Формирование конституционного правосознания в российской среде

(Никитяева В. В.) («Конституционное и муниципальное право», 2006, N 7)

ФОРМИРОВАНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВОСОЗНАНИЯ В РОССИЙСКОЙ СРЕДЕ

В. В. НИКИТЯЕВА

Никитяева В. В., преподаватель теории и истории государства и права Воронежского института МВД РФ, кандидат юридических наук.

В современный период развития российского общества немаловажное значение приобретает влияние все развивающихся и увеличивающихся в объемах обширных конституционно-правовых массивов на массовое, групповое, индивидуальное правосознание. Трансформация правосознания повлекла за собой формирование специального правосознания в соответствии с отраслями юридических знаний. В этой связи необходимо сказать о формировании конституционного правосознания <*>. ——————————— <*> Кравец И. А. Формирование российского конституционализма (проблемы теории практики). Москва-Новосибирск: ООО «Издательство ЮКЭА», 2002. С. 324 — 326; Лучин В. О. Конституция Российской Федерации. Проблемы реализации. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. С. 245.

Ценностно-положительное отношение к Конституции — один из основных мотивов соблюдения ее норм. Глубокое уяснение и адекватное отражение основных социальных интересов и потребностей в конституции составляет важнейшее условие эффективного воздействия ее норм на общественные отношения <*>. Однако без правосознания существование конституционного правосознания невозможно. Переживания, реакции, эмоциональные составы, убеждения и прочие элементы психики, создающие мотивы поведения, выступают прямым регулятором поступков людей. Бесчисленные официальные правоположения, узаконенные разными способами, обречены бездействовать, если человек не мотивирован следовать им <**>. В юридической литературе справедливо отмечается, что «Конституция как образ жизни возможна не при любых условиях, не в любой среде. Она выражает своего рода правовое вероисповедание, построена в известном наборе образов, которые конституционно устроенное общество различает и принимает. Чтобы быть действительной, конституция опирается на собрание навыков правового поведения, связана с национальными архетипами» <***>. ——————————— <*> См.: Лучин В. О. Указ. соч. С. 40 — 44. <**> Арановский К. В. Конституционная традиция в российской среде. СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2003. С. 17. <***> Арановский К. В. Указ. соч. С. 31.

Значимость такого нововведения объясняется рядом обстоятельств. Во-первых, в период кардинальной смены правовых устоев жизни Российского государства и общества, значительных перемен в российской среде немаловажным фактором реализации происходящих новшеств в преобразовании конституционно-правовой системы становится специальное правосознание, основанное на ценностях, которые не могли сформироваться в условиях прежней советской правовой системы. Для продвижения идей правового демократического государства и гражданского общества необходимо развивать на уровне отдельной личности, различных социальных групп и коллективов конституционное правовое сознание, «что особенно сильно ощущается в свете осмысления результативности проведенных преобразований» <*>. Тем более что опыт реформирования России, накопленный за последние годы, актуализировал и такую проблему: какое гражданское общество и какая государственность необходимы сегодня применительно к российским условиям. Предлагаемые западноевропейские модели гражданского общества и государственности не подпадают под российскую культурную среду и правовой менталитет россиян. Поэтому необходим поиск иных путей развития применительно к общественному укладу и образу жизни российских граждан. ——————————— <*> См.: Кравец И. А. Указ. соч. С. 326.

