Идея естественного права в трудах российских конституционалистов конца XIX — начала XX вв

(Лапаева А. В.) («История государства и права», 2013, N 5) Текст документа

ИДЕЯ ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА В ТРУДАХ РОССИЙСКИХ КОНСТИТУЦИОНАЛИСТОВ КОНЦА XIX — НАЧАЛА XX ВВ. <*>

А. В. ЛАПАЕВА

——————————— <*> Lapaeva A. V. The idea of natural law in the works of russian constitutionalists of the end of XIX — beginning of XX centuries.

Лапаева Ангелина Вячеславовна, доцент кафедры частного права Второго Тамбовского филиала «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», кандидат юридических наук.

В статье проанализированы взгляды российских конституционалистов конца XIX — начала XX вв. на идею естественного права. Дана оценка историко-правовому направлению «возрождение естественного права», сторонники которого отстаивали необходимость критического анализа позитивного права и связывали концепцию правового государства с проблемами этики и морали. Представители теории «возрождения естественного права» видели в нем альтернативу существующим правопорядкам, рассматривали конфликт естественного и позитивного права как источник изменений в праве.

Ключевые слова: естественное право, правовое государство, справедливость, свобода, права человека, позитивное право.

The author of the article analyses the ideas of Russian constitutionalists of the end of XIX — beginning of XX centuries with regard to the concept of natural law; valuates the historical-law trend of «renaissance of natural law», the adheres of which defended the necessity of critical analysis of positive law and connected the conception of legal state with the problems of ethics and morality. The representatives of the theory of «renaissance of natural law» considered it to be an alternative to the existing legal orders, considered the conflict of natural and positive laws as a source of changes in law.

Key words: natural law, legal state, justice, freedom, human rights, positive law.

Доктрина естественного права получила широкое распространение на рубеже XIX — XX вв. в научных трудах представителей российского либерализма П. И. Новгородцева, Е. Н. Трубецкого, Б. А. Кистяковского, В. М. Гессена, С. А. Котляревского. Естественное право рассматривалось в виде совокупности этических принципов, играющих регулирующую роль в организации государственной и общественной жизни. Указанное историко-правовое направление, оформившееся под названием «возрождение естественного права», отстаивало необходимость критического анализа позитивного права и связь правового государства с проблемами этики и морали <1>. ——————————— <1> Общественная мысль России XVIII — начала XX в.: Энцикл. М., 2005. С. 58.

Особый интерес в исследовании доктрины естественного права со стороны российских конституционалистов был продиктован поиском оптимальной модели общественного переустройства России, основанной на гуманитарных ценностях в условиях модернизации, обновления политического строя страны. По мнению П. И. Новгородцева, теория естественного права была призвана содействовать процессу создания новых правовых форм, избегая антиправового произвола <2>. В. М. Гессен считал, что с позиции теории возрождения естественного права должны были решаться вопросы всеобщих прав и свобод личности на международном уровне, составляющие основу взаимоотношений между различными государствами <3>. ——————————— <2> Российский либерализм середины XVIII — начала XX века: Энцикл. / Отв. ред. В. В. Шелохаев. М., 2010. С. 296. <3> Гессен В. М. О значении Гаагской конференции. СПб., 1900.

Представители теории возрождения естественного права видели в нем альтернативу существующим правопорядкам, рассматривали конфликт естественного и позитивного права как источник изменений в праве. Выход из противоречия усматривался в возрождении ценностных категорий естественного права. Согласно концепции С. А. Котляревского, позитивное право призвано было постоянно совершенствоваться, изменяться. Общий вектор этого процесса составляли представления человеческого разума о справедливости. Наряду с позитивным правом — законами, принимаемыми государством, существовало высшее, «естественное» право, под которым понималась совокупность естественных и неотъемлемых прав человека. По мнению Котляревского, такие нравственные ценности, как справедливость, свобода, равенство и составляли ядро права <4>. ——————————— <4> Котляревский С. А. Власть и право: проблема правового государства. М., 1915. С. 118.

Исследование доктрины естественного права представителями либерального направления позволило выделить основные этапы ее становления и развития. Е. Н. Трубецкой отмечал, что изначально право рассматривалось римскими юристами в качестве естественного разума мироздания, затем — как Божественная воля в воззрениях схоластов и, наконец, в виде разумной человеческой природы в идеях Г. Гроция, Дж. Локка <5>. ——————————— <5> Российский либерализм середины XVIII — начала XX века. С. 297.

Право возникало на уровне правового сознания подвластных как противовес необузданной государственной силе, ограничительный барьер на пути ее произвола. Это означало создание такого правопорядка, который должен был основываться на идее справедливости путем образования правового (конституционного) государства. В основе справедливости лежали представления о достоинстве человеческой личности. Согласно концепции С. А. Котляревского, «правовое государство играло роль идеального здания, а его принципы (справедливость, законность) — путеводных звезд, которым должно было следовать человечество в поисках права справедливости» <6>. ——————————— <6> Котляревский С. А. Указ. соч. С. 415.

Так, если в абсолютистском государстве индивид выступал в качестве объекта власти, то в правовом он становился ее субъектом, превращаясь из подданного в полноправного гражданина, наделенного определенной суммой прав и обязанностей. Объективное измерение прав индивида характеризовалось установлением границ вмешательства государства в его жизнь, а субъективное определялось правами индивида в отношении государства. В воззрениях российских конституционалистов права человека и гражданина подразделялись на следующие категории: 1) права свободы (или негативные права, закрепляя которые государственная власть признавала за гражданином определенную сферу свободы, в пределы которой не имела право вторгаться); сюда относились свобода вероисповедания, совести, печати, союзов и собраний; 2) положительные публичные права (права индивида, которые были тесно связаны с положительными действиями в его интересах), право на судебную защиту; 3) политические права (избирательное право, наследственное право быть членом верхней палаты депутатов, право быть присяжным заседателем). Среди оппонентов идеи естественного права выделялись представители исторической школы права, выступавшие против преобразования существующих отношений с помощью нового законодательства, объясняя это тем, что право должно складываться исторически, органически развиваясь из духа нации. Среди российских конституционалистов, приверженцев исторической школы права, выделялся М. М. Ковалевский, отстаивавший идеи закономерного движения истории права, заимствования права одним народом у другого, участия в процессе правообразования объективных и субъективных факторов. Между тем, как утверждали сторонники естественной школы права, представителям исторической школы права фактически так и не удалось осуществить разрыв с естественным правом. Например, В. М. Гессен называл историческую школу новой формой естественно-правовой доктрины. По его мнению, национальный дух, признаваемый представителями этой школы источником права, представлял собой такую же метаисторическую сущность, как человеческая природа или человеческий разум <7>. ——————————— <7> Российский либерализм середины XVIII — начала XX века. С. 297.

Исследуя теорию естественного права, российские либералы считали одним из главных недостатков рассмотрение данной доктрины с позиции неизменных и совершенных принципов. Так, Трубецкой отмечал, что теория естественного права представляла собой не кодекс вечных заповедей, а совокупность нравственных и правовых требований, различных для каждой нации и эпохи. Аналогичной позиции придерживался Новгородцев, утверждавший, что естественное право представляло собой постоянно развивающееся идеальное сознание о праве, возникающее из жизненных потребностей. Гессен, в свою очередь, писал, что чем выше культурный уровень народа, тем могущественнее творческая сила его правовых идеалов. Одним из дискуссионных вопросов в либеральном государствоведении оставалась идея о природе естественного права. Юристы позитивистского направления исходили из того, что идея естественного права возникла путем обобщения получаемых из опыта представлений по принципу противопоставления идеала действительности. Их оппоненты в лице самих представителей естественной школы видели непосредственный источник естественного права в сознании людей. П. И. Новгородцев, критикуя юридический позитивизм, настаивал на том, что нельзя было оставаться в его узких рамках ввиду возникновения опасности утраты основы естественного права, раскрывавшейся в моральной идее личности. По мнению государствоведа, вместе с протестом против положительного права естественно-правовая идея несла с собой протест против власти, от которой исходили положительные законы. Новгородцев отмечал, что именно такой смысл имели естественно-правовые теории Нового времени, впервые сформулировавшие идею неотчуждаемых прав личности. По мнению ученого, успех действия права обуславливался тем, насколько оно проникало в сознание членов общества. Идея возможного синтеза естественного и позитивного права была выражена в его теории правового государства, которая «…с давних пор вдохновляется идеей естественного права как представлением об общечеловеческой справедливости, осуществляемой в положительном праве. Идеальное преобразование общественных форм должно, согласно этой теории, дать высшее торжество идее права, идее планомерного и справедливого регулирования жизни…» <8>. Как утверждал государствовед, именно в возможности нравственной оценки позитивного права заключалась главная ценность доктрины естественного права, приведшая к ее возрождению. ——————————— <8> Новгородцев П. И. Введение в философию права. Об общественном идеале. М., 1917. С. 309 — 310.

Подводя итоги, отметим, что особое распространение идея естественного права получила на рубеже XIX — XX вв. в научных трудах представителей российского либерализма. П. И. Новгородцев, Е. Н. Трубецкой, В. М. Гессен, С. А. Котляревский рассматривали естественное право как совокупность этических принципов, играющих регулирующую роль в организации государства и общества. Данное историко-правовое направление оформилось под названием «возрождение естественного права», сторонники которого отстаивали необходимость критического анализа позитивного права и связь правового государства с проблемами этики и морали. Среди оппонентов идеи естественного права выделялись представители исторической школы права, выступавшие против преобразования существующих отношений с помощью нового законодательства, объясняя это тем, что право должно складываться исторически, органически развиваясь из духа нации. Одна из главных ценностей идеи естественного права заключалась в нравственной оценке позитивного права, что привело к ее возрождению. Исследуя концепцию естественного права, к одному из существенных недостатков российские либералы относили ее рассмотрение с позиции неизменных и совершенных принципов. Между тем теория естественного права представляла собой не кодекс вечных заповедей, а совокупность нравственных и правовых требований, различных для каждой нации и эпохи.

——————————————————————

Название документа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *