История зарождения и становления теории криминологической характеристики преступлений

(Новикова Ю. В.) («История государства и права», 2007, N 3)

ИСТОРИЯ ЗАРОЖДЕНИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ ТЕОРИИ КРИМИНОЛОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Ю. В. НОВИКОВА

Новикова Ю. В., кандидат юридических наук (Воронежский колледж ФСИН Минюста России).

Сложность в освещении проблемы, обозначенной в названии данной статьи, обусловлена тем, что в настоящее время мы можем говорить лишь о стадии становления общей теории криминологической характеристики преступлений, поскольку подобных разработок в отечественной и зарубежной криминологии еще не проводилось. Исторический анализ криминологической мысли со всей очевидностью показывает, что фактической основой всех существующих подходов к проблемам криминологии стали результаты исследования конкретных видов (групп) преступлений. Выявленные закономерности в детерминации тех или иных видов преступлений переносились на преступность в целом и на общие суждения о ее причинах (происхождении). Первые рекомендации о способах предупреждения преступности также носили универсальный, всеобъемлющий характер. Достижением последних пятидесяти лет в отечественной и зарубежной криминологии стало обобщение результатов изучения отдельных видов преступных проявлений. Именно эти исследования обогатили Общую часть криминологии. Суждения о том, что такое преступление, почему они совершаются, можно найти в трудах многих философов, историков, политиков, писателей и поэтов, правоведов с древнейших времен и до настоящего времени. Первоначально соответствующие идеи излагались в общих суждениях о преступном или непреступном (норме и патологии) в поведении, о личности и ее формировании, о способах регулирования жизнедеятельности людей. Постепенно человечество пришло к убеждению, что преступность как специфическое явление следует изучать отдельно. Складывались конкретные направления (школы), ставившие перед собой задачи познания преступности с определенных методологических позиций. Одна из наиболее распространенных в странах Западной Европы классификаций выделяет три направления криминологической мысли: классическую школу (Беккария, Бентам, Фейербах), антропологическую школу (Ломброзо), социологическую школу (Ферри, Дюркгейм, Сатерленд). Эта классификация, с определенными модификациями, используется и до настоящего времени во многих криминологических исследованиях <1>. ——————————— <1> См.: Криминология. СПб., 1991.

В криминологической литературе предложены и иные классификации. Один из основоположников американской криминологии Э. Сатерленд выделял следующие школы криминологии: классическую, социалистическую, картографическую, психиатрическую, социологическую <2>. ——————————— <2> Sutherlend E. Principles of Criminology. Chicago, 1955. P. 53.

Данные учения зародились и развиваются в зависимости от вида детерминант, с которыми исследователи связывают появление преступности. Соответственно на определенном этапе исторического развития общества и науки приоритетным становилось изучение одной из причин — человека или (и) общества. В Древнем мире нам сложно найти четкую, стройную концепцию решения криминологических проблем. Внимание мыслителей того времени привлекали общие вопросы обустройства и совершенствования государства и общества, устранения причин дисбаланса в социальных отношениях. Несомненно, одной из подобных причин, о чем говорилось в трудах ученых, являлась преступность. Решая вопрос о природе и сущности преступного поведения, корни этого явления древние исследователи видели как в самой личности человека (преступника), так и в условиях их жизни. Неотъемлемой частью всех исследований стало изучение причин преступности и личности преступника. Именно сведения об этих объектах стали первыми характеристиками преступности (точнее, характеристиками отдельных видов преступлений) в криминологическом аспекте. Именно они в настоящее время составляют ядро криминологической характеристики преступлений. Так, например, Платон, анализируя причины преступлений (конкретных видов деяний — краж, убийств, злоупотреблений властью и т. п.), считал, что таковыми являются гнев, ревность, стремление к наслаждениям, а также заблуждения и неведение <3>. ——————————— <3> См.: Платон. Законы // Платон. Соч.: В 3 т. М., 1972. Т. 3. Ч. 2. С. 108 — 111, 219.

Аристотель указывал, что преступник становится таковым исключительно из-за аморальных привычек и вкусов, из-за страстей, его затмевающих. Однако он не отрицал и влияния внешних условий, таких как беспорядки в государстве, возможность скрыть похищенное, искусственная нужда, подкупность и низость судей. Наряду с бедностью к числу причин преступлений он относил необоснованные привилегии определенных социальных слоев и политическое бесправие других, стремление к избытку <4>. ——————————— <4> См.: Аристотель. Соч.: В 4 т. М., 1983. Т. 4. С. 308 — 309, 416 — 417, 421.

Римский оратор Цицерон важнейшим источником преступлений считал «неразумные и жадные страсти к внешним удовольствиям, с необузданной необдуманностью стремящиеся к удовлетворению, а также надежду на безнаказанность» <5>. ——————————— <5> Диалоги о законах.

В работах Демокрита, Протагора, Антисфена, Диогена мы видим первые попытки выявить связь преступности с социальными условиями современного им общества. Именно они одними из первых попытались сделать комплексную оценку социальной, нравственной и правовой природы преступления. В дошедших до нас легендах и сказаниях, эпосах и библейских канонах, других памятниках культуры древних цивилизаций мы видим яркие примеры описания правомерных, поощряемых, положительно ценимых и неправомерных, антиобщественных, осуждаемых поступков, противоборства добродетели и зла. При этом речь идет не о преступности в целом, понятие которой сформировалось значительно позже, а об отдельных видах преступлений, прежде всего в современном понимании — насильственных и имущественных. Таким образом, в философских работах Древнего мира мы видим зародившийся интерес философов той эпохи к причинам преступного поведения. После падения Римской империи наступила эпоха господства церкви, условия для развития научного знания практически исчезли. Вплоть до XVIII в. господствующим стало учение о том, что вся жизнь и все поступки человека предначертаны ему свыше. Периодом возрождения криминологической мысли стала эпоха Просвещения. Однако в это время воззрения на преступность и ее сущность, причины складывались в рамках философских систем, общеюридических концепций, социально-утопических учений, а поэтому носили фрагментарный характер и ярко выраженную этическую окраску. Рекомендации по предупреждению преступлений имели вид социальных рецептов, рассчитанных на реализацию в любом обществе, при любых обстоятельствах. Однако внеисторичность уголовно-политических концепций философов-просветителей не умаляет их большого вклада в становление и развитие криминологии. Глубокие исследования наиболее ярких проявлений отдельных видов преступного поведения, суждения о возможности и необходимости предупреждения преступлений, не потерявшие свою теоретическую значимость и сегодня, содержатся в работах таких философов-материалистов, как английского материалиста Д. Локка (XVII в.), французских философов-просветителей эпохи позднего Ренессанса (XVIII в.) — К. Гельвеция, П. Гольбаха, Ж. Ж. Руссо, Ф. Вольтера, философа и правоведа Ш. Монтескье, итальянского просветителя и юриста Ч. Беккариа (XVIII в.), немецкого философа-материалиста Л. Фейербаха (конец XVIII — начало XIX в.), а также представителей утопического социализма: Т. Мора (XVI в.), Т. Кампанеллы (XVII в.), Ж. Мелье (XVIII в.), А. Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуена (XIX в.) <6>. ——————————— <6> См.: Игошев К. Е. Социальный контроль и профилактика преступлений. Горький, 1976. С. 8.

Критикуя взгляд на закон как воплощение божественных категорий «добра», «зла», «греховности», философы-просветители выступали за разумный закон, продиктованный интересами общества, а не догмами церкви <7>. По их мнению, преступление — результат сознательного выбора человека, обладающего полной свободой воли, но человека нравственно ущербного, невоспитанного. Данный выбор определяется тем, что человек в процессе воспитания не усвоил нравственные правила поведения <8>. ——————————— <7> См.: Иванов Л. О., Ильина Л. В. Пути и судьбы отечественной криминологии. М., 1991. С. 29. <8> См.: Алексеев А. И. Криминология: Курс лекций. М., 1998. С. 9.

