Русские правоведы о взаимодействии национального и международного права

(Кодан С. В.) ("Российский юридический журнал", 2014, N 1) Текст документа

РУССКИЕ ПРАВОВЕДЫ О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ НАЦИОНАЛЬНОГО И МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

Вопросы взаимодействия национального и международного права в российском правоведении начали активно исследоваться во второй половине XIX столетия. К началу XX в. данная проблематика прочно укоренилась в отечественной юридической науке. Наиболее полно данные вопросы были рассмотрены в работах российских юристов-международников Ф. Ф. Мартенса (1845 - 1909) и П. Е. Казанского (1866 - 1947). Заложенные ими основы понимания этой проблемы были развиты в советский период и остаются актуальными до сих пор. В данной публикации представлены извлечения из работ Ф. Ф. Мартенса и П. Е. Казанского, позволяющие акцентировать внимание на наиболее важных проблемах и положениях национального и международного контекстов взаимодействия в государственно-правовом развитии общества. Эти фрагменты фундаментальных работ российских юристов позволяют показать проблематику, значимую и для современной правовой науки, а обращение к юридическому наследию прошлого обеспечивает преемственность в исследовании этого вопроса, одного из сложнейших в правоведении.

Публикацию подготовил С. В.Кодан, заслуженный юрист РФ, доктор юридических наук, профессор УрГЮА

Ф. Ф. Мартенс о влиянии международного права на внутригосударственную политику, управление, право <*>

-------------------------------- <*> Мартенс Ф. Ф. Современное международное право цивилизованных народов. СПб., 1895. Т. 1. С. 209 - 219.

A. В области взаимных государственных отношений

Международное общение проявляет свое действие во всех функциях верховной власти, осуществляемых в пределах отдельных государств. a) В сфере законодательства. Влияние международного общения на внутреннее законодательство государств огромно, хотя не всегда признается. Внутреннее право каждого государства, законодательное и обычное, обыкновенно рассматривается как лучшее свидетельство национальной индивидуальности данного народа, как выражение самобытной народной жизни... Между тем положительные факты доказывают, что современные государства могут удовлетворительно разрешить задачи внутреннего законодательства не иначе, как сознавая себя членами международного союза. Они необходимо должны принимать во внимание разнообразные международные обороты, в которых участвуют и они сами, и их подданные; они должны регулировать законодательным образом те интересы, которые преследуются во взаимных сношениях народов. Вот почему влияние международного общения особенно рельефно обнаруживается на законодательстве тех государств, которые наиболее чутко относятся к законным потребностям своих подданных, которые понимают международные отношения, как орудие культурного развития народа. Вообще новейшие кодексы вырабатываются в современных государствах на основании сравнительного изучения законодательств различных цивилизованных народов, потому что последние проникнуты более или менее одинаковыми правовыми воззрениями, выяснение которых составляет главную задачу законодательной деятельности. Общие международные интересы, в особенности торговые, составляющие предмет постоянных сношений и сделок между подданными различных государств, вызвали попытки ввести общее международное законодательство по тем вопросам, которые наиболее часто возникают в сфере международных, в особенности коммерческих, оборотов. b) В сфере администрации. Внутреннее управление есть бесспорно та область деятельности верховной власти каждого государства, которая должна быть совершенно свободна от вмешательства со стороны других государств. Но обязанное руководствоваться в разрешении задач управления исключительно пользою своих подданных, ни одно правительство не обладает достаточными средствами для полного удовлетворения их законных потребностей. Недостающие ему силы оно восполняет помощью других государств, членов международного общения. Союз государств имеет своей задачей содействовать своим членам в удовлетворении как общих им всем административных интересов, так и конкретных нужд управления данной страны. Каждое государство должно иметь те правительственные учреждения и органы, в которых оно нуждается для целей своего управления. Но по взаимному соглашению государств существуют, кроме того, международные административные учреждения, с компетенцией и средствами действия, отдельными от местной территориальной власти. Эти совершенно самостоятельные учреждения вызваны убеждением заинтересованных государств, что своими правительственными органами и властью они не в состоянии разрешить различные задачи, которые имеют международное значение и вместе с тем ставятся разумными интересами собственных их подданных. Ввиду этого они отказываются от осуществления административных своих прав, которые прежде рассматривались как неотъемлемая регалия каждого независимого государства, или же они бывают вынуждены, под давлением других правительств, признавать существование какого-нибудь устроенного международного учреждения. В особенности же необходима международная помощь государствам в исполнении различных положительных задач администрации, находящихся в ведении собственных их органов. Перечислить эти задачи нет никакой возможности. В каждой отрасли управления - в сфере духовной, физической, экономической жизни народов - возникают вопросы, которые требуют для своего разрешения участия членов международной ассоциации, их помощи и содействия. Государство не исполнило бы своего назначения относительно духовного развития своих подданных, если бы замкнуло свою территорию для доступа образовательных средств, научных идей, произведений художественной деятельности иностранных народов, если б оно запретило посещать учебные заведения других государств или участвовать в научных международных конгрессах. Регулирование переселений, борьба с эпидемиями и падежами, меры против голода и других физических бедствий получают силою вещей международный характер. Чем сильнее развивается промышленная жизнь народа, тем настоятельнее ее обеспечение международными трактатами и учреждениями. Наконец, цивилизованные народы нуждаются в международных сношениях даже для возможности сохранить свое самостоятельное политическое бытие. То правительство, которое не следило бы за изобретениями и усовершенствованиями в области военной техники и искусства, вводимыми в других государствах, и не пользовалось бы ими, лишило бы свою страну необходимых средств обороны. Китаизм приводит не только к пагубному застою во всех сферах жизни, но и к опасности потерять национальную независимость. c) В области судебной власти. Взаимная помощь государств в сфере гражданского и уголовного суда с каждым днем становится необходимее. С точки зрения суверенитета государственной власти она опять необъяснима и не должна иметь места; она понятна и законна, только как выражение идеи международного общения. В самом деле если установление и отправление правосудия составляют ближайшую задачу самодержавия государства, то, с другой стороны, усиливающиеся международные сношения и обороты все более требуют от него уступок и услуг в судебных делах на пользу других государств. Ни одно современное государство не в состоянии собственными силами охранить уважение к праву и порядку внутри страны; это - задача международного общения. Никакой местный суд не может руководствоваться только территориальными законами и ограничиваться разрешением только тех тяжб, которые возникают между туземными подданными. Столкновение национальных законодательств по уголовным и гражданским делам, весьма нередкое в современной судебной практике, не разрешимо иначе, как на основании начал международного права. В области гражданского правосудия современные государства считают себя обязанными признавать законно существующими те юридические отношения, которые установились на основании и в пределах действия иностранного законодательства. В случае споров, касающихся этих отношений, территориальная судебная власть руководствуется началами не только отечественного, но и иностранного права. Начало взаимного признания и общения особенно обнаруживается в соглашениях между государствами относительно исполнения решений иностранных судов. Охранение юридического порядка посредством карательной власти во многих случаях требует совместного действия государств. Для открытия преступника или для доказательства его вины часто бывает необходимо просить иностранные суды об отобрании ими свидетельских показаний или констатировании известных фактов. Затем виновное лицо, совершившее преступление в одном государстве, может укрыться на территории другого; тогда возбуждаются переговоры о его выдаче, условия которой составляют предмет картельных конвенций, заключаемых государствами.

