Разработка доктрины развития конституционной экономики на кафедрах юридического факультета Финансового университета при Правительстве РФ

(Иванова С. А., Павликов С. Г.)

(«Современный юрист», 2013, N 2(3) (Апрель-Июнь))

Текст документа

РАЗРАБОТКА ДОКТРИНЫ РАЗВИТИЯ КОНСТИТУЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ

НА КАФЕДРАХ ЮРИДИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

ФИНАНСОВОГО УНИВЕРСИТЕТА ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ

С. А. ИВАНОВА, С. Г. ПАВЛИКОВ

(Работа выполнена по результатам гос. задания

Правительства РФ: НИР кафедры «Гражданское право»,

«Конституционное и муниципальное право», 2013 г.)

Иванова Светлана Анатольевна, доктор юридических наук, профессор, заведующая кафедрой «Гражданское право», заместитель первого проректора по учебной и методической работе ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации».

Павликов Сергей Герасимович, доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой «Конституционное и муниципальное право» ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации».

Авторы обосновывают возможность повышения эффективности процесса правового регулирования российской экономики на основе усиления роли в нем представителей научного сообщества, творческих коллективов ведущих учебных заведений Российской Федерации.

Ключевые слова: государство, право, экономика, конституционная экономика, Конституция, общество, суд, собственность, кафедра.

Development of doctrine in the development of constitutional economics in the departments of faculty of law university of Finance under the Government of the Russian Federation (This work was based on State Convernment job: R& D of «civil law», «Constitutional and municipal law», 2013)

S. A. Ivanova, S. G. Pavlikov

The authors justify the opportunity to increase the effectiveness of the legal regulation of the Russian economy through strengthening the role of the representatives of the scientific community, the creative teams of leading educational institutions of the Russian Federation.

Key words: government, law, economics, economy, Constitution, constitutional society, court, property, department.

Важной составной частью концепции современного государства является конституционная экономика — научно-практическое направление на стыке экономики и права, анализирующее в том числе взаимное влияние правовых и экономических факторов при принятии государственных решений, затрагивающих экономические и социальные права, гарантированные в Конституции, а также проблемы применения Конституции [1, с. 17]. Авторы статьи полагают возможным использовать термин «конституционная экономика» и в более широком контексте, как научное направление, преследующее цель анализа экономико-правовых явлений.

Безусловно, именно Конституция России 1993 г. закрепляет правовые основы экономической организации общества, определяет главное содержание и общую направленность развития экономических отношений, тем самым придавая ей качество конституционной экономики; от состояния экономики страны в решающей степени зависит обеспечение действия Конституции. В свою очередь, оптимальное конституционно-правовое регулирование экономики в значительной мере предопределяет эффективность ее развития [2, с. 4].

Термин «конституционная экономика» был предложен американским экономистом Ричардом МакКинзи в 1982 г. в ходе проведения конференции в Вашингтоне, посвященной вопросу влияния экономических проблем на развитие и состояние конституционной структуры государства и общества [3]. Конституционная экономика характеризуется, как правило, как научное направление, изучающее принципы оптимального сочетания экономической целесообразности с достигнутым уровнем конституционного развития, отраженным в нормах конституционного права, регламентирующих экономическую и политическую деятельность в государстве [4, с. 83].

В настоящее время юристы и экономисты должны объединить свои усилия, ибо право регулирует экономические решения, составляющие суть экономической политики государства [5, с. 3]. В этом плане конституционная экономика представляет собой межотраслевые знания о том, в какой мере конституционные нормы и принципы влияют на принятие политическими органами государства важнейших экономических решений, облекаемых в форму нормативных актов [6, с. 79]. Конституционная экономика характеризуется и как междисциплинарное направление раскрытия регулятивного потенциала наиболее обобщенных и социально значимых конституционных положений в сфере экономики [7, с. 194].

Конституционной экономикой можно назвать, по мнению авторов статьи, комплексное рассмотрение взаимосвязи вопросов права с проблемами экономического развития. С данных позиций это научное направление, которое изучает принципы оптимального сочетания экономической целесообразности с достигнутым уровнем конституционного развития, отраженным в праве, регламентирующем экономическую и политическую деятельность в государстве [4, с. 90].

