Определить в законе форму и содержание договора оказания образовательных услуг

(Волчанская Л.)

(«Российская юстиция», N 9, 2002)

Текст документа

ОПРЕДЕЛИТЬ В ЗАКОНЕ ФОРМУ И СОДЕРЖАНИЕ

ДОГОВОРА ОКАЗАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

Л. ВОЛЧАНСКАЯ

Л. Волчанская, юрист (г. Волжский Волгоградской области).

Сравнительно новым явлением для российской системы высшего профессионального образования является подготовка специалистов по договорам возмездного оказания образовательных услуг. Однако недостаточное нормативное регулирование этого института создает немало трудностей в практической деятельности образовательных учреждений. Существует необходимость исследования правовой природы, понятия и содержания договора оказания образовательных услуг с целью совершенствования действующего законодательства.

Указанный договор является одним из видов договора возмездного оказания услуг (п. 2 ст. 779 ГК РФ), поэтому отношения, возникающие в результате его заключения, регулируются гражданским законодательством, в том числе нормами гл. 39 ГК «Возмездное оказание услуг». Вместе с тем к этим отношениям применяются нормы законодательства об образовании, в частности Закона РФ от 10 июля 1992 г. «Об образовании», Федерального закона от 22 августа 1996 г. «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», а также подзаконные нормативные акты и локальные акты отдельных вузов.

По договору возмездного оказания образовательных услуг образовательное учреждение высшего профессионального образования (исполнитель) обязуется оказать образовательные услуги студенту или слушателю (обучающемуся), прошедшему по конкурсу и обязанному выполнять учебный план специальности, а физическое и (или) юридическое лицо (заказчик) обязуются оплатить эти услуги.

Существует мнение, что всякий договор по оказанию услуг является публичным договором. Однако договор, о котором идет речь, на мой взгляд, публичным не является, поскольку не содержит, по меньшей мере, двух признаков публичных договоров, а именно: он заключается некоммерческой организацией — образовательным учреждением и лишь с гражданами, успешно выдержавшими вступительные испытания и прошедшими по конкурсу среди претендентов на заключение договора.

Свобода образовательных учреждений в решении вопроса — заключать им договор или не заключать, а если заключать, то с какими лицами, — существенно ограничена императивными предписаниями.

Процесс заключения договора возмездного оказания образовательных услуг состоит из следующих стадий: предварительные переговоры и согласование воли субъектов; подача абитуриентом заявления о допуске к вступительным испытаниям; проведение вступительных испытаний и конкурса по их результатам (в случае, если количество мест приема меньше количества поданных заявлений); оформление договора.

Конкурс поступающих в высшие учебные заведения должен проводиться на условиях, которые гарантируют соблюдение прав граждан в области образования. Закон не устанавливает каких-либо скидок или льгот для приема граждан на обучение на платной основе и обязывает учредителя применять для всех поступающих единый принцип конкурсного отбора. По моему мнению, к конкурсу, проводимому среди абитуриентов при поступлении в вуз, в определенной мере применимы нормы ст. ст. 447 — 449 ГК и гл. 57 ГК «Публичный конкурс».

По отношению к абитуриентам, выдержавшим испытания и конкурсный отбор среди претендентов, у образовательного учреждения возникает обязанность заключить договор возмездного оказания образовательных услуг. Моментом заключения договора является момент подписания сторонами его текста, даже если договор заключается на основании решения суда о понуждении вуза к заключению такого договора. Местом заключения договора является место нахождения образовательного учреждения.

Сторонами договора возмездного оказания образовательных услуг являются: государственное, муниципальное либо негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования — исполнитель, студент или слушатель — обучающийся, и физическое или юридическое лицо — заказчик.

На стороне исполнителя в рассматриваемом договоре выступает образовательное учреждение высшего профессионального образования (высшее учебное заведение), которое создается и действует в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации об образовании на основании лицензии, Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 5 апреля 2001 г. (ред. от 17 сентября 2001 г.) и собственного устава. Статья 780 ГК предусматривает обязанность исполнителя оказать услуги лично. Применительно к исследуемому договору это означает, что образовательные услуги должны быть оказаны обучающемуся именно тем образовательным учреждением, к которому он обратился. Вуз при выполнении заказа вправе прибегать к использованию любых специалистов, как собственных (состоящих в штате учреждения), так и привлеченных, в том числе докторов и кандидатов наук, профессоров и доцентов, осуществляющих преподавательскую и научную деятельность. Процесс систематического оказания образовательных услуг преподавателями вуза образует деятельность исполнителя.

Согласно п. 1 ст. 9 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в Российской Федерации устанавливаются следующие виды образовательных учреждений высшего профессионального образования: университет, академия, институт. Различаются они характером и масштабом решаемых образовательных, исследовательских и методических задач.

Одной из сторон договора является обучающийся. Обучающиеся — это студенты или слушатели высших учебных заведений. Таковыми могут быть лица, как достигшие 18 лет, так и не достигшие совершеннолетия. Согласно п. 1 ст. 26 ГК, несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет совершают сделки с письменного согласия своих законных представителей — родителей, усыновителей, попечителей. Думается, это правило распространяется и на случаи заключения договора возмездного оказания образовательных услуг. Договор, заключенный несовершеннолетним, действителен также при его последующем письменном одобрении родителями, усыновителем, попечителем. Предельного максимального возраста обучающегося законодательством об образовании не установлено, что вполне справедливо.

Заказчиками в рассматриваемом договоре являются юридические, а также физические лица, в том числе граждане России, лица без гражданства и иностранные граждане. В числе граждан, выступающих в качестве заказчика, могут быть как сами обучающиеся (студенты, слушатели), так и иные граждане (например, родители, усыновители и другие родственники обучающихся).

В роли заказчика по договору оказания образовательных услуг могут быть субъекты Российской Федерации и муниципальные образования.

С учетом требований п. 1 ст. 162 ГК договор возмездного оказания образовательных услуг заключается в простой письменной форме. Несоблюдение этой формы не влечет недействительности договора. В соответствии с п. 1 ст. 162 ГК это обстоятельство лишает стороны права в случае спора ссылаться в подтверждение наличия договора и его условий на свидетельские показания, но не лишает их права приводить письменные и другие доказательства. Такими доказательствами могут служить: заявление абитуриента о приеме в вуз по договору, приказ вуза о зачислении, ведомости о сдаче зачетов и экзаменов, бухгалтерские документы об оплате образовательных услуг и т. д.

Предмет договора — договорообразующий элемент. Иначе говоря, условие о предмете является существенным, и если стороны не достигли соглашения о нем, договор нельзя считать заключенным. Предмет договора должен обладать следующими признаками: определенности (обладать определенными качествами и быть точно обозначенным); возможности осуществления (осуществление прав и обязанностей, входящих в содержание обязательства, объективно возможно); дозволенности (отсутствуют запреты в законе).

Предметом исследуемого договора являются образовательные услуги, характеризующиеся тем, что деятельность исполнителя не воплощается в овеществленном результате. Образовательная услуга, как предмет исследуемого договора, обладает всеми тремя перечисленными признаками. А именно: она определена (ее наименование, объем (в академических часах), сроки предоставления и ряд других характеристик установлены государственным стандартом высшего профессионального образования и могут быть определены в самом договоре со ссылкой на стандарт), она возможна (осуществление сторонами прав и обязанностей, составляющих содержание договорного обязательства, объективно возможно), и, наконец, она дозволена (нет запретов в законе, напротив, право предоставления образовательных услуг закреплено в ст. 41 Закона РФ «Об образовании», в ст. 29 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»).

Результат деятельности исполнителя проявляется в знаниях, умениях, опыте и навыках, приобретаемых обучающимся в процессе оказания образовательных услуг. В отличие от исполнителей иных услуг, исполнитель образовательных услуг не может гарантировать достижение высокого результата своей деятельности, поскольку он зависит не только от него, но и от самого обучающегося, его способностей, внимательности, старания и трудолюбия.

Соответствие качества образовательных услуг, а также качества подготовки специалистов существующим стандартам в определенной мере устанавливается путем лицензирования, аттестации и государственной аккредитации вуза.

Думается, договоры возмездного оказания образовательных услуг следует отнести к категории каузальных сделок (т. е. таких, из содержания которых ясно видно, какую цель преследуют стороны). Типовым правовым результатом, достигаемым посредством данного договора, является следующее: для обучающегося (он же может быть и заказчиком) — приобретение высшего профессионального образования, для заказчика — удовлетворение потребности в квалифицированном специалисте в производственной, научной, культурной и других видах деятельности, для исполнителя — получение денежных средств для финансирования образовательной деятельности.

Содержанием договора оказания образовательных услуг является совокупность всех его условий, регулирующих отношения, возникающие по поводу получения высшего профессионального образования. Это условия о правах и обязанностях сторон, сроках действия договора и сроках исполнения обязательств сторонами, форме обучения, ответственности сторон договора за неисполнение либо ненадлежащее исполнение договора.

Итак, договор возмездного оказания образовательных услуг, являясь гражданско — правовым, обладает определенной спецификой — особым субъектным составом, предметом, основанием и содержанием. Он является возмездным, взаимным, каузальным. Значение договора оказания образовательных услуг трудно переоценить, поскольку он регулирует отношения, возникающие в связи с получением образования. Учитывая это, представляется необходимым дополнить Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» нормами, закрепляющими определение, предмет, стороны, форму и содержание такого договора.

——————————————————————

Название документа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *