Новые правила продажи книжной и иной печатной продукции

(Дундукова Л. В.) («Торговое право», 2012, N 11) Текст документа

НОВЫЕ ПРАВИЛА ПРОДАЖИ КНИЖНОЙ И ИНОЙ ПЕЧАТНОЙ ПРОДУКЦИИ

Л. В. ДУНДУКОВА

Дундукова Л. В., эксперт Центра исследований в сфере экономики и права.

В статье рассматриваются рекомендации Минкомсвязи России по реализации Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», адресованные главным образом производителям и продавцам книжной и иной печатной продукции.

Ключевые слова: дети, торговля, продажа, ответственность, книжная и печатная продукция, знак информационной продукции.

Вступление в силу 01.09.2012 Федерального закона от 29.12.2010 N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» <1> потребовало разъяснений Минкомсвязи России. С учетом обсуждений, прошедших в Роспечати с участием представителей отраслевых общественных организаций, ведущих издательских домов, библиотечного сообщества, Министерство подготовило Рекомендации «По применению Федерального закона от 29.12.2012 N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» в отношении печатной (книжной) продукции. Утверждены они были заместителем Министра (письмо от 22.01.2013 N АВ-П17-531 <2>), однако, поскольку государственную регистрацию в Минюсте России не прошли, не должны рассматриваться как нормативный правовой акт. Их правовой статус — строго рекомендательный. ——————————— <1> СЗ РФ. 03.01.2011. N 1. Ст. 48; …; 30.07.2012. N 31. Ст. 4328. <2> СПС «КонсультантПлюс».

Как следует из преамбулы к Рекомендациям, они не применяются при распространении периодических печатных изданий. Что касается «непериодики», то книжным магазинам и книжным секциям универсальных магазинов, торговым объектам, на которых осуществляется продажа непериодической печатной продукции, содержание Рекомендаций окажется весьма интересным, особенно с точки зрения их или издателей дополнительных издержек на обеспечение положений Рекомендаций. Для товароведов и менеджеров, ответственных за закупку печатной продукции, Рекомендации также представляют интерес, поскольку развивают требования Федерального закона в части маркировки знаком информационной продукции.

Способы размещения знака

Как поясняется в Рекомендациях, знак информационной продукции и (или) текстовое предупреждение об ограничении распространения информационной продукции среди детей указываются на полосе издания, содержащей выходные сведения. Обозначение категории информационной продукции знаком информационной продукции и (или) текстовым предупреждением об ограничении распространения информационной продукции среди детей осуществляется с соблюдением требований Федерального закона ее производителем и (или) распространителем следующим образом: 1) применительно к категории информационной продукции для детей, не достигших возраста 6 лет, — в виде цифры «0» и знака «плюс»; 2) применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста 6 лет, — в виде цифры «6» и знака «плюс» и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания «для детей старше 6 лет»; 3) применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста 12 лет, — в виде цифры «12» и знака «плюс» и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания «для детей старше 12 лет»; 4) применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста 16 лет, — в виде цифры «16» и знака «плюс» и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания «для детей старше 16 лет»; 5) применительно к категории информационной продукции, запрещенной для детей, — в виде цифры «18» и знака «плюс» и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания «запрещено для детей». Знак информационной продукции по размеру не должен быть меньше шрифтов, используемых на полосе издания. Знак информационной продукции дополнительно может указываться на обложке издания. При соблюдении изложенных требований допускается указание слов «в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2010 N 436-ФЗ». В изданиях, выходящих на языках народов России (кроме русского) и иностранных языках, знак информационной продукции, размещаемый в виде текстового предупреждения, приводится на языке текста издания, а также в русской транскрипции и (или) переводе на русский язык, с указанием языка текста издания. В отношении информационной продукции, запрещенной для детей, знак информационной продукции в обязательном порядке размещается на первой стороне обложки издания. Размещаемый на обложке знак информационной продукции по размеру не должен быть меньше шрифтов, используемых на обложке; он должен быть хорошо виден и учитывать дизайн книжной обложки.

Условия маркировки

В соответствии с Федеральным законом знаком информационной продукции не маркируются: 1) издания, содержащие научную, научно-техническую, статистическую информацию (пункт 1 части 2 статьи 1 Федерального закона); 2) издания, имеющие значительную историческую, художественную или иную культурную ценность для общества (пункт 3 части 2 статьи 1 Федерального закона); 3) учебники, учебные пособия, рекомендуемые или допускаемые к использованию в образовательном процессе в соответствии с законодательством Российской Федерации в области образования (пункт 1 части 4 статьи 11 Федерального закона); 4) издания, содержащие нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающие правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления (пункт 2 части 2 статьи 1 Федерального закона, пункт 1 части 4 статьи 8 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» <1>); 5) издания, содержащие информацию о состоянии окружающей среды (пункт 2 части 2 статьи 1 Федерального закона, пункт 2 части 4 статьи 8 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»); 6) издания, содержащие информацию о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (пункт 2 части 2 статьи 1 Федерального закона, пункт 3 части 4 статьи 8 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»). Производители и (или) распространители самостоятельно определяют издания, не маркируемые знаком информационной продукции. При этом при определении изданий, указанных в подпунктах 1, 3 — 6 пункта, может быть использована Библиотечно-библиографическая классификация ББК (все разделы ББК 2 — 7, в разделе ББК 8 подразделы: 80, 81, 82, 85, 86, 87, 88, в разделе ББК 9: подраздел 91, в подразделе 92 — справочные издания, содержащие информацию, указанную в подпунктах 1, 3 — 6 пункта). Оборот информационной продукции, содержащей информацию, запрещенную для распространения среди детей в соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона, в местах, доступных для детей, не допускается без применения административных и организационных мер, технических и программно-аппаратных средств защиты детей от указанной информации.

Виды маркируемой продукции

К информации, запрещенной для распространения среди детей, при обороте которой должны применяться административные и организационные меры, технические и программно-аппаратные средства защиты детей, относится информация: а) побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству; б) способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством; в) обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом; г) отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи; д) оправдывающая противоправное поведение; е) содержащая нецензурную брань; ж) содержащая информацию порнографического характера.

Способы защиты

При обороте указанной в пунктах 1 — 7 информационной продукции производителем и (или) распространителем книжной продукции должны применяться следующие меры и средства защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию: 1) упаковка издания в прозрачную (непрозрачную) пленку. Упаковка издания в прозрачную пленку осуществляется в случае, если издание содержит иллюстрации, относящиеся к информации, запрещенной для детей. Упаковка издания в непрозрачную пленку осуществляется в случае, если такие иллюстрации размещены на обложке издания; 2) размещение в местах, доступных для детей, в которых осуществляется реализация книжной продукции, информационных сообщений о месте расположения знака информационной продукции. При реализации книжной продукции в местах, доступных для детей, распространители книжной продукции принимают меры по информированию потребителей о действии Федерального закона, месте расположения знака информационной продукции на издании, иных средствах защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, применяемых распространителем книжной продукции; 3) подтверждение пользователем сайта в сети Интернет своего возраста при распространении книжных изданий посредством сети Интернет. При распространении книжных изданий посредством сети Интернет должны предусматриваться меры, направленные на подтверждение пользователем сайта своего возраста, упреждающие возможность ознакомления и (или) получения информационной продукции, не соответствующей его возрастной категории. При обороте информационной продукции, указанной в пунктах «а» — «ж», производителем и (или) распространителем книжной продукции могут применяться также иные меры в целях обеспечения информационной безопасности детей. В заключительном положении Рекомендаций Минкомсвязь России внес ясность в вопрос об ответственности за распространение информационной продукции: учитывая, что ответственность за оборот печатной (книжной) продукции без знака информационной продукции или с нарушением положений о возрастных ограничениях возлагается как на производителя, так и на распространителя, в договорах между производителями и распространителями могут быть определены условия об ответственности производителя, включающие право распространителя требовать возмещения убытков, понесенных в результате нарушения Федерального закона.

Ответственность за нарушение

Данное пояснение неслучайно. Для обеспечения соблюдения установленных Федеральным законом запретов законодатель внес соответствующие изменения в Кодекс РФ об административных правонарушениях <1>. В соответствии с Федеральным законом от 21.07.2011 N 252-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» <2> в Кодексе появилась статья 6.17. Согласно ее части первой нарушение установленных требований распространения среди детей информационной продукции, содержащей информацию, причиняющую вред их здоровью и (или) развитию (за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 13.21), если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2000 до 3000 рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на должностных лиц — от 5000 до 10000 рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 5000 до 10000 рублей с конфискацией предмета административного правонарушения и (или) административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц — от 20000 до 50000 рублей с конфискацией предмета административного правонарушения и (или) административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. Как уже отмечалось на страницах журнала «Торговое право», если объектом нарушения является книжная или иная печатная продукция, иная информационная продукция, распространяемая на материальных носителях, обеспечить предусмотренные Федеральным законом требования о внесении соответствующей информации в текст (на полосу, в выходные сведения, др.), на обложку физически может только производитель (издатель), в том числе посредством соответствующего поручения типографии. Сопровождение печатной продукции соответствующими информационными знаками торговым оператором (наклейками, ярлыками, штампами и т. д.) помимо того, что содержит в себе элементы вмешательства в продукцию, являющуюся носителем, в котором выражен соответствующий результат интеллектуальной деятельности, может оказать серьезное влияние на ценность издания у определенной аудитории, что, в свою очередь, может стать поводом для соответствующих споров. ——————————— <1> СЗ РФ. 07.01.2002. N 1 (ч. 1). Ст. 1; …; 07.01.2002. N 1 (ч. 1). Ст. 1. <2> СЗ РФ. 25.07.2011. N 30 (ч. 1). Ст. 4600.

Вместо того чтобы корректно определить субъекта ответственности в ходе законотворческого процесса, Минкомсвязь России перенес решение вопроса ответственности на контрагентов. Таким образом, механизм взаимного контроля и взаимного перекладывания ответственности показался власти более предпочтительным, чем корректное определение состава правонарушения. А учитывая то обстоятельство, что государственный и общественный контроль будет сосредоточен в сфере торговли книжной и иной печатной продукцией, а не ее производства, вопрос о вине торгового оператора был переведен исключительно в область упреждающей самозащиты.

——————————————————————

Название документа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *