Опыт РМАТ по созданию международных программ двойного диплома на примере совместной лицензионной программы «ВАТЕЛЬ-РМАТ»

(Рябов А. К.)

(«Туризм: право и экономика», 2012, N 4)

Текст документа

ОПЫТ РМАТ ПО СОЗДАНИЮ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПРОГРАММ ДВОЙНОГО

ДИПЛОМА НА ПРИМЕРЕ СОВМЕСТНОЙ ЛИЦЕНЗИОННОЙ

ПРОГРАММЫ «ВАТЕЛЬ-РМАТ»

А. К. РЯБОВ

Рябов А. К., директор центра международных образовательных программ и проектов, заведующий кафедрой «ВАТЕЛЬ-РМАТ» Российской международной академии туризма.

Российская международная академия туризма (РМАТ) всегда уделяла большое внимание международному сотрудничеству и имеет в этой сфере большой позитивный опыт. На протяжении ряда последних лет Академия прочно занимает лидирующие позиции в сфере туристского образования как по количеству реализуемых международных программ и проектов, так и в целом по степени интеграции в европейское и мировое научное и образовательное пространство, международный рынок научно-образовательных услуг.

В стратегии своего развития РМАТ вопрос о роли международного сотрудничества всегда рассматривала в контексте процессов интернационализации образования, происходящих в современный период в международном образовательном сообществе, в частности в российском высшем профессиональном образовании.

Академия вела и продолжает последовательно вести работу, направленную на изучение и практическое использование лучших образцов зарубежного профессионального туристского образования, реально участвует в Болонском процессе.

Таким образом, РМАТ решает следующие задачи: продвижение вуза в международном образовательном пространстве; повышение уровня квалификации профессорско-преподавательского состава; повышение качества образовательных программ на основе партнерства с лучшими зарубежными профильными вузами; повышение качества исследований на основе интеграции науки и образования в партнерстве этими вузами и зарубежными исследовательскими центрами; увеличение дохода за счет реализации международных программ, в том числе программ дополнительного образования.

Международное сотрудничество с зарубежными вузами РМАТ развивает в различных формах — от простого приглашения ведущих зарубежных специалистов для чтения лекций до создания мощных консорциумов для разработки совместных программ или проведения научно-исследовательских работ.

Особое внимание Академия всегда уделяла программам двойных дипломов. Именно программы двойных дипломов стали одним из самых серьезных инструментов Болонского процесса. В них проявились и кредиты, и взаимное признание вузов, и академическая мобильность студентов и преподавателей. Эту задачу с точки зрения организационной и правовой Академия решала путем реализации различных проектов, важное место среди которых занимают аккредитованные или валидированные программы, а также лицензионные (франчайзинговые) программы.

Болонский процесс, целью которого является создание единого общеевропейского образовательного пространства, призван уравнять в правах дипломы всех учебных заведений Европы. Технически это будет достигнуто путем реализации различных проектов, важное место среди которых занимают аккредитованные и валидированные программы, франчайзинговые программы и программы так называемых двойных или совместных дипломов.

Суть аккредитованных и валидированных программ заключается в признании одним вузом эквивалентности программ другого вуза с возможной выдачей собственного диплома выпускникам вуза-партнера. Лицензионные (франчайзинговые) программы подразумевают не только передачу права реализации своей образовательной программы стороннему вузу при сохранении за собой прав на осуществление контроля качества подготовки, но и права на использование торгового знака и ряда других преимуществ, имеющихся у владельца лицензии: возможность использования дополнительных площадок для организации учебно-производственных практик, возможность участия во внутрисетевых студенческих инновационных конкурсах, лучшее трудоустройство выпускников в рамках корпоративных договоров с работодателями. Программы двойных или совместных дипломов требуют от всех участников процесса согласования учебных планов и программ, близких методов обучения, одинаковых оценок знаний студентов, взаимного признания результатов обучения, наличия общих структур управления программой и выдачи совместного диплома.

Еще в 2002 — 2003 годах РМАТ, полностью осознавая всю сложность ситуации с подготовкой менеджеров для работы в гостиничной индустрии, начала поиски зарубежного партнера для разработки и реализации совместной программы двойного диплома. В мире есть несколько признанных мировых центров, которые «куют» кадры для гостиниц и отелей не один десяток лет. Самыми авторитетными в сфере гостиничного бизнеса учебными заведениями, где образование уже давно является эталонным, считаются французские и швейцарские школы.

РМАТ выбрала французский Институт Ватель — лучшую в Европе высшую школу управления гостиничным и туристским бизнесом, удостоенную в 2003 году Всемирной награды гостеприимства в категории «Лучшая обучающая программа». По результатам опроса Ifop, проведенного в сентябре 2007 года среди руководителей 152 гостиниц, популярность Института Ватель превзошла рейтинг лучших швейцарских школ.

