Профессиональное становление студентов вуза физической культуры и их готовность к будущей профессиональной деятельности

(Николаева Н. И., Родионов В. А.)

(«Юридическая психология», 2014, N 1)

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ ВУЗА

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ИХ ГОТОВНОСТЬ К БУДУЩЕЙ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Н. И. НИКОЛАЕВА, В. А. РОДИОНОВ

Николаева Наталия Игоревна, профессор кафедры психолого-педагогических дисциплин Педагогического института физической культуры и спорта Московского городского педагогического университета (ПИФКиСМГПУ), кандидат педагогических наук, доцент.

Родионов Вадим Альбертович, директор Педагогического института физической культуры и спорта Московского городского педагогического университета (ПИФКиС МГПУ), доктор педагогических наук, профессор.

В статье авторы раскрывают аспекты профессионального становления и сущность ценностных ориентаций студентов высшего учебного заведения спортивного профиля и оценки их готовности к будущей профессиональной деятельности.

Ключевые слова: профессиональное становление, ценностные ориентации, профессиональная мобильность, профессия тренера, рынок труда.

Professional formation of physical culture higher education institutions students and their readiness for future professional activities

N. I. Nikolaeva, V. A. Rodionov

In the article the authors reveals the aspects of professional formation and essence of value orientation of sports profile higher education institution students and of evaluation of their readiness for future careers.

Key words: professional formation, value orientation, occupational mobility, coach profession, labor market.

Введение

Успешный профессиональный выбор способен во многом определить дальнейшую социальную успешность молодого человека, в определенной степени послужить гарантом его социальной адаптации. По этой причине работу по профессиональной ориентации следует вести не только в школе, но и в учреждениях высшего профессионального образования. Современное профессиональное образование в России построено в соответствии с Законом РФ «Об образовании» и с возможностью продолжения образовательного маршрута субъекта образовательного процесса. Профессиональное и личностное становление обучающегося в вузе осуществляется посредством его собственной активности. При этом активность выражается как работа над преобразованием себя и над преобразованием окружающей действительности [6].

Важнейшим педагогическим условием для формирования профессиональной и социальной мобильности многие авторы, занимающиеся данной проблемой, считают образование, поскольку учебный процесс стимулирует личностный рост обучаемого, рост его знаний, интересов, способностей, для чего в рамках вуза требуется осуществлять обучение не только дисциплинам по основной специальности, но и вводить дополнительные специализации и специальности [1, 2, 4].

Л. В. Горюнова в своих исследованиях выделила основные задачи высшего профессионального образования в условиях его глобализации и модернизации. Во-первых, образование призвано подготавливать специалистов, способных легко обучаться, быстро приспосабливаться к меняющимся условиям и содержанию профессиональной деятельности, заинтересованных в своем непрерывном образовании и совершенствовании. Во-вторых, образование должно сформировать у будущего специалиста такие личностные структуры и способности, которые позволили бы ему самостоятельно ориентироваться в профессиональном мире и выстраивать вектор своего карьерного роста [1].

Методика и организация исследования. В 2006, 2008 и 2012 гг. нами проводилось анкетирование студентов 5-го курса дневного отделения Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма (РГУФКСиТ), а также Педагогического института физической культуры и спорта МГПУ. В анкете были представлены вопросы, выявляющие ценностные ориентации студентов и их готовность к профессиональной мобильности.

Экспериментальная часть. В 2006 г. были опрошены 78 студентов 5-го курса. Профессии тренера после окончания вуза решили посвятить себя 41,3% опрошенных, профессии инструктора фитнес-клуба — 11,9%; 10,6% респондентов собираются организовать свой собственный бизнес; 36,2% — не знают, где будут работать.

Обучение в вузе респонденты оценили следующим образом: 60,8% опрошенных студентов — как опыт самообразования, 39,2% — как хорошее образование, 25,5% — как хорошую профессию, специальность. На различные недостатки в образовании указали 21,2% опрошенных; довольны своим образованием — 25,5%, затруднились ответить — 53,3%.

Собираются продолжить обучение 43,6% респондентов: в магистратуре — 12,8%, аспирантуре — 14,9%; получить второе высшее образование в другом вузе — 38,8%, пройти профессиональную переподготовку — 4,3%. Не решили, будут ли дальше учиться, 8,6%; не собираются учиться — 11,4%.

В 2008 г. на вопрос о мотивации выбора профессии 41% респондентов ответили, что выбрали эту профессию (вуз) из-за возможности заниматься любимым видом спорта, и только 23% ответили, что мотивом выбора специальности был интерес к профессии тренера; 20% выбрали вуз для получения высшего образования (как бренда), 16% — затруднились ответить.