Под воздействием этих воззрений философов-просветителей сложилось новое, свободное от средневековой теологической традиции понимание природы и истоков преступления, ставшее основой классической школы уголовного права, впоследствии, в конце XIX в., трансформировавшегося в неоклассицизм. Начиная с XIX в. мы наблюдаем новую тенденцию в исследовании преступности. Ученые обращаются к статистическим показателям преступности, обосновывая свои выводы сведениями о ее состоянии, динамике и характере. Неотъемлемой частью всех криминологических исследований с этого времени становится анализ статистических данных. Сохраняется и углубляется дифференциация преступности на определенные виды (группы), активизируется работа по исследованию отдельных видов (групп) преступлений. А. Н. Радищевым была предложена система параметров для анализа и оценки преступности за ряд лет, включая контрольную таблицу, фиксирующую совпадение или несовпадение первоначальной и судебной квалификации деяния. Предпосылкой указанного подхода к изучению социальных явлений, в том числе преступности, стали статистические исследования, проведенные во второй четверти XIX в. Анре-Мишелем Герри (1802 — 1866) и Ламбер Адольфом Жаном Кетле (1796 — 1874) <9>. ——————————— <9> Quetelet A. Memoire sur les lois de naissaces et de mortalies a Bruxelles. Bruxelles, 1826; Quetelet A. Sur L’homme et le development de ses focultetes, ou essai de physique. Bruxelles, 1826.

В 1826 — 1827 гг. Франция первой в Европе упорядочила уголовную статистику. Ее данные и использовал Кетле. Проанализировав динамику и состояние преступности за несколько лет и основываясь на своих исследованиях, Кетле сформулировал фундаментальный вывод о том, что совершаемые в обществе преступления развиваются по определенным законам, и они — не механическая сумма произвольных деяний <10>. ——————————— <10> Кетле А. Социальная система и законы, ею управляющие. СПб., 1866. С. 9.

Одну из первых попыток осуществить статистический анализ преступности в России предпринял академик К. Ф. Герман (1767 — 1838). В докладе об убийствах и самоубийствах в России за 1819 — 1820 гг. («Изыскания на тему смертоубийств и самоубийств в России») он отметил, что таблицы преступности за несколько лет позволяют узнать нравственное и политическое состояние народа <11>. ——————————— <11> См.: Остроумов С. С. Преступность и ее причины в дореволюционной России. М., 1980. С. 134; Криминология и организация предупреждения преступлений / Под ред. Э. И. Петрова. М., 1995. С. 9 — 14.

В Западной Европе начало специализированных исследований преступности с использованием эмпирических методов приходится на 20 — 30-е годы XIX в. В работах французского ученого Г. А. Фрейгера приведена качественная и количественная характеристики лиц, могущих совершить преступление. Он, уделив много внимания условиям, в которых жили группы высокого криминального риска, в то же время утверждал, что преступления являются плодом неспособности или нежелания человеком трудиться <12>. ——————————— <12> См: Яковлев. Теория криминологии и социальная практика. М. 1985. С. 201.

Представляют интерес исследования Жоли криминогенного влияния факторов миграции и деклассирования, работы голландца Ван-Гамеля (1842 — 1917), бельгийца Принса (1845 — 1919) об экономических причинах преступности и связанных с ними обнищания масс, уродливой промышленной урбанизации и т. д. Немецкий экономист Вагнер в конце 70-х годов посвятил специальное исследование криминогенному влиянию конкурентной борьбы, законы которой толкают на противоправные деяния. Вычленение следующего элемента криминологической характеристики преступлений, без которого немыслимо само преступление, мы видим в работах представителей антропологической (биологической) школы, основателем которой считается итальянский тюремный врач-психиатр Чезариа Ломброзо (1836 — 1909) <13>. ——————————— <13> См.: Иншаков С. М. Зарубежная криминология. М., 1997. С. 50 — 54; Алексеев А. И. Указ. соч. С. 11.

Из известных юристов, тяготеющих к антропологам — последователям Ломброзо, можно назвать Д. А. Дриля (1846 — 1910). Источником преступности, по его мнению, являются всегда два основных фактора — личное и социальное, причем второе определяет первое. Антропологическая теория постепенно трансформировалась в биосоциологическую. Разновидностью неоломброзианства являются теория конституционного предрасположения к преступлению, теория умственной отсталости преступников, теория наследственной (генетической) предрасположенности к преступлению. Представители данных течений, в частности немецкий психиатр Кречмер, американские криминологи Эрнест Хуттон, Уильям Шелдон, Эдвард Подольски, супруги Шел и Элеонора Глюк, немецкие психиатры Йоханес Ланге и Фридрих Штумпфель, датский криминолог Карл-Отто Христиансен, и другие объясняют преступность внутренне присущей отдельным индивидам склонностью к преступлениям, обусловленной (в зависимости от концепции) работой желез внутренней секреции, слабоумием, хромосомной аномалией (особенностями генотипа). К биологической школе примыкают также криминологические теории, основанные на фрейдизме — течении, основателем которого считается австрийский психиатр Зигмунд Фрейд, разработавший психоаналитическую концепцию поведения человека. Согласно этим теориям человеческое поведение, в том числе преступное, определяется неосознаваемыми импульсами, излучаемыми из глубины подсознания, и каждый человек от рождения несет в себе определенный криминальный заряд, обладает природными инстинктами, влечениями и наклонностями, имеющими антисоциальный характер <14>. ——————————— <14> См.: Иншаков С. М. Указ. соч. С. 132 — 138.

Социологическая школа в криминологии, возникшая и развивавшаяся одновременно с биологическим направлением и в противовес ему, а также в противовес классической школе, в объяснении причин преступности исходит из социально обусловленных закономерностей. Многочисленные теоретические течения, возникшие в рамках социологической школы, базируются на признании в качестве основных причин преступности тех или иных — одного или нескольких — социальных факторов. В частности, среди порождающих те или иные виды преступлений факторов (причин) называются: безработица, уровень цен, обеспеченность жильем, войны, экономические кризисы, потребление алкоголя, урбанизация, индустриализация, массовая фрустрация, неудовлетворенность сложившейся системой досуга, этнопсихологическая несовместимость людей и другие. Одновременно данные теории указывают на физические (географическая среда, климат, время года) и индивидуальные (пол, возраст, раса, психофизические аномалии) факторы преступности <15>. ——————————— <15> См: Алексеев А. И. Указ. соч. С. 16 — 17.

В середине XIX в. в русле идей марксизма зародилась и на рубеже 70-х годов XX в. оформилась в целостную криминологическую теорию радикальная криминология. В ее основу легли идеи социологической школы, прежде всего теории стигмы и аномии. По мнению представителей радикального крыла социологической школы, в частности Р. Кумнни, Р. Кларка, Э. Шура, преступность — грозный симптом болезни общества, и противодействие ей требует не только симптоматического лечения, но и радикального вмешательства — глубоких социальных реформ, кардинальных преобразований в основных сферах жизни общества: в области социального обеспечения, организации трудовой занятости, здравоохранения, образования, жилищно-коммунальной сферы, защиты материнства и детства и других <16>. ——————————— <16> См.: Алексеев А. И. Указ. соч. С. 19.

Односторонность всех рассмотренных выше криминологических теорий причин преступности, за исключением, может быть, радикальной криминологии, заключается в преувеличении, гиперболизации в причинном комплексе отдельных факторов, приводящих к совершению преступлений, распространении влияния факторов и мер, имеющих значение для отдельных видов преступлений, на всю преступность. Формирование криминологии как самостоятельной науки произошло на третьем историческом этапе ее развития, охватывающем период с середины 60-х годов XIX в. по настоящее время. С тех пор были опубликованы работы, посвященные общетеоретическим проблемам криминологии. Но, как и прежде, основное внимание в специальной криминологической литературе уделялось и уделяется проблемам изучения отдельных видов преступлений и преступности. Об этом свидетельствует анализ тематики и содержания опубликованных работ по криминологии и библиографических сведений о тематике проведенных и проводимых диссертационных исследований.

——————————————————————