Новые подходы к финансированию культуры и искусства в Нидерландах

(Абанкина И. В.)

(«Культура: управление, экономика, право», 2006, N 2)

НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ФИНАНСИРОВАНИЮ

КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА

В НИДЕРЛАНДАХ

И. В. АБАНКИНА

Абанкина И. В., кандидат экономических наук, заместитель директора Института развития образования Государственного университета — Высшая школа экономики.

Нидерланды имеют разветвленную и динамично развивающуюся сеть организаций культуры и искусства. За последние годы количество компаний и учреждений в культурном секторе Нидерландов возросло с 43 тысяч до почти 51 тысячи, что составляет около 7% общего числа компаний страны. В компаниях культурного сектора работает более 200 тысяч человек, что составляет примерно 3% от всего трудоспособного населения Нидерландов. Предпринимательство в области культуры Нидерландов неуклонно растет. Большое значение имеют средние и малые предприятия.

В среднем семьи в Нидерландах тратят на культуру и отдых 11% дохода домашних хозяйств. Следует отметить, что этот уровень практически не различается в разных по доходам группах семей, т. е. бедные и богатые тратят на культуру и отдых примерно одинаковую долю семейных бюджетов — более 10%, что считается в Европе довольно высоким уровнем.

Финансирование культуры и отдыха в Нидерландах регламентировано следующими документами:

— Акт о культурной политике (целевое финансирование);

— Указ о культурных проектах (проектное финансирование);

— Правила культурных проектов (субсидии и гранты);

— Акт об исторических зданиях и памятниках старины;

— Акт об архивах;

— Акт о средствах информации.

Указ о культурных проектах различает три вида финансирования:

— Годовые или многолетние субсидии учреждениям;

— Субсидии на проекты;

— Целенаправленные гранты.

Основной поток финансирования — многолетние, а именно — четырехлетние субсидии учреждениям, — выделяется каждые четыре года на основании рассмотрения заявок на субсидии от различных секторов культуры. Субсидии предоставляются в форме единовременной или блочной субсидии, что дает учреждениям возможность сохранять любую операционную прибыль для дополнительной деятельности или для покрытия операционного дефицита.

Система распределения четырехлетних субсидий дает учреждениям больше свободы при определении их художественной и коммерческой политики. Учреждение пользуется достаточной свободой для осуществления своих политических планов до тех пор, пока оно осуществляет именно то, что задумано в плане. Например, учреждение может решить копить средства первые два года субсидии, чтобы на третьем году заняться дополнительной деятельностью. Сейчас стало возможным компенсировать дефицит отдельного года или сезона за счет остальных, если рабочий бюджет взаимопогашается в течение всего периода субсидии.

В четырех крупнейших городах (Амстердам, Гаага, Роттердам и Утрехт) и некоторых крупных муниципалитетах основные театральные учреждения субсидируются и центральным, и местным правительствами. Субсидии на краткосрочные проекты и гранты отдельным деятелям культуры и искусства выделяются национальными фондами, учрежденными при министерствах. Сами средства предоставляются на четыре года.

Провинции и муниципалитеты средних размеров получают целенаправленные гранты для поддержания местной политики. Размеры грантов определяются ежегодно.

Центральное правительство оказывает поддержку не только местным и региональным властям. В основном государство осуществляет финансирование через специально учрежденные фонды и организации, которые и предоставляют субсидии напрямую соискателям. Например, в 2000 г. было предоставлено субсидий на сумму 455 миллионов евро, что составило 31% суммарных затрат центрального правительства. Кроме того, выгоду от прямого государственного финансирования получают и средства массовой информации, которые являются единственным источником внебюджетных доходов. Так, в 2000 г. чистые расходы правительства на средства массовой информации составили 588 миллионов евро.

Сравнение суммарных и чистых расходов с бюджетом Министерства образования, культуры и науки на 2000 г. демонстрирует, что, несмотря на то что суммарные издержки превышают реальный бюджет, доходы достаточно высоки, чтобы покрывать чрезмерные затраты (табл. 1).

Таблица 1. Бюджет Министерства образования, культуры и науки на культуру в 2000 г.

In million Euro

Искусства 238,1

Библиотеки и литература 41,8

Управление культурой 197,2

СМИ 749,5

Другие расходы 7,9

Всего на культуру 1234,5

Источник: Министерство образования, культуры и науки, Голландия.

Финансирование организаций в области кино, архитектуры, дизайна, театральных и самодеятельных искусств, а также образования в области искусства включено в бюджет под заголовком «Искусство».

Центральное правительство сосредоточено на так называемой снабженческой стороне искусства, а именно на улучшении качества продукции кинематографа и мультипликации и мастерства артистов. Оно финансирует отдельных артистов, организации визуального искусства, в том числе так называемые мастерские и показательные организации, как напрямую, так и через культурные фонды и региональные и местные власти.

Институты в области сценического искусства, кино, архитектуры, дизайна, любительского искусства и образования в области искусства финансируются из бюджета на искусство.

Региональные и местные власти получают субсидии от центрального правительства только в данном секторе. В 2000 г. сумма таких субсидий составила 21 миллион евро. Прямые субсидии организациям культуры и отдельным лицам составили 178 миллионов евро, что составило примерно 70% всех расходов центрального правительства на искусство.

В июне 1999 г. был опубликован Основной меморандум культурной политики на 2001 — 2004 гг. (Культура как конфронтация), который конкретизировал новую политику в секторе искусства. План действий, который был частью этого Меморандума, выделил меры, стимулирующие область спроса на продукты и услуги в сфере культуры и искусства. Усиление плана обеспечивается предоставлением необходимых ресурсов под девизом «Новый ассортимент для новой аудитории».

Помимо перераспределения средств новый документ о культурной политике предоставляет новые возможности молодым талантам и свободный доступ новым инициативам, чем обеспечивает достижение целей межкультурного взаимодействия. Кроме того, организации культуры, фонды и консультативные органы получили задание содействовать доступу культурных меньшинств в советы и комитеты этих органов. В рамках новой политики было осознано, что инвестиции во «взгляды» молодежи крайне необходимы для жизнеспособности искусств и развития молодого поколения, для чего и были приняты конкретные меры, а именно — был увеличен объем гуманитарных и культурных предметов в программе среднего и профессионального образования.

В таблице 2 представлены расходы на культуру и искусство в 1999 г. в сравнении со среднегодовым объемом субсидий в 2001 — 2004 гг., которые распределяются в соответствии с принципами новой культурной политики на основе четырехлетних субсидий. В таблице 2 используются следующие обозначения:

— «Запрашиваемые субсидии» — имеется в виду запрашиваемая учреждением субсидия, включая дополнительные пожелания. За основу принят средний размер субсидии с 2001 по 2004 г.;

— «Рекомендованная субсидия» — имеется в виду мнение Совета по культуре, основанное на Плане действий. Правительство Нидерландов принимает большую часть решений об искусстве и культуре после консультаций с комиссией независимых экспертов. Единый консультативный орган в области культуры, основанный в 1997 г., называется Совет по культуре (Raad voor Cultuur). В соответствии с новым законом политики больше не обязаны консультироваться с Советом по культуре или другим консультативным органом. Несмотря на это, правительство продолжает согласовывать свои решения с Советом по культуре, причем не только по вопросам направлений культурной политики, но и о предоставлении субсидии любым культурным учреждениям. Совет составляет свое мнение об их художественных достоинствах или о культурной и исторической значимости их деятельности;

— «Субсидия 2001 — 2004» — нужно иметь в виду, что размер субсидии не включает в себя личный налог на доходы и налоговую скидку на производительность труда.

Таблица 2. Сравнение расходов на культуру и искусство

В голландских гульденах (x 1000) В евро

(x 1000)

Предел Запраши — Рекомен — Субсидия Субсидия

субсидии ваемая дованная 2001 — 2001 —

1999 г. субсидия субсидия 2004 2004

Оркестры

Всего оркестров 96,913 108,480 86,258 86,258 39,142

Всего маленьких оркестров 10,713 25,697 15,458 13,889 6,280

Музыкальные учреждения 10,968 27,557 19,541 17,360 7,877

Музыкальные театры 57,145 67,729 58,720 58,220 26,418

Танцы 36,457 56,187 44,136 44,836 20,346

Театры 10,683 25,699 19,393 19,493 8,847

Молодежные театры 395 3,411 1,915 1,915 870

Podium Art 27,665 44,590 29,784 29,784 13,516

Фильмы 33,420 71,942 42,518 38,183 17,326

Искусство скульптуры 91,858 125,781 98,958 99,443 45,125

Архитектура 13,330 24,137 19,294 19,294 8,756

Молодежное искусство и 16,769 31,482 25,583 25,592 11,615

образование

Общее искусство 885 2,681 1,316 1,316 598

Библиотеки 37,193 45,240 41,038 41,038 18,168

Литература 27,138 38,882 29,696 29,696 13,474

Средства информации 1,058 8,963 5,207 5,207 2,363

Археология 309 980 910 910 413

Архивы 5,382 6,449 5,978 5,978 2,713

Общее наследие 703 3,755 2,302 2,302 1,043

За рассматриваемый период чистые затраты центрального правительства существенно выросли по причине постоянного роста суммарных издержек и уменьшения доходов. Наиболее заметный рост расходов наблюдается по тем направлениям, которые выделены в качестве приоритетных направлений в новой культурной политике. Так, например, расходы на театры увеличены примерно в два раза, тогда как на молодежные театры в пять раз, причем в дополнение к девяти молодежным театрам добавилось еще шесть молодежных театров — новых получателей субсидий. В пять раз выросли расходы на средства информации.

Существенный рост вложений наблюдается и в молодежное искусство во взаимосвязи с образованием. Здесь тоже 40% общего объема субсидий передано новым организациям (см. таблицу 3).

Таблица 3.

В голландских гульденах (x 1000) В евро

(x 1000)

Предел Запраши — Рекомен — Субсидия Субсидия

субсидии ваемая дованная 2001- 2001-

1999 г. субсидия субсидия 2004 2004

Молодежное искусство и

образование

Artisjok/Nultwintig 277 837 315 315 143

Искусство любителей скульптуры 1,182 1,519 1,290 1,290 585

Buitenkunst 251 375 351 351 159

Культурная коалиция 107 226 107 107 49

Фонд любительского искусства 2,117 6,665 3,500 3,700 1,679

Большой приз Нидерландов 111 514 150 150 68

Netherlands Youth Orchestra 181 270 220 220 100

Jeunesses Musicales Nederland 20 60 15 15 7

Центр любительского танца 1,430 1,554 1,430 1,430 649

LOKV, Нидерландский институт 7,543 4,000 34,000 4,000 1,815

художественного образования

Kunstbende (Meer doen met 619 1,495 848 848 385

Cultuur)

Национальный молодежный оркестр 498 742 742 742 337

Нидерландский центр фольклора 821 1,173 821 821 373

NKT Театральное производство 160 526 162 162 74

Фестиваль Orlando 94 247 94 94 43

Prinses Christina Concours 36 331 250 250 113

Ансамбль Ricciotti 175 566 235 235 107

Композиция 555 1,435 600 600 272

Театр STUT 76 98 50 76 34

Всемирный музыкальный конкурс 246 303 355 303 137

Kerkrade

Итого по перечисленным 16,769 23,451 14,805 15,979 7,252

организациям

Новые финансируемые организации

Beestenbende 200 200 200 91

Boeng Diepie 450 50 50 23

BZO 550 50 50 23

Davina van Wely 30 10 10 5

Фестиваль Storm 1,138 315 615 279

Iordens Viooldagen 30 30 30 14

Молодые музыкальные таланты 130 55 55 25

Театральная молодежная группа 101 100 100 45

DOX

Kleurrijk Centrum Rotterdam 500 100 100 45

Koor Nieuwe Muziek 225 150 150 68

Национальный детский и 169 100 100 45

молодежный хор

Национальные молодежные 515 300 300 136

оркестры и оркестры

Rotterdams Wijktheater 150 50 50 23

Фонд театральных работ 1,529 1,529 1,500 1,500 681

Planet jr. Productions 685 100 100 45

Sahne 165 100 100 45

Talens Palet 50 50 50 23

Театральная группа Toetssteen 35 20 20 9

UNISONO 1,341 4,500 4,500 2,042

VKV 2,960 1,500 681

Всемирный фестиваль Parade 2000 38 38 33 15

Brunssum

Итого по новым финансируемым 8,031 10,778 9,613 4,363

организациям

Всего молодежное искусство 16,769 31,482 25,583 25,592 11,615

и образование

В 1999 г. правительство Нидерландов потратило на искусство и культуру приблизительно 2,8 миллиарда евро. Учитывая, что доход составил 1,2 миллиарда евро, то чистые затраты составили 1,6 миллиарда евро (см. табл. 4).

