Управление педагогическим процессом: исторический аспект

(Кузнецова Л. В.) («История государства и права», 2006, N 3)

УПРАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ПРОЦЕССОМ: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Л. В. КУЗНЕЦОВА

Кузнецова Л. В., кандидат исторических наук, Барнаульский юридический институт МВД России.

В современный период управленческая деятельность, основанная только на опыте и интуиции руководителей, уже не может гарантировать достижение успехов в служебной деятельности подчиненных им исполнителей. Поэтому руководители любого ранга должны своевременно приобретать необходимый объем современных управленческих знаний, умений и навыков. Знание основ управления должно способствовать тому, чтобы у руководителей возникло осознанное понимание и устойчивая внутренняя потребность в постоянном приобретении или совершенствовании управления в пределах своей компетентности. Термин «управление» происходит от итальянского слова «managgiare», означающего умение управлять лошадьми так, чтобы они исполняли некоторые конкретные движения, которые в определенных условиях на свободе выполняются ими совершенно естественно <*>. ——————————— <*> Кравченко А. И. Трудовые организации: Структура, функции, поведение. М., 1991. С. 75.

В англоязычных странах управление в экономической сфере чаще всего обозначается термином «management», в политической сфере — термином «governance» («government»), а в сфере техники — термином «control» («controlling») <*>. Понятие «управление» объединяет в себе несколько различных значений: используется для обозначения субъекта, осуществляющего управление; в качестве синонима понятия «обусловленность», «детерминация», «воздействие». ——————————— <*> Баркан Д. И. Маркетинг для всех: Беседы для начинающих. Л., 1991. С. 10 — 11.

В Большом энциклопедическом словаре представлено следующее определение управления: «Элемент, функция организованных систем различной природы, обеспечивающий сохранение их определенной структуры, поддерживающий режим деятельности, реализацию их программ и целей» <*>. Социальное управление — воздействие на общество с целью его упорядочения, сохранения качественной специфики совершенствования и развития. ——————————— <*> Большой энциклопедический словарь / Под ред. А. М. Прохорова. М., 1989. С. 1400.

В теории и практике в различных сферах деятельности довольно широко утвердилось так называемое кибернетическое представление об управлении. Согласно такому представлению управление — это процессы специального воздействия управляющих подсистем на управляемые, которые реализуются в технических, биологических и социальных системах. В результате этого достигается их упорядоченность, а также функционирование и развитие в соответствии с их общими целями. В кибернетике управление понимается как воздействие на объект, выбранное из множества воздействий с учетом поставленной цели, состояния объекта, его характеристики и ведущее к развитию управляемого объекта. Д. М. Гвишиани подчеркивает, что «кибернетика» как научное направление для многих ученых стала синонимом понятия «наука об управлении», а управлением начали называть организацию целенаправленных воздействий. Появлением кибернетики как науки мы обязаны выдающемуся американскому ученому Норберту Винеру, советские ученые (академики А. И. Берг, В. А. Трапезников, В. А. Глушков и др.) стали активно ее развивать. В психологии управление понимается как функция организованных систем, обеспечивающая сохранение их структуры, поддержание режима функционирования, реализацию программы деятельности. В социальной психологии управление — это вид индивидуального или группового планомерного воздействия субъектов управления на объекты управления для достижения определенной цели управления. В управленческой науке с самого начала ее разработки существовало два направления: структурализм и функционализм. Сущность структурализма составляет применение структурного анализа в социальных явлениях и проявление доминирующей роли структуры по отношению к составляющим ее элементам. Функционализм предполагает выделение элементов социального взаимодействия, определение их места и функциональности, качественная определенность которой обусловила системность ее изучения. Концепция А. Файоля стала базисом для теоретических построений, формулирующих исчерпывающие принципы управления и обосновывающих нормативные концепции формальной структуры управления. В основе его восприятия производства лежит системный подход, все операции производства тесно взаимосвязаны друг с другом. Систему своих взглядов он изложил в вышедшей в 1916 г. книге «Общее и промышленное управление». А. Файоль как представитель «классической» школы управления считал, что для достижения целей предприятия необходимо осуществление персоналом шести типов операций, или, в его терминологии, «функций». «Функция», по Файолю, применительно к процессу управления есть деление его на составляющие части. Весь процесс управления он разделил на пять основных функций, которые мы до сих пор используем в управлении персоналом: это планирование, организация, подбор и расстановка кадров, руководство (мотивация) и контроль. Разрабатывая теорию управления, А. Файоль выделил несколько принципов управления: принцип единства распорядительства (один центр подчинения и один центр управления, т. е. единство управления и контроля); дисциплина; подчинение частных интересов общим; централизация; иерархия; порядок, вознаграждение персонала, справедливость, устойчивость персонала и другие. Разработанные А. Файолем принципы управления следует признать самостоятельным результатом науки управления, «администрирования» (отсюда и название административная школа). Указанная концепция административного (функционального) течения в науке управления получила дальнейшее развитие у ряда авторов. Л. Гьюлик, дополнив схему А. Файоля, представил структуру управленческой деятельности следующим образом: 1) планирование, т. е. постановка в широком аспекте подлежащих выполнению задач и указание способов их решения для достижения цели; 2) организация, т. е. создание формальной структуры подчиненности, на основании которой осуществляется разделение работы между производственными подразделениями, определяется и координируется их деятельность, направленная на достижение поставленной цели; 3) укомплектование штата, т. е. вся работа с личным составом: подбор, подготовка кадров и создание необходимых условий для трудовой деятельности; 4) руководство, т. е. постоянная функция принятия решений и оформления их в виде приказов, инструкций, распоряжений; 5) координация, т. е. обеспечение согласованного действия всех подразделений предприятия, образующих благодаря координации единое целое; 6) отчетность, т. е. обеспечение вышестоящих инстанций информацией о ходе работы, и организация собственной информации администратора и его подчиненных о ходе дел посредством отчетов, докладов и проверок; 7) составление бюджета, куда входит все, что связано с составлением бюджета в виде финансовых планов бухгалтерии и финансового контроля. Независимо от существующих точек зрения к основным управленческим функциям относят планирование, организацию, контроль и регулирование. Систематизация элементов управления получила широкое признание и легла в основу многих исследований по управлению. Значительный вклад в разработку теории управления внес М. Вебер, исследователь в области социологии, истории и юриспруденции, который разработал принципы построения идеального типа организации. Автор пришел к выводу, что иерархия, власть и бюрократия составляют основу любых социальных организаций, где под термином «бюрократия» он обозначил «идеальный тип» административной организации. Вклад М. Вебера в науку управления заключается в том, что он предложил основные принципы построения административного аппарата (бюрократической организации). М. Вебер полагал, что предложенная им система принципов обеспечит удовлетворительное исполнение многих однообразных организационных задач, а иерархия, власть и бюрократия лежат в основе всех социальных организаций. Основная черта административной школы заключается в утверждении, что существует только один способ достижения эффективности производства. Поэтому цель классических управленцев состояла в том, чтобы обнаружить этот совершенный и единственно приемлемый метод управления. Начало развития управленческой науки в России было положено в XVII в. и преимущественно в рамках теории государственного управления: введение городского самоуправления в западных приграничных городах России; петровские реформы по совершенствованию управления экономикой; идеи И. Т. Посошкова о разделении богатства на вещественное и невещественное в регламентации хозяйственной жизни; идеи государственного управления А. П. Волынского, В. Н. Татищева, Александра I, Александра II, П. А. Столыпина и т. д. В 20-е гг. в СССР быстрыми темпами начинает развиваться наука управления, объясняется это теми задачами, которые стояли перед страной: индустриализация, коллективизация, формирование государственного механизма управления. Наука управления, возникшая в недрах промышленного производства, постепенно переросла его рамки и стала применяться во всех сферах общества. Прочное место она заняла и в такой сфере, как образование, давая начало развитию теории и практики управления педагогическими системами. Значительный интерес представляет развитие информационного направления в науке управления, в рамках которого происходили исследования в двух направлениях: разработка и внедрение моделирования для решения сложных управленческих проблем; развитие количественных методов в целях повышения эффективного управления. Управление является средством достижения целей, стоящих перед любой организацией (образовательным учреждением), позволяет сделать систему более гибкой и повысить ее эффективность. Функция управления включает планирование деятельности организации, координацию деятельности работ по выполнению плановых заданий, контроль за их выполнением и регулирование хода работ, учет и оценку результатов. Управление обеспечивает постоянный контроль за работой организации и оказывает необходимое воздействие на организацию, с тем чтобы удерживать ее параметры в заданных пределах для достижения поставленных перед ней целей. Термин «управление» в разных контекстах употребляли многие педагоги-ученые. Я. А. Коменский писал, что человек для продления жизни должен приспосабливать ум к целесообразному управлению всем, должен быть способным сделаться таким, чтобы управлять собой. Важность управления педагогическим процессом подчеркивали знаменитые русские педагоги К. Д. Ушинский и П. Ф. Каптерев, которые рассматривали его в контексте таких понятий, как «наставничество», «руководство», «организация». Проблемы управления школой, системой образования в целом привлекали внимание таких педагогов-организаторов, как А. В. Луначарский, Н. К. Крупская, П. П. Блонский, С. Т. Шацкий, Н. Н. Йорданский и других. В своих работах и выступлениях они анализировали вопрос о необходимости управленческой подготовки кадров для Народного комиссариата по просвещению, административной подготовке кадров. Основным проводником в жизнь данной политики была Н. К. Крупская, являвшаяся одним из руководителей Наркомпроса, изложившая свои взгляды в статьях: «К вопросу об организационной политике народного комиссариата по просвещению», «К проекту реорганизации Наркомпроса», «К реорганизации Наркомпроса». Поддерживая вопрос о реорганизации Наркомпроса, Н. К. Крупская обращала особое внимание на уже сложившийся исторически принцип функционального разделения управленческой деятельности. Ею были выделены следующие принципы управления образованием как педагогической системой: а) строгое разграничение функций между отдельными секторами, т. к. «без распределения функций не может быть и настоящей ответственности»; б) функции должны быть распределены правильно, отдельно выделить административный аппарат для его более четкой работы; в) функции, распределенные между секторами и отделами, «должны быть зафиксированы в письменном виде, чтобы никогда не было сваливания работы друг на друга»; г) у каждого ответственного работника должен быть заместитель; д) необходима отчетность, иначе «невозможна правильная ответственность и правильная оценка работы»; е) второй заместитель должен опираться на аппарат: один человек следит за отчетностью, ведет учет работы, другой — за своевременным выполнением административных распоряжений, третий — за правильностью снабжения мест и т. д. <*> Выдвигая эти организационные принципы, Н. К. Крупская добивалась прежде всего четкого разграничения функциональных обязанностей, их письменного утверждения, необходимости отчетности по результатам деятельности, научной обоснованности управления. ——————————— <*> Крупская Н. К. Пед. соч. Т. 11. С. 202.

