Перемещение через границу культурных ценностей

(Юрьев А.)

(«Законность», 2006, N 6)

ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ЧЕРЕЗ ГРАНИЦУ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

А. ЮРЬЕВ

А. Юрьев, начальник отдела прокуратуры Санкт-Петербурга.

Согласно ФЗ от 8 декабря 2003 г. «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» защита культурных ценностей относится к национальным интересам Российской Федерации.

В связи с этим государством установлены особые правила вывоза из России и ввоза на ее территорию культурных ценностей. Порядок их перемещения через таможенную границу РФ регламентируется Таможенным кодексом РФ, Законом РФ от 15 апреля 1993 г. «О вывозе и ввозе культурных ценностей», Положением о проведении экспертизы и контроля за вывозом культурных ценностей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 27 апреля 2001 г., и др.

Прокуратурой Санкт-Петербурга в ходе проверок деятельности таможенных органов выявлены многочисленные проблемы, связанные с применением законодательства о ввозе и вывозе культурных ценностей, которые могут быть решены только на федеральном уровне.

Например, ст. 23 Закона РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей» предусмотрено, что ввозимые культурные ценности подлежат таможенному контролю и специальной регистрации в порядке, установленном Федеральной службой по сохранению культурных ценностей совместно с Государственным таможенным комитетом РФ. Согласно ст. 15 этого Закона к компетенции Федеральной службы по сохранению культурных ценностей, функции которой в настоящее время переданы Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, подведомственной Министерству культуры и массовых коммуникаций РФ, относится осуществление регистрации ввозимых, временно ввозимых культурных ценностей.

Несмотря на это, порядок специальной регистрации ввозимых в РФ культурных ценностей, в том числе физическими лицами для личного пользования, до настоящего времени не утвержден, в связи с чем уже более 10 лет требования Закона не выполняются.

Направленное в нижестоящие таможенные органы письмо первого заместителя председателя ГТК России от 31 декабря 2003 г. «О проведении специальной регистрации культурных ценностей» носит рекомендательный характер.

Необходимо сказать, п. 5 ст. 282 Таможенного кодекса РФ установлено, что в отношении культурных ценностей, ввозимых физическими лицами, предоставляется полное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов при условии их письменного декларирования, а также специальной регистрации, предусмотренной законодательством РФ о вывозе и ввозе культурных ценностей. В связи с этим до тех пор, пока уполномоченные ведомства в установленном порядке не разработают и не примут нормативный правовой акт о порядке специальной регистрации ввозимых в РФ культурных ценностей, физические лица не могут на законных основаниях воспользоваться указанной льготой по уплате таможенных платежей.

В соответствии со ст. 57 Закона «О вывозе и ввозе культурных ценностей» невозвращение культурных ценностей в срок, установленный в договоре о возврате временно вывезенных культурных ценностей, рассматривается как незаконный вывоз культурных ценностей и наказывается в соответствии с п. 2 ст. 56, которым установлено, что незаконные вывоз и ввоз культурных ценностей квалифицируются как контрабанда и наказываются в соответствии с уголовным законодательством РФ и законодательством об административных правонарушениях.

Формулировки ст. ст. 56 и 57 Закона представляются противоречащими уголовному законодательству РФ по следующим основаниям.

Согласно ч. 2 ст. 188 УК РФ контрабандой культурных ценностей признается их перемещение через таможенную границу РФ, если оно совершено помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряжено с недекларированием или недостоверным декларированием.

Таким образом, лицо, нарушившее срок возврата на территорию РФ ранее временно вывезенных культурных ценностей, но не нарушившее порядок их перемещения через таможенную границу РФ, не может нести уголовную ответственность за контрабанду по ч. 2 ст. 188 УК. Необходимо также отметить, что ст. 190 УК устанавливает уголовную ответственность за невозвращение на территорию РФ в установленный срок не любых культурных ценностей, а только предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран.

