Рейтинговая система ведения семинарских (практических) занятий и выведения итоговой экзаменационной оценки знаний студентов по результатам семинарских (практических) занятий при изучении правовой дисциплины «трудовое право»

(Трошина С. М.)

(«Трудовое право», 2006, N 9)

РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ВЕДЕНИЯ СЕМИНАРСКИХ (ПРАКТИЧЕСКИХ)

ЗАНЯТИЙ И ВЫВЕДЕНИЯ ИТОГОВОЙ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ ОЦЕНКИ

ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ СЕМИНАРСКИХ (ПРАКТИЧЕСКИХ)

ЗАНЯТИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРАВОВОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ТРУДОВОЕ ПРАВО»

С. М. ТРОШИНА

Трошина С. М., кандидат юридических наук.

Образовательная система в Российской Федерации в настоящее время претерпевает значительные изменения. Некоторые черты восприняты из-за рубежа. В этом и плюсы, и минусы образовательного процесса.

В пункте 4 ст. 55 Федерального закона «Об образовании» законодатель предоставляет право преподавателю свободы выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников, методов оценки знаний обучающихся.

В названной норме закреплена социальная гарантия творческого характера преподавательской деятельности. Преподаватель, как художник, самостоятельно выбирает приемы и технику письма, по своему усмотрению использует художественные материалы.

Это должны осознать руководители и должностные лица образовательных учреждений: талант нельзя загнать в общеустановленные рамки. Если преподаватель использует на семинарских (практических) занятиях или при тестировании студентов музыкальные фрагменты — это не «блажь», а гениальные догадки, впоследствии получившие научное обоснование. Музыка помогает продуктивному созидательному труду. Клетки ДНК и РНК складываются в цепочки под музыкальные шедевры Баха и Бетховена, других выдающихся классиков-композиторов. И этот процесс активизации жизненной энергии при выполнении трудовых заданий не только можно, но и нужно использовать в учебном процессе.

Мы задаем вопрос: почему человеческий мозг активен в лучшем случае лишь на 5%? Но ответьте на встречный вопрос: почему в учебном процессе (в трудовом процессе) не используются лучшие достижения естествознания?

В процессе игры ребенок растет. Человеческий организм растет до 25 лет. Следовательно, в учебном процессе вузов на дневной форме обучения самый оптимальный вариант ведения семинарских (практических) занятий — это деловая игра (к сожалению, так редко используемая в образовании). Преподавателю тоже легко включиться в игровой процесс. В большинстве случаев люди с учеными степенями и учеными званиями — это «недоигравшие» в детстве и подсознательно в трудовом процессе пытающиеся восполнить эти пробелы своего воспитания (кстати, пробелы воспитания восполнимы в любом возрасте).

Состязательность — одно из важнейших качеств, которое движет учебный процесс. В конце семинарских занятий студенты подсчитывают, кто больше набрал «пятерок» за семинарское (практическое) занятие (каждый правильный ответ оценивается «на отлично»).

Студенты с энтузиазмом включаются в игру-состязание «Кто быстрее?». Кто быстрее найдет (еще лучше — вспомнит) статью Трудового кодекса Российской Федерации, содержащую основания прекращения трудового договора? Студенты условно делятся на две группы, например первый ряд и второй ряд. Первый студент, давший правильную квалификацию увольнения, приносит один балл своей команде. В конце игры подсчитываются баллы. Выигрывает команда, набравшая большее количество баллов, или «побеждает дружба»! Игру-разминку целесообразно проводить в начале занятия, чтобы быстрее преодолеть процесс врабатывания, или наоборот, когда наступает процесс утомления, но семинарское (практическое) занятие еще не закончено и учебно-правовые ситуации необходимо разрешать.

С большим удовольствием студенты включаются в деловую игру «Трудовая республика». Студенты группы на семинарском (практическом) занятии разбиваются на небольшие подгруппы по 4 — 5 человек и организуют вымышленную правовую республику, где они самостоятельно определяют правовой режим, форму государственного устройства и правления, а также административно-территориального деления. В каждой республике свой государственный герб, флаг, гимн, девиз и географическая карта государства. Студенты разрабатывают основной закон государства (статут, конституцию, декларацию и пр.). Основной Закон государства содержит разделы, содержащие структуру органов исполнительной, законодательной и судебной власти, основные права и свободы граждан республики, и прежде всего трудовые права, порядок разрешения трудовых споров. Высшими органами республиканской власти принимается закон о социальном партнерстве и заключается коллективный договор или социальное соглашение. Республиканскими законодательными органами разрабатывается и принимается закон о порядке получения трудового правового статуса работника и работодателя. Студентами предлагается новый порядок заключения трудового договора, повышаются социальные гарантии работника при заключении трудового договора, разрабатывается новая форма бланка трудовой книжки работника, вводится установленная на законодательном уровне в трудовой республике форма анкетирования работника. В то же время республиканские законодательные органы разрабатывают общеобязательный порядок получения статуса работодателя, для получения которого предусмотрены возрастной, медицинский и образовательные цензы. Нередко студенты предлагают ввести процедуру конкурса-испытания или стажировки либо стажа работы по рабочим и «ИТР-овским» специальностям, а также для будущего работодателя в отрасли народного хозяйства, где он желал бы возглавить организацию.

В процессе семинарских (практических) занятий студенты оказываются вовлеченными в процесс законодательной, правоприменительной и судебной деятельности. Каждый чувствует ответственность за будущее своей республики. Студенты участвуют в коллективном творчестве, и одновременно каждый из них выполняет индивидуальные творческие задания по поручению уже не преподавателя, а творческой группы. В итоге судейский корпус, избранный из самих студентов, оценивает по заранее установленным критериям правовые результаты деятельности каждой из республик. Побеждает творческий коллектив, набравший большее количество баллов.

КВН по трудовому праву предполагает не только конкурс команд, но и конкурс капитанов, и личное первенство участников. Академические задания на знание Трудового кодекса и умение быстро ориентироваться в трудовом законодательстве перемежаются с веселыми творческими конкурсами. Все конкурсы в КВН носят целевой характер: выявить уровень знаний студентов по изученным в течение учебного семестра темам, поскольку КВН по трудовому праву — это завершающее занятие в семестре, или занятие-повторение изученных правовых норм.

Задачи проведения такого рода семинарских (практических) занятий состоят в развитии правовой интуиции у студентов, формировании практических навыков в законотворческой и правоприменительной деятельности, и прежде всего — в формировании активной позитивной жизненной правовой позиции.

Целью применения рейтинговой системы в ведении семинарских (практических) занятий является воспитание юриста-практика, способного восстанавливать нарушенные законодательные нормы, а не искать способы обойти закон.

Итоговую аттестацию студентов юридической квалификации целесообразнее проводить в виде тестов. Тридцать тестовых билетов, в каждом из которых содержится по десять тестовых вопросов. Ни один из тестовых вопросов не повторяется в тестовых билетах. Таким образом, преподаватель может проверить уровень знаний студентов по всем изученным правовым дисциплинам.

Система тестирования правовых знаний, безусловно, имеет больше преимуществ, чем недостатков, при проверке знаний по правовым дисциплинам, так как в праве нет «полутонов»: или студент знает норму права и на тестовый вопрос отвечает правильно, или не знает и правильного ответа не дает. С другой стороны, для введения тестового опроса необходимо и изменение учебной программы: лекции и семинарские (практические) занятия должны содержать тезисные ответы на поставленные тестовые вопросы на экзамене (преподавателю нельзя спрашивать со студентов то, чего сам не дал студентам в процессе учебных занятий). В ходе проведения семинарских (практических) занятий преподаватель должен проводить тренировочные тесты, чтобы научить студентов правильно ориентироваться в тестах и точно отвечать на поставленные тестовые вопросы (тест с пояснениями) или правильно выбирать верный ответ на поставленный тестовый вопрос (обычный тест). Причем в тренировочных тестовых вопросах допускается несколько правильных ответов. Такие тесты нацелены в большей степени на изучение и запоминание нормативного материала, чем на проверку знаний. Хотя и проверка уровня знаний также важна при проведении такого вида тестов. Преподаватель подсчитывает все правильные и все неправильные ответы по отдельности. И таким образом складывается шкала знаний и шкала незнания студентов по каждому из правовых институтов изучаемого курса права. Чем выше количество набранных баллов за знания и чем меньше количество набранных баллов за пробелы в знаниях, тем выше рейтинг студента в группе, тем выше его оценка за проверочное тестирование.

