Еще раз о национальной идее России (апрельские тезисы)

(Белых В. С.) («Гражданское общество в России и за рубежом», 2013, N 2) Текст документа

ЕЩЕ РАЗ О НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕЕ РОССИИ (АПРЕЛЬСКИЕ ТЕЗИСЫ)

В. С. БЕЛЫХ

Белых Владимир Сергеевич, заведующий кафедрой предпринимательского права УрГЮА, доктор юридических наук, профессор.

В статье проанализирован с разных точек зрения вопрос о национальной идее в России. Автор рассматривает национальную идею как прообраз (совокупность представлений) народа, наций и народностей, исходя из выработанных веками ценностных ориентиров. В статье названы критерии, которым должна отвечать национальная идея, а также проводится разграничение между государственной, национальной и русской идеей. Автор предлагает объявить общероссийский конкурс на общенациональную идею России.

Ключевые слова: национальная идея, русская идея, патриотизм, религиозность, справедливость, национализм, государственная идея, великая Россия.

About the national idea of Russia again (April theses) V. S. Belykh

The article analyzes issue about the national idea in Russia from different points of view. The author considers national idea as the prototype (complex of conceptions) of nation, nationalities and ethnic groups based on axiological landmark elaborated by centuries. The article names criteria, which national idea should satisfy, and also it distinguishes state, national and Russian ideas. The author offers to announce All-Russian competition on the nationwide idea of Russia.

Key words: national idea, Russian idea, patriotism, religiousness, fairness, nationalism, state idea, great Russia.

1. Вопрос о национальной идее России — вопрос для меня не новый. Я уже писал на эту тему <1>. Повторюсь, утверждая, что без национальной идеи движение и развитие России становится бесцельным, об этом красноречиво свидетельствуют уроки прошлого. Следует согласиться с тезисом, что отсутствие национальной идеи — это духовный кризис общества, характеризующийся разрывом единого пространства, утратой единства мнений базовых социальных ценностей, понижением уровня национальной самооценки <2>. ——————————— <1> Белых В. С. Нужна ли России национальная идея? // Бизнес, менеджмент и право. 2003. N 3. С. 88 — 92; Он же. Россия на перепутье: взгляд из Екатеринбурга // Юридический мир. 2012. N 4. С. 60. <2> См.: Сперанский А. Патриотизм и национальная идея // Уральский федеральный округ (УрФО). 2003. N 5. С. 44 — 45.

На всем историческом прошлом он (вопрос) неоднократно вставал и являлся предметом оживленной дискуссии в обществе и государстве. Так, в царской России в качестве национальной идеи был лозунг «За Бога, царя и Отечество!». В советское время национальная идея выражалась лозунгом «За коммунизм». Однако даже на первый взгляд видно, что во всех случаях речь идет о лозунгах, а не об идее. Хотя лозунг — форма национальной идеи! По народным понятиям, Россия немыслима без царя: «Без Бога свет не стоит, без царя земля не правится»; «Нельзя быть земле русской без монарха». Но разве это имеет какое-либо отношение к самой национальной идее? Другой пример: в царской России такой идеей считалось триединство «православие — самодержавие — народность». Действуя в соответствии и в русле этой идеи, Российская империя считала своим долгом помогать братским славянским народам в их борьбе с иноземными захватчиками (русско-турецкие войны), развиваться не по западным эталонам демократии, а по своему собственному пути развития, который предусматривал соборность и народность вкупе с самодержавной властью православного царя. Все это выступало консолидирующим фактором политической составляющей нации <3>. ——————————— <3> URL: http://soc-work. ru/article/435.

