К вопросу о понимании преемственности в праве и рецепции

(Фольгерова Ю. Н.) («Арбитражный и гражданский процесс», 2007, N 2)

К ВОПРОСУ О ПОНИМАНИИ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ПРАВЕ И РЕЦЕПЦИИ

Ю. Н. ФОЛЬГЕРОВА

Фольгерова Ю. Н., старший преподаватель кафедры гражданско-правовых наук, Вятский государственный гуманитарный университет, юридический факультет.

В настоящее время мы можем говорить о том, что не существует ни одной правовой системы, которая бы не испытывала на себе влияния прошлого опыта правового регулирования либо опыта правовых систем других государств, развиваясь только в соответствии с логикой своего внутреннего развития, сохраняя полную историческую и национальную самобытность. Разница кроется только в степени и глубине такого влияния. Процессы, происходящие в праве при сохранении накопленного опыта правового регулирования заимствовании этого опыта из других правовых систем, являются связующим элементом прошлого и настоящего одного государства, одной правовой системы, а также позволяют осуществлять взаимодействие между национальными правовыми системами — как современными, так и исторически существовавшими. С позиции философии данные связи представляют собой преемственность, то есть связь между различными этапами или ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных его характеристик при переходе к новому состоянию <1>. Проявляются такие связи и в праве, что позволяет нам их охарактеризовать как преемственные связи в праве. ——————————— <1> Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983. С. 527.

Для преемственных связей, некогда существовавших и имеющих место в праве и в настоящее время, присущ разнородный характер. Характер таких явлений определяется различными факторами: культурными, политическими, территориальными, экономическими и т. д. Все это обусловливает то обстоятельство, что в мировой практике преемственных связей сложились их различные виды. Наиболее распространенными являются преемственность в праве и рецепция. Вместе с тем в юридической литературе до сих пор не существует однозначного понимания указанных категорий. Анализ юридической доктрины позволяет нам сделать вывод о том, что к настоящему времени сложилось несколько концепций понимания преемственности в праве и рецепции. Наиболее распространенным является отождествление содержания рассматриваемых институтов, их правовой сущности. При этом изучение различных доктринальных позиций на поставленный вопрос можно свести к двум направлениям — «пропреемственный» и «прорецептивный». Обе группы понимания соотношения преемственности и рецепции сближает тот факт, что их представители рассматривают указанные институты как соотношение общего и частного. Представители «пропреемственного» направления в качестве основного начала выделяют преемственность в праве, понимая рецепцию как вид преемственности. Так, Н. Неновски рассматривает преемственность в двух направлениях: «вертикальном», то есть «при смене общественно-экономических формаций», и «горизонтальном», имеющем место при «восприятии правовых институтов одной стороной от другой, когда обе стороны имеют в основных линиях один и тот же экономический базис» <2>. Таким образом, автор в основу понимания преемственности «по вертикали» заложил критерий времени, а в преемственности «по горизонтали» выдвинул фактор пространства. В любом случае, однако, преемственность по смыслу этого понятия у болгарского ученого предполагает исторически последовательный характер, и в этом плане «вертикальная» преемственность отличается от «горизонтальной» лишь тем, что означает сохранение элементов при переходе в новые качественные состояния одной и той же национальной правовой системы. ——————————— <2> Неновски Нено. Преемственность в праве. Пер. с болгарского. М.: Юрид. лит., 1977. С. 46.

Рассматривая сущность рецепции, Н. Неновски сводит к ней «специфическое проявление преемственности, основывающееся главным образом на экономических, базисных факторах», при этом она «предполагает в принципе восприятие не отдельных правовых норм, не отдельных изолированных элементов правовой формы, а систему институтов, систему правовых норм, целых отраслей права (гражданского права, уголовного права и др.) <3>. В то время как преемственность, по мнению автора, есть не что иное, как «связь между разными этапами (ступенями) в развитии права как социального явления», суть которой «состоит в сохранении определенных элементов или сторон права (в его сущности, содержании, форме, структуре, функциях и др.) при соответствующих его изменениях» <4>. ——————————— <3> Неновски Нено. Указ. соч. С. 39. <4> Неновски Нено. Указ. соч. С. 35 — 36.

В этом с указанным автором солидарна Г. М. Азнагулова, отмечающая то, что рецепция представляет собой «глобальный процесс», который «меняет весь правовой строй общества-реципиента», являясь «результатом более широкого культурного заимствования, когда меняются все или многие важнейшие культурно-смысловые парадигмы сознания общества и принятые в нем практики социальной жизни» <5>. ——————————— <5> Азнагулова Г. М. Рецепция права как форма взаимодействия национальных правовых систем. С. 84 — 85.

«Прорецептивное» направление в изучении рассматриваемых институтов, наоборот, отдает первенство рецепции, понимая преемственность в праве только в качестве разновидности рецепции либо ее элемента. По мнению Г. В. Швекова, «преемственность всегда исторична: она связана с восприятием только правовых элементов прошлого, тогда как рецепция может проявляться и при использовании однотипных, синхронно действующих правовых норм и институтов» <6>. При этом автор также различает «вертикальное» и «горизонтальное» направления преемственности в праве, закладывая в основу «вертикальной» преемственности критерий времени — это «восприятие и усвоение правовых элементов прошлого». Преемственность «по горизонтали» представляется как «восприятие и усвоение правовых ценностей, созданных в одновременно существующих государствах» <7>. Таким образом, если исходить из понимания Г. В. Швековым института «рецепции», приведенного выше, преемственность «по горизонтали» есть не что иное, как рецепция. ——————————— <6> Швеков Г. В. Преемственность в праве: Научно-теоретическое пособие для преп. вузов по спец. «Правоведение». М.: Высшая школа, 1983. С. 11. <7> Швеков Г. В. Указ. соч. С. 12.

В. Н. Протасов, указывая на значение слова «receptio» как «принятие», отмечал, что приниматься могут элементы современных правовых систем, а также прошлый правовой опыт, который и является в этом случае «правопреемственностью» <8>. ——————————— <8> Протасов В. Н. Теория права и государства: Учеб. пособие. М., 2001. С. 182.

Осуществляя исследования рецепции в российском праве, Е. Ю. Курышев определяет ее как «сложное явление, которое включает в себя процессы преемственности, восприятия, повторяемости и заимствования права, выработанного в другом государстве (правовой системе) в силу исторической преемственности и связи правовой культуры государств, социально-экономические условия которых сходны» <9>. Таким образом, автор рассматривает преемственность в качестве элемента рецепции. ——————————— <9> Курышев Е. Ю. Рецепция в российском праве: Дис. на соиск. уч. степ. канд. юрид. наук. Саратов, 2005. С. 29.

В юридической литературе можно выявить еще одну группу понимания институтов «преемственность в праве» и «рецепция», которую можно охарактеризовать как «негативную». Под этим общим направлением, как нам кажется, возможно объединить позиции тех ученых, которые не рассматривают обозначенные институты как общее и частное, а объединяют их в один. Как правило, таким институтом выступает рецепция. Так, составители Большой советской энциклопедии объединяют критерии пространства и времени в одном явлении, указывая на то, что «рецепция права — заимствование и приспособление к условиям какой-либо страны права, выработанного в другом государстве или в предшествующую эпоху» <10>. ——————————— <10> Большая советская энциклопедия. Т. 22. М., 1975. С. 67.

Некоторые авторы, как, например, Т. В. Наконечная, рассматривают природу только преемственности. Так, указанный автор определяет преемственность как «связь между различными историческими ступенями развития права, обусловленная диалектическим единством прерывности и непрерывности экономических и иных общественных отношений и «собственным» развитием права. Сущность ее заключается в удержании, сохранении и использовании отдельных элементов предшествующего уровня правового развития в последующем» <11>. Таким образом, определяя преемственность, автор включает в нее восприятие только опыта предшествующих исторических эпох, то есть национального исторического опыта <12>. Значительная же степень сходства в развитии национальных правовых систем объясняется Т. В. Наконечной развитием по общим законам. ——————————— <11> Наконечная Т. В. Преемственность в развитии советского права. Киев, 1987. С. 10. <12> Там же. С. 12.

