Некоторые методологические аспекты исследования эффективности норм права

(Жинкин С. А.) («Юридический мир», 2007, N 4)

НЕКОТОРЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ НОРМ ПРАВА

С. А. ЖИНКИН

Жинкин С. А., заместитель декана юридического факультета Кубанского государственного университета, кандидат юридических наук, доцент.

Как указывается в литературе, проблема эффективности законодательства оказалась «проблемой высшей степени трудности». Это объясняется двумя основными причинами: во-первых, многоаспектностью самой проблемы, в частности, многочисленностью и различным характером правовых объектов исследования, а следовательно, и многообразием подходов к решению поставленной задачи; во-вторых, трудностями, связанными с использованием для решения задачи эффективности законодательства новейших приемов и методов научного исследования, требующих, как правило, значительных усилий не отдельных ученых, а целых коллективов, специально нацеленных на решение определенной задачи <1>. ——————————— <1> Эффективность гражданского законодательства (актуальные вопросы) / Под ред. В. П. Грибанова. М., 1984. С. 6 — 7.

Эффективность норм права имеет ряд аспектов и измерений, результатов, духовных и материальных, поэтому и ее исследование должно обладать многоаспектностью. Эффективность права должна изучаться с позиций не только воздействия государства, но и с точки зрения антропологической, психологической, онтологической. Представляется, что в современных условиях (это также отвечало бы плюрализму правопонимания) необходимо разработать так называемую плюралистическую теорию эффективности. При этом представляется особенно ценным показать роль именно духовных факторов в обеспечении эффективности права, его действенности. Многогранность проблемы эффективности норм права вытекает прежде всего из многообразия типов правопонимания, емкости самого понятия права. Недаром С. С. Алексеев указывал, что право есть явление непомерно сложное, с трудом поддающееся научному определению, пожалуй, даже загадочное, в чем-то непостижимое <2>. Несомненно, что право как духовный феномен и его эффективность не могут быть до конца поняты и реализованы в законодательстве конкретного государства в конкретную историческую эпоху. ——————————— <2> Алексеев С. С. Философия права. М., 1997. С. 34.

Категория эффективности норм права должна быть сопоставлена не только с политическими и экономическими категориями (эффективность власти, полезность, соответствие политике государства), но и с категориями внутреннего мира личности (самореализация, цели, установки, внутриличностные ценности и т. д.). Исследование эффективности права должно учитывать тот факт, что право как явление духовной жизни, как совокупность идей и принципов и позитивное право могут весьма серьезно отличаться. Исследование эффективности норм права должно исходить из того, что правовые нормы не совпадают с указаниями государства. Будучи правовыми по форме, эти указания не будут правовыми по духу, по содержанию. Эффективность же норм права есть по сути эффективность тех правовых идей и требований, которые закреплены в источниках, издаваемых государством. Таким образом, право в контексте исследования его действенности необходимо рассматривать как явление идеальное, духовное по природе, но «овеществляемое» в законодательстве и его нормах. Другая методологическая оговорка исследования эффективности норм права заключается в следующем. Некоторые авторы резонно замечали, что в психологическом аспекте функционирование права не может рассматриваться как одностороннее регулятивное воздействие правовых норм на сознание, волю и поведение людей. Нормы права не обладают самостоятельной внешней энергией, которая позволила бы им регулировать или управлять извне состояниями сознания и воли личности, приводить их в соответствие с правовыми предписаниями. Очевидным фактом поэтому, в том числе и для автора, является «принципиальная невозможность правового регулирования помимо личности, а также необходимость ее активного и позитивного участия в процессе правового регулирования для обеспечения его эффективности. Личность включается в процесс правового регулирования независимо от характера регулируемых общественных отношений (экономических, социально-политических, брачно-семейных и др.). Только в поведении человека, во взаимоотношениях и взаимодействии с другими людьми объективируются, становятся реальностью запреты, предписания и возможности, содержащиеся в нормах права» <3>. Таким образом, эффективность правового регулирования общественных отношений должна исследоваться через призму творца и участника этих отношений. Личность — «не только реализатор, но вместе с тем и цель правового регулирования». Человек, практически использующий или применяющий право, не может рассматриваться только как объект правового воздействия. Сообразуясь со своими потребностями (индивидуальными, общественными, профессиональными), он выступает в системе правового регулирования как активный субъект, который реализует предоставленные и обеспеченные действующим законодательством возможности и одновременно осуществляет свои цели и интересы <4>. ——————————— <3> Новик Ю. И. Психологические проблемы правового регулирования. М., 1989. С. 14. <4> Новик Ю. И. Психологические проблемы правового регулирования. М., 1989. С. 14, 15.