Во-вторых, после принятия Конституции РФ появляется ряд проблем, связанных с механизмом реализации конституционных принципов обеспечения прав человека, совершенствованием законодательства Российской Федерации и приведением его в соответствие с международными нормами и Конституцией. Это вызвано необходимостью повышения эффективности механизма реализации прав и свобод человека и гражданина, поскольку в конституционном праве укрепляется понимание конституционной системы защиты прав человека, в которой стимулирующую роль выполняет конституционное правосознание, обеспечивающее активизацию различных средств защиты, предусмотренных в законе. Успешное их осуществление содействует не только воспитанию уважения основных прав и свобод личности со стороны органов государственной власти и должностных лиц, но и выступает гарантией равноправных отношений государства и личности, дополнительным средством обеспечения выполнения государством его обязанности по защите прав и свобод граждан и других лиц. В-третьих, отсутствие анализа информации о последствиях невыполнения полномочий органами государственной власти, закрепленных в конституционном законодательстве, приводит к информационному вакууму, неблагоприятно воздействующему на правоприменительный процесс. Реальная потребность реализации Конституции РФ, признающей высшей ценностью права и свободы человека, наталкивается на отсутствие профессиональной грамотности (знания и понимания конституционного законодательства), деформацию правосознания в обществе, трудность участия в этом процессе Уполномоченного по правам человека Российской Федерации. В-четвертых, интеграция России в международное сообщество, декларация приоритета общечеловеческих ценностей и закрепление их в Конституции РФ потребовали нового подхода к организации и содержанию правовой и социальной политики государства. Такого рода внедрение в международное поле свидетельствует о том, что конституционное правосознание формируется не только на основе Конституции РФ, но и на основе международных норм в области прав человека. Предназначение этих норм состоит в определении роли естественно-правового развития прав и свобод человека, признании их приоритета, защите от неправомерных действий органов государственной власти и их полномочных представителей. Международно-правовые документы в области прав человека оказывают влияние на развитие национального законодательства. Это особенно важно, поскольку для государств — участников тех или иных международных документов после выполнения соответствующих процедур содержащиеся в них предписания становятся обязательными. Основная их цель состоит в обязанности уважать и соблюдать права и свободы человека без какой-либо дискриминации. Стандарты поведения, содержащиеся в международных правовых актах, служат моделью для разработки и принятия государствами национального законодательства в области прав человека. Конституция РФ — первый в отечественной практике правовой документ, воплотивший широкий перечень прав и свобод личности, который сформировался под воздействием международных стандартов в сфере прав человека. Конституционное правосознание является необходимой предпосылкой отражения стремления человека к свободе, равноправию, правовой защищенности, обеспечению прав и свобод, закрепленных в конституционных нормах. Поэтому помимо общеизвестных видов правосознания следует включить конституционное правосознание как особый отраслевой вид правосознания, основывающийся на реальной потребности реализации требований Конституции РФ, признающих результатом правотворчества формирование правовой системы, в которой высшей ценностью выступают основные права и свободы человека. Конституционному правосознанию присущи свои структурные компоненты: идеология и психология <*>. Идеологический компонент конституционного правосознания проявляется посредством законности как один из основных методов государственного руководства обществом. Целью законности является определение четких правовых критериев оценки общественных явлений, процессов, форм человеческого обустройства. Официально идеология воплощается в законодательных актах государства, которые придают ей характер общеобязательной юридической установки. Знание конституционного законодательства, норм, закрепляющих основные права и свободы (право на уважение, охрану достоинства, обращение в государственные органы и органы местного самоуправления), законов, международно-правовых актов позволяет понять смысл учреждаемых институтов государства, способствует адекватному их толкованию и правильному применению. Поэтому конституционная идеология представляется как часть конституционного правосознания, состоящая из идей, взглядов, представлений, понятий о государстве, его развитии, конституционном строе, правах человека, механизме их защиты, международных стандартах и взаимных требованиях общества и личности в правотворческой и правоприменительной сферах. ——————————— <*> См.: Никитяева В. В. Конституционное правосознание: вопросы теории и практики / Под ред. Т. Д. Зражевской. Воронеж: Издательство «Научная книга», 2005. С. 28 — 35.

Вторым структурным элементом конституционного правосознания является конституционно-правовая психология. Она включает совокупность настроений, ценностных отношений, желаний, переживаний, которые формируются на основе правовых знаний и представлений о конституционном законодательстве. «Психику надо поставить в особое отношение к государственному праву, поскольку отправление власти и связанные с ним правоотношения просто невозможны, когда не освоены интеллектуально и эмоционально, не выражены в правовых чувствах и представлениях» <*>. ——————————— <*> Арановский К. В. Указ. соч. С. 24.

Посредством конституционно-правовой психологии конституционного правосознания реализуются: знание основополагающих принципов организации и жизнедеятельности общества и государства, умение оценивать личностью свое поведение с точки зрения его соответствия этим принципам, отношение к происходящим реформам в государстве. Значение знания конституционных положений состоит в том, что сама Конституция РФ имеет объективное значение, указывает человеку на лучший способ его внешнего поведения, определяет права, обязанности, ориентирует правотворческие органы на принятие законов. Осознание личностью адресованных ей конституционных предписаний позволяет ей действовать в соответствии с предоставляемыми индивиду правами в рамках законности. Для этого необходим собственный внутренний духовный опыт. Человек, находящийся на любом уровне умственного и духовного развития, по-разному судит о понятии и сущности конституционного строя. Государственные реформы, распад страны, постоянная борьба наций, национальная преступность постепенно разлагают психологию личности, заставляют жить человека вразрез с конституционными принципами. Воспитание личностью положительного психологического настроя выполнения предписаний государственно-правовых норм позволяет ей понять значение проводимых реформ и преобразований в государстве, ее правового статуса, определить место и роль государства в ее жизни. Следовательно, конституционно-правовая психология конституционного правосознания представляет собой часть конституционного правосознания, выраженную в совокупности настроений, ценностных отношений, желаний и переживаний личности (социальной группы, всего общества) по поводу традиционного исполнения предписаний Конституции РФ или отступления от выполнения ее норм в правоприменительном процессе. Таким образом, исходя из вышесказанного можно определить конституционное правосознание как совокупность идеологических и психологических структурных элементов, включающих взгляды, оценки, установки, представления, отношения личности относительно целей и принципов конкретного государства и общества, реального состояния основных прав и свобод человека, действующей правовой системы, в том числе органов государственной власти, форм и методов их деятельности. Сложная ситуация, сложившаяся в российской среде в результате многочисленных реформ, привела к тому, что возникают противоречия между постоянно развивающимся конституционным законодательством (признающим высшей ценностью человека) и реальным механизмом его реализации. Существо данного противоречия состоит в том, что имеющийся правовой механизм реализации прав личности недостаточно осуществляет реализацию общих конституционных принципов основ правового положения человека в обществе и государстве, установленных в Конституции РФ; не обеспечивает анализ данных о последствиях невыполнения полномочий органами государственной власти, закрепленных в конституционном законодательстве; не определяет реальной потребности реализации требований Конституции РФ, признающей высшей ценностью права и свободы человека в деятельности органов государственной власти. Именно обеспечение и защита прав и свобод граждан наполняют деятельность государственных органов и органов местного самоуправления социальным смыслом, служат целевым ориентиром всех управленческих действий и решений, способствуют реальному человеческому измерению эффективности деятельности государственных и муниципальных органов <*>. Возникают проблемы, касающиеся реализации конституционного правосознания и внедрения его в российскую среду. ——————————— <*> Князев С. Д. Административно-правовой статус российских граждан: конституционно-правовые основы реформирования // Журнал российского права. 2004. N 2. С. 23.

Целесообразным является осуществление ряда мероприятий по устранению причин, способствующих возникновению неблагоприятных последствий и вызывающих отрицательный эффект в обеспечении общественных интересов. 1. Ликвидация пробелов и противоречий в конституционно-правовом регулировании, конституционном законодательстве <*>. Конституция РФ, конституционное законодательство в силу объекта правового регулирования отражаются (как позитивно, так и негативно) на всей системе законодательства в целом. Такая системообразующая роль обязывает конституционное законодательство не только «управлять» национальной системой права, но и вступать в «борьбу» с имеющимися коллизиями в праве, выражающимися в юридическом несоответствии между отраслевыми нормами и конституционными институтами. Причины возникновения коллизий могут быть самыми разными: пробелы в праве, несовершенство качества законотворческой деятельности законодательных (представительных) органов, политические интересы их участников, произвольное превышение собственных полномочий органов государственной власти Российской Федерации, ее субъектов, органов местного самоуправления, элементарные ошибки. Все это нуждается в специальном правовом механизме оптимального разрешения коллизий, которые существенно ослабляют российскую государственность. ——————————— <*> См. подробнее: Поленина С. В. Качество закона и эффективность законодательства. М., 1993. С. 5 — 56.