Проанализировав концепции понимания преемственности и рецепции, мы можем сделать следующие выводы. Во-первых, авторы в основной массе единодушны в понимании преемственности как вертикальной связи внутри одной правовой системы. Во-вторых, общим моментом, объединяющим все указанные подходы относительно рецепции, является то, что ученые рассматривают ее как процесс взаимосвязи между различными национальными правовыми системами, государствами. Бесспорным остается то обстоятельство, что и преемственность, и рецепция выступают в качестве связующего элемента. В-третьих, речь о возможности осуществления процесса рецепции идет в тех ситуациях, когда социально-экономические условия государств, участвующих в ней, близки по своему содержанию, находятся на одном уровне развития. Исходя из указанных выводов, бесспорным является то обстоятельство, что объединяющим ядром между преемственностью в праве и рецепцией является то, что оба рассматриваемых института представляют собой процесс восприятия правовой системой государства опыта правового регулирования. Именно это обстоятельство и вводит исследователей в заблуждение, позволяет смешивать на первый взгляд идентичные категории, осуществлять подмену одного из них другим, и наоборот. И рецепция, и преемственность в праве есть связь. Преемственность в праве — связь внутренняя, являющаяся соединяющим элементом между различными историческими эпохами развития одной и той же национальной правовой системы; связь, с помощью которой мы имеем возможность проследить процесс становления и развития национального правового регулирования, переход от одной ступени государственного развития к другой. Отсюда следует, с этим нельзя не согласиться с В. А. Рыбаковым, который отмечает, что «преемственность может быть только в том случае, если правовой материал берется из предшествующего этапа развития права собственной страны, так как преемственностью является лишь непосредственная связь двух ближайших этапов развития…» <13>. ——————————— <13> Рыбаков В. А. О понятии преемственности в социалистическом праве / Вестник МГУ, 1978. Вып. 1. С. 41, 42.

Рецепция — связь между различными национальными правовыми системами настоящего или прошлого. Это связь, которая соединяет народы, государства, сближая их правовое регулирование аналогичных отношений. Рецепция является формой взаимодействия различных правовых систем, где под взаимодействием следует понимать общефилософскую категорию, отражающую процессы воздействия объектов друг на друга, их взаимную обусловленность и порождение одним объектом другого. Именно о такой рецепции идет речь в Большом энциклопедическом словаре, авторы которого дают следующее определение рассматриваемой категории: «рецепция — это восприятие правовой системы и принципов другого государства как основы национального права» <14>. ——————————— <14> Большой энциклопедический словарь. Т. 2 / Гл. ред. А. М. Прохоров. М.: Советская энциклопедия, 1991. С. 263.

Вместе с тем надо отметить, что рецепция, как в принципе и преемственные связи в целом, — очень многогранное правовое явление. Оно не умещается в рамки заданного раз и навсегда определения, характер ее сложен, а проявления многообразны. Отсюда, помимо указанного понимания рецепции, рассматриваемое правовое явление понимается и в более узком значении. С позиции историко-правового толка термин «рецепция» применяется относительно рецепции римского права <15>. Однако сводить рецепцию исключительно к рецепции римского права нельзя. Процессы, аналогичные средневековой европейской рецепции римского права, происходили на Дальнем Востоке, где в качестве источника рецепции выступало право Китая. Примеры рецепции предоставляет нам и применение Кодекса Наполеона 1808 г. ——————————— <15> Юридическая энциклопедия / Отв. ред. Б. Н. Топорнин. М., 2001. С. 952.

Соответственно, исходя из рассмотренных выше концепций преемственных связей, а также указанных проявлений преемственности и рецепции, представляется целесообразным в основу их деления заложить не фактор времени или пространства, а фактор субъекта — обладателя заимствуемого (воспринимаемого) опыта. В случае с преемственностью — это свой собственный опыт государства правового регулирования отношений, тот опыт, который был накоплен предыдущими периодами; в отношении рецепции — это опыт других правовых систем, исторически существовавших ранее либо современных реципиенту. И если в отношении преемственности субъектный состав будет представлен одним участником (субъект, воспринимающий опыт, совпадает с субъектом, накопившим этот опыт), то в отношении рецепции наблюдается участие по крайней мере двух субъектов: правового донора (владельца правового опыта) и реципиента (государство, заимствующее опыт правового регулирования). При этом на стороне правового донора может возникать множественность, поскольку одновременно может восприниматься опыт правового регулирования нескольких государств. Данное положение имеет место в тех случаях, когда перед реципиентом возникает необходимость в правовом регулировании отношений, и он для разработки своего национального нормативного акта осуществляет обобщение теории и опыта иностранных государств. При этом в национальный нормативный акт реципиента включаются те нормы, которые заимствованы из опыта правового регулирования нескольких государств. Для данного процесса, как правило, присуще не слепое перенесение норм правовой системы одного государства в нормативные акты другого государства, а переработка нормативной базы правового донора. Обеспечивая исходную базу для развития права в виде уже накопленных правовых ценностей, преемственные связи соединяют воедино прошлое, настоящее и будущее, вводят в жизнь новых поколений уже готовые достижения в правовой области. Такое положение обусловливает динамичность права, а также оказывает благотворное влияние на весь правотворческий процесс, поскольку не только сокращает путь поисков оптимальных решений в данной области, но и помогает законодателю избежать многих ошибок и заблуждений, как тех, что имели место в прошлом, так и тех, через которые прошли другие государства.

——————————————————————