37% опрошенных студентов подтвердили, что правильно выбрали профессию; 17% — недовольны своей специальностью и хотели бы получить дополнительную квалификацию или получить другое образование; 46% респондентов не определились со своей будущей профессией.

В деятельности тренера 39% респондентов привлекает работа с детьми, в том числе 37% — потому, что эта деятельность требует постоянного творчества; 28% опрошенных студентов отметили, что эта работа соответствует их характеру, способностям; 27% — ответили, что эта работа дает возможность для самосовершенствования; 6% — затруднились с ответом.

Обучение в вузе респонденты оценили следующим образом: 63,8% — как опыт самообразования; 36,3% — как возможность получить хорошее образование; 24,5% — как возможность получить хорошую профессию, специальность. Продолжить образование решили 47% опрошенных. Из них 53,2% — хотели бы получить второе образование, 29,8% — продолжить обучение в магистратуре или в аспирантуре; 6,4% — выбрали профессиональную переподготовку. Не собираются учиться дальше 25% опрошенных, 28% — затруднились ответить.

Проведенный в 2012 г. опрос студентов (70 человек, 5-й курс) показал, что мотивом поступления в институт 50% респондентов указали возможность заниматься любимым видом спорта и 47% — интерес к профессии тренера. Также 50% респондентов указали, что при повторном поступлении снова выбрали бы профессию тренера. Несмотря на то что 30% опрошенных студентов не избрали бы вновь профессию тренера, а 20% — не знают, какую профессию выберут, 74,3% респондентов довольны своей подготовкой по специальности.

В деятельности тренера 45,7% опрошенных студентов привлекает творчество; 38,6% — возможность самосовершенствоваться; 37% — привлекает работа с детьми. Не привлекает в профессии тренера 50% респондентов низкая заработная плата; 44,3% — низкая оценка труда тренера. На вопрос об отношении к избранной профессии 47% респондентов ответили, что профессия нравится; 45,7% — что профессия скорее нравится, чем не нравится, т. е. 92,7% опрошенных положительно относятся к профессии тренера. В то же время 40% респондентов хотели бы перейти в другой вуз или на другой факультет, в том числе 21,4% — хотели бы получить другую профессию; 60% — не хотят менять профессию по разным причинам (нравится избранная профессия, хотят доучиться, надоело учиться и т. д.).

Обучение в вузе респонденты оценили следующим образом: 58,6% — как опыт самообразования, самосовершенствования; 38,6% — как возможность получить хорошее образование; 25,7% — как возможность получить хорошую профессию. Продолжить образование решили 64,3% респондентов, из них 34,3% всех опрошенных решили получить второе высшее образование, 20% — пойдут учиться или в магистратуру, или в аспирантуру; 10% — выбрали профессиональную переподготовку; 35,7% — не будут учиться дальше, в том числе 7% не определились с дальнейшим обучением.

Совмещают работу с учебой 64,3% опрошенных студентов, из них 62,2% — работают тренерами, 37,8% — работают не по специальности; 35,7% — нигде не работают. После окончания обучения 55,7% респондентов предполагают выбрать профессию тренера; 20% — хотят работать фитнес-инструктором, 24,3% — не определились с профессией.

Результаты и их обсуждение. В табл. 1 представлены ответы студентов, касающиеся вопроса дальнейшего продолжения образования. Как видно из таблицы, относительные показатели желающих продолжить образование имеют тенденцию к увеличению: с 43,6% в 2006 г. до 64,3% в 2012 г.; получить второе высшее образование — с 23,1% до 34,3%; обучаться в магистратуре или аспирантуре — с 15,4% до 20%; пройти профессиональную переподготовку — с 5,1% до 10%. Желание студентов получить дополнительное образование соответствует требованиям современного образования и в целом говорит о готовности студентов к профессиональной мобильности.

Таблица 1. Собираются продолжить обучение (%)

Год/вид

образования

Второе высшее образование

Магистратура или аспирантура

Переподготовка

Всего

2006

n = 78

23,1

15,4

5,1

43,6

2008

n = 100

25,0

14,0

3,0

47,0

2012

n = 70

34,3

20,0

10,0

64,3

В. А. Мищенко рассматривает профессиональную мобильность в первую очередь как качество человека, отражающее его способности и готовность к смене профессии [4]. На основании данных, представленных в табл. 1, можно предположить, что 34,3% опрошенных студентов готовы к смене профессии. Несмотря на то что 92,7% респондентов положительно относятся к профессии тренера (данные 2012 г.), 64,3% опрошенных желают продолжить обучение, причем 34,3% — получить второе высшее образование, 20% респондентов — углубить (магистратура и аспирантура) и 10% — расширить свои знания (профессиональная переподготовка) в процессе дальнейшего обучения. То есть студенты хотят улучшить свое положение на рынке труда путем получения новых знаний, профессии.

Важными факторами, влияющими на решение о смене профессии, являются ответы самих респондентов на вопрос о значимости деятельности тренера. В профессии тренера 50% опрошенных не привлекает низкая заработная плата; 44,3% — низкая оценка труда тренера (социальный статус) (данные 2012 г.).

По мнению Б. М. Игошева, именно образование является одной из главных ступеней на пути к высшему социальному статусу. И поэтому образование, специальность и квалификация в значительной степени обусловливают социальную мобильность личности и способствуют ее самореализации, так как будущему специалисту необходимо быть адаптивным, коммуникативным и толерантным [2].

В табл. 2 представлены данные оценки своего образования респондентами. Около 60% опрошенных из каждой группы респондентов ценят полученный опыт самообразования, который можно применить при дальнейшем обучении или профессиональной деятельности.

Таблица 2. Что дало обучение в вузе (%)

Год обучения

Хорошее образование

Хорошая профессия

Опыт самообразования

2006

39,2

25,5

60,8

2008

36,3

24,5

63,8

2012

38,6

25,7

58,6

Несмотря на то что число респондентов, довольных своим образованием, возросло с 25,5% в 2006 г. до 39% в 2012 г. (табл. 3), выросло и число студентов, желающих продолжить образование: с 43,6% в 2006 г. до 64,3% в 2012 г. (табл. 1).

Таблица 3. Отношение респондентов

к полученному образованию (%)

Год

Довольны образованием

Недовольны образованием

Затруднились ответить

2006

25,5

21,2

53,3

2008

37,0

17,0

46,0

2012

39,0

28,5

32,5

Профессиональная ориентация студентов 5-го курса представлена в табл. 4. Число студентов, желающих работать тренерами после окончания обучения, выросло с 41,3% в 2006 г. до 55,7% в 2012 г. Вместе с тем возросло и число студентов, желающих продолжить образование, с 43,6% в 2006 г. до 64,3% в 2012 г. (табл. 1), что говорит о тенденции увеличения профессиональной мобильности студентов, об их готовности к конкурентной борьбе на рынке труда.

Таблица 4. Кем предполагают работать

после окончания обучения (%)

Год/вид деятельности

Тренер

Инструктор

Не решили

2006

41.3

11,9

36,2

2008

41.0

13,5

45,5

2012

55,7

20,0

24,3

Как видно из представленных данных, наметилась тенденция уменьшения числа студентов, не определившихся с будущей профессией, с 36,2% до 24,3%. Тенденция к продолжению обучения говорит об осознании важности для профессии тренера хорошего образования.

Выводы

1. Число желающих продолжить образование имеет тенденцию к увеличению: с 43,6% в 2006 до 64,3% в 2012 г.

2. 34,3% опрошенных студентов готовы к смене профессии, т. е. способны и готовы к профессиональной мобильности.

3. Число студентов, желающих работать тренерами после окончания обучения, выросло с 41,3% в 2006 г. до 55,7% в 2012 г.

Литература

1. Горюнова Л. В. Составляющие профессиональной мобильности современного специалиста // Естествознание и гуманизм: Сборник научных трудов / Под ред. Н. Н. Ильинских. Томск: ТГУ, 2005. Т. 2. Вып. 5. С. 8 — 11.

2. Игошев Б. М. Организационно-педагогическая система подготовки профессионально мобильных специалистов в педагогическом университете: Монография. М.: ВЛАДОС, 2008. 201 с.

3. Костюченко В. Ф. Концепция специального профессионального образования в вузах физической культуры в современных условиях: Дис. … докт. пед. наук. СПб., 1997. 39 с.

4. Мищенко В. А. Профессиональная мобильность в России: история и современность. Ханты-Мансийск: Информационно-издательский центр ЮГУ, 2010. 122 с.

5. Родионов В. А. Тренинг как метод адаптации студентов первого курса // Сопровождение социально-профессионального самоопределения студента вуза: проблемы и решения. М.: ФИРО, 2013. С. 4 — 31.

6. Тютюков В. Г. Современные проблемы образования: Учебное пособие. Хабаровск: Дальневосточная государственная академия ФК, 2002. 134 с.

——————————————————————