Как совместить… несовместимое

(Пекарева Ю.)

(«Бизнес-адвокат», N 18, 2000)

КАК СОВМЕСТИТЬ… НЕСОВМЕСТИМОЕ

Ю. ПЕКАРЕВА

Ю. Пекарева, юрист юридической фирмы «Юста Кауза».

В последнее время часто приходится сталкиваться с тем фактом, что различного рода образовательные учреждения предлагают коммерческие услуги как связанные непосредственно с образовательной деятельностью, так и не связанные с ней. В связи с этим возникает вопрос о подобной правоспособности образовательных учреждений.

Положением о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности предусматривается для государственных и муниципальных предприятий, а также некоммерческих организаций (в т. ч. любых образовательных учреждений), имеющих право ведения предпринимательской деятельности, обязательное указание в их уставах видов этой деятельности. То же правило несколько в иной формулировке содержится в Законе РФ «Об образовании».

Следует также иметь в виду, что учредители образовательного учреждения могут ограничить его правоспособность, определив в учредительных документах (уставе и/или договоре) цели деятельности и перечень видов деятельности, которыми будет заниматься создаваемое юридическое лицо. При этом перечень видов деятельности должен быть исчерпывающим.

Содержание правоспособности образовательного учреждения образуют те права и обязанности, которыми учреждение обладает и которые может приобретать для реализации своих целей.

Так, образовательное учреждение владеет имуществом на правах оперативного управления, которое принадлежит учредителю, может иметь имущество на праве собственности; создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами; совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах; заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью при условии указания видов этой деятельности в уставе и если это не противоречит уставным целям деятельности учреждения; иметь личные и иные неимущественные права (фирменное наименование, товарный знак, интеллектуальную собственность, право на деловую репутацию).

Наряду с этими общими правами и обязанностями, которыми может обладать любое юридическое лицо, содержание правоспособности образовательного учреждения составляют специфические права и обязанности, которые учреждение приобретает для реализации своей основной цели — осуществление образовательного процесса.

Особенности правоспособности образовательного учреждения определяются исходя из предмета его деятельности. В соответствии с п. 1 ст. 12 Закона «Об образовании» образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, т. е. реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Законодательно закрепленное понятие образовательного учреждения четко определяет специфику его правоспособности, ограничивая ее понятием образовательного процесса. Образовательное учреждение вправе вступать лишь в такие правоотношения, которые необходимы для достижения указанной в законе цели или прямо либо косвенно связаны с достижением такой цели.

Независимо от организационно — правовой формы и подчиненности образовательного учреждения для осуществления его деятельности необходимо получение лицензии. Объем и содержание правоспособности образовательного учреждения ограничивается рамками выданной лицензии с перечнем допустимых действий в сфере образовательной деятельности.

Внимания заслуживает возможность образовательного учреждения вести предпринимательскую деятельность, поскольку это не является характерным и обычным элементом правоспособности образовательного учреждения.

Основная цель образовательного учреждения — решение социальной задачи. Отсюда можно сделать вывод, что право занятия предпринимательской деятельностью предоставляется в расчете на то, что прибыль от нее будет использоваться (реинвестироваться) для решения социальной задачи — обеспечения образовательного процесса.

В соответствии с законодательством доходы от предпринимательской деятельности не могут распределяться между учредителями (участниками) и должны направляться на реализацию уставных целей.

В современных условиях, когда финансирование образовательных учреждений недостаточно, многие из них вынуждены содержать себя, вступая в гражданские правоотношения путем осуществления предпринимательской деятельности.

Закон «Об образовании» подробно не регулирует предпринимательскую деятельность образовательного учреждения, он лишь разрешает эту деятельность. В своей предпринимательской деятельности образовательное учреждение приравнивается к предприятию и подпадает под действие законодательства РФ в области предпринимательской деятельности.

Что же относится к предпринимательской деятельности образовательного учреждения?

В соответствии со ст. 47 Закона «Об образовании» это может быть: реализация и сдача в аренду основных фондов и имущества образовательного учреждения; торговля покупными товарами, оборудованием; оказание посреднических услуг; долевое участие в деятельности других учреждений и организаций; приобретение акций, облигаций, иных ценных бумаг и получение доходов (дивидендов, процентов) по ним; ведение приносящих доход иных внереализационных операций, непосредственно не связанных с собственным производством предусмотренных уставом продукции, работ, услуг и с их реализацией.

Данный перечень не является исчерпывающим: образовательное учреждение может заниматься и любой другой предпринимательской деятельностью, не запрещенной законом, предусмотренной уставом и соответствующей правовой природе учреждения.

Действующее законодательство предусматривает важную оговорку: предпринимательская деятельность образовательного учреждения будет признаваться предпринимательской лишь в той части, в которой получаемый от этой деятельности доход не «реинвестируется» непосредственно в данное образовательное учреждение или на непосредственные нужды обеспечения развития и совершенствования образовательного процесса в данном образовательном учреждении, в том числе и на заработную плату работников. Необходимо только, чтобы такого рода «реинвестирование» осуществлялось в течение отчетного финансового периода. Такого рода требования содержат действующие инструкции по налогообложению.

В сравнении с другими организациями в части ведения предпринимательской деятельности образовательное учреждение значительно ограничено, так как по своей организационно — правовой форме в подавляющем большинстве случаев оно является учреждением, финансируемым собственником. Имущество закрепляется за таким учреждением на ограниченном вещном праве — на праве оперативного управления. Права учреждения на закрепленное за ним имущество носят ограниченный характер и определяются непосредственно в законе (ст. ст. 296, 298 ГК РФ). Так, владение, пользование, распоряжение имуществом учреждения осуществляются в соответствии с целями деятельности, заданиями собственника и назначением имущества. Собственник осуществляет финансирование учреждения по смете, в которой строго фиксируются размер и направления расходования выделенных собственником средств, что, естественно, сужает возможности участия образовательного учреждения в имущественном обороте.

Большей финансовой свободой будет обладать образовательное учреждение, созданное в форме автономной некоммерческой организации.

Автономной некоммерческой организацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг. По своей сути это тоже учреждение, но с той лишь разницей, что оно как юридическое лицо является собственником всего своего имущества, получая все преимущества такого имущественно независимого ни от кого положения.

В первую очередь в организационно — правовой форме автономной организации будут создаваться негосударственные образовательные учреждения. Таким образом, они становятся независимыми от учредителей. Финансирование может осуществляться за счет платы за обучение, а после аккредитации — также и из бюджета по установленным государством нормативам, как это предусмотрено законодательством «Об образовании».

Возможностей осуществления предпринимательской деятельности при такой форме образовательного учреждения будет значительно больше, т. к. у собственника нет таких ограничений по владению, пользованию и, главное, распоряжению имуществом и финансами, какие наблюдаются в других организационно — правовых формах образовательных учреждений.

Право создания образовательного учреждения в форме автономной некоммерческой организации предусмотрено п. 1 ст. 10 Федерального закона «О некоммерческих организациях» и ст. 11.1 Федерального закона «Об образовании».

——————————————————————