Незаконное предпринимательство в сфере высшего и послевузовского профессионального образования

(Малков В.) («Законность», 2006, N 1)

НЕЗАКОННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В СФЕРЕ ВЫСШЕГО И ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В. МАЛКОВ

В. Малков, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации и Республики Татарстан.

В современной России массовый характер приобрело незаконное предпринимательство в сфере высшего и послевузовского профессионального образования. Назрела необходимость публичного обсуждения и поиска средств противодействия этому негативному явлению.

Предпринимательство в названной сфере осуществляется в форме оказания платных услуг по репетиторству поступающих в вузы, по написанию за плату для недобросовестных студентов контрольных, курсовых работ и проектов, выпускных квалификационных (дипломных) работ, а также по подготовке по заказу кандидатских и докторских диссертаций. Чтобы предупредить инсинуации относительно якобы моих призывов к ограничению прав граждан на свободу применения своих способностей в сфере предпринимательства, напомню, что согласно ч. 1 ст. 34 Конституции России каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Согласно абз. 3 п. 1 ст. 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. В п. 1 ст. 23 ГК устанавливается, что гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя осуществляется на основании ФЗ от 8 августа 2001 г. (в ред. от 2 июля 2005 г.) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» посредством внесения в государственные реестры сведений о приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя. Правила ведения Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и предоставления содержащихся в нем сведений утверждены Постановлением Правительства РФ от 16 октября 2003 г. N 630. В ст. 57 Конституции РФ предусмотрено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Поэтому идентификационный номер налогоплательщика и дата постановки на учет в налоговом органе индивидуального предпринимателя включаются в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре налогоплательщиков, установленном Министерством РФ по налогам и сборам. В вузовских городах около негосударственных и государственных образовательных учреждений на всем, где можно разместить объявления, пестрят предложения о платных услугах по выполнению высокого качества контрольных, курсовых работ и проектов, выпускных квалификационных (дипломных) работ с указанием контактных телефонов исполнителей этих услуг. Такого рода предпринимательская деятельность безнравственна и незаконна. Она наносит огромный вред профессиональной и нравственной подготовке будущих специалистов. По моему мнению, такого рода услуги — своего рода диверсия, направленная на подрыв качества и авторитета российского высшего профессионального образования. В этом заключается общественная опасность такого рода «медвежьих услуг» студентам. Незаконное предпринимательство по оказанию платных услуг набирает обороты и в сфере послевузовского профессионального образования. Незаконные услуги в этой сфере рекламируются даже в центральных газетах с указанием номеров контактных телефонов. Понятно, что изготовителей диссертаций, как и исполнителей контрольных, курсовых, выпускных квалификационных (дипломных) работ, в качестве индивидуальных предпринимателей никто не зарегистрирует, поскольку эти виды образовательной деятельности лицензионные, а получение у Министерства образования и науки РФ лицензии на такого рода деятельность невозможно. Так, в Положении о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации (Приказ Минобразования от 27 марта 1998 г. N 814 с изм. от 16 марта и 27 ноября 2000 г.) установлено, что подготовка кандидатов и докторов наук осуществляется в докторантуре, аспирантуре, адъюнктуре и в форме соискательства при образовательных учреждениях высшего и послевузовского профессионального образования, в научных учреждениях и организациях, имеющих государственную аккредитацию и лицензию на право ведения образовательной деятельности в сфере послевузовского профессионального образования, независимо от их организационно-правовых форм. Не имея лицензии, изготовители диссертаций, а также контрольных, курсовых работ и проектов, выпускных квалификационных (дипломных) работ используют весьма продуманные приемы конспирации при общении с потребителями своих услуг, что свидетельствует о сознательном нарушении ими законодательства. В ч. 1 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица влечет наложение административного штрафа в размере от пяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда. Подготовку материалов о таком незаконном предпринимательстве (производство административного расследования, составление протоколов) ведут органы милиции, а дела о том рассматривают мировые судьи по месту его осуществления. В уголовном порядке незаконное предпринимательство наказывается на основании ст. 171 УК. Обязательный признак состава незаконного предпринимательства, предусмотренного ч. 1 ст. 171, — причинение таковым крупного ущерба гражданину, организации или государству, а также если предпринимательство сопряжено с извлечением дохода в крупном размере. При отсутствии этих признаков незаконное предпринимательство расценивается в качестве административного правонарушения (ст. 14.1 КоАП). В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 18 ноября 2004 г. «О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем» (п. 12) дается разъяснение лишь того, что следует понимать в ст. 171 УК РФ под доходом. Пленум рекомендует под доходом понимать выручку от реализации товаров (работ, услуг) за период осуществления незаконной предпринимательской деятельности без вычета произведенных лицом расходов, связанных с осуществлением незаконной предпринимательской деятельности. Однако в следственной и судебной практике и в доктрине уголовного права нет ясности: что в ч. 1 ст. 171 УК означает причинение крупного ущерба гражданину, организации или государству — материальный вред, исчисляемый в денежной сумме, либо также и крупный (серьезный) моральный вред гражданину, моральный вред обществу или государству? От разъяснения этого вопроса Пленум уклонился. Б. Волженкин, например, полагает, что крупный размер ущерба и крупный доход от незаконной предпринимательской деятельности определяется суммой, превышающей 250 тыс. руб. <*>. ——————————— <*> Уголовное право России. Часть Особенная. 3-е изд., переработанное и дополненное. М.: Волтерс Клувер, 2005. С. 266.

По моему мнению, под крупным ущербом в ст. 171 УК имеется в виду не только причинение материального ущерба в денежной сумме, но и крупного (серьезного) морального вреда (ущерба) гражданам, обществу и государству, причинение вреда здоровью людей и т. п. При рассматриваемой нами форме незаконного предпринимательства крупный ущерб заключается в причинении серьезного вреда престижу системы высшего и послевузовского профессионального образования России, аттестации ее научно-педагогических и научных кадров. Согласно ст. 2 ФЗ от 18 июля 1995 г. «О рекламе» реклама — «распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний». По смыслу ст. 1 этого Закона одна из его целей — защита от ненадлежащей рекламы, способной нанести вред общественным интересам, принципам гуманности и морали. Публикуя систематически информацию, рекламирующую незаконную предпринимательскую деятельность, средства массовой информации нарушают Закон «О рекламе». Целесообразно также напомнить, что согласно ст. 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе (ненадлежащая реклама или отказ от контррекламы) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда. В целях привлечения внимания соответствующих государственных органов к работе по противодействию незаконному предпринимательству в сфере высшего и послевузовского профессионального образования было бы весьма полезно Генеральной прокуратуре РФ, Министерству внутренних дел РФ, Министерству РФ по налогам и сборам, Министерству образования и науки РФ дать совместную директиву о необходимости выявления и привлечения к административной или уголовной ответственности лиц, занимающихся указанными выше видами незаконной предпринимательской деятельности. Желательно также, чтобы Пленум Верховного Суда РФ свое Постановление от 18 ноября 2004 г. «О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем» дополнил специальным пунктом, в котором содержались бы соответствующие разъяснения по поводу правовой оценки написания контрольных, курсовых работ (проектов), выпускных квалификационных (дипломных) работ и диссертаций по заказу как незаконной предпринимательской деятельности.

——————————————————————