Научная деятельность и расходы. Академии наук — особенности налогообложения

(Авдеев В. В.)

(«Налоги» (газета), 2013, N 13)

НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И РАСХОДЫ.

АКАДЕМИИ НАУК — ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

В. В. АВДЕЕВ

Государственные академии наук, осуществляя деятельность, предусмотренную их уставами, как и все прочие организации, должны исполнять обязанность по ведению бухгалтерского и налогового учета.

В этой статье мы рассмотрим некоторые особенности налогообложения академий наук.

Российская академия наук и отраслевые академии наук являются государственными академиями наук — некоммерческими организациями, созданными в форме государственных бюджетных учреждений, что следует из п. 1 ст. 6 Федерального закона от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (далее — Закон N 127-ФЗ).

Российская академия наук (далее — РАН) — это самоуправляемая научная организация, которая проводит фундаментальные и прикладные научные исследования по важнейшим проблемам естественных, технических и гуманитарных наук и принимает участие в координации фундаментальных научных исследований, выполняемых научными организациями и образовательными учреждениями высшего профессионального образования и финансируемых за счет средств федерального бюджета. Устав Российской академии наук утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2007 г. N 785 (далее — Устав РАН).

Перечень организаций, подведомственных Российской академии наук, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2009 г. N 1938-р. Постановлением Президиума РАН от 13 декабря 2011 г. N 262 был утвержден Перечень организаций, подведомственных Российской академии наук, подлежащих переименованию.

Российская академия сельскохозяйственных наук проводит фундаментальные и прикладные научные исследования по важнейшим проблемам в области агропромышленного комплекса и принимает участие в координации исследований в области агропромышленного комплекса, выполняемых за счет средств федерального бюджета.

Устав Российской академии сельскохозяйственных наук утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2009 г. N 180 «О Российской академии сельскохозяйственных наук».

Перечень организаций, подведомственных Российской академии сельскохозяйственных наук, утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. N 1102-р.

Российская академия медицинских наук проводит фундаментальные и прикладные научные исследования по важнейшим проблемам в области медицинских и биологических наук, а также в смежных с ними областях науки, направленные на сохранение здоровья, улучшение качества и продолжительности жизни человека, принимает участие в координации исследований, выполняемых за счет федерального бюджета научными организациями.

Устав Российской академии медицинских наук утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 353 «О Российской академии медицинских наук».

Перечень организаций, подведомственных Российской академии медицинских наук, утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2009 г. N 1427-р.

Российская академия образования проводит фундаментальные и прикладные научные исследования по важнейшим проблемам образования, педагогики, психологии и смежных с ними наук, принимает участие в координации исследований по этим направлениям.

Устав Российской академии образования утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2008 г. N 45 «О Российской академии образования». Перечень организаций, подведомственных Российской академии образования, утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2009 г. N 625-р.

Российская академия архитектуры и строительных наук создана как научно-творческая организация, которая проводит фундаментальные и научно-практические исследования в градостроительной деятельности, в области укрепления связей между наукой и практикой в сфере архитектуры, градорегулирования и строительства, взаимодействия архитектуры и градостроительства с другими областями художественной культуры, а также в смежных с ними областях науки, принимает участие в координации исследований по этим направлениям.

Устав Российской академии архитектуры и строительных наук утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2009 г. N 393 «О Российской академии архитектуры и строительных наук».

Перечень организаций, подведомственных Российской академии архитектуры и строительных наук, утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2009 г. N 1089-р.

Российская академия художеств проводит фундаментальные и прикладные научные исследования по важнейшим вопросам изобразительного и декоративно-прикладного искусства, архитектуры (ваяние и зодчество, творческие концепции архитектурной деятельности, дизайн архитектурной среды, реконструкция и реставрация архитектурного наследия), дизайна и художественного образования, иных гуманитарных и общественных наук, художественных технологий, а также принимает участие в координации фундаментальных научных исследований и творческих процессов, выполняемых Академией за счет средств федерального бюджета.

Устав Российской академии художеств утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 мая 2009 г. N 434 «О Российской академии художеств».

Перечень организаций, подведомственных Российской академии художеств, утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 г. N 1061-р.

Финансирование государственных академий наук осуществляется за счет средств федерального бюджета и иных не запрещенных законодательством Российской Федерации источников. РАН, ее региональные отделения (Дальневосточное, Сибирское и Уральское отделения Российской академии наук) и отраслевые академии наук являются получателями и главными распорядителями средств федерального бюджета, в том числе средств, предназначенных для финансирования деятельности подведомственных организаций (включая организации научного обслуживания и организации социальной сферы), а также для осуществления государственных инвестиций в целях поддержки и развития научной, производственной и социальной инфраструктур государственных академий наук (п. 4 ст. 6 Закона N 127-ФЗ).

Средства федерального бюджета на проведение фундаментальных научных исследований выделяются государственным академиям наук в соответствии с программой фундаментальных научных исследований государственных академий наук, которая в целях обеспечения стабильности финансирования таких исследований принимается на срок не менее пяти лет.

Программа фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2008 — 2012 годы утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2008 г. N 233-р. Данная Программа включает в себя план проведения указанных исследований, основанный на планах фундаментальных научных исследований государственных академий наук, бюджетные проектировки расходов на проведение указанных исследований на срок действия этой Программы.

Поскольку все государственные академии наук — это некоммерческие организации, которые созданы в форме государственных бюджетных учреждений, им будут присущи особенности налогообложения, касающиеся некоммерческих организаций.

Напомним, что некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками, что установлено п. 1 ст. 2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Государственные академии наук — это некоммерческие организации, созданные в форме государственных бюджетных учреждений, которые в силу абз. 2 п. 3 ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, для которых они созданы, и соответствующую этим целям. Согласно ст. 298 ГК РФ государственное учреждение может осуществлять приносящую доход деятельность только в том случае, если такое право ему предоставлено учредительными документами.

Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения (п. 2 ст. 120 ГК РФ).

Доходы, полученные государственным бюджетным учреждением от приносящей доход деятельности, предусмотренной его учредительными документами, а также приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения, что следует из п. 3 ст. 298 ГК РФ.

Бухгалтерский и налоговый учет внебюджетных средств ведется государственной академией наук в соответствии с законодательством Российской Федерации. Мы рассмотрим некоторые особенности налогообложения.

Государственные академии наук, будучи российскими организациями, на основании п. 1 ст. 246 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) признаются плательщиками налога на прибыль организаций. Прибыль, полученная в результате предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в соответствии с гл. 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ, облагается налогом на прибыль.

Как вы знаете, с 1 января 2011 г. ст. 321.1 НК РФ, регулирующая особенности ведения налогового учета бюджетными учреждениями, утратила силу, бюджетные учреждения обязаны исчислять и уплачивать налог на прибыль в общеустановленном порядке.

Налоговая база по налогу на прибыль организаций определяется в соответствии со ст. 274 НК РФ. В целях налогообложения прибыли налоговой базой признается денежное выражение прибыли, подлежащей налогообложению. Прибылью для российских организаций, согласно ст. 247 НК РФ, признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, определяемых в соответствии с гл. 25 НК РФ.

К коммерческой деятельности государственных академий наук относится участие в договорных отношениях, возникающих при передаче в пользование арендаторам имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного академиям наук в оперативное управление.

В частности, Российская академия наук (как научная организация) и подведомственные ей организации, в соответствии с Законом N 127-ФЗ, имеют право сдавать в аренду без права выкупа временно не используемое указанными организациями и находящееся в федеральной собственности имущество, в том числе недвижимое, на основании решения президиума академии, согласованного с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на управление и распоряжение федеральным имуществом. Доходы от сдачи в аренду находящегося в федеральной собственности имущества учреждений РАН в полном объеме учитываются в доходах федерального бюджета и используются указанными организациями в качестве источника дополнительного бюджетного финансирования содержания и развития их материально-технической базы в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (п. 78 Устава Российской академии наук, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2007 г. N 785).

Средства, полученные от сдачи имущества в аренду, согласно п. 4 ст. 250 НК РФ, учитываются в составе внереализационных доходов и подлежат учету бюджетными научными учреждениями при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, о чем сказано в Письме Минфина России от 19 ноября 2008 г. N 03-03-05/151. Также в Письме отмечено, что доходы определяются в соответствии со ст. ст. 248 — 250 НК РФ на основании данных первичных учетных документов и налогового учета.

То, что плата за аренду федерального имущества подлежит включению в налоговую базу, облагаемую налогом на прибыль, подтверждают и арбитражные суды. В качестве примера можно привести Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 19 июня 2009 г. по делу N А32-1284/2007-48/26, Определение ВАС РФ от 16 мая 2008 г. N 6133/08 «Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации».

Расходы, учитываемые в целях налогообложения прибыли, должны быть экономически обоснованны и документально подтверждены, т. е. должны соответствовать критериям, установленным ст. 252 НК РФ. Доходы от сдачи в аренду федерального имущества уменьшаются на расходы, непосредственно связанные с эксплуатацией и содержанием переданного в аренду имущества, а также на суммы налога на имущество организаций и земельного налога в части, приходящейся на сдаваемое в аренду имущество.

Говоря об аренде имущества, находящегося в федеральной собственности, нельзя обойти стороной вопрос обложения налогом на добавленную стоимость (далее — НДС). Объектом обложения НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, что установлено пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ. Местом реализации работ (услуг) признается территория Российской Федерации, если работы (услуги) связаны непосредственно с недвижимым имуществом, находящимся на территории Российской Федерации (пп. 1 п. 1 ст. 148 НК РФ). К таким услугам относятся, в частности, услуги по аренде. Таким образом, предоставление государственного имущества в аренду является объектом обложения НДС.

Пунктом 3 ст. 161 НК РФ установлен особый порядок применения НДС при реализации на территории Российской Федерации услуг по предоставлению в аренду федерального имущества, в соответствии с данным порядком исчислять и уплачивать в бюджет соответствующую сумму НДС обязаны арендаторы такого имущества.

В отношении услуг по предоставлению в аренду государственного имущества, закрепленного за организацией на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, особенностей по исчислению и уплате НДС гл. 21 НК РФ не предусмотрено, на что обращено внимание в Письме Минфина России от 10 мая 2012 г. N 03-07-11/140. Поэтому при оказании организацией, в том числе научным бюджетным учреждением, услуг по предоставлению в аренду государственного имущества, закрепленного за ней на праве оперативного управления, плательщиком НДС будет являться данная организация.

Аналитический учет доходов и расходов по средствам целевого финансирования и целевых поступлений необходимо вести по каждому виду поступлений с учетом требований гл. 25 НК РФ. Требование о раздельном учете доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования, содержит ст. 251 НК РФ. При отсутствии раздельного учета полученные средства целевого финансирования рассматриваются как подлежащие обложению налогом на прибыль организаций с даты их получения.

РАН строится по научно-отраслевому и территориальному принципам, в ее структуру входят отделения по областям и направлениям науки, региональные отделения и региональные научные центры. Отраслевые государственные академии наук также строятся по научно-отраслевому и территориальному признакам.

Любое территориально обособленное от организации подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места, признается обособленным подразделением организации. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. Рабочее место при этом считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Приведенное выше понятие обособленного подразделения содержит ст. 11 части первой НК РФ. Налогоплательщики, имеющие обособленные подразделения, уплачивают налог на прибыль организаций с учетом особенностей, установленных ст. 288 НК РФ.

Налогоплательщики — российские организации, имеющие обособленные подразделения, коими являются академии наук, исчисление и уплату в федеральный бюджет сумм авансовых платежей, а также сумм налога, исчисленного по итогам налогового периода, производят по месту своего нахождения без распределения указанных сумм по обособленным подразделениям (п. 1 ст. 288 НК РФ). Местом нахождения обособленного подразделения российской организации признается место осуществления этой организацией деятельности через свое обособленное подразделение.

Уплата авансовых платежей, а также сумм налога, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, производится налогоплательщиками — российскими организациями по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения. Доля прибыли определяется как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого обособленного подразделения соответственно в среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества, определенной в соответствии с п. 1 ст. 257 НК РФ, в целом по налогоплательщику.

Если налогоплательщик — академия наук имеет несколько обособленных подразделений на территории одного субъекта Российской Федерации, то в этом случае распределение прибыли по каждому из обособленных подразделений, расположенных на территории одного субъекта Российской Федерации, может не производиться и сумма налога, подлежащая уплате в бюджет субъекта Российской Федерации, определяется исходя из доли прибыли, исчисленной из совокупности показателей обособленных подразделений (п. 2 ст. 288 НК РФ).

Налогоплательщик имеет право самостоятельно выбрать то обособленное подразделение, через которое будет осуществляться уплата налога в бюджет субъекта Российской Федерации.

Если организация, а также ее обособленные подразделения находятся на территории одного субъекта Российской Федерации, то налогоплательщик может принять решение об уплате им налога на прибыль в бюджет этого субъекта Российской Федерации за все свои обособленные подразделения. В Письме ФНС России от 10 августа 2006 г. N 02-4-12/49@ «О применении абзаца 2 пункта 2 статьи 288 НК РФ» сказано, что применяемый налогоплательщиком порядок уплаты налога на прибыль организаций в бюджеты субъектов Российской Федерации указывается в учетной политике для целей налогообложения.

Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, по окончании каждого отчетного и налогового периода должна представить в налоговые органы по месту своего нахождения налоговую декларацию в целом по организации с распределением по обособленным подразделениям (п. 5 ст. 289 НК РФ) или по обособленным подразделениям, находящимся на территории одного субъекта Российской Федерации, при уплате налога на прибыль в соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 288 НК РФ, т. е. по группе обособленных подразделений.

В налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения организации представляют декларацию, включающую в себя титульный лист (лист 01), подраздел 1.1 разд. 1 и подраздел 1.2 разд. 1 (при уплате в течение отчетных (налогового) периодов ежемесячных авансовых платежей), а также расчет суммы налога (Приложение N 5 к листу 02), подлежащей уплате по месту нахождения данного обособленного подразделения. При расчете налога на прибыль по группе обособленных подразделений, находящихся на территории одного субъекта Российской Федерации, декларация в указанном объеме представляется в налоговый орган по месту нахождения ответственного обособленного подразделения, т. е. того, через которое осуществляется уплата налога на прибыль в бюджет этого субъекта Российской Федерации (п. 1.4 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, утвержденного Приказом ФНС России от 22 марта 2012 г. N ММВ-7-3/174@ «Об утверждении формы и формата представления налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, Порядка ее заполнения»).

В статье мы говорили о том, что целью деятельности всех государственных академий наук является проведение фундаментальных и прикладных научных исследований в различных областях знаний. Соответственно, академии наук проводят большое количество научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, налогообложение которых осуществляется с особенностями, установленными ст. 262 НК РФ.

С 1 января 2012 г. в целях налогообложения прибыли расходами НИОКР на основании п. 1 ст. 262 НК РФ признаются расходы, относящиеся:

— к созданию новой или усовершенствованию производимой продукции (товаров, работ, услуг);

— к созданию новых или усовершенствованию применяемых технологий, методов организации производства и управления.

Перечень расходов на НИОКР закреплен п. 2 ст. 262 НК РФ.

Расходы на НИОКР, за исключением сумм отчислений в фонды поддержки, на основании п. 4 ст. 262 НК РФ с 1 января 2012 г. признаются для целей налогообложения независимо от результата НИОКР в порядке, предусмотренном ст. 262 НК РФ, после завершения исследований или разработок (отдельных этапов работ) и (или) подписания сторонами акта приема-передачи.

Налогоплательщик вправе включать расходы на НИОКР в состав прочих расходов в том отчетном (налоговом) периоде, в котором завершены такие исследования или разработки (отдельные этапы работ), если иные правила не предусмотрены ст. 262 НК РФ.

Расходы на НИОКР по Перечню научных исследований и опытно-конструкторских разработок, расходы налогоплательщика на которые в соответствии с п. 7 ст. 262 части второй Налогового кодекса Российской Федерации включаются в состав прочих расходов в размере фактических затрат с коэффициентом 1,5, налогоплательщики вправе включить в состав прочих расходов того отчетного (налогового) периода, в котором завершены такие исследования или разработки (отдельные этапы работ), в размере фактических затрат с применением коэффициента 1,5. Названный Перечень утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2008 г. N 988.

Обратите внимание, в целях применения указанной нормы к фактическим затратам на НИОКР относятся затраты, предусмотренные пп. 1 — 5 п. 2 ст. 262 НК РФ, т. е. все затраты, за исключением отчислений на формирование фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности.

Пунктом 8 ст. 262 НК РФ установлено, что налогоплательщик, использующий право, предусмотренное п. 7 ст. 262 НК РФ, должен представить в налоговый орган по месту нахождения организации отчет о выполненных НИОКР, расходы на которые признаются в размере фактических затрат с коэффициентом 1,5. Отчет представляется в отношении каждого научного исследования и опытно-конструкторской разработки (отдельного этапа работы) и должен соответствовать общим требованиям, установленным национальным стандартом к структуре оформления научных и технических отчетов. Постановлением Госстандарта России от 4 сентября 2001 г. N 367-ст с 1 июля 2002 г. введен ГОСТ 7.32-2001 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления».

Как отмечено в Письме Минфина России от 5 марта 2012 г. N 03-03-06/1/119, обязанность представления отчета установлена в отношении расходов на НИОКР, начатые с 1 января 2012 г. В случае непредставления отчета суммы расходов на НИОКР учитываются в составе прочих расходов в размере фактических затрат.

Статьей 262 НК РФ определено, что суммы расходов на НИОКР, в том числе не давшие положительного результата, по Перечню N 988, начатые до 1 января 2012 г., должны быть включены в состав прочих расходов в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат с применением коэффициента 1,5 в порядке, который действовал в 2011 г. Отчет, о котором мы говорили выше, в налоговые органы представлять не нужно.

Теперь о налоге на добавленную стоимость и о льготах в научной деятельности.

Льготам по НДС в сфере научной деятельности посвящены пп. 16 и 16.1 п. 3 ст. 149 НК РФ.

Так, пп. 16 п. 3 ст. 149 НК РФ определено, что на территории Российской Федерации освобождается от налогообложения выполнение НИОКР за счет средств бюджетов, а также средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и образуемых для этих целей в соответствии с законодательством Российской Федерации внебюджетных фондов министерств, ведомств, ассоциаций; выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ учреждениями образования и научными организациями на основе хозяйственных договоров.

Обращаем ваше внимание на то, что льгота распространяется лишь на выполнение НИОКР, финансируемых из российских бюджетов различных уровней, в силу чего при оплате работ за счет бюджета иностранного государства применение льготного режима налогообложения будет признано неправомерным. Такие разъяснения содержит Письмо УФНС России по г. Москве от 22 октября 2004 г. N 24-11/68726.

Любая льгота должна быть подтверждена документально, однако в пп. 16 п. 3 ст. 149 НК РФ законодатель не указывает, какими документами она подтверждается. Так как в данном случае ключевое значение имеет источник финансирования НИОКР, то, по мнению автора, основанием для применения льготы может выступать договор на выполнение работ с указанием источника финансирования, а также письменное уведомление заказчика, которому выделены средства непосредственно из бюджета, в адрес исполнителей и соисполнителей о выделенных ему бюджетных средствах для оплаты указанных работ. Аналогичные разъяснения на этот счет содержатся как в Письме Минфина России от 29 июля 2011 г. N 03-07-07/41, так и в Письме УФНС России по г. Москве от 16 февраля 2009 г. N 16-15/013746. Заметим, что из указанных Писем следует, что воспользоваться льготным налоговым режимом по данному основанию могут не только прямой исполнитель работ, но и соисполнители, привлекаемые исполнителем для выполнения указанных работ по заключенному договору.

Не возражают по этому поводу и арбитры, на что указывают, в частности, Постановление ФАС Поволжского округа от 31 мая 2011 г. по делу N А55-13057/2010, Постановление ФАС Московского округа от 15 декабря 2008 г. N КА-А40/11493-08 по делу N А40-17078/08-127-45 и ряд других.

Подпункт 16.1 п. 3 ст. 149 НК РФ выводит из-под налогообложения выполнение организациями научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, относящихся к созданию новых видов продукции и технологий или к усовершенствованию производимой продукции и технологий, если в состав научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ включаются следующие виды деятельности:

— разработка конструкции инженерного объекта или технической системы;

— разработка новых технологий, т. е. способов объединения физических, химических, технологических и других процессов с трудовыми процессами в целостную систему, производящую новую продукцию (товары, работы, услуги);

— создание опытных, т. е. не имеющих сертификата соответствия, образцов машин, оборудования, материалов, обладающих характерными для нововведений принципиальными особенностями и не предназначенных для реализации третьим лицам, их испытание в течение времени, необходимого для получения данных, накопления опыта и отражения их в технической документации.

Этой льготой могут воспользоваться любые организации-разработчики, осуществляющие любой из перечисленных в пп. 16.1 п. 3 ст. 149 НК РФ видов деятельности. Причем в данном случае совершенно не важен источник финансирования работ, осуществляемых организацией-разработчиком. Главное, чтобы работы отвечали всем требованиям, перечисленным в пп. 16.1 п. 3 ст. 149 НК РФ.

Рассматривая возможность использования льготных налоговых режимов, нельзя не отметить, что ст. 149 НК РФ делит все виды льгот, установленные данной статьей, на обязательные и необязательные льготы. Льготы, состав которых определен п. 3 ст. 149 НК РФ, применяются налогоплательщиками в добровольном порядке, т. е. используются по инициативе налогоплательщика, поэтому при желании организации, выполняющие НИОКР, могут от них отказаться.

Отказ от льгот чаще всего осуществляют налогоплательщики, которые помимо операций, освобожденных от налогообложения, осуществляют операции, облагаемые налогом. В этой ситуации законодательство по НДС требует обязательного ведения налогоплательщиком раздельного учета таких операций, на что указывает п. 4 ст. 149 НК РФ. Так как организация такого учета довольно сложна, то многие, не желая его вести, принимают решение об отказе от льготы.

Чтобы отказаться от использования льготы, предусмотренной п. 3 ст. 149 НК РФ, налогоплательщик должен написать заявление об отказе от применения льготного режима и представить его в налоговый орган до 1-го числа того налогового периода, с которого он намерен отказаться от использования льготы или приостановить ее использование (п. 5 ст. 149 НК РФ). Форма заявления не установлена, поэтому оно подается в произвольной форме.

——————————————————————