2. Доступность понимания положений Конституции и принимаемых на ее основе правовых норм. Неправильное понимание конституционного законодательства ведет к дефектам конституционного правосознания, к искаженным выводам о правах и обязанностях субъектов реализации права. Поэтому наряду с конкретизированными предписаниями (о том, что каждый имеет право на труд, свободное перемещение или передвижение, на гарантируемую законом минимальную заработную плату), при помощи которых уясняются формально закрепленные конституционные предписания, конституционное правосознание включает представления о конституции в целом, ее принципах, что является необходимым компонентом готовности субъекта к правоприменительной деятельности. Развитость этих компонентов позволяет уяснить конституционные нормы, непосредственно применяемые к конкретным фактическим обстоятельствам. 3. Право субъекта на информацию, степень его информированности и умелой, качественной передачи знаний. Право человека на информацию — это своего рода право-гарантия, поскольку установление и реальное претворение в жизнь данной юридической возможности будет означать существенное достижение в повышении правовой защищенности человека. Только в рамках системы знаний он способен реализовывать свои права. «Чтобы чувствовать присутствие права, обществу нельзя удовлетворяться и тем, что имеется власть, выступающая его создателем или хранителем, а непременно требуется доступ к информации о плодах официальной политико-правовой деятельности, открытых для обсуждения и гражданской подозрительности» <*>. Например, от получения всесторонней информации зависит реализация права на благоприятную окружающую природную среду (ст. 42 Конституции РФ). Более детально это закреплено в ст. 12 Закона РФ «Об охране окружающей природной среды» <**>, где сказано, что граждане имеют право «требовать от соответствующих органов предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей природной среды и мерах по ее охране». ——————————— <*> См.: Арановский К. В. Указ. соч. С. 350. <**> Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. N 10. Ст. 457, 459.

Одной из задач на пути создания информационного общества в России является не только формирование и развитие его правового фундамента, основу которого составляет специальное информационное законодательство, но и активное внедрение в его среду конституционного правосознания. Это новый институт конституционного законодательства, призванный обеспечить регулирование отношений в информационной сфере при создании, движении и потреблении информации в обществе и государстве. Конституция, составляющая стержень конституционного законодательства, регулирует такие общественные отношения, без которых невозможно воплотить в реальность демократические преобразования, построить правовое государство. Поэтому для достижения целей, закрепленных в конституционном законодательстве, необходимо совершенствовать конституционно-правовое образование как самостоятельную часть юридического образования в стране. Новые условия, изменившие роль конституционного законодательства в юридической практике, диктуют необходимость внесения соответствующих изменений как в организацию процесса обучения, так и в методику преподавания конституционно-правовых дисциплин. Основными такими изменениями могут являться: а) расширение видов дисциплин конституционной или государственно-правовой проблематики, изучающих конституционное законодательство России и других стран. В настоящее время государственный стандарт в качестве обязательных предусматривает чтение курсов: конституционного права Российской Федерации и конституционного права зарубежных стран. Возросший объем информации (как законодательства, так и научной литературы) сильно затрудняет студентам качественно освоить все разделы курсов. Объективно возникла необходимость введения специальных дисциплин и спецкурсов, углубляющих познание тех разделов, которые имеют прикладное значение при подготовке юристов. Это касается дисциплин, раскрывающих механизмы регулирования и реализации прав и свобод человека. Конституционная трактовка прав и свобод человека как высшей ценности породила неведомый доселе круг вопросов о сложности и многогранности этих прав, их генезисе, социальных корнях, содержании и механизме защиты как в отраслевом законодательстве, так и в международных формах обеспечения. Отсюда вытекает вывод о необходимости введения в государственный стандарт в качестве спецкурсов таких дисциплин, как «права человека» и «гуманитарное право». Тем более что первые учебные пособия уже появились в юридической литературе <*>. ——————————— <*> См.: Права человека. Учебник для вузов / Под ред. Е. А. Лукашевой. М.: Изд. группа «НОРМА-ИНФРА-М», 1999; Российское гуманитарное право. Учебное пособие для вузов / Под ред. Ю. А. Тихомирова. М.: Изд-во «ПРИОР», 1998. С. 180 — 193.

Конституционное правосудие как особый вид судопроизводства — принципиально новый для России конституционно-правовой институт. Его предназначение — обеспечение верховенства и прямого действия Конституции, упорядочение властных полномочий органов государства, защита прав и свобод личности. Развивая механизм конституционного контроля, Конституционный Суд Российской Федерации выступает как самостоятельный судебный орган конституционного контроля, главный элемент правовой защиты Конституции РФ. Такая роль конституционного правосудия, его закрепление в Конституции РФ (ст. 118, 125) вызывали в юридической литературе предложения о необходимости корректировки преподавания конституционного (государственного) права Российской Федерации в части выделения специального курса «Конституционная юстиция (правосудие) в Российской Федерации» как самостоятельной части (либо подотрасли) общего курса <*>. ——————————— <*> См.: Овсепян Ж. И. К обсуждению новой концепции преподавания российского конституционного (государственного) права // Государство и право. 1996. N 10. С. 87.

Развивающиеся масштабы внедрения международного права в отечественное образование требуют выяснения взаимодействия последнего с внутригосударственным законодательством в этом процессе, приобретения обучающимися навыков обращения в контрольные судебные органы, учрежденные международными конвенциями по правам человека. Начавшийся процесс имплементации принципов и норм международного права, международных договоров и правовой системы диктует необходимость расширения у студентов вузов и слушателей и курсантов военных учебных заведений знаний о Европейском экономическом сообществе, получения сравнительных знаний об аналогичных институтах зарубежных стран. Возникает необходимость, хотя бы на уровне спецкурсов (или спецдисциплин на альтернативной основе) начать в юридических вузах изучение таких дисциплин, как «Европейское право» <*>, «Сравнительное конституционное право» <**>, «Конституционное право на информацию», «Защита государственной тайны», «Конституционное право на образование»; ——————————— <*> См.: Топорнин Б. Н. Европейское право. Учебник. М.: Юристъ, 1998. <**> См.: Сравнительное конституционное право. М.: Манускрипт, 1996.

б) углубленное изучение содержания конституционно-правовых институтов. Конституционные основы взаимоотношений государства, общества и личности, закрепленные в Конституции РФ, изучаются на таком новом уровне правовых отношений, как обеспечение индивидууму свободы от притязаний власти и обязанности последней гарантировать права человека и участие гражданина в осуществлении власти. Новый источник права — гарантированная свобода массовой информации, впервые закрепленный в ст. 29 Конституции РФ, выступает средством реформирования традиционных конституционных институтов. Конституционное закрепление данного права привело к расширению информационных возможностей, реализующих конституционный принцип права человека на информацию, и свободы личности в развитии новых информационных отношений между человеком и государством в современной российской среде. Это самостоятельный конституционный институт, позволяющий человеку свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. С помощью полноценной информационной среды создается основа для эффективных решений, принятых на референдуме, когда граждане сами формируют право. Здесь они выступают в роли правотворческого органа, который, как и всякий иной подобный орган, должен оперировать исключительно достоверной информацией. При ее отсутствии референдум как самый демократический инструмент превращается в средство манипуляции общественным сознанием. Права потребителей тоже не могут претворяться в жизнь без достаточных и достоверных сведений о качественных или некачественных товарах, без рекламы, сертифицирования продукции, услуг. Следовательно, преодолением возможных препятствий формирования конституционного правосознания в российском обществе независимо от профессии, социального и правового положения являются условия доступности понимания положений Конституции РФ и принимаемых на ее основе правовых норм для эффективной реализации их на практике; совершенствование преподавания и наличие заинтересованности, отвечающие государственным интересам; отсутствие противоречий в конституционном законодательстве и готовность к применению полученных знаний на практике. Целью преодоления является воспроизводство в сознании каждой личности позитивного отношения к нравственным общечеловеческим и правовым общечеловеческим ценностям. При этом «первостепенное значение в освоении конституционного права сохраняется за общим движением социопсихической, правовой среды в сторону ценностей, навыков, эмоциональных составов и всего, что способно наполнять мотивы и поступки людей конституционным содержанием» <*>. ——————————— <*> Арановский К. В. Указ. соч. С. 625.

——————————————————————