговом режиме, компьютерного моделирования и практического анализа результатов, научных дискуссий, работы студенческих исследовательских групп, вузовских и межвузовских видеоконференций) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями таможенных органов, российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов <2>; ——————————— <2> ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) 036401 «Таможенное дело». П. 7.3.

— ООП должна включать лабораторные практикумы и/или практические занятия по дисциплинам базовой и вариативной части; — особое внимание в стандарте третьего поколения уделяется материально-техническим условиям обеспечения ООП, в частности: лаборатории, кабинеты информатики, ТН ВЭД, лингафонные, специализированные компьютерные классы, программное обеспечение и др.; — более подробно по сравнению со вторым стандартом выглядят требования к обеспечению студента учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам. Перенос акцента с предметно-дисциплинарной и содержательной стороны (при одновременном сохранении ее достоинств и важности) на ожидаемые результаты образовательного процесса в компетентностном формате является проявлением существенного усиления студентоцентрированности ООП как отражение важнейшей из мировых тенденций в развитии высшего образования. Освоение выпускником всех обязательных компетенций в качестве результатов образования рассматривается как главная цель установки в реализации ФГОС ВПО по специальности «Таможенное дело». Сама компетентностная модель выпускника, с одной стороны, охватывает квалификацию, связывающую будущую его деятельность с предметами и объектами труда, а с другой стороны, отражает междисциплинарные требования к результатам образования. Результаты образования (освоение обязательных компетенций) устанавливаются не только на уровне присвоения квалификации, но и на уровне изучения циклов, учебных дисциплин (модулей). При создании новой образовательной программы требуется достижение прозрачности в определении целей обучения и воспитания. Последние должны быть динамичными и чуткими к потребностям общества, экономики, рынка труда. Но в то же время возникает проблема оценки качества сформированности компетенций и качества освоения ООП подготовки специалиста, что является дальнейшим направлением реализации стандарта. ФГОС ВПО по специальности «Таможенное дело» как стандарт нового поколения характеризуют следующие отличительные признаки: — переход к использованию кредитных систем (систем зачетных единиц), совместимых с ECTS, в определении трудоемкости ООП, реализующих ФГОС ВПО; освоение ECTS в роли многоцелевого инструментария; — возрастание социальной ответственности системы высшего образования за личностное развитие студентов, раскрытие их интеллектуального и духовно-нравственного потенциала; — оптимальное соотношение между когнитивным, праксиологическим и воспитательным компонентами в процессе освоения учебных дисциплин; — использование принципов модульной организации проектируемой ООП ВПО, реализующей ФГОС ВПО; — увеличение степеней свободы студентов в том, что касается выбора ими различных индивидуализированных образовательных траекторий; — расширение автономии и академических свобод вуза в разработке ООП ВПО, особенно в определении содержания образования и образовательных технологий; — усиление подотчетности вузов и их ответственности за качество образования; — ориентация на диалог высшей школы и сферы труда как обязательное условие реализации стандарта; — индивидуальность образовательного процесса, возможность построения индивидуальной траектории образования; — повышение требований к кадровому обеспечению учебного процесса, в частности, в ГОС ВПО право преподавать имеют «педагогические кадры, имеющие, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины и систематически занимающиеся научной и/или научно-методической деятельностью, при этом ученую степень (звание) должны иметь не менее 50% преподавателей цикла ГСЭ и не менее 60% преподавателей общепрофессиональных дисциплин и/или опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере (для цикла общепрофессиональных дисциплин)»; в ФГОС ВПО формулировка более жесткая: «научно-педагогические кадры, имеющие базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и ученую степень или опыт соответствующей деятельности в профессиональной сфере и систематически занимающиеся научной и/или научно-методической деятельностью. Доля преподавателей, имеющих ученую степень и/или ученое звание, в общем числе преподавателей должна быть не менее 65%, ученую степень доктора наук и/или ученое звание профессора должны иметь не менее 9% преподавателей. К образовательному процессу по дисциплинам профессионального цикла должны быть привлечены не менее 8% преподавателей из числа действующих руководителей и ведущих должностных лиц таможенных органов, работников профильных организаций, предприятий и учреждений или лиц, имеющих стаж практической работы в таможенных органах не менее 10 лет. Не менее 70% преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу, должны иметь ученые степени и ученые звания, при этом ученые степени доктора наук или ученое звание профессора должны иметь не менее 11% преподавателей. До 10% от общего числа преподавателей, имеющих ученую степень и/или ученое звание, может быть заменено преподавателями, имеющими стаж практической работы в данной сфере на должностях руководителей или ведущих специалистов более 5 последних лет». ФГОС ВПО по специальности «Таможенное дело» (код специальности 036401) обеспечивает единство образовательного пространства Российской Федерации, преемственность основной образовательной программы высшего профессионального образования (70%) по отношению к ГОС ВПО специальности «Таможенное дело» второго поколения, а также отражает прикладной характер специальности; — повышение требований к материально-техническому обеспечению учебного процесса, в частности к минимально необходимому для реализации образовательной программы подготовки специалистов перечню материально-технического обеспечения, который включает в себя лаборатории продовольственных и непродовольственных товаров, таможенного контроля; кабинеты информатики, информационных технологий в таможенном деле, ТН ВЭД, лингафонные, специализированные компьютерные классы для анализа и обработки данных по электронному декларированию товаров, таможенной статистики, управлению. Вуз должен иметь не менее 50 компьютеров с выходом в Интернет на 100 обучающихся очной формы обучения. Каждый обучающийся должен быть обеспечен доступом к сетям типа Интернет. Вуз должен быть обеспечен необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения; — требования к финансовому обеспечению учебного процесса, в ГОС ВПО эти требования отсутствовали. В частности, ученый совет высшего учебного заведения при введении основных образовательных программ подготовки специалистов утверждает бизнес-план реализации соответствующих основных образовательных программ. Финансирование реализации основных образовательных программ должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов подушевого финансирования. Но в то же время необходимо отметить спорные аспекты ФГОС ВПО. Во-первых, стандарт стал носить более узконаправленный характер, в частности, исчезли из базовой части такие дисциплины, как основы гражданского права, основы гражданского и арбитражного процесса, административное право, уголовное право, уголовно-процессуальное право. А предлагаемая взамен дисциплина «Правоведение», преподаваемая на первых курсах, раскрывает лишь базовые понятия, не углубляясь в правоприменительную практику. Во-вторых, в ФГОС ВПО в базовой части находятся дисциплины и понятия, не соответствующие таможенному законодательству Таможенного союза, например дисциплина «Экономический потенциал таможенной территории России». В профессиональном цикле С3 мы выявили следующие несоответствия таможенному законодательству: в базовой части в разделе «студент должен знать» прописаны такие определения, как «принципы перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации» (в настоящее время понятие таможенной границы России отсутствует, в ст. 2 Таможенного кодекса Таможенного союза есть понятие «единая таможенная территория Таможенного союза, таможенная граница Таможенного союза»), «виды таможенных процедур, порядок осуществления таможенного оформления товаров и транспортных средств, виды и содержание таможенных режимов, содержание и применение специальных таможенных процедур» (с вступлением в силу Таможенного кодекса Таможенного союза понятие «таможенный режим» было заменено понятием «таможенная процедура») и др. Такие же несоответствия можно обнаружить и в названии дисциплин: «Таможенное оформление товаров и транспортных средств» (понятия «таможенное оформление» также нет в современном таможенном законодательстве, есть понятия «таможенный контроль», «таможенные операции», «таможенное декларирование»), «Декларирование товаров и транспортных средств»; «Таможенные режимы и специальные таможенные процедуры» и т. д. В-третьих, в ФГОС ВПО содержится ряд дисциплин очень узкой направленности, например «Управление персоналом в таможенных органах», «Управление таможенными органами», «Управление таможенной деятельностью», «Таможенный менеджмент». На наш взгляд, эти дисциплины, с одной стороны, дополняют друг друга, с другой стороны, во многом схожи. В ГОС ВПО управленческий блок дисциплин был ограничен двумя дисциплинами: «Управление в таможенных органах» и «Таможенный менеджмент». Отрасль уголовного права представлена двумя строго специальными дисциплинами: «Основы квалификации преступлений в сфере таможенного дела», «Основы расследования преступлений, отнесенных к компетенции таможенных органов». В ГОС ВПО этот раздел был представлен более основательно: «Уголовное право», «Уголовно-процессуальное право». Отрасль гражданского права также претерпела изменения и представлена такими дисциплинами, как «Институты административного и таможенного права, регулирующие деятельность таможенных органов» и «Выявление и основы расследования административных правонарушений, отнесенных к компетенции таможенных органов». Таким образом, дисциплины носят узконаправленный характер и были бы более органичны для дисциплин специализации или дисциплин по выбору. Таким образом, отмеченные несоответствия, в свою очередь, могут вызвать трудности при формировании обязательных компетенций, т. к. ФГОС ВПО, в отличие от своего предшественника, имеет более узкую и специфическую направленность в области подготовки специалиста таможенного дела.

——————————————————————