Перспективы академической подготовки судебных экспертов в России

(Хрусталев В. Н.) («Эксперт-криминалист», 2013, N 1)

ПЕРСПЕКТИВЫ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СУДЕБНЫХ ЭКСПЕРТОВ В РОССИИ <*>

В. Н. ХРУСТАЛЕВ

——————————— <*> Khrustalev V. N. Perspectives of academic training of judicial experts in Russia.

Хрусталев Виталий Николаевич, заведующий кафедрой уголовного процесса, криминалистики и судебных экспертиз, профессор Национального исследовательского Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского, доктор юридических наук.

В статье рассматриваются перспективы модернизации высшего профессионального образования в России, в том числе за счет совершенствования подготовки судебных экспертов.

Ключевые слова: судебная экспертиза, высшее образование, экспертно-криминалистическая специализация, учебно-методическое объединение, специальность «Судебная экспертиза».

The article considers perspectives of modernization of the higher professional education in Russia including at the account of improvement of training of judicial experts.

Key words: forensic enquiry, higher education, expert-criminalistic specialization, educational-methods association, profession «Forensic Enquiry».

Экспертов-криминалистов с высшим образованием для экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел в специализированных образовательных учреждениях Министерства внутренних дел в нашей стране начали готовить около полувека назад в рамках специальности «Юриспруденция» с экспертно-криминалистической специализацией. С целью повышения качества подготовки экспертов Приказом Госкомвуза России от 5 марта 1994 г. N 180 была введена самостоятельная учебная специальность 022400 «Судебная экспертиза». Приказом от 10 марта 1995 г. N 92 на базе Саратовской высшей школы МВД России по данной специальности был создан Межвузовский учебно-методический совет (позднее преобразованный в учебно-методическое объединение, далее — УМО), рабочая группа которого разработала проект ГОС ВПО, предусматривающий подготовку экспертов-криминалистов за четыре года, предоставление выпускникам диплома о высшем профессиональном образовании, второго диплома о среднем юридическом образовании и свидетельства на право производства семи видов традиционных криминалистических экспертиз. Позднее в соответствии с Приказом Министерства образования России от 14 сентября 1999 г. N 286 был разработан ГОС ВПО по специальности 350600 «Судебная экспертиза» второго поколения с экспертно-криминалистической специализацией, предусматривающий пятилетний срок обучения, а также, как и ранее, предоставление выпускникам второго диплома о среднем юридическом образовании. Последние изменения в данный стандарт были внесены в феврале 2004 г. в соответствии с решением Президиума Совета УМО, при этом в рамках специальности «Судебная экспертиза» с квалификацией выпускника «Судебный эксперт» стали реализовываться четыре специализации: «Криминалистические экспертизы», «Экспертизы веществ, материалов и изделий», «Инженерно-технические экспертизы» и «Судебно-экономические экспертизы». За годы существования специальности «Судебная экспертиза» в рамках стандартов первого и второго поколения академическая система подготовки судебных экспертов сделала значительный шаг вперед: выросло качество подготовки экспертов-криминалистов, появился первый опыт академической подготовки экспертов для производства экспертиз веществ, материалов и изделий, инженерно-технических и судебно-экономических экспертиз. В рамках модернизации высшего профессионального образования страны появилась возможность существенно усовершенствовать академическую систему подготовки экспертов. В соответствии с решениями Совета и Президиума УМО по образованию в области судебной экспертизы о необходимости сохранения непрерывной пятилетней подготовки экспертов-криминалистов для органов внутренних дел и введения уровневой подготовки (бакалавриат и магистратура) для иных специализаций нами был разработан проект ФГОС ВПО по образовательному направлению «Судебная экспертиза» с расчетом на три действующие специализации подготовки судебных экспертов, у которых естественнонаучная и техническая основы весьма важны. Данный проект на заседании Президиума УМО, прошедшем 26 — 27 июня 2007 г. в г. Санкт-Петербурге, был принят за основу. На заседании Совета УМО, прошедшем 17 — 19 октября 2007 г. в г. Саратове, концепция подготовки судебных экспертов на основе направления подготовки судебной экспертизы, включающего три уровня (бакалавр, магистр и специалист) была поддержана, а рабочей группе УМО было предложено доработать представленный проект с учетом замечаний, поступивших в ходе его последнего обсуждения. В проекте была предусмотрена подготовка выпускников к решению более узкого круга задач профессиональной деятельности, что соответствует потребностям практики. В рамках специализации «Инженерно-технические экспертизы» предлагалось ввести три профиля подготовки: «Автотехнические экспертизы», «Пожарно-технические экспертизы» и «Взрывотехнические экспертизы». При этом получение второй экспертной специальности, в случае такой необходимости, можно было предусмотреть на уровне магистратуры. В рамках специализации «Экспертизы веществ, материалов и изделий» подразумевалось ввести два профиля подготовки: КЭВМИ преимущественно неорганической природы и КЭВМИ преимущественно органической природы, в рамках каждого из которых имело смысл объединить исследование объектов, близких по применяемым методам. Причем на уровне бакалавриата предусматривалось изучение методик наиболее часто проводимых на практике экспертиз, а на уровне магистратуры — менее востребованных. Однако впоследствии рабочая группа УМО на заседании в феврале 2008 г., прошедшем в МосУ МВД России, проект стандарта по образовательному направлению «Судебная экспертиза» вообще не рассматривала и занималась доработкой только проекта ФГОС по специалитету, рассчитанному на традиционные криминалистические