Итак, для правового регулирования на современном этапе его развития особую значимость приобретает активная роль личности с ее способностью к самоорганизации и саморегуляции, поскольку их значение в системе социального регулирования общественного поведения находится в прямой зависимости от широты социальной свободы, от характера и особенностей регулятивного механизма общества <5>. Поэтому представляется, что эффективность правового регулирования зависит не только и не столько от деятельности государства, сколько от успеха личной самореализации и саморегуляции, их интеграции в общее развитие правовой системы. ——————————— <5> Пеньков Е. М. Социальные нормы — регуляторы поведения личности. М., 1972. С. 105.

Исследование эффективности права не должно сводиться к изучению эффективности и формального качества законодательства, установлений государства. Право и его эффективность должны оцениваться с позиций духовного творчества и духовной самореализации. В то же время, как отмечается в литературе, союз психологии и права менее всего исследован в современной отечественной юридической науке <6>. ——————————— <6> Керимов Д. А. Методология права (предмет, функции, проблемы философии права). М., 2001. С. 399.

Исследование эффективности права предполагает изучение права как антропологического инструмента, духовного и психологического феномена, связанного с основополагающими качествами и устремлениями людей. Недаром отклоняющееся поведение, снижающее эффективность правовых предписаний, некоторые авторы рассматривают как поведение, которое «идет вразрез с институционализированными ожиданиями, то есть с ожиданиями, разделяемыми и признаваемыми законными внутри социальной системы» <7>. ——————————— <7> Коэн А. Исследование проблем социальной дезорганизации и отклоняющегося поведения. В кн.: Социология сегодня. Проблемы и перспективы. М., 1965. С. 520.

Также представляется, что исследование эффективности права и его предписаний неотделимо от познания природы человека и ее основополагающих черт. С этих позиций эффективность права будет означать его динамику в соответствии с человеческой природой, назначением человека. Предписания государства могут в этом плане как соответствовать природе человека, так и не соответствовать. В последнем случае никакие материальные и формальные моменты не сделают нормы эффективными. Эффективность права как социального регулятора нуждается в дальнейшем научном исследовании, свободном от понимания человека как «совокупности общественных отношений», а права — как «концентрированного выражения политики». Новые реалии требуют переосмысления самого понятия эффективности норм права, роли государства и личности в обеспечении этой эффективности. Итак, исследование проблем эффективности норм права нуждается в новых методологических подходах, должно учитывать многоаспектность самого права и важнейшую роль психических феноменов в обеспечении действенности правовых предписаний.

——————————————————————

Интервью: Кризис в образовательной сфере, вызванный ситуацией конца 80-х — начала 90-х годов, преодолен (интервью с Президентом Межрегиональной ассоциации юридических вузов, ректором Уральской государственной юридической академии Переваловым Виктором Дмитриевичем) («Юридический мир», 2007, N 4)

КРИЗИС В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ, ВЫЗВАННЫЙ СИТУАЦИЕЙ КОНЦА 80-Х — НАЧАЛА 90-Х ГОДОВ, ПРЕОДОЛЕН

ИНТЕРВЬЮ С ПРЕЗИДЕНТОМ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ АССОЦИАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ВУЗОВ, РЕКТОРОМ УРАЛЬСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ АКАДЕМИИ ПЕРЕВАЛОВЫМ ВИКТОРОМ ДМИТРИЕВИЧЕМ

А. А. ОВОДОВ

— Виктор Дмитриевич, Вы окончили Свердловский юридический институт, ныне это Уральская государственная юридическая академия. Расскажите, как Вы поступали в вуз, что повлияло на Ваш выбор. Какие были тогда студенты, преподаватели? — Я поступил в институт в 1964 году, уже отслужив три года в Советской Армии и проработав год до службы и год после демобилизации на заводе и в райкоме комсомола. Неоднократно в жизни сталкивался с несправедливостью, что, наверное, и послужило толчком к приобретению профессии юриста. После сдачи вступительных экзаменов был зачислен на первый курс по дневной (очной) форме обучения. Прием в то время был небольшой — всего 150 человек. Разумеется, все зачислялись для обучения на бюджетной основе. Наш курс характеризовался так: по возрасту — это молодые люди от 22 до 35 лет; по социальному составу — около 90 процентов рабочие и колхозники и 10 процентов служащие; по партийной принадлежности — около 40 процентов коммунисты и 60 процентов комсомольцы. Тогда все студенты были со стажем практической работы два года и более. Студенческую жизнь наш курс начал работой на Уралмашзаводе. Весь сентябрь мы копали траншеи, жили в заводском общежитии. По мере возможностей — времени и допуска — узнавали, что такое «отец заводов». Потом была учеба, общественная работа, спортивные соревнования, туристические походы, молодежные вечеринки и так далее. Из учебных предметов, которые мне больше всего нравились, я назову теорию государства и права, философию, гражданское право, историю государства и права, историю политических учений, международное право, бухгалтерский учет, иностранное и советское государственное право, иностранный язык. Я до сих пор с теплотой вспоминаю тех преподавателей, которые вели эти дисциплины. Сегодня их имена связывают с целыми научными направлениями, сложившимися научными школами. Это профессора С. С. Алексеев, В. М. Корельский, А. В. Игнатенко, Г. П. Орлов, О. А. Красавчиков, А. К. Мелехова, Г. В. Игнатенко, К. И. Комиссаров, Ю. Г. Судницын, Ю. К. Осипов, О. С. Альстер, С. П. Голубятников, В. Е. Чиркин и многие другие. Однокурсников помню практически всех, так как нас было немного. У 99 процентов из них жизнь удалась, они стали профессионалами своего дела, занимали и занимают ответственные государственные должности. Для примера назову В. С. Степанова — председательствующего состава Верховного Суда РФ, В. Б. Евдокимова — до недавнего времени заместителя Министра юстиции РФ, М. К. Юкова — первого заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ. Несколько человек с курса были оставлены в институте. Ныне в нашей Академии успешно трудятся профессора И. Я. Козаченко, А. В. Грибакин, Э. Н. Грибакина, доценты Ю. Е. Добрынин, В. М. Парадеев, В. А. Русакова, В. А. Третьякова. Одной из главных традиций после окончания института была и остается встреча выпускников: раньше — через каждые пять лет, а сейчас практически ежегодно.

— Вы являетесь ректором одного из старейших юридических вузов страны — Уральской государственной юридической академии. Какие значимые, на Ваш взгляд, изменения произошли в вузе за время вашего ректорства? — В настоящее время на фоне известной экономической и политической стабилизации наш вуз динамично развивается. Кризис в образовательной сфере, вызванный ситуацией конца 80-х — начала 90-х годов преодолен. Сохранены и получили новое развитие научные школы, образовательные технологии, педагогические и студенческие традиции. Усилен кадровый корпус Академии. В ней работает 65 докторов и 220 кандидатов наук. Постепенно настраивается воспитательный процесс, студенческое самоуправление. Накопленный и развивающийся потенциал позволяет нам спокойно смотреть в будущее. Значительно расширился спектр научных исследований по специальным юридическим, общетеоретическим, гуманитарным дисциплинам. Получило дальнейшее развитие очень важное направление, приносящее хорошие результаты, — это комплексные исследования на стыке различных наук. Открываются новые горизонты в сфере частного и публичного права, информационного права, правового обеспечения интеллектуальной собственности, в сфере методологии юридической науки. Такие мощные глобальные направления позволяют коллективу ученых Академии быть на передовых позициях развития юридической науки в России. Не случайно, традиционными стали всероссийские, международные конференции, симпозиумы, которые проводятся на базе нашего вуза, например апрельские «Дни науки» в Уральской государственной юридической академии. Отрадно констатировать — мы избежали разрыва между поколениями ученых и сохранили преемственность, когда молодые подхватывают эстафету старших. И самое главное — сохранили и развили дальше на основе отечественных и зарубежных исследований наши научные школы: теории государства и права, конституционного права, гражданского процесса, уголовного права и другие. Это целые плеяды ученых, которые из поколения в поколение вносили и вносят сегодня свой вклад в развитие юридической науки и образования. Исследования солидных, признанных ученых конечно же подпитывает студенческая наука, активно действует студенческое научное общество. Многие наши институты проявляют хорошую самостоятельность в этом плане: вот уже несколько лет Институт права и предпринимательства, Институт юстиции, Институт прокуратуры проводят свои студенческие конференции, на которых бывает представлено до 40 вузов страны. Безусловно, следует отметить, что в течение большого периода времени Уральская государственная юридическая академия по различным рейтингам занимает 2 — 3-е места среди юридических вузов России, а в 2005 году по количеству выпускников, занимающих руководящие должности, — 1-е место. За это время в Академии создано пять новых структурных подразделений, открыто семь представительств и два филиала. За счет реконструкции и долгосрочной аренды увеличились более чем на 5000 квадратных метров учебные и офисные площади. Увеличился компьютерный парк с 36 до 350 компьютеров. Сделан значительный рывок в строительстве студенческого общежития, сегодня готовность около 90%. Создан ежегодник по гражданскому и арбитражному процессу, успешно издаются два новых журнала «Бизнес, менеджмент и право» и «Российское право». А «Российский юридический журнал» получил аккредитацию ВАК. Средняя заработная плата преподавателей и сотрудников увеличилась в четыре раза. Как видите, несмотря на большие сложности с бюджетным финансированием, сегодня многое сделано для укрепления материально-технической базы в Уральской государственной юридической академии. Академия активно работает с различными предприятиями. У нас заключены договоры о сотрудничестве с Магнитогорским и Нижнетагильским металлургическими комбинатами, с Уралвагонзаводом, с Уралмашем, УГМК. Есть договоры о сотрудничестве с рядом государственных органов власти, в частности с администрациями Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов. По их заявкам мы ведем подготовку законопроектов, экспертизу нормативно-правовых актов. Активно работаем с муниципалитетами таких городов, как Екатеринбург, Курган, Пермь, Челябинск, Омск. На днях выиграли конкурс и начинаем сотрудничать с Правительством Москвы. Преподаватели Академии активно участвуют в грантовых программах, выезжают за рубеж для расширения возможностей научных исследований. В свое время очень важным для нас явилось участие в проекте «Темпус», по программе Европейского союза мы совместно с научно-исследовательскими институтами Уральское отделение Российской академии наук Российской Федерации участвовали в международном проекте по природопользованию, рекультивации земель. В Академии успешно функционирует Информационный центр Совета Европы, филиал кафедры ЮНЕСКО. Есть еще целая масса индивидуальных проектов, грантов, которые выигрывают наши студенты, аспиранты и преподаватели. Многие наши ученые известны не только в России, но и в мире. Регулярно участвуют в различных международных конференциях, читают лекции в зарубежных университетах США, Великобритании, Венгрии, Франции, Германии. Среди них можно назвать профессоров В. С. Белых, Б. М. Гонгало, В. В. Яркова, М. С. Саликова, И. В. Решетникову, А. П. Семитко, А. С. Смыкалина, В. П. Мотревича, доцентов С. И. Архипова, И. В. Матанцева и других. По линии науки и образования у нас заключены договоры со многими ведущими зарубежными университетами. В частности, с Регенсбургским, Ганноверским, Кильским университетами (ФРГ), университетами Париж-10, Париж-12, Нантским университетом (Франция), Лапландским (Финляндия) и вузами стран СНГ. Это сотрудничество приносит реальные результаты. Например, в нашем диссертационном совете защищаются диссертации одновременно на двух языках: русском и французском. После защиты соискателю присваиваются ученые степени кандидата юридических наук России и доктора права Франции. Следует отметить, что Академия активно сотрудничает с российскими вузами юридического профиля. Юридический факультет Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, Московская государственная юридическая академия, Саратовская государственная академия права, Уральская государственная юридическая академия и Национальная академия Украины, заключив договор о сотрудничестве, создали своеобразный элитный клуб. Этот договор уже реализуется, проведено несколько встреч, начался обмен литературой, организуются совместные научно-практические конференции. Широкий спектр сотрудничества у Академии с Институтом государства и права РАН Российской Федерации, Институтом сравнительного правоведения и законодательства при Правительстве Российской Федерации и другими исследовательскими и учебными учреждениями.

— Виктор Дмитриевич, Вы возглавляете Учебно-методический совет Уральского федерального округа. Расскажите, пожалуйста, о функциях этого совета. — В последние три года сделан решительный шаг на федеральном уровне к тому, чтобы высшее юридическое образование конституировалось в качестве самостоятельной отрасли знаний, в которой следует навести порядок силами самой юридической общественности. Создано учебно-методическое объединение по специальности и направлению «Юриспруденция», которое возглавляют в Москве два сопредседателя — ректор МГУ В. А. Садовничий и ректор Московской государственной юридической академии О. Е. Кутафин. Созданы учебно-методические советы по юридическому образованию во всех федеральных округах на базе ведущих вузов. Учебно-методические советы призваны координировать учебно-методическую и научную работу по юриспруденции. Все проблемы, которые связаны с аттестацией, лицензированием, аккредитацией юридических вузов, сейчас будут идти через учебно-методический совет. Все попытки издать учебники, получить грифы УМО или Министерства образования и науки также идут через учебно-методический совет и дальше на учебно-методическое объединение. Работа учебно-методического совета по юриспруденции Уральского федерального округа очень важна с точки зрения дальнейшего развития юридического образования, повышения качества подготовки выпускников независимо от того, где оно реализуется — в государственных или негосударственных учебных заведениях.