Часто задаю себе вопрос: как могло так случиться в России, что в исторически православном государстве, где бал правили царь, православная церковь, многовековые традиции, вдруг все изменилось: большевики (повстанцы) — вандалы уничтожили Российскую империю, императора Николая II и его семью, осквернили священные памятники России. Что-то дьявольское проснулось в людях, вместо разума и веры — одни животные инстинкты. Например, в советское время основная идея (национальная или государственная) сводилась к одной цели — построению коммунистического общества. Народ был заражен и ослеплен идеей жить в обществе справедливости и добра, в обществе без государства, где бал правят Закон, Правда и Справедливость. Идея, навязанная сверху, потерпела фиаско. Тем не менее эта идея сыграла свою историческую роль в консолидации советского народа в период становления и развития советского государства, особенно в условиях внешней изоляции и военного противоборства СССР и США. И конечно, в годы Второй мировой войны. Без нее (идеи, цели) трудно представить исход победоносной войны и восстановление разрушенного народного хозяйства. Прежде всего возникает принципиальный вопрос: достаточно ли ограничить национальную идею конкретной целью, объединяющей нацию (народ), либо, напротив, надо искать истину где-то в совокупности элементов (составных частей), что в конечном итоге образует единое понятие? Действительно, можно вспомнить идеи в других государствах (идея генерала де Голля о «величии Франции», идея президента Ф. Рузвельта об «американской мечте»). Все эти идеи сфокусированы на чем-то одном и исходят от выдающейся личности. Народ верит в перспективы развития данной идеи и готов следовать за своим вождем в ее претворении, даже путем самопожертвования. После распада СССР современная Россия переживает очередной системный кризис. Кризис достаточно глубокий и охватывающий все стороны и сферы политической, социально-экономической, духовной жизни общества. Даже после десяти лет с момента появления суверенитета России и других независимых государств — бывших союзных республик не удалось избавиться от последствий такого распада. Разрыв произошел по «живому организму», больно ударив по всем сферам: политическим, экономическим, межнациональным и др. После распада советской империи у России нет национальной идеи. Россия на перепутье. Россия в поисках национальной идеи! Распад СССР и образование независимых государств — событие огромной исторической важности, которое еще не получило адекватной оценки у историков, политиков, юристов. По-разному объясняются причины и последствия данного распада. Распространенным считается взгляд о том, что распад советского государства (читай: советской империи) — закономерный процесс, имеющий в историческом сравнении известные аналогии (например, распад Римской или Османской империй). Так, известный американский политолог, государственный деятель профессор Збигнев Бжезинский пишет: «Крах Советского Союза стал заключительным этапом постепенного распада мощного китайско-советского коммунистического блока, который за короткий промежуток времени сравнялся, а в некоторых зонах даже превзошел границы владений Чингисхана» <4>. Бывший советник по национальной безопасности американского президента Д. Картера сокрушается, что крах Российской империи создал вакуум силы в самом центре Евразии. ——————————— <4> Бжезинский З. Великая шахматная доска. Господство Америки и его геополитические императивы. М.: Международные отношения, 1999. С. 108 — 109.

2. Даже беглый обзор и анализ современного понимания национальной идеи свидетельствуют об отсутствии четких границ в исследовании столь сложного общественного явления. В порядке же иллюстрации можно привести некоторые фрагменты высказываний на этот счет. Так, 8 — 9 июня 2002 г. в Санкт-Петербурге состоялась V Всероссийская выставка достижений практической психологии. Казалось бы, какое отношение психология имеет к национальной идее России? Оказывается, прямое: в ходе выставки состоялся общественный форум «Национальная идея Россия: психологическое содержание». Профессор, доктор психологических наук В. М. Аллахвердов предполагает, что Россия может выдвинуть в качестве национальной идеи развитие новых технологий образования и психологии как науки, обеспечивающей данный процесс <5>. Весьма любопытное утверждение: национальная идея — практическая психология! Хорошо еще, что психология, а не психиатрия! ——————————— <5> URL: http://psy.1september. ru/articlef. php? ID=200203009.

Лидер политической партии «Яблоко» Григорий Алексеевич Явлинский 19 ноября 2002 г. на круглом столе «Петербург XXI века» заявил о своем видении государственной и национальной идеи России. В качестве национальной идеи лидер партии назвал уважение; это то, чего жаждет российское население всех слоев и регионов. Задача же государства — обеспечить населению такое уважение <6>. Правда, возникает вопрос: уважение в чем и в отношении кого (чего)? По его словам, государственной идеей страны должно стать «сохранение государства в существующих границах и распространение европейских идей и европейского влияния через Россию на всю Евразию». ——————————— <6> URL: http://spb. yabloko. ru/pbl/94.php.