По состоянию на начало 2012 года в мире действуют 29 Школ Ватель: Франция: 4 института в городах Париж, Лион, Бордо, Ним; Испания: в г. Мадрид; Бельгия: в г. Брюссель; Швейцария: в г. Мартиньи; Россия: 2 института в городах Москва, Казань; Аргентина: 2 института в городах Буэнос-Айрес, Сальта; Парагвай: в г. Асунсьон; Мексика: в 5 городах — Мехико, Чиапас, Керетаро, Тлаленпантла, Толука; Канада: в г. Монреаль; США: в г. Лос-Анджелес; Израиль: Тель-Авив; Маврикий: в г. Маврикий; Марокко: в г. Марракеш; Тунис: в г. Тунис; Сингапур: в г. Сингапур; Саудовская Аравия: в г. Дахран; Филиппины: в г. Манила; Таиланд: в г. Бангкок; Вьетнам: в г. Хошимин.

Группа Ватель готова была устанавливать сотрудничество в соответствии с имеющейся практикой в форме франчайзингового соглашения. Однако действующее российское законодательство не предусматривает франчайзинговых отношений между некоммерческими структурами. Для решения этой проблемы было разработано специальное лицензионное соглашение, позволившее с полным соблюдением законодательства осуществить все необходимые процедуры. Таким образом, РМАТ стала первопроходцем в области приобретения зарубежной учебной программы, которая должна была реализовываться на территории РФ и предусматривала выдачу иностранного диплома.

Академия сумела решить сложные административно-правовые вопросы, был подготовлен, подписан и надлежащим образом зарегистрирован в Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам РФ соответствующий лицензионный договор, по которому РМАТ получила от Группы Ватель права на использование учебных программ и методик, торгового знака и выдачу диплома Института Ватель. Таким образом, студенты, успешно закончившие обучение, получают два диплома: российский диплом РМАТ государственного образца и французский диплом Института Ватель «Bachelor degree». Этот диплом сертифицирован французским государством: Уровень II. Менеджер международного гостиничного хозяйства (Manager en Hotellerie Internationale/Bachelor’s degree in International Hotel Management).

Одним из обязательных условий успешной реализации учебного процесса по «формуле Института Ватель» является наличие у вуза тренинговой гостиницы. При этом под понятием тренинговой гостиницы подразумеваются не 2 — 3 специально оборудованные гостиничные комнаты, а полноценная гостиница, реально работающая с приезжающими гостями. РМАТ оказалась практически единственным учебным заведением, обладающим этой возможностью, — Академия имела долгосрочное партнерское соглашение, позволяющее ей полноценно использовать в качестве тренинговой гостиницы ГТК «Измайлово». Несколько позднее, в 2009 году, вторым тренинговым отелем для этой программы стала пятизвездочная гостиница «Swissotel Красные Холмы».

1. Практики и стажировки.

В основе педагогической концепции программы «ВАТЕЛЬ-РМАТ» лежит соблюдение баланса между теоретическим обучением и развитием профессиональных навыков и умений. Практика и стажировки дают студентам возможность овладеть профессиональной культурой, применить на практике теоретические знания, проявлять инициативу и работать в команде. За эти недели настоящей работы студенты приобретают бесценный профессиональный опыт, в деле шлифуют полученные знания, что позволяет чувствовать себя комфортно на любом рынке труда. Студенты 2 и 3 курсов по специально разработанному расписанию еще во время теоретических семестров проходят практическое обучение на базе сетевых гостиниц: «Хайят», «Марриот», «Холидей-Инн», «Коринтия Невский Палас», «Новотель», «Хилтон». После недельной практики, которая проводится раз в месяц, преподаватели на семинарских занятиях обязаны вместе со студентами проанализировать полученный опыт, сравнить его с рекомендациями учебников. Особое внимание должно уделяться новшествам, внедряемым в реальном бизнесе.

В обязательном порядке студенты после 2, 3 и 4 курсов проводят длительные стажировки. После 2-ого курса они могут выбирать место проведения стажировки, она может проходить или в России, или во Франции.

В России длительная стажировка проходит не только в Москве, но и Санкт-Петербурге, Сочи, Геленджике. Как правило, это те же гостиницы, где студенты в течение учебного года были на практике, то есть гостиницы высших категорий, представляющие ведущие международные бренды.

После 3 курса длительная (3 — 4 месяца) стажировка проходит обязательно за рубежом.

