Руководитель крупного образовательного учреждения МВД России обязан специализироваться практически во всех отраслях права

(Агафонов Ю. А.)

(«Юридический мир», 2005, N 11)

РУКОВОДИТЕЛЬ КРУПНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

УЧРЕЖДЕНИЯ МВД РОССИИ ОБЯЗАН СПЕЦИАЛИЗИРОВАТЬСЯ

ПРАКТИЧЕСКИ ВО ВСЕХ ОТРАСЛЯХ ПРАВА

Ю. А. АГАФОНОВ

Агафонов Юрий Александрович, родился 5 января 1955 года в г. Новосибирске.

Начальник Краснодарской академии МВД России, доктор философских наук, кандидат юридических наук, профессор, академик Гуманитарной академии России, член-корреспондент академии военных наук. В 1977 окончил экономический факультет, в 1989 году — юридический факультет Кубанского госуниверситета.

С 1970 по 1971 гг. работал транспортным рабочим треста «Кумертраустрой».

С 1971 по 1977 гг. — рабочий, слесарь строительно-монтажного управления N 4 треста «Краснодарстрой».

С 1977 по 1980 гг. — инженер, старший инженер УИТУ УВД Краснодарского крайисполкома.

С 1980 по 1988 гг. — служба в подразделениях БХСС УВД Краснодарского крайисполкома.

С 1988 по 1990 гг. — заместитель начальника Октябрьского РОВД г. Краснодара.

С 1990 по 1992 гг. — заместитель начальника Краснодарской специальной средней школы милиции МВД СССР.

С 1992 по 1994 гг. — начальник Краснодарской специальной средней школы милиции МВД РСФСР.

С 1994 по 2003 гг. — начальник Краснодарского юридического института МВД России.

С сентября 2003 года по настоящее время — начальник Краснодарской академии МВД России.

Научные интересы направлены на исследование институциональных и нормативно-правовых аспектов становления нового социального порядка в России. Является автором более 60 научных работ, в том числе учебно-методических пособий и монографий.

Заслуженный работник ОВД Кубани (1999 г), заслуженный деятель науки Кубани (2000 г), заслуженный юрист Российской Федерации (2001 г.), заслуженный учитель Кубани (2002 г.), награжден орденом Почета (1997 г.), нагрудным знаком «Почетный сотрудник МВД» (1999 г.), медалью «За вклад в развитие Кубани — 60 лет Краснодарскому краю» I степени (1999 г.), медалью «За доблесть в службе» (2003), медалью «Герой труда Кубани» (2004 г.).

Увлекается альпинизмом и горным туризмом. Является президентом Краснодарской краевой федерации альпинизма. Под руководством Ю. А. Агафонова организованы и успешно проведены гималайские экспедиции «Кубань — Макалу 98» и «Кубань — Эверест 2000».

Женат, имеет пятерых детей, внука и внучку. Основатель милицейской династии.

— Юрий Александрович, почему вы, дипломированный экономист, решили не только получить второе высшее юридическое образование, но и избрали профессию милиционера?

— Сложилось так, что после завершения учебы в Кубанском госуниверситете я по направлению пришел работать в исправительно-трудовую колонию инженером производственно-диспетчерской части. А через два года меня приняли на службу в органы внутренних дел на должность старшего инженера отдела труда и заработной платы управления ИТУ УВД Краснодарского крайисполкома. С учетом финансово-экономических знаний в 1980 году меня рекомендовали на оперативную работу в подразделение по борьбе с хищениями социалистической собственности. Служба в таком подразделении требовала еще и юридической квалификации, поэтому я заочно окончил юридический факультет университета.

— Расскажите, как развивалась дальше ваша карьера в органах внутренних дел?

— Отвечая на предыдущий вопрос, я уже рассказал о том, как начиналась моя служба в органах внутренних дел. Чуть позже, в середине 80-х годов, я пришел в коллектив Октябрьского РОВД города Краснодара на должность начальника отделения БХСС, а через три года был назначен заместителем начальника крупнейшего РОВД краевого центра.

В 1990 году руководством УВД Краснодарского крайисполкома я был представлен к назначению на должность заместителя начальника по тылу Краснодарской специальной средней школы милиции МВД РСФСР. С этого времени моя судьба связана с подготовкой специалистов для правоохранительных органов. В 1992 году я возглавил школу милиции, а через два года был назначен начальником Краснодарского юридического института МВД России. В 2003 году, когда на базе института была создана академия, министр внутренних дел России доверил мне руководство этим крупным образовательным заведением. Параллельно я занимался научной работой, защитил диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических и доктора философских наук.

— Насколько мне известно, ваши интересы в науке очень многогранны, расскажите подробнее о темах своей докторской диссертации по философии и кандидатской диссертации по юриспруденции. В какой отрасли права вы специализируетесь?

— Благодарю за оценку моей научной деятельности. Меня как человека, отдавшего много лет жизни службе в органах внутренних дел, всегда интересовали проблемы нормативно-правовых аспектов. Работая в учебном заведении и имея значительный опыт практической работы в органах внутренних дел, я не мог оставаться в стороне от научной и преподавательской деятельности. Во второй половине 90-х годов мною были подготовлены и успешно защищены диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических и доктора философских наук, а также подготовлены монография и несколько учебников.

В частности, кандидатская диссертация была посвящена изучению организационно-правовых основ деятельности органов государственной безопасности. Это был своеобразный трамплин к докторской диссертации. Тем более что ее подготовка велась в период моей профессиональной зрелости.

Дело в том, что большинство руководителей рано или поздно задумываются над проблемами социального поведения людей, их взаимоотношений и в конечном счете создания благоприятного климата, комфортной жизни — от микро — до макросоциума. Меня всегда волновал вопрос: «Почему наш коллектив смог сплотиться и решать задачи поступательного движения вперед?»

В первую очередь это создание современной учебно-материальной базы и повышение научного потенциала, позволившие изменить статус учебного заведения. Причем все это происходило в условиях общества переходного типа, когда другие социальные институты «буксовали», создавали проблемы себе и другим. Это прикладная сторона проблемы, но она вызвала и теоретические обобщения. Так и родился замысел докторской диссертации «Становление нового социального порядка в России: институциональные и нормативно-правовые аспекты».

Более того, данная проблематика стала увязываться с реализацией толерантных взаимоотношений, что в свою очередь позволило создать одно из научных направлений нашего вуза. В течение шести лет в этой области нашими учеными ведутся исследования, проводятся мероприятия от внутривузовских до международных.

Что же касается моих научных интересов в целом, как руководитель крупного образовательного учреждения МВД России я обязан интересоваться и, более того, специализироваться практически во всех отраслях права. Ну а как человек общественный, естественно, более всего склонен к цивилистике.

— Что побуждает ребят поступать в милицейские вузы?

— На мой взгляд, в первую очередь это осознанное стремление быть полезными обществу, выполнять сложную и опасную, но необходимую работу. Определенную роль играет романтика, образы, сформированные фильмами, книгами, рассказами родных и знакомых. Определенная часть наших курсантов — это представители милицейских династий, они продолжают дело своих родителей, дедушек и бабушек. Не последнее место занимают ценность диплома вуза МВД, социальная защита сотрудников ОВД, гарантия трудоустройства после окончания учебы.

— Насколько высокий конкурс при поступлении в Краснодарскую академию МВД РФ?

— Минимум два кандидата на одно место — именно такие требования предъявляет МВД России, в действительности же, как правило, до десяти человек. Все зависит от региона и специальности, конкурируют между собой представители конкретного комплектующего органа. В настоящее время самой престижной считается следственная специальность. Особенностью набора курсантов является то, что мы работаем с уже отобранными кандидатами. На местах в течение двух-трех месяцев проверяется их профессиональная пригодность к службе в ОВД. Желающих учиться, видимо, на порядок больше.

— Что изменилось в этом году, когда нерешенным оставался вопрос с отсрочками от армии?

— Эта проблема касается нас в минимальной степени. Ведь тот, кто не хочет служить в армии, вряд ли способен учиться в образовательных учреждениях МВД России. Требования к дисциплине и порядку у нас значительно выше, чем во многих армейских коллективах. Однако не исключаю, что конкурс станет еще больше. Но с «попутчиками» мы рано или поздно расстанемся без сожаления.

— Насколько абитуриенты, которые приходят к вам учиться, готовы к жесткому распорядку дня, требованиям устава и дисциплины? Большой ли отсев происходит во время учебы, из-за чего в основном приходится отчислять курсантов?

— Их готовность к тяготам и лишениям службы мы видим уже в период прохождения новым пополнением курса молодого бойца. Бывает, что уходят по собственному желанию. Но это один на две-три сотни человек. Безжалостно отчисляем за употребление наркотических веществ, грубые нарушения служебной дисциплины. Таких курсантов и слушателей, к счастью, немного.

— Расскажите о положительных и отрицательных сторонах учебы в милицейском вузе.

— Поступив на учебу в образовательное заведение МВД России и приняв присягу, курсант возлагает на себя сложные обязанности сотрудника органов внутренних дел. Среди положительных сторон учебы необходимо отметить дисциплину, порядок, необходимость воспитывать в себе чувство коллективизма и взаимопомощи.

Отрицательные же стороны учебы, на мой взгляд, видят лишь те, кто «взбежал на подножку вагона лишь в последнюю минуту», а, оглядевшись, увидел, что вагон движется совсем не в том направлении. Мне искренне жаль таких парней и девушек.

— Какой контингент обучается в Краснодарской академии МВД РФ, много ли приезжих? В процентном соотношении сколько у вас девушек-курсантов и меняются ли эти цифры?

— В Краснодарской академии МВД России, ее филиалах обучаются представители всех субъектов Южного федерального округа, поэтому большая часть наших курсантов и слушателей не являются жителями города Краснодара. А вот студентами внебюджетной формы обучения являются в основном местные жители. Девушек у нас обучается почти половина от общего числа курсантов, слушателей и студентов. Однако в курсантском строю их 15 — 20 процентов.

— На сегодняшний день Краснодарская академия МВД России является одним из лучших ведомственных вузов России по многим показателям, включая материально-техническую базу, а в 2004 году ее признали лучшей среди учреждений высшего профессионального образования Краснодарского края. Академия — чуть ли не единственный вуз в МВД, где курсантам обеспечено не только бесплатное питание, но и многие блага, о которых учащиеся могут только мечтать. Расскажите, как удалось добиться таких результатов, ведь в основном это ваша заслуга…

— Благодарю за высокую оценку наших достижений. Считаю это заслугой не лично моей, а всего коллектива. То, чего мы достигли, стало возможным во многом благодаря созданию работоспособной команды единомышленников, людей, старающихся идти на шаг, а то и несколько, впереди многих коллективов. Лозунг один: «Трудиться не за страх, а за совесть!». Бесспорно, очень помогает поддержка наших начинаний и инициатив со стороны руководства МВД России, администрации, Законодательного собрания и ГУВД Краснодарского края.

— Вы руководите этим учебным заведением уже более 13 лет, из Краснодарской специальной средней школы милиции оно выросло до Академии, изменились ли курсанты за это время?

— Безусловно. В начале 90-х годов в специальной средней школе милиции учились курсанты-мужчины, имевшие опыт военной службы. Сегодня же абсолютное большинство — это вчерашние выпускники общеобразовательных школ. Курсантский строй пополнился девушками. Накладывает свой отпечаток и современное время: нынешняя молодежь способна ориентироваться в сложнейших проблемах переходного периода, больше задумывается о будущем.

— Каких специалистов готовит Академия? Как решается проблема трудоустройства выпускников? Многие ли идут работать по специальности, полученной в Академии?

— Академия готовит следователей, специалистов криминальной милиции (уголовный розыск) и милиции общественной безопасности (участковые инспектора), в кадровых аппаратах ОВД работают выпускники, получившие специальность психолога. На специальном (внебюджетном) факультете ведется обучение по специальностям: «юриспруденция» и «национальная экономика», разработана программа обучения по экспериментальной специальности «организация работы с молодежью». В академии действует факультет по подготовке научно-педагогических кадров.

Выпускники бюджетной формы обучения имеют гарантию трудоустройства в подразделениях комплектующих органов, а после завершения обучения на специальном факультете молодые специалисты трудоустраиваются самостоятельно. Большинство наших выпускников трудятся по специальности.

— Часто ли встречаются среди ваших выпускников дети юристов или милиционеров и как вы относитесь к тенденциям преемственности в вашей профессии?

— Мы активно поддерживаем преемственность в милицейской профессии. Опыт свидетельствует, что представители династий показывают положительный пример отношения к учебе и службе. Практически половина наших курсантов и слушателей воспитывались в семьях, где кто-то имеет непосредственное отношение к правоохранительным органам.

— В стенах Академии ведется научно-исследовательская работа. Каковы ее основные направления и практическая ценность?

— Вы задали вопрос, на который можно отвечать долго, обозначая как глобальные проблемы, так и нюансы. Буду краток. В Академии разработана и осуществляется пятилетняя программа научной деятельности. В нынешнем году мы подведем ее итоги и наметим планы до 2010 года. В соответствии с концепцией сформированы основные научные направления:

— тенденции социальных изменений в современной России;

— экономико-правовой аспект экономической безопасности России;

— проблемы историко-правового развития и реализации уголовного наказания;

— прагматика, семантика и семиотика языка правоведения;

— уголовно-правовые и криминологические проблемы уголовного наказания;

— организация и тактика поисковой деятельности подразделений криминальной милиции;

— проблемы формирования личности сотрудника органов внутренних дел.

Научно-исследовательская работа коллектива академии направлена на разработку проблем улучшения оперативно-служебной деятельности ОВД в современных условиях. Соответствующие договоры о сотрудничестве заключены с ГУВД Краснодарского и Ставропольского краев, МВД Республики Адыгея и Кабардино-Балкарской Республики, Азово-Черноморским УВД на транспорте. По их заявкам в настоящее время проводится 37 научных исследований, что составляет почти половину от общего объема запланированных НАР. В качестве положительного примера по внедрению научной продукции можно назвать рекомендации Методика раскрытия преступлений, связанных с мошенническими действиями, Расчет рабочего времени участкового уполномоченного милиции, активно используемые сотрудниками милиции в практической деятельности. Основные направления научной деятельности прикладного характера связаны с проблемами противостояния преступности в условиях Северо-Кавказского региона и нацелены на вооружение практических органов внутренних дел передовыми методами профилактики, раскрытия и расследования преступлений.

Краснодарская академия МВД России зарегистрирована во Всероссийском институте межотраслевой информации и в Институте научной информации по общественным дисциплинам РАН.

Научно-исследовательская работа в вузе строится на основе интеграции академической науки в вузовскую. С этой целью ведется работа по взаимодействию между институтами социологии, социально-политических исследований Российской академии наук, а также обществом и институтом философии РАН. Ученые академии являлись непосредственными участниками и организаторами I и II Всероссийского социологического конгресса в городах Санкт-Петербурге и Москве. В состав оргкомитетов данных конгрессов входил заместитель начальника академии по научной работе доктор философских наук, профессор В. В. Шалин.

Плодотворно развиваются отношения с Российской академией юридических наук.

В настоящее время ведется последовательная работа по совершенствованию учебно-методической, научной работы, организации образовательного процесса в контексте реформирования отечественного высшего образования в соответствии с требованиями государственных стандартов и соглашений, подписанных Правительством Российской Федерации с участниками Болонского процесса, ориентирующих высшее образование в нашей стране на соответствие общеевропейским традициям. Одним словом, мы постоянно в динамике, статика не является повседневным состоянием нашего коллектива.

— Курсанты участвуют в научной работе?

— Безусловно. Ведь если они не будут заниматься научной работой, то специалист, выходящий из стен Академии, будет обеднен как профессионал-аналитик и не сможет состояться как высококвалифицированный сотрудник правоохранительных органов. Непосредственными носителями науки в курсантской среде являются коллективы кафедр. Курсанты, слушатели, студенты, работающие в составе кафедральных научных кружков, творческих проблемных групп, привлекаются к сбору эмпирического материала для научных исследований, а также апробации полученных результатов. Ежегодно в Академии проводится отчетная курсантская научно-практическая конференция, оцениваются итоги НАР курсантов и слушателей. Лучшие работы представляются на Всероссийский открытый конкурс.

Наиболее удачным явилось участие наших курсантов во Всероссийском открытом конкурсе на лучшую студенческую научную работу по естественным, техническим и гуманитарным наукам (2002 г.), где три курсанта были отмечены дипломами Министерства образования Российской Федерации. В 2003 году слушатель выпускного курса Пихов А. Х.-А. вошел в двадцатку лучших студентов стран Содружества Независимых Государств. Сегодня гордостью курсантской науки Академии являются Николай Богоченко, Олег Ганченко, Юлия Горбунова, Алина Тимашева, которые представляли вуз на многих конкурсах и были удостоены солидных наград. Однако награды — это не главное. Важно то, что наши молодые исследователи взаимодействуют со многими вузами, расширяют географию участия в совместных исследованиях не только отраслевых вузов, но и классических университетов.

— Как правило, в вузах стараются обеспечить учебный процесс учебниками и пособиями, написанными силами собственного профессорско-преподавательского состава. Вы тоже относитесь к этой категории?

— Такая работа ведется, а координирует ее редакционно-издательский отдел Академии, в состав которого входят ведущие ученые нашего вуза.

В 2003 году мы принимали участие в фундаментальном проекте — выпуске 2-томной социологической энциклопедии, которая была отмечена грамотой Экспертного совета национальной премии «Лучшие книги и издательства». Только в 2004 — 2005 учебном году профессорско-преподавательским составом подготовлены и изданы такие объемные издания, как: «Судебная бухгалтерия» (учебное пособие), «Русская философия и социология права»(антология), выдержавшая два издания и признанная комиссией Фонда развития отечественного образования лучшей научной книгой 2004 года.

Следует отметить, что мы участвуем в эксперименте по введению в систему обучения новой образовательной программы «Организация работы с молодежью», а наши ученые совместно с Академией наук РФ подготовили и выпустили в свет учебник «Социология молодежи». Не менее напряженным в этом плане является нынешний год. Выходят в свет такие издания, как «Толерантность и право — либеральные традиции в эпоху глобализма», «Законотворческий процесс в Российской Федерации», «Личность, общество, толерантность» (совместный проект с Московским государственным университетом).

Мною названы лишь фундаментальные издания. Наряду с ними выпускается значительное количество изданий для организации учебного процесса. В дальнейшем мы планируем расширить это направление деятельности вуза, для этого есть необходимые возможности и средства.

— Расскажите, пожалуйста, о своих увлечениях, хобби, о том, как вы проводите время, свободное от работы?

— К сожалению, свободного времени у меня не так много, как хотелось бы. Со студенческих лет люблю альпинизм и горный туризм. Возглавляю краевую федерацию этих видов спорта. Принимал участие в организации кубанских экспедиций с восхождением на гималайские восьмитысячники Макалу и Эверест. Поднимался на Эльбрус, Монблан и многие вершины. Люблю поэзию и бардовскую песню. Поддерживаю теплые дружеские отношения со многими представителями культуры и искусства.

— Расскажите о своей семье. Ваши дети продолжают династию Агафоновых? Разделяют ли члены семьи ваши увлечения?

— Женат со студенческих лет. Воспитал сына и четырех дочерей. Помогаю воспитывать внука и внучку. В органах внутренних дел служат мой сын и старшая дочь. В моей большой семье царит полное взаимопонимание и взаимное уважение.

— Что вы можете посоветовать молодым специалистам с высоты жизненного опыта настоящего генерал-майора милиции?

— Не останавливаться на достигнутом, постоянно стремиться к повышению профессионального уровня, созданию деловых отношений с коллегами. Научиться придерживаться жизненного правила: «Делать сегодня то, что другие планируют на завтра».

НАША СПРАВКА

Краснодарская академия МВД России — государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования. Академия создана в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации N 1212-р от 25 августа 2003 года на базе Краснодарского юридического института МВД России.

Академия реализует широкий спектр образовательных услуг для различных категорий обучающихся по программам среднего, высшего профессионального и послевузовского образования в соответствии с Государственными образовательными стандартами, а также проводит научные исследования в сфере правоохранительной и других видов деятельности, входящих в компетенцию МВД России.

Почти за три десятилетия, последовательно пройдя путь от школы усовершенствования начальствующего состава милиции до академии, коллективом накоплен большой опыт учебной и научной деятельности, создана уникальная учебная и материально-техническая база.

В настоящее время Академия объединяет в своем составе Ставропольский, Нальчикский, Новороссийский и Грозненский филиалы. Высокими темпами развиваются внебюджетные филиалы в городах Армавире, Сочи, Черкесске.

На сегодняшний день в структуру Академии входят: факультет подготовки следователей, факультет по подготовке специалистов криминальной милиции, факультет заочного обучения, специальный факультет, факультет по подготовке научных и педагогических кадров, факультет повышения квалификации. Учебная, учебно-методическая и научно-исследовательская деятельность в академии осуществляется на 16 кафедрах. Научно-педагогический потенциал Академии позволяет успешно решать задачи по подготовке квалифицированных кадров для органов внутренних дел и реализации Государственных образовательных стандартов в полном объеме. Научно-педагогическую деятельность в Академии и ее филиалах осуществляют свыше 280 преподавателей, в их числе 34 доктора и свыше 160 кандидатов наук. Таким образом, большая часть (72%) профессорско-преподавательского состава имеет ученую степень и ученое звание.

——————————————————————