Президент России В. В. Путин 30 января 2003 г. на заседании Государственного Совета Российской Федерации при обсуждении вопросов повышения роли физической культуры и спорта для формирования здорового образа жизни россиян высказал мнение, что физкультура и спорт становятся частью национальной идеи. Тоже интересный ракурс в определении национальной идеи! Несколько позже, 12 февраля 2004 г., В. В. Путин в своем выступлении перед доверенными лицами в МГУ назвал в качестве национальной идеи конкурентоспособность человека, коллектива и общества. «Нам нужно быть конкурентоспособными во всем. Человек должен быть конкурентоспособным, город, деревня, отрасль производства и вся страна» <7>. ——————————— <7> URL: http://www. zlev. ru/153/153_30.htm.

Правда, при чем здесь конкурентоспособность? Ведь речь идет о национальной идее, а не о конкуренции в сфере материального производства. Далее, В. В. Путин и Д. А. Медведев несколько скептически высказались в адрес национальной идеи: «А у нас с вами, в России, есть еще такая старинная русская забава — поиск национальной идеи. Это что-то вроде поиска смысла жизни. Занятие в целом небесполезное и небезынтересное. Этим можно заниматься всегда и — бесконечно. Не будем сегодня открывать дискуссию по этим вопросам» (В. В. Путин) <8>. А вот высказывание Д. Медведева: «Мне неоднократно приходилось отвечать на вопросы о национальной идее. Дискуссию на эту тему я считаю малоэффективной. Но уверен, что у каждой нации должен быть набор понятных принципов и целей, которые объединяют людей, живущих в одной стране. И строятся эти принципы на вполне реальных задачах, востребованных обществом». Итак, национальная идея — старинная русская забава! Здорово! ——————————— <8> URL: http://pravdaoputine. ru/official-putin/putin-poslanie-sovfed-2007-tekst-audio.

3. Вопрос о национальной идее не прошел мимо А. И. Солженицына, русского писателя, общественного и политического деятеля. Симптоматично, что А. И. Солженицын в интервью журналу «Шпигель» сказал в отношении национальной идеи следующее: «Когда дискуссия о «национальной идее» довольно поспешно возникла в послекоммунистической России, я пытался охладить ее возражением, что после всех пережитых нами изнурительных потерь нам на долгое время достаточно задачи сбережения гибнущего народа». Таким образом, дальнейшему истреблению народа противопоставлена формула А. И. Солженицына «Сбережение народа» <9>. Иначе говоря, когда народ России будет сбережен и приумножен, тогда снова встанет вопрос — какой идеей ему руководствоваться. Однако надо отметить, что формула «Сбережение народа» — это не национальная идея, а лишь формула. ——————————— <9> URL: http://www. solzhenicyn. ru/modules/sections/index_op_viewarticle_artid_199.html.

Известно, что Россия пока остается развивающейся страной, особенно по ВВП на душу населения, который в действительности низок. Россия занимает, по разным оценкам, от 6-го до 10-го места в мире по объему, но лишь 38-е (45-е, 51-е) место в расчете на душу населения. Ближайшими соседями России по этому показателю (11861 долл. США на душу населения) оказались Ботсвана (12057 долл.), Экваториальная Гвинея (11999 долл.), Иран (10692 долл.), Чили (12262 долл.) <10>. ——————————— <10> URL: http://rnns. ru/182885-rossiya-dogonyaet-po-urovnyu-zhizni-yekvatorialnuyu-gvineyu. html.

Тревогу вызывает социально-демографическая ситуация в России. Так, суммарные потери из-за взлета смертности и спада рождаемости за последние 13 лет составили 17 млн. чел. Как замечает доктор медицинских наук И. А. Гундаров, по интенсивности уничтожения человеческого потенциала 90-е годы XX в. в 1,7 раза превысили репрессии сталинского режима и сопоставимы с Первой мировой войной и лишь значительно уступают периоду гитлеровского нашествия <11>. Такое сокращение населения страны пришлось на период либерально-демократических реформ первого Президента России Б. Ельцина и его ближайшего окружения. Весьма интересные цифры! ——————————— <11> См.: Управление социально-экономическим развитием России: концепции, цели, механизмы / Рук. авт. кол. Д. С. Львов, А. Г. Поршнев. М., 2002. С. 154 — 155.

Борис Ельцин, первый Президент России, виновный в развале СССР, тотальном грабеже национальных богатств России, рекордной смертности народа, превратился в национального героя России. Разве это не издевательство над российским народом? Пора ставить все точки и называть псевдогероев своими именами. Это необходимо для очищения общества от скверны и бесов! По данным Росстата, в 1989 г. население страны составляло 147 млн. чел., в 2005 г. — 145 млн. чел., в 2008 г. — 142 млн. чел., в 2010 г. — 142 млн. 905 тыс. чел. Считается, что в обозримом будущем демографическая катастрофа продолжит свое поступательное движение. Величина ежегодной депопуляции в России устойчиво сохраняется на уровне около 0,6% общей численности населения. По мнению И. А. Гундарова, каждый год коренное население страны сокращается на 800 — 900 тыс. жителей. Такой темп означает, что через 80 лет страна потеряет 50% своего этнического состава. Данный период получил определение как «время полураспада нации» <12>. Особенно это относится к северо-западным территориям России (Новгородская, Псковская, Тверская, Ленинградская области). В этих регионах депопуляция достигает 1 — 1,5%, а время полураспада — 35 — 50 лет. Даже оптимистичные прогнозы Росстата говорят о сокращении населения России к 2020 г. при условии высокого уровня иммиграции до 137,3 млн. чел., а к 2030 г. — до 132,8 млн. чел. <13>. ——————————— <12> См.: Там же. <13> Доклад «Экономические основы национальных проектов повышения качества жизни населения». Екатеринбург, 19 — 20 мая 2006 г. С. 15.

Одним из факторов социально-демографической ситуации в России является увеличение имущественной дифференциации населения и повышение уровня бедности — серьезная угроза национальной экономической безопасности России. Об этом красноречиво говорят цифры. По данным Департамента доходов населения и уровня жизни Минтруда, в I квартале 2002 г. в стране за чертой бедности проживали 43,3 млн., или 30,2% населения России <14>. В 2010 г. за чертой бедности проживали 17,9 млн. россиян, т. е. 12,6% от всего населения <15>. Самый высокий уровень бедности был зафиксирован в 1992 г. — 33,5%. Как видно, показатель бедности населения в России улучшается! ——————————— <14> Российская газета. 2003. 31 января. С. 9. <15> URL: http://www. vedomosti. ru/finance/news/1510209/rosstat_v_2011_g_uroven_bednosti_v_rossii_sostavil_128.

Как любая идея, национальная идея может овладеть массами в добровольной форме, если народные массы созрели до ее понимания и реализации. Пока (в обозримом будущем) необходимого «поворота мозгов» нет. Зато в изобилии промывание мозгов в форме политических деклараций и громких заявлений. Вместе с тем бедность народа (помноженная на высокий уровень безработицы, смертности и т. д.) порождает нищету философии, взглядов. 4. Что же есть национальная идея? В Большом энциклопедическом словаре (БЭС) любая идея есть первоначально «то, что видно», затем «видимая сущность», прообраз. Будучи прообразом (видимой сущностью), идея представляет собой сложное и многогранное явление. Идея — продукт идеологии (надстройки), тем самым она противопоставляется базисным категориям. Вот что пишет С. С. Алексеев о правовых идеях: «Обычно правовые идеи понимаются в науке, в практике юриспруденции как некие «просто идеологические положения», категории правосознания, которые выражают постулаты какой-то философской, политической или правовой доктрины» <16>. Примечательная мысль: идея есть прообраз сознания. В свою очередь, сознание неоднородно и подразделяется (с учетом носителя) на различные виды: индивидуальное, групповое, массовое и общественное. В зависимости от уровня сознание классифицируется на обыденное, профессиональное и научное <17>. Отсюда следует вывод, что национальная идея представляет собой прообраз (совокупность представлений) народа, наций и народностей. О чем? ——————————— <16> Алексеев С. С. Восхождение к праву. Поиски и решения. М., 2002. С. 227. <17> См.: Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. проф. В. М. Корельского и проф. В. Д. Перевалова. М., 2001. С. 338 — 339.

