Социальные гарантии как фактор внешней мотивации курсантов образовательных учреждений ФСИН России

(Мазунина Д. А., Бобров А. М.)

("Административное право и процесс", 2013, N 4)

Текст документа

СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ КАК ФАКТОР ВНЕШНЕЙ МОТИВАЦИИ КУРСАНТОВ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ФСИН РОССИИ

Д. А. МАЗУНИНА, А. М. БОБРОВ

Мазунина Диана Андреевна, курсант 4-го курса Пермского института ФСИН России, победитель олимпиады образовательных учреждений Минюста России и ФСИН России.

Бобров Артем Михайлович, старший преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин Пермского института ФСИН России, кандидат юридических наук.

В статье анализируются основные нормативные правовые акты, регламентирующие социальные гарантии курсантов образовательных учреждений ФСИН России. Также рассмотрено влияние гарантий на стимулирование внешней мотивации, выявлены некоторые проблемы и предложены конкретные меры по усовершенствованию законодательства в данной сфере.

Ключевые слова: мотивация, социальные гарантии, курсант, образовательные учреждения ФСИН России.

Social guarantees as a factor of external motivation of cadets of educational institutions of the Federal Service for Execution of Punishments of Russia

D. A. Mazunina, A. M. Bobrov

In this article the basic normative legal acts regulating social protection of students of educational institutions penal system of Russia. The main problems and made specific suggestions to improve the legislation in this area.

Key words: motivation, social security, student educational institutions penal system of Russia.

По показателям эффективности государственного управления, качества публичных услуг Россия сегодня находится в числе стран, которые имеют более низкий уровень экономического развития и человеческого потенциала. Разработанная Министерством юстиции Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г., утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. (далее - Концепция), в качестве одного из основных направлений развития уголовно-исполнительной системы указывает необходимость повышения эффективности труда сотрудников и подготовки новых профессиональных кадров [1].

Успешное реформирование уголовно-исполнительной системы (далее - УИС) во многом зависит от подготовки и мотивации курсантов образовательных учреждений ФСИН России (далее - курсанты). Так как именно подготовка профессионалов, способных на высоком уровне реализовывать задачи УИС, - это прочный фундамент, на котором можно построить новую уголовно-исполнительную систему. Но, для того чтобы цели, поставленные Концепцией, были выполнены, недостаточно только эффективного набора и отбора квалифицированных кадров. Для успешности реформы необходимо так организовать процесс обучения, чтобы каждый курсант в дальнейшем проходил службу во ФСИН, в связи с этим выступает на первый план проблема мотивации курсантов к совершенствованию ими своих профессиональных и нравственных качеств, а также на дальнейшую службу во ФСИН России.

Мотивацию курсантов можно разделить на внешнюю и внутреннюю. Так, внутренняя мотивация - это стремление к полной реализации своих способностей и желание ощущать свою компетентность [2]. Внутренняя мотивация курсантов - это чувство патриотизма, долга перед отечеством, ответственности и желания развиваться и приносить пользу своей стране. Он стимулируется не только самими курсантами, но также родителями, педагогами, психологами. Но данный вид мотивации в настоящей статье не требует подробного анализа, так как нас интересует, прежде всего, внешняя мотивация, так как данный вид мотивации четко определен и регламентирован в нормативно-правовых актах.

Внешняя мотивация представляет собой все то, что может быть предложено руководителем в качестве стимула к дальнейшей службе в УИС и имеет ценность для курсанта. Таким примером могут служить социальные гарантии.

Концепция в рамках кадрового обеспечения и социального статуса сотрудника уголовно-исполнительной системы предполагает "обеспечение высокого социального статуса и престижа труда работника уголовно-исполнительной системы, законодательное определение системы социальных гарантий, в том числе выделения жилья работникам уголовно-исполнительной системы и членам их семей...". Данные гарантии явились бы хорошим стимулом для поступления в вузы УИС, а для молодого, перспективного офицера продолжать службу в учреждениях и органах УИС. Вместе с тем соответствующих правовых основ пока не создано.

Развитие системы социальных гарантий является одной из главных проблем того, что реформа государственной службы как одного из самого главного вида административной реформы затянулась на много лет.

Выделяют множество причин, однако одной из самых главных до сих пор остается отсутствие нормативного правового акта, в котором бы четко устанавливался статус сотрудников правоохранительных органов, в том числе сотрудников и курсантов УИС, как государственных правоохранительных служащих.

В ст. 7 Федерального закона "О системе государственной службы Российской Федерации" [3] дано определение: "Правоохранительная служба - вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина", однако в ст. 19 данного Закона установлено, что "определение правоохранительной службы как вида федеральной государственной службы, содержащееся в ст. 7 настоящего Федерального закона, применяется со дня вступления в силу федерального закона о правоохранительной службе". Такого закона не принято до настоящего времени, однако не остается сомнений, что служба в учреждениях и органах УИС относится именно к такому роду деятельности. Считаем важным отметить тот факт, что Министерство юстиции Российской Федерации принимало участие в разработке проекта Федерального закона "О правоохранительной службе Российской Федерации", в соответствии с которым перечень государственных органов, в которых предусмотрена правоохранительная служба, должен устанавливаться Президентом России.

Ни федерального закона, ни указа Президента Российской Федерации не принято до настоящего времени.

Также немаловажной проблемой является отсутствие в УИС собственного нормативного правового акта, регламентирующего прохождение службы в учреждениях и органах ФСИН России. На данный момент государственно-служебные отношения сотрудников УИС регулируются Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации [4] и утвержденной Приказом Минюста России от 6 июня 2005 г. N 76, на его основе, Инструкцией о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы [5]. Данный факт привел к образованию правового парадокса: ведь даже на самих сотрудников системы МВД России Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации с 2012 г. уже не распространяется. Необходимо отметить, что выделение органов и учреждений уголовно-исполнительной системы из состава МВД России обусловило и изменение статуса служащих указанных органов и учреждений, включая и право на определенные меры социальной защиты. Следовательно, данный факт должен был стать толчком для принятия решения о создании Федерального закона "О государственной службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации". Наряду с основными аспектами государственной службы, в данном Федеральном законе должен быть обеспечен принцип взаимосвязи видов государственной службы, установленный Федеральной программой "Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009 - 2013 годы)" [6]. Кроме того, данный Закон не стоит "утяжелять" системой социальных гарантий сотрудникам УИС, они должны быть закреплены в отдельном федеральном законе.

В связи с этим считаем, что необходимо принять Федеральный закон "О социальных гарантиях сотрудникам уголовно-исполнительной системы Российской Федерации", который бы, конечно, распространялся и на курсантов образовательных учреждений ФСИН России, являющихся сотрудниками уголовно-исполнительной системы.

Большое значение для продолжения курсантами службы в УИС имеет постоянная забота государства о них и членах их семей, предоставление им правовых и социальных гарантий.

Данный Закон должен способствовать реальному воплощению одного из принципов государственной службы - "принципа социально-правовой защищенности служащих" либо принципа "социальной защищенности". Основной целью принятия данного Закона должно стать дальнейшее реформирование и совершенствование законодательства о социальных гарантиях и социальных выплатах государственных служащих УИС, направленных на повышение эффективности профессиональной деятельности.

Для этого, прежде всего, необходимо определить возможности реализации данного направления реформирования, а именно: гарантий, имеющих долгосрочные цели (различные виды страхования: пенсионное, медицинское; жизни и здоровья; обучение, повышение квалификации), социальных услуг, дополняющих условия труда (предоставление жилья, доставка на работу, обеспечение служебным транспортом, служебным телефоном, организация спортивных занятий), выплат и гарантий, социально значимых для служащего и для членов его семьи (компенсации за оплату детского сада, спортивного лагеря, оплата обучения детей и т. д.), других выплат в рамках социальной защиты служащих.

В этом Федеральном законе к основным направлениям совершенствования системы социальных гарантий и социальных выплат служащим органов и учреждений УИС можно отнести комплекс мероприятий в отношении:

- денежного довольствия служащих и предоставления отпусков с сохранением денежного довольствия служащим;

- системы социальных выплат служащим;

- медицинского и санаторно-курортного обеспечения служащих и членов их семей;

- страхования служащих;

- жилищного и социально-бытового обеспечения служащих и членов их семей;

- получения образования служащими службы;

- налогового стимулирования служащих службы;

- пенсионного обеспечения служащих службы.