Конкретные научные положения управления образовательным учреждением в то время не могли еще быть сформулированы, так как управленческая наука только начала развиваться. Основные положения применения теории управления в школе разрабатываются позже, в 60-е гг. Универсальные принципы управления стали разрабатываться рядом авторов (М. И. Кондаков, Ю. А. Конаржевский, И. К. Новиков, Е. И. Перовский, И. П. Раченко, В. А. Сухомлинский, Н. С. Сунцов и др.), которые трансформировали их применительно к педагогической системе. Исследование педагогического управления, его объекта, содержания, задач, средств и методов впервые было представлено Ю. В. Васильевым, который сформулировал целостную теорию управления педагогическим процессом в образовательном учреждении. Ее продолжают успешно развивать Ю. А. Конаржевский, А. Я. Найн, А. А. Орлов. Важными в рамках педагогического направления изучения управления педагогическим процессом являются исследования Т. И. Шамовой, К. А. Нефедовой, М. М. Поташника. Указанные авторы рассматривают управление через взаимодействие субъектов, объединенных единой целью и направленных на обеспечение оптимального функционирования системы, перевод системы в новое качественное состояние, которое соответствует социальному заказу общества. Принципы управления, разработанные А. Файолем, и в настоящее время оказывают существенное влияние на разработчиков теории управления в педагогических системах. Самое большое количество работ посвящено рассмотрению функционального подхода (А. И. Китов, Ю. А. Конаржевский, В. С. Лазарев, А. А. Орлов, М. М. Поташник, П. И. Третьяков, Т. К. Чекмарева, Т. И. Шамова, В. А. Якунин и др.). Функции отличаются своеобразным содержанием, специфической целенаправленностью, индивидуальной структурой и функциональной интегральностью. Исследователи педагогического процесса закладывают в структуру управления различные по количеству и качеству функции. Ю. А. Конаржевский выделяет пять функций: педагогический анализ, планирование, организация, внутришкольный контроль, регулирование. А. А. Орлов — шесть функций: прогнозирование, планирование, организация, корректировка, учет и контроль. В. С. Лазарев и М. М. Поташник к основным функциям управления относят планирование, организацию и руководство (включающее мотивацию и контроль). П. И. Третьяков и Т. К. Чекмарева выделили шесть основных функций управления: информационно-аналитическую; мотивационно-целевую; планово-прогностическую; организационно-исполнительскую; контрольно-диагностическую; регулятивно-коррекционную. Ю. А. Конаржевский выделил функцию педагогического анализа, Р. Х. Шакуров ведущую роль отдает группе целевых функций, В. А. Якунин, П. И. Третьяков, Т. К. Чекмарева считают, что системообразующим фактором управления является цель. Основываясь на общих положениях теории управления, В. А. Сластенин выделяет следующие функции управленческой деятельности: анализ ситуации, проектирование результатов и планирование воздействия, конструирование и организация учебного процесса, его регулирование и корректирование, подведение итогов и оценивание полученных результатов. Каждая из функций управления отражает определенный элемент управляющего воздействия, поэтому все функции взаимосвязаны, взаимно проникают друг в друга. Все действия по реализации функций управляющей системы выполняются во временной последовательности, повторяющей этапы управления: обоснование целей; оценка состояния системы; выяснение основного противоречия в ее текущем состоянии относительно цели ее развития; формулирование управляющего решения; выбор варианта оптимального решения; организационно-практическая работа в управляемой системе. Ряд авторов более позднего периода (70-е гг. XX в.) вводят в процесс управления функцию мотивации. Известно, что в основе любого действия лежит мотив, который формируется исходя из потребностей человека. Именно на основе мотивации И. К. Шалаев создает концепцию мотивационного программно-целевого управления школой. МПЦУ является результатом развития и интеграции различных направлений управленческой науки. Все множество управленческих подходов условно сгруппировано в два основных течения — организационное и мотивационное. Организационное управление характеризуется включением таких функций, как: анализ, планирование, организация, контроль, регулирование (управленческий цикл). Мотивационное управление представлено рядом социально-психологических функций управления: целевая ориентация, морально-психологическое воспитание и профессиональное совершенствование, формирование ЦОЕ (ценностно-ориентационное единство) и социально-психологического климата и др. Дискуссии о приоритетности функций не носят принципиального характера. Все исследователи данной проблемы сходятся во мнении, что управление — это прежде всего целенаправленный циклический процесс, который состоит из совокупности действий, направленных на достижение поставленных целей. Для получения эффективного результата необходимо дальнейшее развитие управленческой науки и подготовки субъектов управления, которые являются составляющим элементом процесса управления.

Литература

1. Баркан Д. И. Маркетинг для всех: Беседы для начинающих. Л., 1991. С. 10 — 11. 2. Большой энциклопедический словарь / Под ред. А. М. Прохорова. М.: Советская энциклопедия, 1989. 1630 с. 3. Веретенникова Л. А. Основы социального менеджмента для педагогов: Учебное пособие. Барнаул: Изд-во БГПУ, 2003. 119 с. 4. Кравченко А. И. Трудовые организации: Структура, функции, поведение. М., 1991. С. 75. 5. Крупская Н. К. Педагогические сочинения. М.: Политиздат, 1958. 6. Основы современного социального управления: теория и методология: Учебное пособие / Под ред. В. Н. Иванова. М.: ОАО «НПО «Экономика», 2000. 271 с. 7. Шалаев И. К. Мотивационное программно-целевое управление: теория, технология, практика: Учебное пособие по психологии управления для руководителей и психологов учреждений образования. Барнаул: Изд-во БГПУ, 2000. 271 с. 8. Файоль А., Эмерсон Г., Тейло Ф. Управление — это наука и искусство. М.: Республика, 1992. 349 с.

——————————————————————