Пробелы в механизме реализации субъективных прав матери и ребенка в отдаленных регионах (на примере Сахалинской области)

(Бреднева В. С.) («Социальное и пенсионное право», 2013, N 1) Текст документа

ПРОБЕЛЫ В МЕХАНИЗМЕ РЕАЛИЗАЦИИ СУБЪЕКТИВНЫХ ПРАВ МАТЕРИ И РЕБЕНКА В ОТДАЛЕННЫХ РЕГИОНАХ (НА ПРИМЕРЕ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ)

В. С. БРЕДНЕВА

Бреднева Валентина Сергеевна, исполняющая обязанности заведующего кафедрой теории права и государственно-правовых дисциплин Юридического института Сахалинского государственного университета, кандидат юридических наук.

Статья посвящена пробелам в механизме реализации прав матери и ребенка, которые необходимо анализировать с учетом региональных особенностей, разрабатывая способы их оперативного решения. В основе этого заключения лежит понимание возможности осуществления прав человека как необходимое условие для построения гражданского общества и правового государства.

Ключевые слова: права ребенка, права женщин, отдаленный регион, юридическая деятельность, право, правовая культура, правоприменительная деятельность.

Lacunas in the Mechanisms of Realization of Subjective Rights of Mother and Child in Far Regions (as Exemplified by the Sakhalin Region) V. S. Bredneva

In the mechanism of realization of the rights of the mother and of the child there are some gaps that need to be analysed in view of regional features, to develop ways of their effective solution. The real possibility of the exercise of human rights is a necessary condition for building a civil society and a legal state.

Key words: the rights of the child, women’s rights, a remote region, legal activities, law, legal culture, law-enforcement activities.

В современный период права человека и гражданина — это одна из наиболее обсуждаемых в научной и публицистической литературе тем. Вторая глава Конституции Российской Федерации закрепляет огромный перечень прав и свобод человека и гражданина <1>. На территории страны действует немало правозащитных организаций. При этом самым проблемным аспектом остается процесс реализации и пользования предоставленными государством правами. ——————————— <1> Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Российская газета. 2009. 21 января. N 7.

Например, закон предусматривает право на получение дошкольного образования. Дошкольное образование не только крайне важно для социализации подрастающего поколения, но и дает возможность женщинам реализовать свое право на труд, иметь стабильный источник заработка. Статьей 43 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на образование, при этом общедоступность образования гарантируется государством. В соответствии с п. 3 ст. 9 Закона Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 N 3266-1 дошкольное образование является одним из видов общеобразовательных программ <2>. ——————————— <2> Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» (в ред. Федерального закона от 10 июля 2012 г. N 111-ФЗ) // Российская газета. 1996. 23 января. N 13. URL: http://www. pravo. gov. ru (дата обращения: 12.07.2012).

Пунктом 3 ст. 18 этого же Закона предусмотрено, что для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений. Предоставить место в детском дошкольном учреждении — полномочия и обязанность муниципальных органов (ст. 31 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании», ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») (ред. от 20.03.2011) <3>. ——————————— <3> Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 10.07.2012 N 110-ФЗ) // Российская газета. 2003. 8 октября. N 202. URL: http://www. pravo. gov. ru (дата обращения: 12.07.2012).

Закрепляя право на образование и в качестве одного из его элементов — право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, Конституция Российской Федерации непосредственно определяет и систему гарантирования этого права. Она предполагает в том числе, что государство и муниципальные образования — исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства — обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть. Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (принята Генеральной конференцией ЮНЕСКО 14 декабря 1960 г.) <4> и ст. 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах <5> доступность образования определяют как равные для всех права и возможности его получения, что предполагает не только экономическую доступность (в частности, установление бесплатного начального образования), но и физическую доступность, под которой названные акты понимают безопасную физическую досягаемость образования посредством посещения учебного заведения. ——————————— <4> Указ Президиума ВС СССР от 02.07.1962 N 254-VI «О ратификации Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования» // Ведомости ВС СССР. 1962. 6 июля. N 27. Ст. 291; Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (заключена в г. Париже 14.12.1960) // Ведомости ВС СССР. 1962. 2 ноября. N 44. Ст. 452. <5> Международный пакт от 16 декабря 1966 г. «Об экономических, социальных и культурных правах» // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 1994. N 12.

Гарантии общедоступности образования закреплены на государственном уровне, например, в Конституции Российской Федерации, в п. 3 ст. 5, п. 2.1 и п. 21 ст. 28, подп. 3 п. 1 ст. 28.1, подп. 6.1 и 6.2 п. 1 ст. 29, подп. 2 п. 1 ст. 31 Закона Российской Федерации «Об образовании». Кроме того, п. п. 1, 2 ст. 4, ст. 5, п. 1 ст. 7 Закона РФ от 24.07.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» предусмотрено, что осуществление прав детей является целями политики государства и органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также должностные лица указанных органов в соответствии со своей компетенцией содействуют ребенку в реализации и защите его прав и законных интересов <6>. ——————————— <6> Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // Российская газета. 1998. 5 августа. N 147; в ред. Федерального закона от 21 июля 2011 г. N 252-ФЗ // Российская газета. 2011. 26 июля. N 161.

Статьей 4 Закона Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» установлена ответственность должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка. Согласно Федеральному закону от 19.05.1995 N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» пособие по уходу за ребенком предоставляется только до достижения ребенком возраста 1,5 года <7>. ——————————— <7> Федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» // Российская газета. 1995. 24 мая. N 99; в ред. Федерального закона от 28.07.2012 N 133-ФЗ // Российская газета. 2012. 30 июля. N 172.

В связи с чем реализовать право ребенка на бесплатное доступное дошкольное образование и, как следствие, реализовать право женщины на труд является для семьи жизненно необходимым, т. к. только в этом случае женщина будет иметь источник для обеспечения ребенка. Фактически дефицит мест в дошкольных учреждениях лишает семью материального дохода из-за невозможности матери реализовать свое право на труд. Такая ситуация наносит семье и моральный вред, выражающийся в следующем: 1) женщина вынуждена доказывать очевидное право своего ребенка на гарантированное ему государством общедоступное бесплатное дошкольное образование, что заставляет чувствовать досаду и разочарование в регулятивном потенциале права; 2) непредоставление ребенку места в ДОУ лишает женщину возможности реализовать свое право на труд и сохранить стабильным финансовое положение — женщина вынуждена существовать на помощи родственников, что причиняет нравственные страдания, ущемляет личное достоинство; 3) непредоставление ребенку путевки в детский сад заставляет семью постоянно находиться в стрессовой ситуации, переживая за будущее и опасаться последствий отсутствия образовательного процесса у ребенка; 4) ребенок лишен возможности получать дошкольное образование. Несмотря на значительное количество нормативно-правовых актов, закрепляющих право на дошкольное образование, фактически на Сахалине детские сады посещают только 54% дошкольников <8>. Нельзя сказать, что ситуация совсем не решается, определенные меры принимаются. ——————————— <8> На Сахалине детские сады посещают только 54% дошкольников // Электронное периодическое издание: Sakhalin. info (Сахалин. инфо). URL: http://www. sakhalin. info/ search/69588/?text=%D0%B4%D0%B5%D1%82%D1 %81%D0%BA%D0%B8%D0%B5+ %D1%81%D0%B0%D0%B4%D1%8B&x;= 14&y;=11&search;= search (дата обращения: 11.07.2011).

По словам Евгения Сафонова, недавним своим Указом Президент России потребовал к 1 января 2016 г. полностью ликвидировать очередь для дошкольников старше 3 лет. Как сказал Министр, в нашей области эта задача будет, безусловно, выполнена <9>. ——————————— <9> Очередность в детские сады на Сахалине теперь определяет компьютерная программа // Электронное периодическое издание: Sakhalin. info (Сахалин. инфо). URL: http://www. sakhalin. info/ search/77412/?text=%D0%B4%D0%B5%D1%82%D 1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5+ %D1%81%D0%B0%D0%B4%D1%8B& search=search&b;= %D0%9F%D0%BE%D0%B8%D1%81%D0%BA&search;_dd= &search;_mm=&search;_yyyy= &search;_type=&search;_part= &search;_rubric= &search;_theme=&search;_place.

В связи с нехваткой мест в детских садах Сахалинская областная дума выступила с инициативой разработать и принять на региональном уровне закон о выплате компенсации родителям, дети которых стоят в очереди на предоставление путевки, но не могут ее получить, в том объеме, в каком обходится содержание ребенка муниципальным учреждениям. В настоящее время депутаты готовят данный законопроект. Кроме того, для развития в Южно-Сахалинске так называемых семейных детских садов (когда родители, имеющие ребенка дошкольного возраста, не попавшего в детский сад, присматривают за чужими детьми) рассматривается возможность брать таких присматривающих мам в штат детского сада как воспитателя и выплачивать зарплату. По словам начальника департамента образования Южно-Сахалинска Игоря Тарасенко, к 2015 г. администрация областного центра благодаря реализации долгосрочной целевой программы «Обеспечение доступности дошкольного образования на 2011 — 2015 годы» планирует выйти на 85-процентную обеспеченность всего детского населения местами в дошкольных учреждениях. В соответствии с программой работа по увеличению количества мест в дошкольных учреждениях ведется сразу по трем направлениям. Первое — это реконструкция детских садов с целью организации на их базе дополнительных мест, увеличение количества уже существующих групп. Второе — возврат образовательных учреждений, которые ранее находились в системе образования, а в девяностые годы были переданы другим организациям. И третье направление — строительство детских садов. В этом году в Южно-Сахалинске запланировано начало строительства трех дошкольных учреждений, из них два будут сданы уже в декабре текущего года, третий откроется в начале 2013 г. Всего за 4 года планируется построить 10 детских садов <10>. ——————————— <10> В Южно-Сахалинске распределяют путевки в детские сады // Электронное периодическое издание: Sakhalin. info (Сахалин. инфо). URL: http://www. sakhalin. info/ search/75382/?text= %D0%B4%D0%B5%D1%82%D1%81% D0%BA%D0%B8%D0%B5+ %D1%81%D0%B0%D0%B4%D1%8B&search;= search&b;=%D0%9F%D0%BE% D0%B8%D1%81%D0%BA&search;_ dd=&search;_mm=&search;_ yyyy=&search;_type= &search;_part=&search;_ rubric=&search;_theme= &search;_place (дата обращения: 03.05.2012).

В то же время проблемой и пробелом в реализации является осуществление права на дошкольное образование в переходный период, пока новые детские сады не построены и пока не приняты новые законы о выплате компенсации. И пока значительный процент детей не могут получать дошкольное образование, а женщины иметь заработок для содержания ребенка. Еще более сложная ситуация, если ребенок имеет особенности в состоянии здоровья. В отдаленных регионах перечень специализированных учреждений образования крайне ограничен. Ограничены возможности для узкоспециализированного, высокотехнологичного лечения и реабилитации. Крайне мало возможностей для проведения досуга и организации полноценной жизни таких детей. Общество слабо готово к интеграции и принятию людей с ограниченными возможностями, которым сложнее найти работу, получить образование и создать семью. В период глобализации, информационной насыщенности становится очевидным то, что реализация многих прав матери и ребенка в отдаленных российских регионах далека от международных стандартов. Крайне ограничен рынок по предоставлению услуг нянь, гувернанток, сиделок, горничных, специализированных педагогов, пользование подобными услугами недоступно большинству среднестатистических семей. В то же время в семьях, где растет ребенок с серьезными проблемами в здоровье, такая помощь не роскошь, а необходимость. Мать и дитя не защищены во многих ситуациях. Современные строящиеся здания в отдаленных регионах (в частности, в Сахалинской области) только частично предусмотрены для передвижения маломобильных социальных групп населения. Незначительное количество общественных зданий оборудовано лифтами, эскалаторы не предусматривают возможности перемещения родителей с колясками. Многие уже построенные жилые дома не рассчитаны на спуск и подъем колясок, в связи с чем элементарная прогулка с маленьким ребенком, т. е. реализация права на отдых, перемещение, превращается в проблему. Существующая транспортная система практически не предусматривает возможности перемещения с колясками: автобусы большой вместимости в часы пик заполнены настолько, что разместить средство транспортировки ребенка крайне затруднительно. Автобусы малой вместимости (маршрутки) в принципе не рассчитаны для перевозки колясок. Действующие службы такси в Сахалинской области чаще всего не имеют детских автокресел и также не рассчитаны для перевозки детей. Таким образом, в механизме реализации прав матери и ребенка существуют определенные пробелы, которые необходимо не просто анализировать, но и разрабатывать способы их оперативного решения. Реальная возможность осуществления прав человека — необходимое условие для построения гражданского общества и правового государства.

——————————————————————

Название документа