Во Франции в гостиницах: «Martinez» (5 звезд) г. Канны; «Pullman» (4 звезды); «Magestic» (4 звезды); «Splendide» (4 звезды) г. Ницца; «Gunod» (3 звезды); «Massena» (4 звезды); «Domaine de l’Albatros»; «Cloitre Saint-Louis» г. Авиньон; «La Verniaz» г. Эвиан. На горнолыжных курортах это: «Kilimandjaro» (5 звезд), Куршавель; «Annapourna» (5 звезд); «Le Morgane» (4 звезды) Шамони. В Греции в гостиницах: «Danai» (5 звезд); «Grecotel» (5 звезд); на острове Маврикий в гостинице «Four Seasons» (5 звезд); на Сейшельских островах в гостинице «Maia» (5 звезд); в Китае в гостиницах: «Pullman» (5 звезд), «Ritz Carlton» (5 звезд), остров Санья; в Индии (Гоа): в гостиницах сети «Vivanta by Taj».

Особое внимание в рамках этой международной программы было уделено преподаванию иностранных языков. Студенты вне зависимости от стартового уровня их знаний по тому и другому языку должны были к началу третьего курса выучить язык в объеме, необходимом для освоения материалов лекций и семинарских занятий на английском и французском языках. Используя все возможности, предоставленные учебным планом, в том числе факультативы, удалось существенно увеличить общее количество часов преподавания иностранных языков.

Программа была составлена с учетом требований и пожеланий французской стороны. Она отражает современные тенденции к обучению практическому владению иностранными языками в повседневном общении и в профессиональной сфере.

Основой построения программы является разделение курса на два направления — «общий язык» и «язык для специальных целей», каждому из которых отводится по 50% учебного времени на всех этапах обучения. Они различаются между собой тематикой и лексическим составом учебных текстов, приоритетом того или иного вида речевой деятельности, развитием навыков, необходимых для освоения соответствующего регистра речи. Оба направления связаны между собой в учебном процессе наличием общих грамматических тем и необходимостью овладения сходными синтаксическими явлениями и базовыми речевыми навыками.

Преподаватели иностранных языков тесно сотрудничают с преподавателями из Франции, обсуждают программу занятий и методические особенности преподавания французского и английского языков студентам Ватель. Занятия с носителями языка проходят как в форме лекций, так и в форме дискуссий, ролевых игр, что способствует лучшему усвоению иностранного языка.

2. Качество обучения и инновации.

Большое внимание в рамках программы уделяется обеспечению качества преподавания и в целом реализации учебного процесса.

Преподавателей, которые работают со студентами по этой программе, можно условно разделить на 3 группы: это преподаватели РМАТ, владеющие иностранными языками и прошедшие сертификацию Института Ватель; иностранные преподаватели, приглашаемые как из других институтов Ватель, так и из других учебных заведений; преподаватели-практики, работающие руководителями гостиниц и ресторанов как в России, так и за рубежом.

В течение учебного года ведущие специалисты из России и Франции проводят для студентов программы «ВАТЕЛЬ-РМАТ» различные мастер-классы. Примеры тем: «Современная французская кухня», «Как проводить дегустацию. Представление вина клиенту. Как увеличить продажи вина в ресторане», «Современные тенденции кондитерского искусства Франции». Регулярно проводятся мастер-классы на тему «Способы разрешения конфликтных ситуаций в гостинице и ресторане».

С целью обеспечения постоянного контроля за качеством обучения один раз каждые два года Группа Ватель проводит аудит качества. Аудитор в течение недели присутствует на занятиях по его выбору, беседует с преподавателями и студентами, посещает места практик и стажировок. Особое внимание уделяется уровню освоения студентами иностранных языков. Программа «ВАТЕЛЬ-РМАТ» уже трижды проходила такой аудит качества. Все три раза по завершении проверки выносилось положительное заключение.

Ежегодно Группа Ватель проводит международные конференции, в которых принимают участие директора Институтов Ватель и из всех 20 стран. В течение 4 дней проходит обмен опытом, обсуждение новых учебных пособий, методик и учебных курсов, координация совместных мероприятий. В работе этих конференций могут принимать участие и преподаватели.

Научно-исследовательская работа в Институте Ватель проводятся в рамках специально созданного с этой целью Центра «Cirvath». Раз в год Центр собирает ученых и публикует результаты проведенных исследований.

В 2009 году принято решение раз в два года проводить международные студенческие инновационные конкурсы.

Темой первого конкурса стала «Концепция гостиницы 2020 года». Его целью было дать студентам из разных стран мира возможность с помощью преподавателей придумать и создать уникальный план гостиничного предприятия, каким оно должно быть в ближайшие десятилетия: гостиничное предприятие с долгосрочным экономическим развитием, отвечающее требованиям хорошо информированных и надежных клиентов.

Темой второго конкурса в 2011 году стала «Концепция развития устойчивого туризма на примере гостинично-курортного комплекса».