В соответствии с требованиями ст. ст. 15 и 16 Закона РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей», п. п. 2, 15 Положения о проведении экспертизы и контроля за вывозом культурных ценностей, орган, выдавший свидетельство на право временного вывоза из РФ культурных ценностей, должен обеспечить проведение экспертизы, цель которой — установление сохранности культурных ценностей после их возврата в РФ. Согласно п. 2 Положения возвращенные после временного вывоза культурные ценности подлежат обязательной экспертизе, а п. 15 установлено, что экспертиза культурных ценностей, возвращенных после временного вывоза, осуществляется на основании представляемого в 10-дневный срок собственником культурных ценностей или уполномоченным им лицом в Министерство культуры РФ или его территориальные органы, выдавшие свидетельство на право временного вывоза культурных ценностей, извещения о возврате таких ценностей. Вместе с тем ответственность за нарушение этого срока не установлена. Представляется целесообразным рассмотрение вопроса об установлении административной ответственности за такое нарушение режима временного вывоза культурных ценностей.

Поскольку законом не установлена конкретная ответственность за непроведение экспертизы культурных ценностей, то отдельные лица ее и не проводят.

К примеру, как выяснено в ходе проверок, экспертизы культурных ценностей, ввозимых в РФ музеями федерального подчинения (в частности, ГУ «Государственный Эрмитаж») после их экспонирования на выставках за рубежом, как правило, не проводились. Со стороны бывшего Департамента по сохранению культурных ценностей Министерства культуры РФ контроль за сохранностью временно вывозимых культурных ценностей ограничивался истребованием актов о возврате, составляемых самими же сотрудниками подведомственных музейных учреждений, являющихся заинтересованными лицами.

Статьями 12 и 15 Закона «О вывозе и ввозе культурных ценностей» осуществление государственного контроля за соблюдением законности при перемещении через таможенную границу РФ культурных ценностей возложено на таможенные органы и Федеральную службу по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, подведомственную Министерству культуры и массовых коммуникаций РФ.

В силу требований п. 3 ст. 360, п. п. 1, 3, 6 ст. 403 Таможенного кодекса РФ таможенные органы должны обеспечивать контроль за исполнением обязательств лиц об обратном ввозе вывезенных ранее с таможенной территории РФ товаров, в том числе культурных ценностей, если такие товары подлежат обязательному обратному ввозу в соответствии с законодательством РФ.

Однако, как показала проверка, в таможенных органах Санкт-Петербурга нет единообразной практики применения норм таможенного законодательства при оформлении перемещаемых через таможенную границу РФ физическими лицами культурных ценностей и контроле за соблюдением условий избранных таможенных режимов.

Какого-либо ведомственного правового акта по этому вопросу, который бы четко регламентировал последовательность действий должностных лиц таможенных органов, нет. Поэтому у каждой таможни свой подход к учету перемещаемых культурных ценностей и осуществлению таможенного оформления и контроля.

Один из существенных недостатков работы, проводимой таможенными органами в целях предотвращения, пресечения и выявления фактов незаконного перемещения через границу РФ культурных ценностей, — отсутствие надлежащего взаимодействия с территориальным органом по сохранению культурных ценностей, функции которого в регионе выполняет Управление Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия по Северо-Западному федеральному округу. Сверки сведений о перемещенных через таможенную границу РФ в зоне действия таможен Санкт-Петербурга культурных ценностях с данными этого территориального органа по сохранению культурных ценностей не проводятся.

Правовых актов, которые обязывали бы таможенные органы и органы по сохранению культурных ценностей на систематической основе проводить сверки материалов и другие совместные контрольные мероприятия, направленные на предотвращение незаконного перемещения через границу культурных ценностей, также нет.

Указанные противоречия и пробелы в законодательстве не позволяют обеспечить на должном уровне предотвращение незаконного перемещения через границу культурных ценностей, а также создают условия для различного рода должностных злоупотреблений.

——————————————————————