B. В области общественных интересов

Если бы международное право действительно основывалось на абсолютной самостоятельности отдельных государств, то не могло бы и возникнуть вопроса о взаимных их обязанностях в отношении различных обществ, которые существуют в их пределах. Эти общества не имели бы международного значения; их деятельность касалась бы только того государства, в котором они организовались. Но мы имели уже случай неоднократно указывать на действительную роль, которую играют социальные интересы в развитии международных сношений. Понятно само собой, что в качестве могущественных факторов международного общения общественные группы должны находить содействие и уважение к своим интересам со стороны всех образованных государств. Право международного общения определяет, какие общественные группы могут участвовать в международных сношениях, как юридические лица, и в чем заключается та помощь, на которую они вправе рассчитывать со стороны иностранной государственной власти. Цивилизованные государства, как члены международного общения, в принципе должны признавать законно существующими все те общества, которые признаются таковыми в своем государстве. На этом основании никакие общества, товарищества, компании, образовавшиеся против воли своего правительства, не разрешенные законом, вообще не пользующиеся правами юридических личностей в собственной стране, не должны считаться законными союзами и на чужой территории. Члены подобных обществ всегда должны оставаться, в глазах иностранного правительства, отдельными частными лицами; в противном случае, оно явно нарушит суверенные права чужого государства. Законно существующие в государстве социальные группы и классы имеют право на содействие своим интересам в других государствах.

C. В области отношений отдельных подданных

Международное общение предоставляет каждому человеку право искать удовлетворения своих жизненных и законных потребностей повсюду в области международных оборотов. На этом основании государства, как члены международной ассоциации, обязаны не отказывать в покровительстве закона и местных властей ни одному лицу в пределах своей территории, какого бы государства оно ни было подданным... В настоящее время образованные государства обеспечивают в своих пределах защиту закона и суда для всех иностранцев. Для лучшего охранения свободы сношений и прав своих подданных они заключают друг с другом трактаты: коммерческие, консульские, о поселении и судоходстве и т. д... В случае непризнания прав человека образованные правительства предпринимают общие международные меры. О поголовном изгнании иностранцев из пределов государства не может быть речи. Мало того, современные государства оказывают, на основании договоров или фактически, материальную помощь тем иностранцам, которые по разным неблагоприятным обстоятельствам нуждаются в ней. Но и помимо договоров современные народы считают себя связанными обязанностью взаимной материальной помощи, и в случае войны, наводнения, пожаров, голода и других бедствий спешат облегчить нужду пострадавших, жертвуя свой труд и свои средства на общечеловеческое дело.

П. Е. Казанский о взаимовлиянии и взаимодействии национального и международного права <*>

-------------------------------- <*> Казанский П. Е. Введение в курс международного права. Одесса, 1901. С. 260 - 265.

Международное право, взятое в его широком смысле, определяя всевозможные сношения между народами, соприкасающимися всеми сторонами их государственной, общественной и частной жизни, стоит в связи со всеми частями внутреннего права государств. Наука международного права является в некоторых отношениях энциклопедией права. Международное право включает в себя все те основные части, которые знает право внутригосударственное. Начнем с отношения международного права к внутреннему праву государств вообще. В общем, это отношение можно выразить следующим образом. Все остальные науки права изучают внутригосударственную, или народную юридическую жизнь современных народов, наша наука имеет в виду право, которое народы создают по взаимному между собою соглашению для определения международной стороны общественных отношений, для обеспечения общих интересов народов. Она изучает право международного общения. Государство определяет в своем внутреннем праве все те отношения, которые касаются лишь его самого, а таковыми, как мы уже знаем, являются: отношения властей, отношения подданных, отношения властей и подданных и отношения иностранцев и властей и подданных, поскольку, однако, посторонние государства не вмешиваются в положение иностранцев. Такова область жизни народной, или внутригосударственной. Рядом с отношениями этого рода существуют другие, которые касаются разных государств и которые могут найти свое определение только в праве международном. Это - отношения государств между собою и с международными обществами, положение иностранца и отчасти человека вообще в современных государствах, поскольку отношения этого рода интересуют разные государства. В наше время именно основные права иностранца и человека получают на всей земле охрану со стороны международного права. Развитие же в подробностях этих прав предоставляется законам отдельных государств. Граница между народным и международным правом находится здесь в постоянном движении и более точно установить ее невозможно. Международное гражданское право постоянно теснит национальное, объединяя разные начала и установления его через международный обычай, а за последнее время, особливо через международный договор. Такова граница между правом внутренним, или внутригосударственным и международным, что касается субъектов, которых касается то и другое. Другого рода границу дают нам формы, в которых проявляется то и другое. Первое выражается в законах и обычае, второе - в договоре и обычае. Недостаточность этого, второго разграничения состоит в том, что обычай является формой как международного права, так и внутригосударственного. Еще недостаточнее третья граница, по объектам, так как целый ряд объектов схож как для права международного, так и для права внутригосударственного. Война, судоходство и рыболовство в открытых морях, завоевание новых земель, выдача преступников - предметы, которых не знает право внутригосударственное. Но рядом с ними - авторское право, почта, телеграф и пр., и пр. известны как тому, так и другому. Международное и внутригосударственное право постоянно касаются одних и тех же вопросов. Внутреннее публичное право государств определяет отношения, которые имеются в виду и правом международным, например консульское и дипломатическое представительство. Одни и те же органы являются и органами внутренней жизни государств, и органами их международных сношений. Наконец, международная деятельность по правообразованию, управлению и суду развивается преимущественно через деятельность государств, а не особых органов международного общения. Отсутствие всегда определенной и неизменной границы между правом народов и правом внутригосударственным объясняется также тем, что иногда начала и установления внутреннего права государств становятся международно-правовыми и наоборот. Когда переход этот от права внутреннего к праву народов или наоборот совершается через обычай, часто трудно бывает определенно сказать, какой характер носит в каждый данный момент известное установление. Восстание может превратиться в международную войну. Торговое общество может основать новое государство. Союз государств, отношения членов которого определяются международным правом, может перейти в союзное государство, установление права государственного. Где в этих случаях перестает существовать начало внутреннего права и появляется начало права международного, решить бывает не всегда возможно. Переходим к взаимному отношению того и другого права. Международное право предполагает существование права национального. Без существования последнего оно и само не могло бы существовать. Международное право завершает тот юридический порядок, который вообще наблюдается на земле. Оно является логическим, если не юридическим дополнением порядка, действующего в пределах отдельных государств. Оно дает, далее, признание праву отдельных государств. Начала и установления этого права оно считает юридическими в области их действия. Государственные органы являются, в пределах их власти, таковыми и с точки зрения международного права. Законным образом совершенные в одном государстве гражданские сделки и произнесенные приговоры имеют известную юридическую силу и в пределах иностранных государств. И т. д., и т. д. Далее, международное право распространяет действие внутригосударственного за пределы соответствующих государств. Так, главный разряд правил международного гражданского права посвящен вопросу о так называемых столкновениях законов разных государств. При этом правила этого рода постановляют именно, когда законы известного государства должны применяться в пределах других государств. Оно, далее, дополняет порядок, существующей на земле, новыми началами, упорядочивая отношения, вовсе неизвестные жизни национальной, возникающие ввиду того, что международные отношения являются ее дальнейшим развитием. Это те случаи, когда международное право касается вопросов, вовсе неизвестных праву внутригосударственному. Это главный разряд начал и установлений международного права. Наконец, оно заменяет внутреннее право государств именно в тех случаях, когда, по каким-либо обстоятельствам внутригосударственное право оказывается несостоятельным. Так, случалось даже, что ввиду анархического состояния известной страны через международный договор устанавливалась в ней верховная власть. На наших глазах на разные полуобразованные государства была наложена международно-правовая обязанность уничтожить в их пределах рабство. Во всех подобных случаях право народов выступает потому, что национальное право оказывается бессильным выполнить лежащие на нем обязанности. Согласно этому своему отношению к праву внутригосударственному, международное право или выставляет совершенно новые начала, такие, которых мы напрасно искали бы в праве отдельных государств, или только обобщает начала разных законодательств, устанавливая правила, подобных которым немало и в праве отдельных стран, или, наконец, прямо переносит начала и установления права внутригосударственного в право международное. Как это с первого взгляда ни странно, случаи подобного рода довольно часты. Во всех своих отделах международное право находится под влиянием со стороны права национального как более развитой юридической системы. На международные отношения, которые требовали бы особого определения со стороны международного права, постоянно просто распространяют действие того или другого национально-правового начала. Более часты, однако, случаи не простого переноса начал внутреннего права государств на международные отношения, но обобщения начал, принятых разными законодательствами, в правилах международного договора и обычая. Таким образом, международное право пользуется началами внутреннего гражданского права государств для защиты международных гражданских интересов или началами административного права государств для преследования международных административных целей. Международное право состоит из правил, обязательность которых государства добровольно признают для себя. Понятно, что постановления этого права и постановления права внутригосударственного должны находиться в согласии между собою. Внутригосударственное право не может противоречить международному. Если же подобные противоречия возникнут по какой-либо причине - государство обязано не только нравственно, но и юридически согласовать свои внутренние порядки с принятыми им на себя обязательствами. Международное право должно быть выполняемо. Находится или не находится с ним в согласии внутреннее право страны, с международно-правовой точки это не имеет значения. Если находится, оно должно быть изменено. Это юридически обязательно для государства, но фактически международное право влияет при этом не только на так называемое внешнее государственное право, но и вообще на внутренние порядки страны, заставляя государства принимать в свои законы новые начала, например относительно своих подданных, подобные тем, которые они обязались признавать в международных отношениях, например относительно иностранцев. Этого рода изменения для государств уже с точки зрения международного права необязательны. Поэтому-то и оказывается, что законы государств могут не только объяснять нам содержание договоров и, вообще, международного права, но и знакомить нас с началами и установлениями этого последнего. Мы знаем уже, что памятниками международного права являются также сборники законов и распоряжений государств, особенно по вопросам внешних сношений этих последних. Ввиду всего этого становится понятным, почему международное право сложилось в стройную и широкую систему начал только после того, как упорядочились внутригосударственные отношения, а наука международного права возникла только в XVII в., т. е. гораздо позже науки внутригосударственного права. Понятно и то, почему международное право должно изучаться по возможности после ознакомления со всеми остальными юридическими науками.

Список литературы

Казанский П. Е. Введение в курс международного права. Одесса, 1901. Мартенс Ф. Ф. Современное международное право цивилизованных народов. СПб., 1895. Т. 1.

References

Kazanskij P. E. Vvedenie v kurs mezhdunarodnogo prava. Odessa, 1901. Martens F. F. Sovremennoe mezhdunarodnoe pravo civilizovannyx narodov. SPb., 1895. T. 1.

------------------------------------------------------------------

Название документа