Проекты должны отвечать современным требованиям, основываться на стремлении объединить экономическое и социальное развитие с охраной окружающей среды, дать возможность представителям будущих поколений высказать свое собственное мнение. Основанный на ответственности современных поколений и доверии к будущим поколениям проект дает нам возможность воспользоваться нашим воображением, чтобы создать новое «искусство жить», где гармонично уживаются экологический фактор, удовольствие и этика. Каждая команда обсуждает и защищает свой проект перед международным жюри.

Критерии для определения победителей:

Общая оценка проекта

Креативность и инновационный характер проекта.

Эстетическая оценка объекта в целом.

Гармония проекта.

Целесообразность проекта с учетом анализа рынка.

Дизайнерское оформление.

Экономичность проекта.

Проектное исполнение

Дизайнерское исполнение с учетом финансовых расходов.

Дизайнерское исполнение, учитывающее коммерческую составляющую.

Дизайнерское исполнение, учитывающее целевую клиентуру.

Субъективная и объективная ценность проекта

Личная оценка проекта.

Возможность реализации проекта в будущем.

Оба раза финалы проходили во Франции во время проведения международной конференции Ватель. Оба раза команда Московского института Ватель стала лауреатом.

Одной из интересных инноваций сети Ватель стала программа «Марко Поло». Эта программа предусматривает возможность для любого студента Института Ватель, в какой бы стране он не обучался, проучиться один год в другом Институте Ватель по его выбору. При этом в полном соответствии с Болонскими соглашениями этот год засчитывается его основным институтом и он не должен его дублировать. В 2011 году один из студентов год обучается в канадском институте Ватель, а еще один — в парижском. В 2012 году предполагается направить для обучения за рубежом еще двух студентов.

3. Год 2012: итоги и перспективы.

В 2012 году состоялась уже третья защита российского и французского дипломов. Абсолютное большинство выпускников защитили российские работы на «отлично». Объектами дипломных исследований у всех выпускников стали гостиницы, рестораны или туристские офисы, где они работали на стажировках.

Выпускная квалификационная работа, необходимая для получения французского диплома Ватель, в обязательном порядке защищается на английском или французском языках перед комиссией, состоящей из иностранных преподавателей и иностранцев — руководителей предприятий гостеприимства. Возглавляет комиссию, как правило, ведущий эксперт Института Ватель. Научными консультантами также в обязательном порядке должны быть иностранные руководители служб гостиниц и ресторанов, где студенты провели одну из длительных стажировок и на базе которых были проведены дипломные исследования.

Результаты 2012 года превзошли все ожидания: средний балл по всему выпуску — 16 из 20, что по европейским меркам является очень хорошей оценкой. Над материалом дипломных работ студенты трудились не один семестр. Хорошие теоретические знания, опыт и конкретные данные, накопленные в ходе практик и во время длительных стажировок, позволили им доказать свою профессиональную подготовленность, умение анализировать полученную информацию, делать правильные выводы и интересные предложения, ориентироваться на рынке гостеприимства.

Успех программы способствовал тому, что ряд филиалов РМАТ заявили о своем желании открыть аналогичную программу у себя. В 2009 году программа «ВАТЕЛЬ-РМАТ» была открыта на базе Казанского филиала РМАТ, готовится ее открытие в Уральском филиале РМАТ.

В ноябре 2010 года Институт Ватель занимает призовые места по двум из трех номинаций Всемирного конкурса гостиничной индустрии: за «Лучшее карьерное продвижение выпускника» и за «Лучшую инновационную педагогическую программу».

Проект сотрудничества РМАТ с Институтом Ватель является уникальным не только с точки зрения отсутствия аналогичных образовательных проектов во франко-российской практике, но в большей степени в связи с его эффективностью для формирования нового поколения российских преподавателей, исследователей и высококвалифицированных специалистов, которые подготовили и выпустили за эти годы целый ряд учебных пособий и курсов.

Благодаря этой программе еще более повысилась конкурентоспособность выпускников РМАТ: они хорошо знают два языка, могут работать в различных предприятиях гостеприимства во многих странах, продолжать свое обучение в магистратуре как на международных магистерских программах РМАТ, так и в западных университетах.

Работают: в гостиницах, принадлежащих международным сетям, — 49%; за рубежом — 30%; работают не по специальности — 4% (Россия); продолжают обучение в магистратуре за рубежом или в международной магистратуре РМАТ — 14%.

Программы двойного диплома (ПДД) — это точка роста для учебного заведения. Такая программа трансформирует всю его деятельность — и с точки зрения инфраструктуры, и с точки зрения библиотеки, и с точки зрения нормативного обеспечения. ПДД способствует повышению квалификации ППС и административного аппарата. Это модернизация процессов организации учебно-исследовательской работы, новые механизмы структуры управления университетом.

——————————————————————

Название документа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *