Интегративный подход к выявлению ценностного содержания права в русской философии права

(Кошелев М. С.) («Государственная власть и местное самоуправление», 2013, N 2) Текст документа

ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД К ВЫЯВЛЕНИЮ ЦЕННОСТНОГО СОДЕРЖАНИЯ ПРАВА В РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ ПРАВА <*>

М. С. КОШЕЛЕВ

——————————— <*> Koshelev M. S. Integrative approach to detection of value contents of law in Russian philosophy of law.

Кошелев Михаил Сергеевич, старший преподаватель Забайкальского государственного университета, факультет юридических и исторических наук, кафедра теории и истории государства и права (г. Чита).

Право справедливо относится к числу базовых ценностей мировой культуры, которые человечество выработало в ходе своего развития. Проблема понимания этого сложного явления в настоящее время стоит достаточно остро, ввиду формирования новой правовой идеологии и существования плюрализма в дефинировании права. В статье исследуются различные концепции понимания права, предпринимается попытка проанализировать интегративные доктрины правопонимания в русской социальной философии и теории права, выделить их достоинства и недостатки.

Ключевые слова: право, ценность, содержание, интегративность, справедливость, солидарность, свобода.

The law justifiably can be attributed as a fundamental value of the world culture, which was worked out by the mankind in the course of development thereof. The problem of understanding of this complex phenomenon at present is vital due to formation of a new legal ideology and the existence of pluralism in definition of law. The article studies various conceptions of understanding of law, makes an attempt to analyze the integrative doctrines of legal understanding in Russian social philosophy and theory of law, point out the advantages and drawbacks thereof.

Key words: law, value, contents, integrity, justice, solidarity, freedom.

Исторически сложились два противоположных подхода к пониманию путей общественного развития и роли права в нем: первый — общецивилизационный — отстаивает универсальность идеи права для всех культур; второй отрицает универсальность идеи права и защищает партикуляристские позиции, делая акцент на разнообразии культур и их стремлении защитить собственную идентичность. Такое положение приемлемо, поскольку системное влияние права интегративно: правовая система, с одной стороны, основывается на универсальных правовых ценностях — принципах, а с другой — ориентируется на определенную культурно-правовую традицию. Для синтеза обоих подходов и системного понимания права в единстве его универсальных общецивилизационных и партикулярных, национально-особенных институтов и понятий важное значение имеет историческая ретроспектива. При этом следует выделить переломные моменты в истории, когда возникает особая потребность в осмыслении особенностей и характера эпохи. В связи с этим актуальным становится обращение к русской философской мысли конца XIX — начала XX столетия, достижения которой ценны не только для понимания этого исторического периода, но и для национального самосознания, для русской культуры в целом. В отечественной философии второй половины XIX — начала XX века, которая ориентируется преимущественно на социальные проблемы, тема ценности и ценностных ориентаций является определяющей. Многие русские философы критически осмысливали свою собственную жизнь, искали ответы на вопросы, связанные с ценностями, ценностными ориентациями личности и ценностными установками общества. Аксиологическая проблематика широко разрабатывалась Н. А. Бердяевым, С. Н. Булгаковым, А. И. Введенским, Н. О. Лосским, В. В. Розановым, В. С. Соловьевым и другими. В своих работах проблему ценностей мыслители отражали через свойственные России черты и свойственные ей «ментальности»: ориентация на идеи права, справедливости, добра, служения Отечеству, стремление к Абсолюту. Как следствие этого, русская философия права развивалась преимущественно в направлении конструирования синтезированного проекта философии «бытия, веры и нравственности» и таким образом заявила себя особой философией ценностей. Однако интегративная концепция правопонимания так и не была создана, хотя интерес к формированию подобной модели, несомненно, был. Среди теоретиков права можно выделить следующих сторонников интегрированного подхода к пониманию права: Б. А. Кистяковский, П. А. Сорокин, А. С. Ященко. Однако указанные авторы по-своему шли к этой цели. Так, Б. А. Кистяковский, делавший акцент на формировании синтезированной методологии познания права, исходил из того, что для познания права необходимы описательные методы, именно они позволят раскрыть право в его причинной и телеологической зависимости. «В изучении права в последнее время обнаруживается чрезвычайно отрадное явление, — пишет Кистяковский. — Оно стало более углубленным, и вместе с тем оно шире захватывает различные проявления права. <…> Более полное и всестороннее изучение права заставляет пересмотреть вопрос и о социальном его характере» <1>. ——————————— <1> Кистяковский Б. А. Философия и социология права / Сост., примеч., указ. В. В. Сапова. СПб.: РХГИ, 1998. С. 201.

В основу правовой концепции Кистяковского легли особые, этические цели права. Раскрывая их смысл, он писал: «Главное и самое существенное содержание права составляют свобода и справедливость. Правда, свобода и справедливость составляют содержание права в их внешних относительных, обусловленных общественной средой формах. Но внутренняя, более безотносительная, духовная свобода возможна только при существовании свободы внешней» <2>. ——————————— <2> Там же. С. 154 — 239.

Однако не только эти цели автор считает базовыми для правопонимания: «Право слагается не из тех норм, значение которых можно было бы рассматривать безотносительно к их влиянию на жизнь. Сущность правовых норм не в их внутренней ценности, что по преимуществу можно утверждать о нормах этических и эстетических. Право состоит из норм, постоянно и регулярно осуществляющихся в жизни, и поэтому осуществление есть основной признак права» <3>. ——————————— <3> Там же. С. 205.