Является ли специфичной российская конституционная экономика, можно ли здесь, к примеру, наблюдать рудименты социалистического типа хозяйствования либо усиление процессов государственного регулирования экономических отношений? Как думается, дать отрицательный ответ на этот вопрос нельзя, имеет место поиск компромисса в этом вопросе при активном участии Конституционного Суда Российской Федерации. «Экономическая проблематика, — пишет Н. С. Бондарь, — занимает в решениях Конституционного Суда одно из первых мест. Удельный вес экономических дел в практике Конституционного Суда составляет около 40% от их общего количества, а если учесть тесно связанную с ними социальную проблематику, эта цифра будет превышать половину всех решений Суда» [8, с. 147]. В решениях данного органа власти затрагивались вопросы, относящиеся к развитию и правовому режиму всех форм собственности, права на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной незапрещенной экономической деятельности. Имеется более 50 постановлений, в которых были сформулированы в том числе правовые позиции: о том, что право частной собственности не является абсолютным и не принадлежит к таким правам, которые в соответствии с ч. 3 ст. 56 российской Конституции не подлежат ограничению ни при каких условиях; о том, что конституционные условия ограничения права собственности федеральным законом в целях защиты соответствующих конституционных ценностей распространяются по смыслу ст. ст. 8, 34, 35, 130, 132 и 133 Конституции, в том числе и на право собственности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований; о том, что конституционные гарантии права частной собственности касаются частных собственников — физических и юридических лиц и принадлежащего им имущества, если оно не изъято из гражданского оборота и принадлежит им на законных основаниях; о том, что содержание регулирования отношений собственности законодатель не может определять произвольно, а должен исходить из того, что отношения собственности в Российской Федерации должны регламентироваться в соответствии с принципами правового государства на основе юридического равенства и справедливости; о том, что право наследования имеет своей конституционной основой норму как ч. 4, так и ч. 2 ст. 35 Конституции, предусматривающую возможность для собственника распорядиться принадлежащим ему имуществом, и включает в себя право наследодателя распорядиться своим имуществом и право наследников на его получение [9]. Кроме того, Конституционный Суд России указал, что конституционное право на свободное осуществление предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности не означает, что государство возлагает на себя обязанность гарантировать каждому предпринимателю получение дохода [10]. Именно Конституционным Судом России впервые на нормативном уровне было введено понятие «экономическая свобода» [11].

Возникает опять же вопрос о том, насколько оптимален такой путь развития отечественной конституционной экономики как базирующейся на нормативном регулировании, «корректируемом» органом судебного конституционного контроля. Как думается, практика подтверждает в целом его эффективность, которая могла бы увеличиться при условии участия в этом процессе представителей научного сообщества, творческих коллективов ведущих учебных заведений Российской Федерации. В этом контексте необходимо реальное применение такого источника права при регулировании экономических отношений, как доктрина.

Развивать такие начала в конституционной экономике призваны университеты, имеющие в своем составе высококвалифицированных экономистов и юристов, работающих в том числе в рамках совместных научных проектов. Охарактеризуем это на примере вклада кафедр «Конституционное и муниципальное право», «Гражданское право» Финансового университета в развитие конституционной экономики и в целом в разработку проблем соотношения экономико-правовых явлений.

Первый учебник «Правовое обеспечение российской экономики» был подготовлен коллективом кафедры «Конституционное и муниципальное право» еще в 2002 г. (в данный период времени кафедра «Государственно-правовые дисциплины») [12]. В 2011 г. коллектив кафедры издал монографию «Правовая регламентация взаимоотношений государства и бизнеса: новые подходы» [13]. В 2013 г. коллективом кафедры под научным руководством С. Г. Павликова подготовлено и издано учебное пособие «Конституционно-правовые основы регулирования экономических отношений в Российской Федерации» [14]. При этом следует обратить внимание на то обстоятельство, что рецензентом юридической работы выступили не только правоведы, но и экономисты, в частности, доктор экономических наук, член-кор. РАН, зав. кафедрой макроэкономики и макроэкономического регулирования Финансового университета при Правительстве Российской Федерации Д. Е. Сорокин. Нельзя не отметить вклад в разрешение проблем взаимодействия права и экономики профессора кафедры Л. В. Голоскова, в трудах которого, в частности, исследуются теоретические и прикладные аспекты соотношения сетевого права и сетевой экономики [15].

Коллектив кафедры «Конституционное и муниципальное право» принимает участие в обсуждении проблем развития конституционной экономики и, в частности, на страницах журнала «Государство и право» [16]. Здесь всегда можно обнаружить публикации сотрудников Финансового университета, непосредственно связанные с указанной проблематикой [17].

Кафедра «Гражданское право» Финансового университета осуществляет научно-исследовательские работы, связанные с анализом соотношения экономико-правовых явлений, в том числе выполняемые по государственному заданию в соответствии с Перспективным планом проведения таких работ в Финансовом университете при Правительстве Российской Федерации на 2012 — 2014 годы. Так, в 2011 г. коллектив кафедры (проф. каф., д. ю.н. Л. Ю. Грудцына, проф. каф., д. ю.н. С. М. Петров, доц. каф., к. ю.н. Е. А. Свиридова, доц. каф., к. ю.н. Р. Ш. Рахматулина и др.) в рамках научно-исследовательской работы на тему «Совершенствование законодательства об интеллектуальной собственности в области цифровых технологий» осуществил разработку рекомендаций по внесению изменений и дополнений в гражданское законодательство, направленных на правомерное использование результатов интеллектуальной деятельности.

В 2012 г. коллектив кафедры в рамках научно-исследовательской работы на тему «Инновации в создании и деятельности малых предприятий при образовательном учреждении: совершенствование законодательства» охарактеризовал специфику и перечень объектов интеллектуальной собственности в системе факторов обеспечения инновационного развития хозяйствующих субъектов при образовательном учреждении, условия возникновения и механизмы закрепления прав на них.

Ведущие сотрудники кафедры «Гражданское право» (Л. Ю. Грудцына, С. В. Дедиков, В. И. Иванов, С. А. Иванова, В. А. Савельев, Л. В. Санникова, В. Н. Ткачев) выступали в качестве экспертов при разработке проекта Федерального закона N 47538-6 «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации», проекта Федерального закона «О внесении изменений в Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и Кодекс об административных правонарушениях РФ», проекта Федерального закона «О финансовом уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг».

Кафедра «Гражданское право» принимает активное участие в межкафедральной научно-исследовательской работе «Правовое обеспечение инновационного развития экономики», в рамках которой разрабатывает подтему «Модернизация гражданского законодательства в условиях инновационного развития экономики». Круг вопросов, исследуемых профессорско-преподавательским составом кафедры, весьма широкий; в частности это:

— правовое регулирование расчетов на территории Российской Федерации;

— проблемы соотношения договора банковского вклада и договора банковского счета;

— факторинг как форма развития предпринимательства в России;

— проблемы вещного права;

— разработка основных теоретических положений Концепции управления государственным имуществом в условиях инновационной экономики;

— совершенствование законодательства в сфере рекламы;

— проблемы правового регулирования поставки товаров, выполнения работ и оказания услуг для государственных нужд;

— совершенствование законодательства об интеллектуальной собственности и др.

Результатом данной работы являются многочисленные публикации членов кафедры в журналах «Вестник арбитражной практики», «Новый юридический журнал», «Образование и право», «Право и жизнь», «Экономика и право. XXI век», а также в журналах из перечня ВАК РФ («Вестник Финансового университета», «Закон», «Закон и право», «Гражданское право», «Государство и право», «Евразийский юридический журнал», «Современное право», «Ученые труды РААН», «Юридическое образование и наука»).

Большой интерес представляет исследование профессора кафедры Л. Ю. Грудцыной, посвященное изучению зависимости формирования и темпов развития институтов гражданского общества от существующих в стране политических, правовых и социально-экономических условий развития частной собственности. В своих монографиях [18] и статьях [19] на данную тему автор отмечает, что понятия «гражданское общество», «экономика», «правовое государство», «демократия» являются тесно взаимосвязанными. Удаление из этой системы хотя бы одного компонента неизбежно приводит к невозможности реализации всех остальных. Л. Ю. Грудцыной аргументирована позиция, согласно которой основными принципами регулирования экономических отношений в условиях формирования экономической основы гражданского общества в России являются многообразие и равноправие всех форм собственности на землю, свобода труда, предпринимательства и иной не запрещенной законом деятельности, свобода перемещения товаров, услуг и финансовых средств.

Коллективом кафедры «Гражданское право» проведен научный анализ сочетания частного и публичного права. Это принцип можно определить как руководящее положение, требующее сбалансированного отражения в законодательстве частных и публичных интересов в сфере имущественных и личных неимущественных отношений путем их стимулирования и ограничения системой диспозитивных и императивных средств правового регулирования. В работах доц. каф., к. ю.н. Н. И. Беседкиной, доц. каф., к. ю.н. В. Е. Белова, проф. каф., к. ю.н., проф. В. И. Иванова, зав. каф., д. ю.н. С. А. Ивановой, доц. каф., к. ю.н. М. В. Коротковой, доц. каф., к. ю.н. Р. Ш. Рахматулиной, доц. каф., к. ю.н. Е. А. Свиридовой подчеркивается, что основные начала гражданского законодательства выступают правовой основой обеспечения реализации основных принципов гражданского законодательства, в частности принципов разумности и справедливости гражданско-правового регулирования, и условием их эффективного использования в качестве критериев разрешения конфликта интересов участников гражданских правоотношений.

В целях апробации данной концепции 12 октября 2012 г. кафедрой «Гражданское право» в Финансовом университете была организована Международная конференция на тему «Единство частного и публичного права». Тезисы выступлений участников данного научного мероприятия были опубликованы в журнале «Образование и право» (2012, N 12). Отстаиваемая идея нашла также свое воплощение в коллективной монографии «Концепция публичного и частного права», изданной в 2013 году.

Таким образом, одной из важнейших задач кафедры «Гражданское право» является содействие развитию фундаментальных и прикладных исследований в области гражданско-правовых отношений, тесно связанных с экономической сферой, что, в свою очередь, способствует формированию научной среды национального исследовательского университета.

Авторы статьи как представители вышеназванных кафедр считают возможным и рамках данной статьи в контексте дискуссии относительно перспектив развития конституционной экономики, взаимодействия экономико-правовых явлений, эволюции и трансформации конституционно-правовых основ регулирования экономических отношений высказать следующие суждения.

В Конституции России нет специальной главы, закрепляющей основы экономической политики нашего государства. Однако в стране, несмотря на непростые экономические условия, постепенно создается и закрепляется соответствующими правовыми нормами единая концепция взаимоотношений между государством и экономическими субъектами новой формации, в том числе и взаимоотношений между самими экономическими субъектами на основании конституционно закрепленных основных экономических принципов. В совокупности эти принципы, которые закреплены в ряде статей, можно определить как конституционные основы экономической политики Российской Федерации.

Важнейшую роль в условиях рыночной экономики приобретает частная собственность — это основополагающий институт, реализация которого обеспечивается российской Конституцией. Многие конституционные принципы связаны с имущественными отношениями и главной составляющей этих отношений — собственностью, с неотъемлемым правом гражданина России, связанным с правомочиями владения, пользования и распоряжения его имуществом. С принятием 12 декабря 1993 г. Конституции Российской Федерации в нашей стране провозглашается принцип равной защиты всех форм собственности. При этом право собственности является одним из наиболее важных институтов гражданского права, поскольку напрямую затрагивает обширную сферу регулирования имущественных отношений. Кроме того, частная собственность является доминирующей формой в макроэкономике Российской Федерации и одновременно важным элементом, обеспечивающим стабильное функционирование экономики нашего государства в целом.

Некоторые исследователи отмечают, что в описании многих явлений экономики в юриспруденции преобладает частноправовой подход [20, с. 123]. Однако эта тенденция изменяется, все реже игнорируются иные институты, механизмы, категории в области государственного воздействия на экономику и предпринимательство, а также взаимоотношения бизнеса и власти. Исследователи обращаются к вопросам правового анализа государственного «публичного» воздействия на экономику; при этом можно опираться на работы, посвященные имущественной ответственности государства, деятельности государственных корпораций и компаний, саморегулируемых организаций в управлении государственной собственностью и т. п. [21]. Изучение процесса реализации правового статуса органов власти и бизнес-структур в сфере экономики становится особенно важным в связи с реформированием системы публичной власти, усилением тенденций прагматизма и технократии в управлении общественными процессами [20, с. 125].

Развитие экономических отношений во многом предопределяется нормативно-правовым регулированием, в котором важнейшую роль играет конституция (основной закон) страны [22, с. 20]. Так, например, конкурентные отношения, складывающиеся в процессе экономической деятельности, являются неотъемлемой частью рынка, поэтому конституция, регулирующая рыночные, а вместе с ними конкурентные и иные отношения, представляет особую значимость для функционирования всей экономики в целом.

Авторы полагают необходимым отметить, что все большее распространение получает понятие «экономическая конституция». Если для России этот термин является не совсем привычным, то для европейских стран концепция экономической конституции является самостоятельной теорией, отделившейся от концепции конституции в процессе развития последней [23, с. 23]. Ряд российских ученых (Г. Н. Андреева, Г. А. Гаджиев, И. А. Кравец и др.) принимают активное участие в разработке данной концепции; по их мнению, экономическая конституция — совокупность конституционных принципов, норм, понятий в сфере экономики, связанных между собой сложными логико-правовыми связями и в силу этого составляющих определенное единство [24]. В условиях дискуссии о будущем единой европейской конституции вопросы развития рыночной экономики, единого рынка и свободной конкуренции занимают одно из важнейших мест в развитии концепции экономической конституции [25]. Так, например, некоторые ученые полагают, что экономическая конституция лишь фиксирует наличие определенных экономических требований и условий в тексте Основного Закона, что препятствует широкомасштабному «вторжению» экономистов в сферу права [26, с. 12]. С точки зрения позитивного права, как утверждает, в частности, А. С. Сухоруков, экономическая конституция как правовая материя содержит основные нормы права, отражающие экономический строй государства, а также фиксирует экономические права и свободы [22, с. 22].

Как уже отмечалось, все большее значение приобретают научные разработки в сфере конституционной экономики. Под конституционной экономикой понимается научное направление, изучающее принципы оптимального сочетания экономической целесообразности с достигнутым уровнем конституционного развития, отраженным в нормах конституционного права, регламентирующих экономическую и политическую деятельность в государстве [27]. Одной из главных задач конституционной экономики является анализ воздействия экономики на государство и выработка управленческих решений, направленных на обеспечение эффективного функционирования экономики в интересах своих граждан и государства в целом.

Конституционную экономику все чаще характеризуют как научное направление, изучающее принципы оптимального сочетания экономической целесообразности с достигнутым уровнем конституционного развития, отраженным в нормах конституционного права, регламентирующих экономическую и политическую деятельность в государстве [28, с. 90]. «До настоящего времени, — пишет К. Е. Лагутенко, — это научное направление развивалось в основном усилиями западных экономистов. Комплексный подход к исследованию проблем конституционной экономики имеет большое практическое значение, поскольку позволяет преодолеть традиционное для юристов незнание вопросов экономики, а для экономистов — незнание вопросов права, в том числе и таких правовых норм, которые призваны регулировать экономические отношения. Интерес к праву является для экономистов вполне естественным. Ведь правовые нормы зачастую ограничивают возможность принятия и осуществления кажущихся эффективными экономических решений, а нередко устанавливают такой уровень имущественных обязательств, который не соответствует существующим в реальности экономическим возможностям» [28, с. 99].

Конституционная экономика характеризуется исследователями как научное прикладное направление и основа правовой реформы в сфере системы экономического законодательства. Конституционная экономика предполагает комплексное рассмотрение взаимосвязи вопросов права с основами экономического положения личности и проблемами экономического развития страны.

Как считает П. Д. Баренбойм, конституционная экономика направлена на изучение развития экономики, но с точки зрения конституционного права [29, с. 28]. По его мнению, это два научных направления, взаимодополняющих друг друга и необходимых для полного, глубокого и всестороннего изучения взаимоотношений права и экономики; в данном случае ученые говорят об экономическом праве применительно к концепции экономической конституции и о правовой экономике применительно к конституционной экономике [29]. Однако авторы статьи полагают возможным утверждать, что в контексте конституционной экономики возможно комплексное общеправовое изучение развития экономики.

Мировой кризис остро обозначил необходимость перехода экономики на инновационный путь развития. Значительная роль в этом процессе отводится банковскому сектору. Регулирование повседневной инновационной деятельности в рамках сложившегося постиндустриального общества, где созданы основные институты, инфраструктура, произошли изменения в социальной структуре, качественно отлично от управления переходом от экономики развивающегося типа к экономике передовой [30, с. 27]. Государство путем издания законов берет на себя конкретные обязательства перед гражданами, общественными организациями, другими государствами и всем международным сообществом. Но и личность несет ответственность перед обществом и государством. В связи с этим вызывает тревогу ослабление чувства ответственности у большей части российского населения, равнодушие граждан к делам общества и государства [31, с. 23].

Из содержания ст. 15 Конституции РФ следует, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Но ведь и законы России также входят в эту систему, и, следовательно, она состоит не только из законов, но и включает в себя право. Таким образом, Конституция РФ видит в целом правовую систему как состоящую из законов России и права, которое нельзя назвать законом государства. Области права, а именно правовая доктрина, правосознание, правопонимание, обычное право, судейское правотворчество, соглашения равноправных субъектов, не указанные в законе, аналогия права, должны находиться за пределами закона как правила поведения [32, с. 47].

Одними из главных задач конституционной экономики являются анализ воздействия экономики на государство и выработка управленческих решений, направленных на обеспечение эффективного функционирования экономики в интересах своих граждан и государства в целом. Право играет важную роль в регулировании экономики. Однако его роль не может быть избыточной, равно как не может отсутствовать вовсе, ибо в последнем случае будет иметь место фактическое игнорирование институтов государства и права. Поиск баланса в этом процессе — одна из самых сложных, но и важнейших задач, стоящих в настоящее время перед Российской Федерацией, которая может и должна разрешаться при активном участии представителей научного сообщества.

Библиография

1. Баренбойм П. Д. Концепция Зорькина-Танчева о соотношении современных доктрин верховенства права и правового государства // Законодательство и экономика. 2011. N 10.

2. Мельников В. В. Конституционные основы регулирования экономических отношений в России. М.: Юркомпани, 2011. 206 с.

3. Constitutional economics // Ed. Richard McKenzie. Lexington, Mass., 1984.

4. Лагутенко К. Е. Система конституционной экономики // Публично-правовые исследования (электронный журнал). 2012. N 1.

5. Конституционная экономика / Отв. ред. Г. А. Гаджиев. М.: Юстицинформ, 2010.

6. Гаджиев Г. А. Этические основы философско-правовой категории «общее благо» в контексте конституционной экономики // Философия права в начале XXI столетия через призму конституционализма и конституционной экономики / Сост. П. Д. Баренбойм, А. В. Захаров. М.: Летний сад, 2010.

7. Мазаев В. Д. Метод конституционного права и конституционная экономика // Философия права в начале XXI столетия через призму конституционализма и конституционной экономики / Сост. П. Д. Баренбойм, А. В. Захаров. М.: Летний сад, 2010.

8. Бондарь Н. С. Судебный конституционализм в России в свете конституционного правосудия. М.: Норма; Инфра-М, 2011. 544 с.

9. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 22 ноября 2000 г. N 14-П «По делу о проверке конституционности ч. 3 ст. 5 Федерального закона «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации» // СЗ РФ. 2000. N 49. Ст. 4861.

10. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 22 июля 2002 г. N 14-П «По делу о проверке конституционности ряда положений Федерального закона «О реструктуризации кредитных организаций», п. п. 5 и 6 ст. 120 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» в связи с жалобами граждан, жалобой региональной общественной организации «Ассоциация защиты прав акционеров и вкладчиков» и жалобой ОАО «Воронежское конструкторское бюро антенно-фидерных устройств» // СЗ РФ. 2002. N 31. Ст. 3161.

11. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24 февраля 2004 г. N 3-П // СПС «КонсультантПлюс».

12. Правовое обеспечение российской экономики: Учебник для студентов юридических специальностей. М.: БЕК, 2002. 656 с.

13. Правовая регламентация взаимоотношений государства и бизнеса: новые подходы. М.: Финансовый университет, 2011. 223 с.

14. Конституционно-правовые основы регулирования экономических отношений в Российской Федерации: Учебное пособие. М.: Альфа-М, 2013. 231 с.

15. Голоскоков Л. В. Теория сетевого права: Курс лекций. М.: МПСУ; Воронеж: Модек, 2012. 216 с.

16. Авдийский В. И., Павликов С. Г. О соотношении экономики и права и конституционно-правовых основах регулирования экономических отношений // Гос. и право. 2013. N 7.

17. Ручкина Г. Ф. От предпринимательского — к экономическому праву // Гос. и право. 2012. N 2, N 4.

18. Грудцына Л. Ю. Частная собственность и гражданское общество в России: Монография. М.: Финансовый университет, 2012.

19. Грудцына Л. Ю. Гражданское общество и частное право // Образование и право. 2012. N 1(29); Грудцына Л. Ю. Гражданское общество и сфера частных интересов // Образование и право. 2012. N 12(40).

20. Васильева С. В. Публично-правовое регулирование экономики: комплексный анализ // Журнал российского права. 2011. N 5.

21. Талапина Э. В. Публичное право и экономика: Курс лекций. М.: Волтерс Клувер, 2011. 520 с.

22. Сухоруков А. С. Экономическая конституция как основа конституционно-правового регулирования конкурентных отношений в Российской Федерации и Федеративной Республике Германия // Конституционное и муниципальное право. 2010. N 6.

23. Андреева Г. Н. В европейском дискурсе // Журнал российского права. 2007 . N 12.

24. Андреева Г. Н. О концепции экономической конституции // Конституционное и муниципальное право. 2006. N 1.

25. Maurer H., Staatsrecht I. 4 Aufl. Munchen: Beck, 2005. S. 254; Claphan R. Wirtschaftsverfassung fur Europa // AusPolitik und Zeitgeschichte. B., 2004. N 17.

26. Баренбойм П. Д. Конституционная экономика: двадцать пять лет в мире и десять лет в России // Законодательство и экономика. 2007. N 6.

27. Баренбойм П. Д., Гаджиев Г. А., Лафитский В. И., Мау В. А. Конституционная экономика. М.: Юстицинформ, 2006.

28. Лагутенко К. Е. Система конституционной экономики // Публично-правовые исследования (электронный журнал). 2012. N 1.

29. Баренбойм П. Д. Конституционная экономика как система доказательств отсутствия интеллектуального превосходства государства над его гражданами и поправки к Конституции РФ // Законодательство и экономика. 2008. N 12.

30. Грудцына Л. Ю., Пашенцев Д. А., Шленева Е. В. Основные направления формирования концепции правового обеспечения комплексной национальной инновационной системы // Образование и право. 2011. N 6(22).

31. Грудцына Л. Ю. Свобода и гражданское общество // Образование и право. 2011. N 1(19).

32. Иванова С. А. К вопросу о классификации права на частное и публичное: введение в проблему // Образование и право. 2012. N 3(31).

——————————————————————

Название документа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *