Правовое регулирование выставочно-ярмарочной деятельности в Российской Федерации

(Метелева Ю. А.) («Право и экономика», 2007, N 2)

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВЫСТАВОЧНО-ЯРМАРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ю. А. МЕТЕЛЕВА

Метелева Юлия Александровна, юрисконсульт ООО «Столичная трастовая компания «Союз». Кандидат юридических наук. Родилась 17 декабря 1967 г. в г. Дзержинском Московской обл. В 1990 г. окончила Всесоюзный юридический заочный институт, в 1996 г. — аспирантуру Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. Преподает в вузах с 1999 г. Автор ряда научных статей и монографий: «Правовое положение акционера в акционерном обществе» (М., 1999), «Маркетинговые коммуникации. Правовое регулирование» (М., 2006).

В настоящее время в России не существует единого нормативного акта в области выставочно-ярмарочной деятельности. Различные аспекты этой деятельности регулируются как законодательными актами общего характера, так и нормативно-правовыми актами Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти и органов власти субъектов РФ, в их числе: ГК РФ, НК РФ, Таможенный кодекс <1>, а также Федеральные законы «Об экспортном контроле» <2>, «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» <3>, «О торгово-промышленных палатах» <4>, «О валютном регулировании и валютном контроле» <5>, Патентный закон <6>, Закон «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» <7> и др. ——————————— <1> СЗ РФ. 2003. N 22. Ст. 2066. <2> Там же. 1999. N 30. Ст. 3774. <3> Там же. 2003. N 50. Ст. 4850. <4> Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 33. Ст. 1309. <5> СЗ РФ. 2003. N 50. Ст. 4859. <6> Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 42. Ст. 2319. <7> Там же. 1992. N 42. Ст. 2322.

К международным договорам, регулирующим выставочно-ярмарочную деятельность, участницей которых является Россия, относятся: Парижская конвенция 1928 г. о международных выставках, Соглашение с государствами — участниками СНГ «О развитии выставочно-ярмарочной деятельности в СНГ» от 26 мая 1995 г. <8>, Таможенная конвенция о карнете АТА для временного ввоза товаров (Брюссель, 1961 г.) <9>, Конвенция о временном ввозе (Стамбул, 1990 г.) <10>, а также двусторонние соглашения РФ о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве с иностранными государствами, содержащие отдельные положения, касающиеся выставочно-ярмарочной деятельности. ——————————— <8> Содружество. Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств. 1995. N 2. С. 121 — 126. <9> Таможенные ведомости. 1996. N 1. <10> Там же. 1996. N 2.

Ряд федеральных органов исполнительной власти формирует ведомственную нормативно-правовую основу проведения выставок соответствующих отраслей. Самым первым международным нормативным актом, регулирующим выставочно-ярмарочную деятельность, была Парижская конвенция 1928 г., которая регулирует проведение всемирных выставок. Конвенция рассматривает лишь принципиальные вопросы, касающиеся всемирных выставок: права и обязанности страны — организатора и стран — участниц выставки; классификация, периодичность и продолжительность выставок. Рассмотрение же вопросов практического порядка возложено Конвенцией на Международное бюро выставок (МБВ), в которое входят правительства стран, подписавших Конвенцию. МБВ выработало типовые общие правила всемирных выставок, которые, по признанию некоторых юристов-международников, приобрели даже большее значение, чем сама Конвенция. Что касается национального законодательства, то далеко не во всех странах имеются специальные законы о выставочно-ярмарочной деятельности. Такие законы, в частности, приняты в Италии, Франции, Испании, США и некоторых других странах. Российское выставочное сообщество единодушно высказывается за принятие нормативно-правового акта, регулирующего важнейшие стороны выставочно-ярмарочной деятельности. Расхождения возникают лишь по вопросу о том, требуется ли единственный комплексный правовой акт либо достаточно нескольких правовых актов, регулирующих отдельные аспекты выставочно-ярмарочной деятельности. Правительством РФ 29 марта 2001 г. была одобрена Концепция выставочно-ярмарочной деятельности в РФ, которой предусмотрены три блока вопросов, подлежащих нормативно-правовому регулированию. Первый блок связан с государственным регулированием выставочно-ярмарочной деятельности. Он предусматривает определение органа государственного регулирования и его компетенции, порядка предоставления государственной финансовой поддержки выставочно-ярмарочной деятельности, процедуры предоставления финансово-экономической отчетности выставочными операторами и другие вопросы. Второй блок вопросов связан с порядком организации и функционирования самого выставочно-ярмарочного мероприятия. Он предусматривает, в частности, требования к участникам выставочно-ярмарочных мероприятий, процедуру и критерии их допуска к участию и исключения из числа экспонентов, права и обязанности администраций выставок и ярмарок, процедуры разрешения споров и т. д. Третий блок связан с порядком присвоения выставочно-ярмарочным мероприятиям официального статуса, составлением календаря выставок, имеющих такой статус, и выдачей разрешений на проведение таких выставок. В Концепции подчеркивается, что основной проблемой является выбор формы нормативно-правового регулирования. Предлагается либо разработать единый основополагающий нормативно-правовой акт в данной сфере и на его основе несколько специальных актов, развивающих положение общего акта (в том числе и на региональном уровне), либо создать комплекс специальных нормативно-правовых актов, каждый из которых будет регулировать отдельные вопросы, затрагивающие проблематику выставочно-ярмарочной деятельности. Также имеется мнение о том, что основные положения о выставочно-ярмарочной деятельности было бы целесообразно урегулировать в Торговом кодексе РФ. В частности, Т. Э. Сидорова пишет, что в настоящее время подготовлены примерная концепция и структура Торгового кодекса РФ, который должен стать правовой основой формирования российского товарного рынка, ведь ярмарки и выставки являются специальными субъектами торгового оборота. Безусловно, все вопросы, связанные с порядком их организации и проведения, невозможно урегулировать в одном акте. В Торговый кодекс могут быть включены нормы, определяющие: основные понятия, относящиеся к торговым ярмаркам, торговым выставкам, участникам ярмарок и выставок и организаторам выставочно-ярмарочной торговли и т. п.; основу правового положения ярмарок и выставок; состав участников и принципы их взаимодействия; органы, правомочные принимать специальные нормативные акты, регламентирующие отдельные аспекты выставочно-ярмарочной деятельности <11>. ——————————— <11> Сидорова Т. Э. Ярмарки и выставки-продажи как участники торгового оборота // Актуальные проблемы коммерческого права / Под ред. Б. И. Пугинского. М., 2002. С. 166.

Конечно, если бы Торговый кодекс был принят, в нем наверняка бы нашли отражение общие положения о выставочно-ярмарочной деятельности. Однако есть мнение, что, учитывая российскую правовую традицию, а также результаты многолетней научной дискуссии по вопросу о кодификации гражданского, хозяйственного, а теперь и торгового законодательства, такой Кодекс принят в России не будет, по крайней мере в обозримом будущем. Большинство участников выставочного сообщества склоняются к необходимости принятия единого нормативно-правового акта, а именно Закона о выставочно-ярмарочной деятельности в РФ. Проекты такого Закона неоднократно разрабатывались и ТПП России, и некоторыми выставочными операторами (например, ЗАО «Экспоцентр»). Последний по времени законопроект был подготовлен ТПП России в 2003 г. Он содержал следующие положения: основные понятия в области выставочно-ярмарочной деятельности, правовое положение ее участников, их права и обязанности; основы государственного регулирования и контроля выставочно-ярмарочной деятельности, права общественных объединений в этой сфере; вопросы, связанные с участием Российской Федерации в национальных и международных выставках и ярмарках; механизм обеспечения организационно-технической и финансовой поддержки выставочно-ярмарочной деятельности; формирование четкой и прозрачной системы использования средств, выделяемых из федерального бюджета на финансирование выставочно-ярмарочных мероприятий; содействие в привлечении отечественных и иностранных инвестиций для реализации приоритетных направлений программы развития выставочно-ярмарочной деятельности в России и др. <12> Законопроект был направлен в компетентные государственные органы для рассмотрения. Однако до сего времени Закон так и не увидел свет. ——————————— <12> См.: А все-таки закон нужен! // Удача-ЭКСПО. 2003. N 3.

Выставочное сообщество не желает мириться с таким положением дел и предлагает разработать Положение об организации выставочно-ярмарочной деятельности с утверждением его Правительством РФ, видимо полагая, что принять постановление Правительства РФ проще, чем принять закон. Кроме этого, совершенствование нормативно-правовой базы выставочно-ярмарочной деятельности предполагает внесение изменений в ряд уже действующих законов. В частности, в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» необходимо внести изменения с целью придания статуса «экспорта услуг» всем услугам, оказываемым иностранным экспонентам, участвующим в выставках на территории России (сдача в аренду выставочных и складских площадей и др. услуги). Именно в таком качестве рассматриваются подобные услуги в мировой практике. Одновременно нужно внести изменения и в Налоговый кодекс, предусматривающие возврат российским выставочным организациям налога на добавленную стоимость после состоявшегося факта оказания услуг иностранным экспонентам. Также необходимо внести изменения в Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД), утв. Постановлением Госстандарта России от 6 ноября 2001 г. N 454-ст, для присвоения выставочно-ярмарочной деятельности отраслевого кода, поскольку выставочный бизнес — это активно развивающийся вид предпринимательской деятельности, число участников которого возрастает. Отечественный рынок выставочных услуг заслуживает также разумной правовой защиты от чрезмерной активности иностранных выставочных компаний. В связи с этим хотелось бы отметить, что выставочный рынок Европейского союза, например, надежно защищен положениями Объяснительного сообщения Комиссии Европейских сообществ (КЕС) N 98/С 143/02, предусматривающими для выставочных организаций стран, не входящих в Европейский союз, сложную процедуру получения разрешений на проведение выставок, а также фактор взаимности. Другой вопрос касается таможенной политики. До сих пор до конца не урегулирована на уровне нормативного акта система упрощенного ввоза и вывоза грузов во время проведения выставок. Ранее под эгидой Всемирной таможенной организации при участии Международной торговой палаты был разработан блок международных таможенных конвенций, в том числе Конвенция о карнете АТА для временного ввоза от 6 декабря 1961 г. и Конвенция о временном ввозе от 26 июня 1990 г., к которым в 1996 г. присоединилась Россия. Принятие этих международных соглашений упростило процедуры временного ввоза, сделало их организованными, отвечающими современным требованиям. Суть такого упрощения состоит в том, что временный ввоз основных видов товаров, торговля которыми ведется на мировом рынке, осуществляется беспошлинно в течение одного года, если они оформлены по единому международному таможенному документу — карнету АТА. Аббревиатура «АТА» представляет собой комбинацию французских («admission temporaire») и английских («temporary admission») слов, что в переводе на русский язык означает «временный ввоз». Карнет АТА — международный таможенный документ, заменяющий таможенную декларацию и позволяющий осуществлять упрощенное и ускоренное оформление временного ввоза товаров в связи с проведением выставок и ярмарок, а также для перемещения через границу товарных образцов, профессионального оборудования и некоторых других категорий товаров. При использовании карнетов АТА нет необходимости в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей предоставлять какой-либо залог, депозит, банковскую гарантию и т. п., поскольку сам карнет является такой международной гарантией. Товары, ввезенные по карнетам АТА, запрещается продавать, они должны быть вывезены обратно до истечения разрешенного срока временного пребывания. В большинстве стран — участниц Конвенции АТА финансовый риск, связанный с возможным невывозом товаров из страны и необходимостью уплаты всех причитающихся пошлин и налогов, несут на себе крупные страховые компании. Они совместно с ТПП определяют особый порядок выдачи карнетов для отдельных категорий физических и юридических лиц, устанавливают ограничения по стоимости вывозимых товаров и т. п. При этом получатели карнетов оплачивают страховую премию, как правило, в размере 0,2 — 0,3% от стоимости товара. Зарубежные страны активно используют карнеты АТА в своих внешнеэкономических связях с начала 1960-х годов, причем число выданных карнетов неуклонно возрастало, что свидетельствует об их большой эффективности. В настоящее время в систему АТА входит 60 стран. В России функции выдающей карнеты АТА и гарантирующей ассоциации выполняет ТПП России, что связано со сложившейся международной практикой, согласно которой ассоциациями — гарантами функционирования системы АТА в странах — участницах таможенных конвенций выступают, как правило, национальные торговые палаты, образующие международную гарантирующую сеть АТА Всемирной Федерации Палат (ВФП). За ТПП России данная функция была закреплена Постановлением Правительства РФ от 2 ноября 1995 г. N 1084 «О присоединении Российской Федерации к Таможенной конвенции о карнете АТА для временного ввоза товаров от 6 декабря 1961 г. и Конвенции о временном ввозе от 26 июня 1990 г. с принятием ряда приложений» <13>. В 2000 г. ТПП России официально вступила в члены международной гарантирующей сети стран-ассоциаций гарантов ВФП при Международной торговой палате и 15 мая 2000 г. выдала первый карнет. ——————————— <13> СЗ РФ. 1995. N 45. Ст. 4339.

К сожалению, за прошедшие годы в России выдано только около полутора десятков карнетов АТА и, таким образом, они не получили в нашей стране широкого распространения. Причина кроется в том, что Федеральная таможенная служба России не может изыскать технические возможности для решения этого вопроса. Проблема выставочного приоритета также подлежит разрешению в законодательстве. Дело в том, что одной из основных целей выставок (прежде всего, инновационных) является показ новейших образцов продукции, последних изобретений, полезных моделей, а также новых оригинальных товарных знаков, что может привести к раскрытию сущности изобретений, использованных в экспонатах. В связи с этим возникает вопрос: не будет ли это «порочить новизну» данных изобретений и можно ли себя каким-то образом обезопасить? Основным международным соглашением, защищающим права добросовестных предпринимателей в области промышленной собственности, является Парижская конвенция 1883 г., участниками которой являются 40 государств, в том числе Россия. Статья 11 этой Конвенции требует от стран-участниц предоставления «временной охраны патентоспособных изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, а также товарных знаков для продуктов, экспонируемых на официальных или официально признанных международных выставках, организованных на территории одной из этих стран», стимулируя тем самым демонстрацию новинок. То есть Конвенция устанавливает такое понятие, как «выставочный приоритет». Право выставочного приоритета заключается в том, что в случае подачи экспонентом заявки на патент в стране, где демонстрировались на выставке его изобретения, модели или образцы, за ними сохраняется приоритет в установленные Конвенцией сроки. Благодаря чему факт экспонирования образцов на выставке не рассматривается как порочащий новизну изобретения. Объекты промышленной собственности могут демонстрироваться широкому кругу посетителей без риска потери прав на последующую защиту. Такая охрана изобретений на выставках является временной: она действует лишь в том случае, когда в дальнейшем следует подача заявки на патент. Выставочный приоритет предусмотрен Конвенцией для изобретений и полезных моделей сроком на 12 месяцев, а для товарных знаков — на 6 месяцев. Основанием для установления выставочного приоритета служит справка выставочного комитета официальной или официально признанной международной выставки. Понятие выставочного приоритета установлено также во внутреннем российском законодательстве, в частности в ст. 9 Закона «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименования мест происхождения товаров». Заявитель, желающий воспользоваться правом выставочного приоритета, обязан сообщить об этом при подаче в Патентное ведомство заявки на регистрацию товарного знака или в течение двух последующих месяцев. При этом он должен представить документ, подтверждающий экспонирование таких товарных знаков на соответствующей выставке. В качестве такого документа в соответствии с Правилами составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания, утв. Приказом Роспатента от 5 марта 2003 г. N 32 <14>, выступает справка, выданная дирекцией выставки. ——————————— <14> БНА. 2003. N 23.

Что касается Патентного закона, то в нем понятие выставочного приоритета отсутствует, но применяется так называемая льгота по новизне, действующая в течение 6 месяцев. Это означает, что заявка на изобретение должна быть подана в Патентное ведомство в течение 6 месяцев с даты открытия выставки. В этом случае приоритет будет установлен по дате подачи заявки без предоставления каких-либо подтверждающих документов. Факт раскрытия (демонстрация на выставке) не будет порочить новизну. При этом и здесь специалисты рекомендуют все-таки запастись справкой с выставочного мероприятия. Вместе с тем возникает вопрос: как определить статус выставки и какая выставка является официальной или официально признанной? Данный вопрос также не регулируется российским законодательством, а в Концепции развития выставочно-ярмарочной деятельности в РФ дается только классификация выставок/ярмарок по географическому составу экспонентов. В частности, международной считается выставка, число иностранных участников которой составляет не менее 10% от общего числа экспонентов, а выставочное оборудование и предоставляемый набор услуг должны соответствовать международным стандартам. Выставкой с международным участием считается мероприятие с числом иностранных участников менее 10% от общего числа участников. Но данная Концепция не является нормативным актом, поэтому ее положения не могут служить инструментом регулирования. Вопрос о том, какие государственные органы или общественные организации объявляют выставку официальной или официально признанной, в Концепции не оговаривается. В свое время в порядке исполнения Плана реализации основных предложений вышеназванной Концепции был разработан проект Положения о порядке присвоения выставочно-ярмарочным мероприятиям официального статуса, который направлялся заинтересованным государственным органам и общественным организациям для изучения. Но дальнейшая его судьба осталась неизвестной. Можно упомянуть и критерии Всемирной выставочной ассоциации (УФИ), но они относятся лишь к выставкам, имеющим знак одобрения УФИ, а число таких выставок в России не превышает полусотни. Согласно правилам УФИ, одним из основных критериев международной выставки является состав участников, из которых не менее 20% должны быть иностранными экспонентами. Вместе с тем Международный союз выставок и ярмарок также в ряде случаев присваивает знак МСВЯ тем выставочным мероприятиям, которые отвечают требованиям этого Союза. Поэтому можно сделать вывод о том, что выставочно-ярмарочные мероприятия, которые либо одобрены УФИ, либо имеют знак МСВЯ, можно считать официально признанными.

——————————————————————