Таблица 4. Валовые и чистые расходы на культуру и искусство в 1999 г. (млн. евро)

Валовые расходы Чистые расходы

Гос-во Прови — Муни — Сов — Итого Гос-во Про — Муни — Сов — Итого

нции ципали — местн. винции ципали — местн.

теты учрежд. теты учрежд.

Театральные 295,4 53,1 559,5 34,0 942,0 290,9 41,3 440,2 0,5 772,8

искусства:

Профессиональные 151,6 12,7 64,9 0,0 229,2 151,6 12,3 60,4 0,0 224,2

театральные

искусства

Любительское 8,2 1,4 20,4 0,0 29,9 8,2 1,4 19,1 0,0 28,6

искусство

Центры культуры 0,0 0,5 230,1 2,3 232,8 0,0 0,5 157,0 0,0 157,5

Изобразительное 92,6 19,1 42,2 0,0 153,8 92,6 11,3 25,4 0,0 129,3

искусство

Формирование 12,3 8,6 159,3 31,8 211,9 12,3 7,7 140,7 0,5 161,1

музыки и

культуры

Прочее 30,9 10,9 42,7 0,0 84,4 26,3 8,2 37,7 0,0 72,2

Культура: 1164,9 149,7 606,7 15,4 1936,7 297,7 80,3 518,2 0,0 896,2

Музеи 129,3 27,7 132,5 0,5 290 121,2 24,1 104,8 0,0 250,0

Памятники 65,3 23,1 88,0 0,0 176,5 64,9 21,3 69,4 0,0 155,6

Библиотеки 45,8 28,1 332,6 10,4 417,0 45,8 27,2 298,1 0,0 371,2

Средства 890,8 70,3 5,9 0,0 967,0 32,7 7,3 3,6 0,0 43,6

информации

Архивы 33,6 0,5 47,6 4,5 86,2 33,1 0,5 42,2 0,0 75,8

Итого Культура 1460,3 202,8 1166,2 49,5 2878,8 588,6 121,6 958,4 0,5 1669,

и Искусство: 0

Источник: Центральное статистическое бюро, Нидерланды.

В 1999 г. все уровни правительства вместе потратили на искусство около 940 миллионов евро. Доход в данном секторе составил приблизительно 179 миллионов евро. Средняя сумма, выделенная на одного жителя, составила 49 евро. Наибольшая средняя сумма на одного жителя приходится на профессиональное театральное искусство, т. е. на музыку, оперу, танцы и театр (14,1 евро). Тогда как в области любительского искусства эта цифра составляет только 1,8 евро на человека.

Что касается изобразительного искусства, центров культуры и формирования музыки и культуры, на одного жителя было в среднем потрачено между 10,4 и 8,2 евро. Наибольшая сумма валовых издержек приходится на центры культуры (15,4 евро на одного жителя).

Наибольшую поддержку искусству оказывают муниципалитеты. Исключением являются изобразительное и театральные искусства, которым основную помощь оказывает центральное правительство. На эти два вида деятельности центральное правительство выделяет примерно 2/3 всех своих отраслевых затрат.

Валовая сумма расходов на культуру, а именно: на библиотеки, литературу, управление культурой и средствами массовой информации, значительно отклоняется от чистых расходов, поскольку расходы центрального правительства на средства массовой информации в размере 890 миллионов евро на 96% покрываются прибылью этого сектора (см. таблицу 5).

Таблица 5. Суммарные правительственные расходы на культуру в расчете на одного жителя в 1999 г., евро/1 жителя

Валовые расходы Чистые расходы

Гос-во Про — Муни — Сов — Итого Гос-во Про — Муни — Сов — Итого

винции ципали — местн. винции ципали — местн.

теты учрежд. теты учрежд.

Культура: 74,0 9,5 39,0 1,0 123,5 19,1 5,0 33,6 0,0 57,7

Музеи 8,2 1,8 8,6 0,0 18,6 7,7 1,3 6,8 0,0 15,8

Памятники 4,1 1,4 5,4 0,0 10,9 4,1 1,4 4,5 0,0 10,0

Библиотеки 2,7 1,8 21,3 0,5 26,3 2,7 1,8 19,1 0,0 23,6

Средства 56,7 4,5 0,5 0,0 61,7 2,3 0,5 0,5 0,0 3,3

массовой

информации

Архивы 2,3 0,0 3,2 0,5 6,0 2,3 0,0 2,7 0,0 5,0

Источник: Центральное бюро статистики, Голландия.

Политика в области культурного наследия охватывает музеи, исторические здания, памятники, объекты, археологические и общественные документы.

В музейном секторе основная обязанность министерства и правительства заключается в управлении и обращении с национальными коллекциями. Эти полномочия были переданы наполовину приватизированным национальным музеям и контролируются Инспекторатом за культурным наследием. Институт культурного наследия Нидерландов (INC) оказывает услуги и предоставляет информацию всему мировому музейному сообществу. В 1999 г. был основан Музыковедческий фонд по закупкам, целью которого является покупка произведений искусства в рамках Акта о сохранении культурного наследия и приобретении для музеев через Фонд Мондриана.

Работа в секторе исторических зданий и объектов сосредоточена на обязанности сохранить исторические здания и объекты, а также защитить городские заповедные зоны. Данные полномочия были переданы Департаменту защиты и сохранения исторических зданий и объектов (RDMZ). В соответствии с Актом о памятниках и исторических зданиях предоставляются субсидии на реставрационные и обслуживающие работы.

В 2000 г. на «исторические шедевры» была выделена сумма в 45 миллионов евро. Эти деньги предназначены для реставрации более 100 памятников, которые не могут быть реставрированы за счет существующих фондов. Памятники будут распределены между фондами на основании Указа о крупномасштабной реставрации.

В секторе археологии основная обязанность министерства и правительства состоит в том, чтобы обеспечить сохранность важных археологических объектов. Если сохранению объекта мешает экономическая деятельность, то следует принять меры по осуществлению раскопок и документирования объекта. Эти полномочия были переданы Государственной службе археологических исследований (ROB), чья работа основывается на Акте о памятниках и исторических зданиях.

В секторе государственных архивов основная обязанность заключается в том, чтобы организовать документацию центрального правительства, Высшего Государственного Совета и т. д., а также обеспечить доступ к ним общественности. Эту задачу выполняет Департамент Государственных архивов (RAD), основанием для его работы служит Акт о Государственных архивах.

Большая часть средств на культурное наследие передается четырем правительственным службам (INC, RDMZ, ROB и RAD) и финансируемым организациям. Наибольшая часть средств направляется в сектор музеев и в сектор исторических зданий и объектов. Кроме того, предоставляются субсидии учреждениям, занятым в области государственных архивов и археологии.

Что касается исторических зданий и объектов, то большая часть средств субсидий идет на реставрационные работы. По мере необходимости муниципалитетам и провинциям предоставляются многолетние бюджеты, в рамках которых они могут предоставлять индивидуальные субсидии владельцам исторических зданий и объектов, которые затем официально предоставляются Министерством. Фактические выплаты осуществляет национальный Фонд Реставрации.

Начиная с 2000 г. Министерство образования, культуры и науки Нидерландов осуществляет постепенный переход на бюджетирование, ориентированное на результат. Эта политика, применяемая сначала для финансирования университетов, с 2005 г. начинает применяться и для отраслей культуры. Принципы такого бюджетирования обеспечивают прямую взаимосвязь между распределением бюджетных ресурсов и общественной значимостью ожидаемых конечных и непосредственных результатов в соответствии с установленными приоритетами государственной политики в области культуры и искусства. Переход к формированию бюджета, ориентированному на результат, — итеративный процесс, рассчитанный на достаточно длительный период. В течение этого периода основным объектом внешнего контроля будет постепенно становиться результативность, т. е. социальная и экономическая эффективность расходования бюджетных средств.

——————————————————————