— Кстати, система обучения в высшей школе на коммерческой основе приносит положительные или отрицательные результаты? Как Вы относитесь к деятельности негосударственных вузов? — Сумма результатов, получаемых в системе юридического образования от платного образования, не может быть признана однозначно ни положительной, ни отрицательной. На мой взгляд, следует поставить вопрос о соотношении целей, которых стремится достичь вуз путем введения договорной основы, с получаемыми результатами. Безусловно, что основной целью такой формы образования является восполнение недополученных бюджетных объемов финансирования. Это нормально, потому что в условиях рынка вуз должен уметь сам зарабатывать деньги. Но очевидно и то, что решить проблему недофинансирования за счет введения платного образования для всех студентов либо за счет варьирования уровня платы за обучение невозможно. Система образования на коммерческой основе рано или поздно сталкивается с проблемой социального характера: всегда ставится вопрос о тех абитуриентах, которые обнаруживают огромный потенциал интеллекта и эрудиции, но при этом не могут позволить себе платное обучение в вузе, и о тех студентах, финансовое положение семей которых не позволяет им продолжить уже начатое обучение. Современная экономическая ситуация не дает возможности каждому человеку получать платное образование. Статистические данные подтверждают высокий уровень повторяемости таких случаев. Следует сделать вывод о том, что это может привести к социальному дисбалансу, что не соответствует интересам государства и общества. Что касается негосударственных вузов, то я не сторонник оценки качества деятельности вузов путем их разделения на государственные и негосударственные, поскольку так или иначе все вузы реализуют общую задачу воспитания профессионалов нового уровня. Другое дело — качество образовательных программ, которые преподаются в вузах, — неважно, в государственных или негосударственных. Ситуация, при которой стремление заработать деньги на популярности юридической профессии порождает пренебрежение школами, традициями, фундаментальными научными знаниями, чрезвычайно опасна для общества — она ведет к снижению общего профессионального уровня и как следствие — дискредитации профессии юриста и девальвации юридических знаний. На сегодняшний момент в России по инициативе Министерства образования и науки создаются группы высококвалифицированных экспертов, оценивающих качество деятельности тех или иных образовательных структур, целью которых является создание условий в системе высшего образования для повышения качества образования. Поэтому очень важными в этом отношении являются системы проверок качества образования со стороны независимых общественных организаций. Решающую роль в этом деле могут сыграть Ассоциация юристов России, ее региональные подразделения, Межрегиональная ассоциация юридических вузов России.

— Учебник «Теория государства и права» под Вашей редакцией и редакцией В. М. Корельского занял второе место на Всероссийском конкурсе учебников по юридическим дисциплинам. В прошлом году вышел Ваш персональный учебник. Между тем рынок юридической литературы наполнен большим количеством некачественных изданий. Какие меры для предотвращения данного явления Вы видите? — Учебник адаптирован для преподавания современной учебной дисциплины «Теория государства и права» и включает в себя как фундаментальные положения о государственно-правовых явлениях, их закономерностях и генезисе развития, так и результаты новейших теоретико-правовых исследований, изложенных в доступной и понятной для студентов форме. Безусловно, материал учебника будет совершенствоваться, и он будет переиздаваться. Научно-интеллектуальный потенциал для этого есть. На кафедре теории государства и права Уральской академии работают десять докторов (С. С. Алексеев, В. М. Корельский, В. И. Леушин, В. Д. Перевалов, О. А. Пучков, А. П. Семитко, Н. Н. Тарасов, А. Ф. Черданцев, А. С. Шабуров, С. И. Архипов) и пять кандидатов юридических наук (Е. А. Белканов, Е. А. Березина, Д. В. Грибанов, Р. К. Русинов, В. И. Шерпаев). Засилье рынка юридической литературы пособиями и учебными материалами низкого уровня объясняется исключительно стремлением получить экономические выгоды. На мой взгляд, деятельность, подобная деятельности учебно-методического совета Уральского федерального округа, по осуществлению контроля за выпускаемой литературой позволяет решить проблему низкопробной литературы в полной мере.

— При Уральской государственной юридической академии действуют Центр интеллектуальной собственности и Исследовательский центр по правовым проблемам информационной безопасности. Расскажите об основных задачах, которые поставлены перед этими Центрами. — Проблемам интеллектуальной собственности и информационной безопасности придается сегодня первостепенное значение. Это обусловлено социальными изменениями в обществе, связанными в первую очередь с глобализацией мирового сообщества. Этот интерес проявляется также на уровне законотворческой деятельности — принята часть четвертая ГК РФ, посвященная проблемам в сфере исключительных прав, внесены изменения в законодательство, регулирующее отношения в сфере информационно-коммуникационных технологий и информационного обмена. Центры выполняют как научно-исследовательскую, так и информационно-обеспечительную функцию, участвуют в грантовых проектах и в образовательном процессе. В 2000 — 2001 годах в результате работы Исследовательского центра правовых проблем информационной безопасности был подготовлен проект Основных направлений государственной политики в области информационной безопасности в субъектах Российской Федерации, одобренный Межведомственной комиссией Совета Безопасности РФ по информационной безопасности. В 2001 году была организована и проведена первая Всероссийская научно-практическая конференция по правовым проблемам информационной безопасности с участием руководства Совета Безопасности РФ и соответствующих федеральных министерств и ведомств, а также научной общественности МГУ имени М. В. Ломоносова, МГТУ имени Н. Э. Баумана, МИФИ, Академии ФСБ и других. В 2002 — 2003 годах специалистами Центра был разработан и проведен учебный специализированный курс обучения студентов по дополнительной квалификации «Организационно-правовое обеспечение информационной безопасности». Базовый учебный курс включает в себя дисциплины в объеме знаний, достаточном для практической работы в области использования современной вычислительной техники и информационных технологий в управлении, современных методов противодействия правонарушениям в информационной сфере. В 2002 — 2003 годах творческой группой Центра проведены грантовые исследования в рамках программы Российского фонда правовых реформ по созданию электронных библиотек и внедрению мультимедийных информационных технологий в науке и образовании. В результате Уральская государственная юридическая академия получила четыре гранта на приобретение современного компьютерного оборудования для организации учебного процесса и внедрения технологии электронной библиотеки, создания учебных и научных электронных изданий, а также проведения видеоконференций. В 2006 году был выигран конкурс на разработку электронных учебных пособий для нужд Югорского государственного университета и Администрации Ханты-Мансийского автономного округа. В настоящее время продолжаются исследования по внедрению исследовательских проектов в научную и образовательную деятельность Уральской государственной юридической академии. Возглавляет Исследовательский центр правовых проблем информационной безопасности доктор юридических наук П. У. Кузнецов, заведующий кафедрой информационного права. Центр интеллектуальной собственности Уральской государственной юридической академии за период своего существования — с лета 2004 года — провел две научно-практические конференции и организовал четыре круглых стола по проблемам интеллектуальной собственности, в том числе проблемам юридической практики, коммерциализации, правового регулирования инновационного развития. По итогам наиболее крупной конференции в 2005 году издан сборник докладов. Центр сотрудничает с правоприменительными органами и общественными организациями, участвует в анализе и обобщении судебной практики в сфере интеллектуальной собственности, проводит консультации с Таможенным комитетом, Российским авторским обществом, Евразийской ассоциацией менеджеров по трансферу технологий. На новый уровень информационного обмена выходят отношения с Федеральным институтом промышленной собственности Роспатента — сегодня заключается договор о сотрудничестве Уральской государственной юридической академии и Федерального института промышленной собственности. Также Центр дает правовые заключения по запросам граждан и организаций. Большое значение в работе Центра уделено межвузовскому сотрудничеству. Многие проекты Центр интеллектуальной собственности Уральской государственной юридической академии осуществляет совместно с Центром интеллектуальной собственности Уральский государственный технический университет — УПИ, так на практике осуществляется взаимодействие юридической науки, с одной стороны, и экономической и технической — с другой. На данном этапе рассматривается также вопрос о начале совместного образовательного проекта, направленного на повышение квалификации специалистов различных отраслей в сфере защиты и коммерциализации интеллектуальной собственности. Возглавляет Центр интеллектуальной собственности Уральской государственной юридической академии кандидат юридических наук Д. В. Грибанов. В 2005 году создан Евразийский научно-исследовательский центр сравнительного и международного финансового права. Основные задачи центра: — координация деятельности ученых, заинтересованных в проведении сравнительного анализа и иных исследований в области налогового и иного финансового законодательства государств — членов Евразийского экономического сообщества; — разработка предложений по развитию интеграционного финансового, налогового и валютного права Евразийского экономического сообщества, а также гармонизации (сближению или унификации) национальных законодательств в области налогообложения и финансов; — разработка предложений по имплементации международных норм (стандартов) в положения национального законодательства и договорно-правовой базы Евразийского экономического сообщества в сфере налоговых и финансовых отношений; — подготовка предложений по совершенствованию стандартов преподавания предметов финансово-правового цикла в высших учебных заведениях государств — членов Евразийского экономическ ого сообщества; — по совершенствованию правовой базы партнерства Российской Федерации и Европейского союза в сфере налоговых и финансовых отношений; — информирование хозяйствующих субъектов о законодательстве Евразийского экономического сообщества. Руководит Центром доктор юридических наук, заведующий кафедрой финансового права Уральской государственной юридической академии Д. В. Винницкий.

— Какие инновационные изменения в структуре Академии происходят сейчас? С какими социальными явлениями они связаны? — В первую очередь следует сказать о том, что в прошлом году Ученым советом Уральской академии было принято решение об открытии новых структурных подразделений: кафедры судебной деятельности и факультета подготовки и повышения квалификации судейских кадров и кафедры финансового права. Такие структурные изменения вызваны в первую очередь тем, что в настоящее время острую необходимость в подготовке квалифицированных кадров испытывает областной суд. Именно он стал одним из инициаторов создания новых подразделений в Академии. С предложением организовать профессиональное обучение кандидатов на должность судьи к Президенту России Владимиру Владимировичу Путину во время весенней телеконференции обращался председатель Свердловского областного суда И. К. Овчарук. Президент одобрил эту инициативу. Присутствовавший на заседании Ученого совета председатель правительства Свердловской области А. П. Воробьев подчеркнул, что областное правительство смотрит на инициативу Академии и областного суда очень позитивно. Сегодня мировые судьи испытывают колоссальную нагрузку — 50 — 60 дел в месяц. И если не обеспечить квалифицированную и компетентную подготовку кадров, в этой системе возникнут очень серьезные трудности. Подобный факультет позволит готовить кадры не только для Свердловской области, но и для всего Уральского федерального округа, а может быть, и для других регионов. На факультете подготовки и повышения квалификации судейских кадров планируется проводить: повышение квалификации судейских кадров мировых судей путем проведения лекционных и семинарских занятий по проблемным вопросам правоприменения, психологии, этики, культуры составления судебных документов и т. д.; обучение кандидатов в судьи с последующей сдачей экзамена на должность судьи; подготовку работников для аппарата суда; обучение федеральных судей; спецкурсы для студентов всех факультетов и институтов, интересующихся судебной деятельностью и правосудием. А о значении научных исследований и совершенствования преподавания финансового, налогового права, думаю, нет необходимости говорить.