О русской идее писали многие. Но лучшее, чем написал об этом русский философ Николай Бердяев, вряд можно обнаружить (если, конечно, не лукавить). Поэтому обратимся к известному произведению талантливого ученого и общественного деятеля России <18>. Надо признаться, что цитируемое произведение читается архисложно: достаточно сказать, что в нем приводятся многочисленные ссылки на писателей, поэтов, критиков, философов; причем такие ссылки часто не сопровождаются научными выводами. Возможно, это в большей мере объясняется тем обстоятельством, что Н. А. Бердяев не относится к числу академических философов. Он был противником универсальных мировоззренческих систем <19>. «Моя философия не научная, а профетическая и эсхатологическая по своей принадлежности», — писал Николай Бердяев в книге «Самопознание». Тем не менее заинтересованный читатель обнаружит в конце произведения о русской идее заключительные слова и выводы <20>. ——————————— <18> Бердяев Н. А. Самопознание. М., 2000. С. 11 — 248. <19> См.: Блюменкранц М. А. Романтик духа: Бердяев Н. А. Самопознание. С. 3 — 4. <20> Бердяев Н. А. Указ. соч. С. 245 — 247.

Первое: русский народ — религиозный по своему типу и по своей душевной структуре. Русские люди, «даже когда они ушли от православия, продолжали искать Бога и Божьей правды, искать смысла жизни». Поэтому православие есть составная часть русской идеи. Русские являются православными и в том случае, если они атеисты, осуществляют гонение на православную церковь. Интересна мысль Н. А. Бердяева: «…известно, что нет интеллигенции более атеистической, чем русская» <21>. В историческом прошлом — это писатель Лев Толстой. Парадокс: большевики — атеисты, но православные! ——————————— <21> См.: Вехи; Интеллигенция в России: Сб. ст. 1909 — 1910 гг. / Сост., коммент. Н. Казаковой; предисл. В. Шелохаева. М., 1991. С. 49.

Второе: «русская идея — эсхатологическая, обращенная к концу». В русском сознании эсхатологическая идея (эсхатология — религиозные учения о конечных судьбах мира и человека) принимает форму стремления к всеобщему спасению. Отсюда стремление русского народа к самопожертвованию. Причем самопожертвование проявляется во всех сферах жизни человека. Третье: «русские люди любовь ставят выше справедливости». Например, любовь к ближнему или любовь к Родине. Но справедливость всегда присутствовала в русском человеке, особенно в русской интеллигенции. В статье «Философская истина и интеллигентская правда» Николай Бердяев пишет: «С русской интеллигенцией в силу исторического ее положения случилось вот какого рода несчастье: любовь к уравнительной справедливости, к общественному добру, к народному благу парализовала любовь к истине, почти что уничтожила интерес к истине» <22>. Эта любовь к справедливости существует и в настоящее время. Все по справедливости! Все к уравниловке! ——————————— <22> Вехи; Интеллигенция в России. С. 30.

Далее русский философ дает краткую характеристику русской душе и сознанию. Здесь называются, с одной стороны, сострадательность, жалостливость, с другой — любовь к свободе и склонность к рабству и т. д. В определении национальной идеи часто указывают на имперское мышление. Каждая нация, доросшая до великой мировой роли, стремится построить свою Империю <23>. После распада СССР коммунистическая империя умерла. Не случайно Николай Бердяев отмечал, что «коммунизм есть русское явление, несмотря на марксистскую идеологию. Коммунизм должен быть преодолен, не уничтожен» <24>. В современной России коммунизм не преодолен, а был уничтожен. Борьба с коммунизмом (точнее, борьба Ельцина и Горбачева за власть) закончилась трагично: была уничтожена советская империя. ——————————— <23> Смолин М. Б. Имперское мышление и имперский национализм М. О. Меньшикова // Меньшиков М. О. Письма к русской нации / Вступ. ст. и примеч. М. Б. Смолина. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2000. С. 5. <24> Бердяев Н. А. Указ. соч. С. 243.

Симптоматично, что видающийся ученый-цивилист О. С. Иоффе, характеризуя своеобразный русский «дух», главные особенности которого определили и будут определять судьбу России, на первое место поставил потребность в единоличном правителе в роли отца (батюшка-царь, отец всех народов — Сталин и т. д.), сочетающем в едином лице отцовство и сильную власть или даже неограниченную власть, — в вожде или хозяине <25>. ——————————— <25> Иоффе О. С. Россия: досоветская, советская, постсоветская: Гражданское законодательство Республики Казахстан. Статьи, комментарии, практика / Под ред. А. Г. Диденко. Алматы, 2002. Вып. 13. С. 12.

Некоторые исследователи не согласны с таким утверждением, считая их (особенности русского народа) мифами о России <26>. В литературе называются такие характерные черты русского народа, как лень, пьянство, зависть, блат и др. <27>. Однако в любом случае — это предмет специального и глубокого научного исследования. Нельзя игнорировать указанные особенности. ——————————— <26> См.: Мединский В. О русском пьянстве, лени и жестокости. 2-е изд. М., 2008. 560 с. <27> См.: Потапов С. Экономический спад: взгляд из России. М., 2009. С. 173 — 182.

В каскаде мнений относительно национальной идеи не последнее место занимает народный патриотизм, т. е. любовь к Родине. Мы уже отмечали ранее, что «русские люди любовь ставят выше справедливости». Однако сейчас явно не хватает патриотизма во всех его проявлениях. Напротив, в современной России наблюдается тенденция негативного отношения к Родине, преклонение перед странами Запада, заигрывание с США. Это весьма опасная тенденция, имеющая под собой серьезные деструктивные последствия. Чаще всего нас призывают любить Родину, об этом постоянно говорят политические деятели и государственные мужи (в том числе В. В. Путин), политологи и ученые. Но в действительности такие призывы расходятся с делами, реальным положением. Любовь к Родине нельзя построить на идеологических постулатах с высоких трибун. Это, образно говоря, состояние души народа и нации. Патриотом надо родиться! Патриотизмом надо заболеть! И все-таки национальная идея — не многоликий Янус. Можно было бы, конечно, утверждать, что она (идея) состоит из таких элементов, как религиозность (в частности, православие), любовь и справедливость, уважение и патриотизм и даже конкурентоспособность и др. Но сейчас главное в национальной идее заключается в осознании народом своего «Я» как единого монолитного целого. Мы — россияне (русские и другие народности). Все остальное есть средства (способы) достижения и реализации национальной идеи. Патриотизм и религиозность, например, формируют сознание народа (нации) до качественно нового уровня. Патриотизм не ради патриотизма. Равно и религия не ради религиозности и соборности. Следует согласиться, что национальная идея России не может быть религиозной хотя бы из-за множественности конфессий в нашей стране. Поэтому национальная идея должна быть не русской, а общероссийской. Что касается государственной идеи, то она, на наш взгляд, представляет собой построение новой великой России. Однако не всякая государственная идея способствует реализации национальной идеи народа. В настоящее время это происходит в России. Итак, попытаемся сформулировать некоторые промежуточные выводы. 1. Идея как прообраз общественного сознания зреет внутри народа, нации. Она должна родиться «изнутри», исходя из выработанных веками ценностных ориентиров. В то же время она (идея) объективно формируется интеллектуальной элитой. 2. Второй тезис: идея идее рознь. Надо различать государственную, национальную и русскую идеи. Конечно, при сопоставлении они могут перекрещиваться. Вместе с тем сказанное не означает, что указанные виды совпадают. 3. Национальная идея не абстрактна, она конкретна, а ее содержание должно соответствовать конкретным условиям развития общества. Она должна быть адекватной времени, отвечать на его вызовы. Однако при этом не следует исключать накопленный опыт народа и нации. Слишком непозволительная роскошь забывать (не замечать) историческое прошлое. 4. Необходимы баланс, гармоничное соотношение религиозного и светского наполнения идеи. 5. Национальная идея имеет внутреннее и внешнее измерение (показатели). Первое является представлением о свое стране, второе — идеей, направленной на окружающий мир. Только масштабная значимость идеи поднимет нацию (народ) до мирового уровня. 6. Национальная идея обязана быть направленной в будущее. 7. Национальная идея должна быть жизнеспособной, чтобы выстоять в течение десятилетий и даже столетий <28>. ——————————— <28> URL: http://rusrand. ru/idea/idea_2.html.

Существуют различные варианты национальной идеи: «Россия должна быть и должна быть всегда», «Родина, семья, работа», «Патриотизм и благосостояние». Национальной идеей может быть лозунг, предложенный Н. К. Рерихом, — «За счастье на земле и в небесах». Варианты можно продолжить. Предлагаю объявить общероссийский (региональный) конкурс на общенациональную идею России, в котором могли бы принять участие все желающие. Возможно, такой конкурс как-то взбодрит народ от зимней спячки!!!

——————————————————————

Название документа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *