Программа ректора Московского государственного университета культуры и искусств «МГУКИ: к устойчивому развитию!» Н. В. Кротовой

(Кротова Н. В.)

(«Культура: управление, экономика, право», 2006, N 3)

Текст документа

ПРОГРАММА РЕКТОРА МОСКОВСКОГО

ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА КУЛЬТУРЫ

И ИСКУССТВ «МГУКИ: К УСТОЙЧИВОМУ

РАЗВИТИЮ!» Н. В. КРОТОВОЙ

«Одним из важных конкурентных

преимуществ России на мировом рынке

является образование»

В. В. Путин

Речь на заседании Госсовета РФ

«Прежде всего следует объективно

оценить сделанное за эти годы и

напомнить, что мы должны будем сделать.

Необходимо определить, какими ресурсами,

какими возможностями мы располагаем.

Нам надо понять, на каком этапе

организационного и правового развития

сегодня находится наша отрасль, какие

перемены здесь возможны, чего мы хотим,

чего не хотим, что готовы сделать и что не готовы»

М. Е. Швыдкой

Речь на заседании 5-го Координационного совета

по культуре и кинематографии

Кротова Н. В., ректор МГУКИ, доктор экономических наук, профессор.

«Знаю как!» (Know how)

Вся моя трудовая жизнь неразрывно связана с университетом, в котором я прошла долгий путь, от старшего преподавателя до директора ИЭУП. Я всесторонне знаю вуз, многочисленные направления его деятельности, вижу его дальнейшие перспективы развития. Университет дорог мне тем, что в нем до сих пор работают мои учителя, мои ученики, коллеги и друзья. Мне хорошо знакомы не только многолетние традиции университета, но и его проблемы.

В сегодняшней ситуации очень важно сохранить не только преемственность традиций и достижений университета, но и обеспечить поступательное, эволюционное его развитие, избегая кризисных ситуаций и радикальных изменений.

Главная цель программы — обеспечить устойчивое развитие МГУКИ в условиях новых экономических отношений и реформы образования и науки! Поэтому данная предвыборная программа называется «МГУКИ: к устойчивому развитию!».

Программа базируется на достижениях университета:

— университет имеет положительный имидж на российском и международном рынках образовательных услуг;

— сохраняется высокий уровень квалификации нашего профессорско-преподавательского состава;

— университет обладает широким спектром специальностей и направлений деятельности, что подтверждается устойчивым высоким конкурсом среди абитуриентов и значительным количеством выпускников, получающих дипломы с отличием.

Данный перечень наших достижений можно продолжить, но гораздо большего внимания заслуживают проблемы, которые ждут своего решения. Эти проблемы вам также хорошо известны:

— развитие рыночных отношений в российской экономике требует сегодня переосмысления, концептуального обоснования экономической стратегии университета, выстраивания экономического механизма;

— система управления вузом не соответствует масштабу и сложности решаемых задач. Зачастую количественные и формальные результаты в работе преобладают над качественными;

— университет не использует всех возможностей, которые имеются у него в области международной, инновационной и предпринимательской деятельности;

— объемы выполняемой научно-исследовательской работы не в полной мере соответствуют университетскому статусу;

— большую тревогу вызывают вопросы безопасности и внутренней дисциплины вуза.

Программу наших совместных действий я представляю как состоящую из двух частей — это программа-максимум и программа-минимум.

В рамках программы-максимум главная задача университета видится в разработке новой стратегии развития, на основе концепции развития институтов, факультетов, кафедр, библиотеки, всех структурных подразделений. Программа-максимум базируется на серьезной методологической основе, организационно-методическом обеспечении и требует для своей подготовки достаточно продолжительного периода времени. В этой связи выделю только ее ключевые задачи и направления.

Составными элементами данной программы являются:

1. Учет современных тенденций развития образования в России и мире.

Одна из основных — глобальные факторы мирового развития, экономическая и культурная интеграция, становление информационного общества будут оказывать влияние на возрастание роли гуманитарного образования в России.

Последствия присоединения России к Болонской декларации, обязывающие принятие ряда мер:

— создание системы четких и сопоставимых ступеней, переход на двухуровневую систему подготовки: бакалавриат, магистратура;

— возрастание функций университета как трансферта знаний населению;

— усиление роли высшей школы как центра экономической и культурной конкуренции;

— создание общего рынка человеческого капитала.