Для курсантов, получающих образование в системе ФСИН России, одной из самых главных гарантий, несомненно, мотивирующих их к дальнейшей долголетней службе, будет являться предоставление жилья. Однако жилье не должно предоставляться безвозмездно, немедленно и на других условиях, характерных для социалистического общества. В условиях капитализма необходимо мотивировать граждан на условиях рынка, но при поддержке государства. Очевидно, что государство должно активно помогать сотрудникам в приобретении жилья. В этой связи важным является вопрос о долгосрочном жилищном кредитовании и предоставлении служащим финансовой помощи на приобретение жилья. Данные меры могут быть осуществлены за счет внебюджетных источников органов и учреждений УИС.

Интересным представляется опыт обеспечения жилой площадью государственных гражданских служащих и сотрудников органов внутренних дел. В законодательстве о государственной гражданской службе, о службе в органах внутренних дел предусмотрена норма, в соответствии с которой гражданским служащим предоставляется единовременная субсидия на приобретение жилой площади один раз за весь период гражданской службы [7, 8].

Другой положительный пример. В проекте Закона "О военной службе" жилищное обеспечение военнослужащих при определенных условиях может осуществляться в форме предоставления безвозмездной субсидии для приобретения жилого помещения путем выдачи государственного жилищного сертификата или использования накоплений в соответствии с Федеральным законом "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих".

Еще одним условием, стимулирующим курсантов к продолжению службы в УИС, особенно в течение пяти лет после окончания вузов, может служить текст контракта о службе, в котором оговаривается условие возмещения денежных средств, затраченных на обучение, в случае досрочного прекращения службы по инициативе сотрудника.

Проблема социально-правовой защищенности является одной из наиболее важных из всего комплекса проблем, которые накопились за последние годы и стоят сегодня перед сотрудниками органов и учреждений уголовно-исполнительной системы Российской Федерации. Признать ее приоритет заставляет сама жизнь, сложившееся социально-правовое положение сотрудников, которое, по нашему мнению, не может быть охарактеризовано как удовлетворительное.

Несовершенство уровня социальной защиты сотрудников УИС является одной из главных причин отказа курсантов от дальнейшей службы во ФСИН, что является причиной ослабления стабильности профессионального кадрового ядра, имеющего следствием слабое обеспечение правопорядка в стране.

Изучив большинство различных видов социальных льгот и гарантий сотрудников ФСИН, можно сделать вывод об их неэффективности, поскольку данные виды стимулирования закреплены в различных нормативных правовых актах, которые не приведены в систему. Данный факт обусловливает необходимость создания отдельного закона, регламентирующего социальные льготы и гарантии сотрудников ФСИН.

Так, для стимулирования внешней мотивации на прохождение курсантов дальнейшей службы во ФСИН предлагается:

- принять Федеральный закон "О правоохранительной службе Российской Федерации";

- принять Федеральный закон "О государственной службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации";

- принять Федеральный закон "О социальных гарантиях сотрудникам органов и учреждений уголовно-исполнительной системы Российской Федерации".

Список использованной литературы

1. О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. N 1772-р // СЗ РФ. 2010. N 43. Ст. 5544.

2. Маслов А. Г. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999. С. 478.

3. ФЗ от 27.05.2003 N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" // СЗ РФ. 2003. N 22. Ст. 2063.

4. Постановление ВС РФ от 23.12.1992 N 4202-1 "Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации" // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 2. Ст. 70.

5. Приказ Минюста РФ от 6 июня 2005 г. N 76 "Об утверждении Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. N 27.

6. Указ Президента Российской Федерации от 10 марта 2009 г. N 261 "О Федеральной программе "Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009 - 2013 годы)" // СЗ РФ. 2009. N 11. Ст. 1277.

7. ФЗ от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" // СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3215.

8. ФЗ от 30.11.2011 "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // СЗ РФ. 2011. N 49 (ч. 1). Ст. 7020.

------------------------------------------------------------------

Название документа