Итоговая аттестация студента по правовой дисциплине в любом случае имеет рейтинговую систему. Однако не менее актуально введение рейтинговой системы в процесс ведения семинарских (практических) занятий. Рассмотрим указанную систему на примере изучения курса «Трудовое право».

Студенты вуза изучают правовую дисциплину «Трудовое право» на дневной, вечерней, заочной формах обучения. Целесообразно применение рейтинговой системы ведения семинарских (практических) занятий и оценки знаний студентов по результатам семинарских (практических) занятий при наличии в учебном плане семинарских и практических занятий по трудовому праву.

В процессе семинарских (практических) занятий преподаватель ставит целью выявить уровень знаний студентов по изучаемой правовой дисциплине (обратите внимание: не уровень незнания, а уровень знаний!)

Рейтинговая система, применяемая при изучении правовой дисциплины «Трудовое право», основана на оценочной системе Лондонского университета: выявляется уровень знаний, а не уровень незнания студентов. Преподаватель дает оценку уровню знаний студентов, изучающих курс трудового права.

Уровень знаний студентов дифференцируется преподавателем в зависимости от трудовой активности на семинарских занятиях и выполнения домашних письменных практических заданий.

Семинарские занятия

1. На семинарских занятиях студенты решают вопросы, возникающие в правоприменительной и судебной практике. Заслушав юридическую фабулу дела, студенты находят в кодексе, иных нормативных актах норму права, регулирующую данные правоотношения, высказывают правовую мотивацию целесообразности применения нормы права и делают юридически обоснованный вывод по существу возникшего трудового спора.

2. В целях развития правовой интуиции у студентов предлагается вариантность решения нескольких аналогичных по содержанию правоотношений, но различающихся некоторыми юридическими нюансами.

3. Каждый правильный ответ студента оценивается оценкой «отлично». В праве отсутствуют полутона в оценке. Есть лишь одна альтернатива: правильно или неправильно. Поэтому правильно то, что правовую ситуацию возможно разрешить только на «отлично».

4. За каждое семинарское (практическое) занятие у студентов набирается несколько правильных ответов (из практики ведения занятий — от 2 до 17 правильных ответов в зависимости от способности студентов быстро разрешать практические ситуации). Быстрота юридической реакции оказывается решающей при определении лидера.

5. Несколько правильных ответов на семинарском (практическом) занятии дают основание преподавателю сделать вывод об отличном знании правового института, изучению которого посвящено семинарское (практическое) занятие. Преимущество получают студенты, которые быстрее ориентируются в трудовом законодательстве: первому студенту, быстро нашедшему правильный ответ на поставленный правовой вопрос, гарантируется оценка «отлично».

6. Несколько отличных оценок на каждом семинарском занятии позволяют сделать вывод об отличном знании трудового права студентом, что дает возможность преподавателю выставить студенту итоговую оценку «отлично» за изучение правовой дисциплины «Трудовое право». При этом допускается «оценочная вилка»: например, один-два пропуска занятия по уважительной причине не могут влиять на итоговую экзаменационную оценку по результатам семинарских (практических) занятий.

7. Лишь один правильный ответ на протяжении всего семинарского (практического) занятия дает основание сделать вывод преподавателю, что студентом изучен правовой институт, хотя и не в совершенстве (т. е. не на «отлично»).

8. Переменная трудовая активность на семинарских занятиях позволяет сделать вывод о наличии знаний у студента, однако не самого высокого уровня. Большинство семинарских занятий, прошедших со знаком «отлично» (хотя бы одна отличная оценка), допускают возможность при согласии самого студента вывести итоговую аттестацию «хорошо». Однако условная оценка его знаний не лишает студента права участвовать в письменном итоговом тестировании на экзамене по трудовому праву и поднять уровень итоговой оценки до «отлично» по изученной правовой дисциплине.

9. Отсутствие студента на семинарском (практическом) занятии или пассивность (ни одного правильного ответа) дает основание преподавателю сделать вывод об отсутствии знаний у студента по изучаемому правовому институту: студент не выявил знания.

10. Студенты, получившие на нескольких семинарских занятиях оценку «отлично», но менее чем половина, при проведении итогового экзаменационного тестирования по трудовому праву получают «гарантию» от неудовлетворительной оценки. «Один балл плюс» — это значит, что при получении неудовлетворительной оценки прибавляется еще один балл, и в итоге студенту выставляется оценка «удовлетворительно». Студент подтвердил на семинарских (практических) занятиях, что имеет знания по нескольким правовым институтам изучаемой правовой дисциплины, а это означает, что объективно отсутствует неудовлетворительный уровень знаний.

11. Рейтинговая система проведения семинарских (практических) занятий и аттестация по их результатам гарантируют «страховку» от случайности оценки на итоговой экзаменационной аттестации студентов, что часто бывает при проведении экзаменов.

12. Рейтинговая система позволяет выявить лучших студентов. Большее количество баллов по итогам семинарских (практических) занятий получают наиболее подготовленные студенты, а не студенты, обучающиеся в вузе по протекции.

13. Объективность оценки гарантируется: опрос проводится публично в форме коллоквиума.

14. Быстрота юридической реакции студента, быстро данная им юридическая квалификация зависят от степени и качества знания правовой нормы. Чем лучше студент знает нормы права, тем быстрее он ориентируется в Трудовом кодексе РФ, тем быстрее он находит правильное решение на поставленный преподавателем вопрос. Социально-трудовые гарантии работника рассеяны по всем разделам Трудового кодекса, и чтобы быстро и правильно ответить на поставленный правовой вопрос, студенту необходимо предварительно дома изучить все содержание Трудового кодекса РФ.

15. Рейтинговая система оценки по правовой дисциплине позволяет преподавателю воспитать специалистов-профессионалов высокого класса. Большее количество баллов набирают лучшие студенты.

16. Рейтинговая система — демократичная система оценок. Любой имеет возможность высказать собственное мнение, отличное от мнения других студентов и преподавателя.

17. При использовании рейтинговой системы ведения семинарских (практических) занятий развиваются такие важные качества, как состязательность, риторические и ораторские способности студентов: часто студенту приходится убеждать в своей правоте не столько преподавателя, сколько студентов-оппонентов.

18. Рейтинговая система представляет студенту альтернативу выбора: право получить оценку по итогам семинарских (практических) занятий или в традиционной форме при проведении итоговой аттестации в виде теста по трудовому праву.

19. Рейтинговая система прозрачна и дает студенту возможность роста. С геометрической прогрессией возрастает трудовая активность студента. Желание стать лучшим, набрать большее количество баллов не снижается у студента даже на последних семинарских (практических) занятиях по трудовому праву, когда становится очевидным для всех, что его итоговая экзаменационная оценка — «отлично». Студенты, которые не набрали достаточного количества баллов, чтобы получить оценку «отлично», имеют возможность продемонстрировать совершенство своих знаний по трудовому праву и получить отличную оценку при проведении итоговой экзаменационной аттестации в традиционной форме теста.

Практические письменные работы

1. Студенты выполняют первое домашнее задание: составить и написать трудовой договор со своим участием в качестве работника. Приемлемы любые виды трудового договора. В договоре указываются существенные и факультативные условия. Объявляется конкурс на лучший трудовой договор. Победителю добавляется один балл к результатам итоговой аттестации по трудовому праву. Таким образом стимулируется приобретение практических навыков в составлении трудовых договоров. Трудовой договор при поступлении на работу придется составлять любому выпускнику вуза. Задача вуза — подготовить студента к будущей трудовой жизни, и прежде всего научить правильно регулировать трудовые отношения в части заключения, изменения и расторжения трудового договора, так как от этого во многом зависит его трудовая судьба.

2. Второе домашнее задание — составление и написание анкеты поступающего на работу. Предлагается составить анкету без нарушения действующего трудового законодательства. Практическая польза данного трудового задания заключается в том, чтобы выработать у студента механизм психолого-правовой защищенности при поступлении на работу. Защита персональных данных работника прежде всего зависит от правового воспитания работника, осознания его социальной ценности в трудовом процессе и личностной ценности. В правоприменительной деятельности персональные данные работника реально не всегда защищены, о чем свидетельствуют анкеты организаций для поступающих на работу с криминальным набором вопросов. Студент в процессе семинарских (практических) занятий должен четко осознать правовые границы доступности для работодателя персональных данных работника.

3. Обе письменные работы оцениваются оценкой «зачет».

4. Наличие двух зачетов за выполнение письменных домашних работ свидетельствует о допуске студента к итоговой аттестации.

Контрольная работа

Контрольная работа чаще применяется в заочной форме обучения.

Студенты заочной формы обучения — как правило, люди работающие. Безусловно, с ними заключались трудовые договоры, они ознакомлялись с локальными нормативными актами и заполняли анкеты при заключении трудового договора. Поэтому данный практический материал может быть использован при выполнении творческой контрольной работы студентами заочной формы обучения.

Творческая контрольная работа состоит в выполнении правового анализа одного из локальных актов организации (коллективного договора, правил внутреннего трудового распорядка, графика сменности, положения о заработной плате и премировании, штатного расписания, положения об аттестации в организации и пр.), трудового договора, анкеты для поступления на работу. Анализ составляется в описательной форме положительных и отрицательных сторон правового акта с мотивировкой выводов и со ссылкой на норму трудового законодательства. В ряде случаев наиболее подготовленные студенты выполняют правовую экспертизу или методические рекомендации по составлению того или иного правового акта на локальном уровне. Анализируемый локальный акт прилагается к правовому анализу.

Студентам предлагается на выбор выполнить контрольное творческое задание:

1. Правовой анализ трудового договора из правоприменительной практики.

2. Правовой анализ локального акта по труду.

3. Правовой анализ анкет, используемых работодателем при приеме на работу.

Не всегда студенты имеют возможность использовать для анализа локальные акты. Тогда преподаватель предлагает выполнить творческую контрольную работу по теме «Дискриминация при приеме на работу». Студент выбирает публикации из СМИ о существующих вакансиях, проводит правовой анализ, в процессе которого выявляет дискриминационные критерии, установленные работодателем при приеме на работу (половозрастной, социальный, экономический и пр.). В контрольной работе приводится мотивированный вывод студента со ссылками на действующие нормативные акты по труду о наличии дискриминации при приеме на работу. К правовому анализу прилагаются объявления о приеме на работу, содержащие дискриминационные условия.

Представляется нецелесообразным студентам заочной формы обучения предлагать в качестве контрольной работы ответы на теоретические вопросы. Переписывать с учебника учили с первого по третий класс. Думается, студенты вузов находятся на более высокой ступени интеллектуального развития. Три-четыре задачи по нескольким вариантам — тоже не выход, так как несколько студентов решают задачи, а остальные переписывают.

Творческие контрольные работы индивидуальны. Повторений не бывает. Каждому студенту интересно проанализировать собственный трудовой договор. С наименьшими трудовыми затратами достигается желаемый результат в обучении трудовому праву.

Для студентов заочной формы обучения выполненная творческая контрольная работа является допуском к экзамену по курсу «Трудовое право». Этот допуск студенты получают легко и с профессиональным интересом.

Юридические вузы страны готовят профессионалов-юристов, для которых необходимо не только хорошее знание права, но и знание профессиональной этики и, конечно же, высокая правовая культура. Но почему до сих пор не создан кодекс этических норм для юриста?

——————————————————————