Наряду с внешними будут оказывать влияние и внутренние социально-экономические факторы. К наиболее важным из них можно отнести следующие:

— процесс реформирования системы высшего образования и связанные с ним организационно-экономические изменения;

— усиление конкуренции на рынке образовательных услуг между государственными и негосударственными вузами;

— сокращение объемов бюджетного финансирования вузов;

— демографический фактор и тенденции демографического спада.

2. Создание на базе МГУКИ университетского комплекса — новой модели университета культуры и искусств — университета третьего тысячелетия, конгломерата учебных заведений, научных лабораторий и структурных подразделений. Как государственное бюджетное образовательное учреждение, университет должен осуществлять свою деятельность в соответствии с законами РФ, при полной академической свободе реализации своих планов. Создание новой модели завершит строительство университетского городка, который явится для Левобережья градообразующим учреждением.

Развивая МГУКИ, можно рассматривать его как градообразующее учреждение для Левобережья, есть все основания развивать его как университетский город.

Инновационная структура университета МГУКИ как университетского комплекса:

образовательное многоуровневое учебное заведение, учебный центр традиционной культуры и искусства и новых управленческих технологий;

наукоград;

центр инновационного бизнеса.

За основу данной модели считаем целесообразным взять концепцию Всемирной конференции по высшему образованию в Париже, которая поменяла парадигму развития университетов (от классической схемы Гумбольдта «наука + образование» к схеме «наука + образование + инновационный бизнес». Так, университет, сохраняя фундаментальность образования, увеличивает поток финансовых средств не столько за счет платы за обучение или сдачи помещений в аренду, а в результате продажи творческих разработок и технологий, создаваемых учеными, аспирантами, студентами.

Позиционирование МГУКИ на образовательном рынке требует корректировки системы стратегической цели, существующих направлений высшей профессиональной подготовки, укрепления имиджа и активной рекламы бренда «Университет культуры» как уникального учебного заведения, ориентированного на подготовку интеллектуальной элиты общества, специалистов по развитию и сохранению многонациональной культуры, распространению культурных ценностей, организации и продаже культурных услуг, созданию социокультурных условий для самореализации личности, развитию культурно-творческого капитала России.

Нужно не только сохранить отраслевой профиль образовательной деятельности, но и поднять на новый технологический уровень подготовку кадров. Вместе с тем следует учитывать диверсификацию деятельности организаций культуры. Организации культуры — театры, библиотеки, музеи, концертные организации, выставочные, культурно-досуговые и продюсерские центры и др. — остро нуждаются в хороших менеджерах, продюсерах, экономистах, специалистах по рекламе, связям с общественностью в масс-медиа, умеющих сделать деятельность организации доходной, владеющих всеми приемами и технологиями, диктуемыми условиями рынка.

Современная парадигма образования — «образование для устойчивого развития» — требует подготовки эффективных специалистов, умеющих быстро принимать решения и добиваться успеха.

3. Привнесение нового качества в образовательную деятельность вуза:

— создание в университете современной креативной системы образования, соответствующей ведущим мировым тенденциям развития образования;

— интернационализация, развитие партнерства и сотрудничества с мировыми образовательными центами;

— расширение спектра направлений подготовки специалистов для отраслей культуры и искусства на основе Болонских соглашений и системы постоянного мониторинга, долгосрочного прогнозирования развития рынка труда и занятости, в соответствии с требованиями гражданского заказа общества;

— развитие системы контрактной целевой подготовки специалистов для отраслей культуры и искусства;

— создание технопарка с целью обеспечения высокого уровня научного, творческого и социально-культурной сферы в решении вопросов подготовки высоко квалифицированных специалистов;

— осуществление ведущего принципа деятельности университета — компетентностного подхода, базирующегося на фундаментальной гуманитарной подготовке, инновационных технологиях обучения, развития талантов и способностей студентов;

— формирование высокопрофессиональных специалистов на основе сочетания фундаментальной общетеоретической подготовки и обучения на современных базах практики (в учреждениях культуры, информационных центрах, бизнесструктурах и др.).

4. Разработка новой концепции научных исследований и консалтинга на основе:

— расширения масштаба научных и аналитических исследований и консалтинга;

— создания единой интегрированной системы «образование — наука»;

— экспансии по распространению и внедрению результатов научных исследований;

— обеспечения коммуникативного обмена, научными достижениями и информацией с другими университетами России, ведущими зарубежными образовательными центрами, учеными и специалистами;

— принятия ряда крупных амбициозных научных проектов. Поддержка молодых ученых, проведение конкурсного финансирования, создание междисциплинарных проектов и др.

5. Совершенствование методологии образования целесообразно вести в рамках:

— сохранения за университетом лидерских позиций в подготовке специалистов в области культуры, искусства и управления;

— укрепления статуса МГУКИ как координационного центра и базы разработки идеологии научно-методического обеспечения отечественного образования; в рамках совершенствования деятельности УМО Российской ассоциации вузов культуры и искусства;

— улучшения качества подготовки специалистов на основе концентрации и распространения эффективных методик и технологий обучения, учебно-методических комплексов и других средств обеспечения образовательного процесса;

— привлечения ведущих отечественных и зарубежных профессиональных деятелей культуры и искусства, бизнес-консультантов (специалистов отрасли) для проведения занятий, в том числе на основе современных коммуникационных технологий.

6. Развитие культуры профессиональной деятельности, что подразумевает:

— формирование высокой внутренней культуры студентов вуза, привитие им принципов этического и демократического поведения, профессиональной деятельности, развитие чувств патриотизма, толерантности, духовности и социальной ответственности;

— воспитание выпускника вуза как специалиста-профессионала, так и личность, обладающую комплексом широких и разнообразных знаний и навыков, реализуемых на основе освоения ими достижений современной коммуникационной культуры.

Программа-минимум должна включать в себя решение следующих первоочередных задач:

— сформировать новую идеологию развития университета на основе выверенной экономической стратегии роста, которая явится фундаментом для учебной, научной, социальной и досуговой деятельности;

— дать оценку деловой активности университета:

провести анализ себестоимости оказываемых услуг, выделить факторы, влияющие на конечный результат, точки роста;

— провести функционально-стоимостный анализ:

1) выявить и предупредить лишние затраты университета за счет ликвидации ненужных расходов, непроизводительных затрат ресурсов, бесхозяйственности, потери рабочего времени; 2) определить неиспользованные резервы увеличения суммы прибыли и ее эффективного использования, роста рентабельности, улучшения финансового состояния университета;

— следует обратить особое внимание на человеческий капитал вуза (профессорско-преподавательский состав, сотрудники, студенты, аспиранты, докторанты); с этой целью должны быть созданы условия, при которых каждый мог бы реализовать свой потенциал и чувствовать себя защищенным;

— руководство университета должно создать «Программу качества трудовой жизни», предусматривающую условия роста темпов заработной платы, профессионального мастерства преподавателей и сотрудников, возможности и средства на обеспечение комфортных условий текущей трудовой деятельности, на создание необходимых условий для продолжительной и эффективной работы: качественного питания, медицинского и санаторно-курортного обслуживания сотрудников, жилищных, транспортных и бытовых услуг;

— для реализации программы качества трудовой жизни необходимо создать собственные фонды: фонд оплаты труда, фонд интеллектуальной собственности (оплата произведений искусства, научных работ, учебников и учебных пособий и т. д.), фонд поддержки инновационного образования (дополнительная система материального стимулирования преподавателей в зависимости от качества обучения, внедрения инновационных технологий), фонд поддержки ветеранов ВОВ и труда, фонд социального развития, фонд студенческих инициатив;

— необходимо принять активное участие в реализации программы оздоровления нации, которое включает: медицинский центр, активизацию спортивно-массовой работы, организацию спортивно-оздоровительных лагерей для студентов;

— создание современной телекоммуникационной и информационной среды: оснащение компьютерным и телекоммуникационным оборудованием, информатизация учебного и научного процессов, библиотечного обслуживания, процессов управления вузом, развитие интернет-ресурсов; разработка сайта МГУКИ на русском и английском языках, внедрение университетской беспроводной сети доступа к электронным ресурсам, распределенной корпоративной компьютерной сетью с филиалами; выработка методологии формирования всероссийской научно-образовательной сети культуры и искусств; приобретение лицензионного программного обеспечения (кабельное университетское телевидение, автоматизация документооборота, внедрения ip-телефонии);

— разработка программы материально-технического оснащения учебного процесса творческих специальностей (музыкальными инструментами, театральными и концертными костюмами, радио-, теле-, фотоаппаратурой и др.);

— для осуществления намеченного плана ускоренной модернизации образовательной и научной деятельности необходимо расширение материально-технической базы университета. Для этого нужна «пошаговая» программа создания университетского городка: «Наши первые шаги!»;

— создать рабочую группу по разработке проекта университетского городка;

— к 1 сентября 2006 г. завершить отделочные работы корпуса N 2;

— начать проектные работы и строительство библиотеки XXI в., театрально-концертного комплекса;

— провести капитальный ремонт библиотечного корпуса, общежитий;

— обустроить автостоянку;

— создать ремонтно-эксплуатационный участок по обслуживанию зданий и сооружений;

— создать студенческие строительные отряды;

— в кратчайшие сроки должна быть решена задача обеспечения безопасности пребывания в стенах университета: принципиально должен быть изменен пропускной режим; необходимо оборудовать в зданиях и сооружениях контрольно-пропускные пункты, построить ограждение с системой круглосуточного внутреннего и наружного наблюдения, обеспечить освещение территории университета, установить автоматический шлагбаум — провести реконструкцию пожарно-охранной сигнализации, смонтировать единую систему радиовещания и оповещения университета;

— усиление международных связей университета должно стать приоритетным направлением, оно будет включать: обучение иностранных студентов, стажеров и аспирантов, развитие международного интегрированного партнерского обучения «Двойной диплом», проведение на базе университета международных конференций, конгрессов, симпозиумов, семинаров, мастер-классов, творческих мастерских, фестивалей, смотров; создание филиалов за рубежом, преимущественно в странах СНГ, участие в международных ярмарках по предоставлению образовательных услуг. Активное участие в работе международного университета… Потенциал университета может быть усилен путем всемерного расширения довузовского и послевузовского образования. За счет второго и дополнительного образования, через краткосрочные образовательные программы и курсы повышения квалификации, стажировки и другие образовательные услуги;

— основа университета — его студенты, которые должны быть окружены любовью и заботой, впитать в себя особый незабываемый дух альма-матер. Все то, что мы имеем сегодня, есть прямая заслуга предшествующих поколений, наших ветеранов, преподавателей, студентов, а все то, чего мы достигнем завтра на имеющемся базисе, — это кропотливая работа нашей молодежи.

Заслуживает всемерной поддержки развитие студенческого самоуправления и расширение участия студентов в жизни университета: создание студенческого (общественного) ректората, студенческой филармонии, продюсерского центра, оперного театра, студии дизайна, периодической консультации, клуба журналистов и поэтов, киностудии и т. д.;

— необходимо учредить конкурс на звание «Лучший студент года»;

— создать систему материального и морального поощрения студентов;

— активизировать работу студенческих Советов;

— оказать всемерную поддержку центру трудоустройства выпускников;

— создать ассоциацию выпускников университета и провести их съезд, что позволит обеспечить устойчивую и надежную связь между университетом, выпускниками и студентами на протяжении всех лет их карьерного роста и помогает решению многих задач по развитию специальностей, кафедр, факультетов университета.

Воспитание молодежи в совместных делах в духе преданности университету и Отечеству — залог преемственности поколений и гарантия того, что и в будущем МГУКИ останется флагманом образования в сфере культуры и искусства.

Будущее МГУКИ определяется тем, насколько быстро и успешно мы сможем реализовать намеченные планы:

мы обязаны подняться на качественно новую ступень развития образования;

проводить наступательную политику на мировом рынке образовательных услуг;

сохранить уникальность нашего университета по подготовке духовной элиты общества.

Уникальность Московского государственного университета культуры и искусств — заслуга всех, кто работал и учился в университете, его замечательных профессоров и преподавателей, выдающихся ученых и артистов, режиссеров и композиторов, дирижеров и библиотечных работников, всех его выпускников, прославивших университет.

Уважаемые коллеги! Сегодня мы продолжаем святое дело служения образованию, науке, культуре и искусству. От нашей верности традициям, помноженной на творческий поиск нового и самоотверженную работу, зависит устойчивое развитие Московского государственного университета культуры и искусств.

Вместе мы все сможем!

——————————————————————

Название документа