Кистяковский, разумеется, не был приверженцем примитивного эклектизма, столь популярного в отечественной теории права, и вовсе не имел в виду, что научное понятие можно выстраивать путем комбинирования разных представлений о сущности права. Нельзя, говорил он, удовлетворяться «лишь перечислением различных научных понятий права. Не подлежит сомнению, что должны существовать и такие синтетические формы, которые объединяли бы эти понятия в новый вид познавательных единств. Результатом этого синтетического познания права должно быть не определение какого-то нового понятия права, а раскрытие и постижение смысла права. Здесь наука о праве смыкается с философией права» <4>. ——————————— <4> См.: Кистяковский Б. А. Социальные науки и право. М., 1916. С. 678.

Итак, анализируя работу Кистяковского «Социальные науки и право», можно сделать вывод, что автор не создал интегрированную концепцию правопонимания, однако выявил явные предпосылки к ее созданию. Ценность права, по Кистяковскому, в том, что необходимо рассматривать данное явление не в статичном состоянии, а в динамике, в осуществлении, в совокупности с такими философскими категориями, как свобода и справедливость. Этически верным, на наш взгляд, является именно эта, центральная, часть концепции Кистяковского. Однако в дальнейшем автор не развивает ее, а остается в границах смежных с юридической наукой дисциплин — антропологии, психологии и социологии. Нам видится, что основа интегративного правопонимания, а именно ценности права, достаточно обоснована в работах Кистяковского. Что касается теории права П. А. Сорокина, то ее интегративность заключается в том, что автор ставит цель глобального синтезирования гуманитарного знания в единую систему путем объединения различных методологических подходов к изучению правовых явлений. Интегрированные системы права, по мнению Сорокина, представлены идеациональной (данность Бога), идеалистической (созданное человеком) и чувственной (промежуточное между первой и второй) формами <5>. Раскрывая их, автор приходит к выводу, что ввиду кризиса нравственного сознания и права необходим поиск новых моделей правопонимания, основанных на ценностных установках. ——————————— <5> Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество / Общ. ред., сост. и предисл. А. Ю. Согомонов. Пер. с англ. М.: Политиздат, 1992. С. 496.

В основе идеи П. А. Сорокина лежит психологическая концепция Л. И. Петражицкого (Кистяковский также анализировал данную концепцию <6>). ——————————— <6> Кистяковский Б. А. Указ. соч. С. 158, 201.

«С психической стороны, — пишет Сорокин, — правовая норма поведения отличается от других норм поведения тем, что она всегда двусторонняя: ее сознание или переживание всегда сопровождается приписыванием тех или иных полномочий (прав) одним и тех или иных обязанностей другим. Отсюда следует, что правовой нормой будет всякое двустороннее правило поведения, указывающее, на что (какие поступки) управомочиваются одни и что (какие поступки) обязаны делать другие» <7>. ——————————— <7> Поляков А. В. Российский правовой дискурс и идея коммуникации. Психологическая теория права Льва Петражицкого. Правовые взгляды П. А. Сорокина // URL: http://polbu. ru/polyakov_communi (дата обращения: 21.01.2013).

Появление и развитие права П. А. Сорокин связывал с потребностью людей в социальной солидарности, считая, что право обусловлено «неприспособленностью человека к солидарно-благожелательному поведению. Оно было той принудительной силой, которая создавала, поддерживала и укрепляла общественный порядок… По мере того, как люди становились лучше, оно становилось более благородным и его принудительные меры более мягкими». Прогресс человечества должен, по его мнению, в перспективе привести к «полной приспособленности человека к общественной жизни, т. е. полной солидарности людей друг с другом», в результате чего «всякое принудительное начало права будет излишним» <8>. ——————————— <8> Там же.

Отрицательным моментом данной интегративной модели, на наш взгляд, является то, что идея солидарности, которая, по мнению Сорокина, является движущим фактором правового явления, носила чисто внешний характер. Таким образом, внешняя оболочка права менялась, однако внутренняя часть явления оставалась неизменной, что, безусловно, неверно. Также с помощью данной идеи нельзя выстроить взаимосвязь между свободой и справедливостью, нравственно должной и установленной моделью правового поведения. Более последовательным в поиске теоретических основ интегративной модели правопонимания был известный русский философ А. С. Ященко. В основе интегративной модели этого философа лежала общая идея — идея нравственности. Именно нравственность является рычагом, который уравновешивает личное и общее благо. Свою концепцию Ященко основывает на философии В. С. Соловьева. «Между правом и нравственностью существует тесная связь», — пишет Ященко <9>. Стоит вспомнить определение права, данное Соловьевым, — «минимум нравственности», причем принудительный минимум нравственности. «Право есть мирный договор между свободой и общим благом, устанавливающий общественный порядок» <10>. ——————————— <9> Ященко А. С. Философия права Владимира Соловьева. Теория федерализма. СПб., 1999. С. 29. <10> Там же. С. 29.

Таким образом, Ященко предлагал формировать концепцию права путем слияния личного начала права с началом социальным. Ященко, как и Соловьев, рассматривал естественное право не как реально функционирующее, а как абстрактный критерий оценки существующего законодательства. В связи с этим его интегративная концепция права — это философское правопонимание, однако еще не полностью освободившееся от естественно-правовой доктрины. Проанализировав ряд синтетических подходов к пониманию права, можно сказать о том, что более обстоятельным в этом направлении был философ Ященко. Именно он пошел дальше выделения предпосылок к интегративности в определении права. Он предпринял попытку разработки новой модели понимания права в единстве индивидуального и коллективного начал на основе социальной солидарности и нравственности. Если продолжить данное исследование, исключить однобокость в рассмотрении права только с позиции школы естественного права, положив в основу интегративной модели такие составляющие, как справедливость, гуманизм, свобода и равенство, а также учесть особенности национального характера и уклада, то можно сформулировать оригинальный интегративный подход к правопониманию, который поможет выявить также ценностное содержание правового явления.

——————————————————————

Название документа