экспертизы. Возможность существенного улучшения академической системы подготовки экспертов была упущена. По-видимому, это было продиктовано тем, что идея перехода на уровневую подготовку экспертов не нашла поддержки у руководства Министерства внутренних дел России. На заседании Президиума УМО 2 октября 2008 г., прошедшем в СЮИ МВД России, проект ФГОС ВПО по специальности «Судебная экспертиза» с учетом отсутствия реальных перспектив открытия образовательного направления «Судебная экспертиза» был серьезно переработан. В гуманитарном, социальном и экономическом цикле, а также математическом и естественнонаучном цикле были минимизированы вариативные части с тем, чтобы в профессиональном цикле профильная (вариативная) часть оказалось максимальной. В результате проект ФГОС стал более гибким и тем самым был адаптирован к принципиальной возможности реализации в его рамках не только экспертно-криминалистической специализации, но и иных действующих специализаций. Приказом Минобрнауки Российской Федерации от 17 января 2011 г. N 40 ФГОС ВПО по специальности 031003 «Судебная экспертиза» третьего поколения был утвержден. В чем же наиболее существенные отличия вновь принятого стандарта от ГОС ВПО по данной специальности второго поколения? Во ФГОС квалификационный подход заменен компетентностным, внедрена система зачетных единиц. Наряду с ранее реализовавшимися четырьмя специализациями появилась пятая — «Речеведческие экспертизы». Наиболее узким местом вступившего в действие ФГОС ВПО является то, что в рамках одного стандарта надлежит готовить судебных экспертов по специализациям (по сути, разным экспертным специальностям) для производства разных не только родов, но и классов судебных экспертиз, имеющих различные научные основы, а посему требующих разной фундаментальной подготовки. Обеспечить в подобных условиях должное качество подготовки столь различных экспертов — задача трудноразрешимая. В решении этой проблемы должна сыграть свою роль Ассоциация образовательных учреждений «Судебная экспертиза», учрежденная ГОУ ВПО «Московская государственная юридическая академия имени О. Е. Кутафина» (в настоящее время — университет) и Некоммерческое партнерство «Палата судебных экспертов», а также Учебно-методическое объединение по образованию в области судебной экспертизы. Причем Ассоциация представляется наиболее удачной формой взаимодействия Палаты судебных экспертов с УМО. УМО по образованию в области судебной экспертизы в последние два года существования перед ликвидацией СЮИ МВД России, при котором оно было организовано, бездействовало. В настоящее время базовым вузом по «Судебной экспертизе» является Волгоградская академия МВД России — старейший экспертный вуз страны, а значит, на его базе УМО и целесообразно воссоздать. Минобрнауки России медлит с принятием решения, поскольку рабочей группой этого министерства подготовлен проект нового Типового положения об учебно-методическом объединении образовательных организаций профессионального образования, который предусматривает функционирование УМО не по отдельным образовательным направлениям или специальностям, а по группам направлений. Всего планируется создать 28 таких объединений, однако допускается существование в рамках одного объединения нескольких секций, каждая из которых будет иметь свой базовый вуз. «Судебная экспертиза», судя по всему, войдет в УМО по юридическому образованию, в котором по экспертной специальности необходимо создать самостоятельную секцию, базовым вузом по которой целесообразно определить именно ВА МВД России, которая располагает профильными научными школами, высококвалифицированными научно-педагогическими кадрами, современной учебно-методической и материально-технической базой. В секции по специальности «Судебная экспертиза» УМО целесообразно организовать подсекции по каждой из специализаций, предусмотренных ФГОС ВПО. Эти подсекции будут профессионально с учетом ярко выраженной специфики соответствующей специализации решать вопросы методического и материально-технического обеспечения реализации ФГОС ВПО и основной образовательной программы и выносить свои решения на утверждение секции. Совершенно справедливо основной задачей Ассоциации определено создание единого образовательного пространства в области судебной экспертизы на территории Российской Федерации на основе единых научно-методических подходов к производству различных родов и видов судебных экспертиз, к профессиональной подготовке, переподготовке и специализации экспертов. Эта глобальная задача должна решаться во взаимодействии секции УМО и Ассоциации, причем в настоящее время именно Ассоциация должна восполнить тот вакуум, который образовался после прекращения функционирования УМО. И еще одна проблема, которая может быть решена лишь во взаимодействии Ассоциации и секции УМО. Сама идеология перехода на уровневую подготовку и создания ФГОС ВПО предполагала активное вовлечение в этот процесс работодателей, сначала на этапе формирования набора компетенций, которыми должен владеть выпускник, а затем на этапе оценки качества подготовки специалистов. Именно представители работодателей, вошедшие в Ассоциацию, и секция УМО должны организовать работу по рецензированию рабочих программ учебных экспертных дисциплин с целью оценки практической направленности обучения, проверки уровня теоретической и практической подготовленности выпускников в рамках их выпускной аттестации, оценки качества подготовки молодых специалистов, отработавших в практических органах определенный период времени. Именно взаимодействие секции УМО по образованию в области судебной экспертизы и Ассоциации образовательных учреждений «Судебная экспертиза» позволит в непростых условиях существования учебной специальности «Судебная экспертиза» в рамках утвержденного ФГОС ВПО достичь приемлемого уровня академической подготовки судебных экспертов, который является обязательным условием обеспечения достоверности доказательств, получаемых экспертным путем.

——————————————————————