— Как Вы относитесь к реформам Министерства образования РФ в области высшего образования. Каково Ваше отношение к упразднению академической независимости вузов, в частности, к замене выборов ректоров их назначением? — На мой взгляд, произошла не замена выборов, они остаются, а усложнение процедуры утверждения ректоров. Это решение нельзя оценивать однозначно. Поскольку, с одной стороны, это в значительной степени снижает уровень самостоятельности системы высшего образования в целом. С другой стороны, нельзя не согласиться с тем, что утверждение кандидатов в ректоры — это необходимая процедура, которая способствует ограничению проникновения в систему высшего образования сторонних сил, представляющих интересы тех или иных финансовых групп, которые зачастую стали вмешиваться в выборы ректоров. Особенно важно это сейчас, с выходом Федерального закона «Об автономных учреждениях», потому что вузу дают право выбора — находиться в сфере государственного финансирования или работать автономно. Все, что сейчас предпринимается в Академии, идет в русле подготовки к реформе. Реформа может преподнести и преподносит много сюрпризов. По крайней мере, мы сейчас видим, что нас ждет, что можем противопоставить и как нейтрализовать негативные явления, вызванные этой реформой. Постоянно на уровне союза ректоров при взаимодействии с Министерством образования и науки РФ вырабатываются предложения, которые, к сожалению, далеко не все реализуются в поправках к действующим законам и проектам. В настоящее время в Академии создается рабочая группа по правовым проблемам реформы, начались регулярные слушания по этим вопросам. Самое позитивное, что может принести реформа в целом, — это создание условий для того, чтобы студент сам начал добывать знания. Чтобы он был не просто пассивным слушателем, а активным участником образовательного процесса, чтобы он заинтересовался обучением настолько, что начал сам «вытягивать» из преподавателя необходимые ему знания, не говоря о литературе. Это, на мой взгляд, самое главное в реформе. В этом плане полезным следует считать эксперимент в некоторых структурных подразделениях по введению элементов рейтинговой системы, применение комплекса различных методов обучения, начиная от метода Сократа до мозговых атак, имитация судебных процессов, совершенствование работы юридических клиник, научно-практических лабораторий, тренингов и т. д. Академия использует опыт зарубежных вузов. Особенно полезны были интенсивные контакты с ведущими вузами Германии, Франции и США. Больше всего меня, как ректора, тревожит тенденция «закручивания гаек» в финансовой сфере. Минфином, казначействами предпринимаются такие меры, которые сводят на нет все усилия вузов заработать собственные внебюджетные средства. Вуз практически лишается возможности оказывать материальную помощь преподавателям, оплачивать санитарно-курортные путевки, лечение и т. п.

— 25 сентября 2002 года Вы были назначены членом Высшей квалификационной коллегии судей. Удовлетворены ли Вы функционированием судебной системы в России? — На сегодняшний день нельзя не заметить позитивных изменений в работе судов. Уже зарекомендовал себя как эффективный институт мировых судей. Увеличено количество помощников судей. Дела стали рассматриваться быстрее. Повышается значение апелляций и кассаций как инструментов борьбы с судейскими ошибками. Более четко реализуются принципы объективности и беспристрастности судов, единообразия судебной практики. Конечно, проблемы остаются, но они решаемы. Сейчас стало признаваться хорошим тоном громко обсуждать проблемы эффективности правосудия, часто задевается вопрос коррумпированности судебной системы. И в этом отношении нельзя не согласиться с мнением В. Ф. Яковлева, который считает, что решение данной проблемы может быть найдено только при внутренней готовности судейского сообщества к борьбе. И оно, безусловно, готово. Проблемы статуса судей, и в частности судейской этики, в настоящее время имеют особую актуальность. Эти проблемы актуальны не только для России. Международное сообщество уделяет им не меньшее внимание. Об этом можно судить хотя бы по основным международным правовым актам последних лет. Общие требования, предъявляемые к судейской этике и регулируемые упомянутыми международными документами, должны дополняться и дополняются особенными детальными требованиями, которые обусловлены национальными факторами и оценками. С принятием Кодекса судейской этики не заканчивается работа по формированию свода правил этического поведения судей. Ни один кодекс, сколь бы совершенен он ни был, не способен на абсолютную полноту. Кодекс судейской этики требует постоянного развития. Очевидно, полезно и даже необходимо начать издавать Комментарии к Кодексу судейской этики. Они могли бы включать решения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и квалификационных коллегий судей субъектов РФ, которые принимаются по фактам дисциплинарных проступков судей и нарушений ими судейской этики, а также мнения ведущих ученых-юристов и авторитетных, опытных судей.

— Вы являетесь почетным работником прокуратуры и почетным сотрудником МВД. Что необходимо, на Ваш взгляд, усовершенствовать в системе применения мер пресечения и деятельности МВД в России? — Российское общество, пережившее тяжелое время экономического упадка и находящееся сегодня на новом витке социального развития, укрепления финансовой и производственной сферы, как никогда нуждается в становлении прочного общественного порядка, основанного на принципах законности и уважении прав и свобод человека и гражданина. Анализ состояния преступности, ее тенденций и прогностических оценок свидетельствует, что она сегодня представляет собой качественно новый феномен, как по своим масштабам, так и по степени негативного влияния на всю жизнедеятельность общества, на обеспечение надежной защиты прав и законных интересов граждан. Поэтому все более актуализируется задача усиления противодействия всего общества этому негативному явлению, использования в целях решительного перелома криминальной ситуации сложного комплекса экономических, социально-политических, воспитательных, правоохранительных мер. Представления о причинах преступности в нашей стране претерпели в последние десятилетия значительные изменения. Длительное время в условиях советской системы вообще отрицалось существование присущих социалистическому обществу социальных причин преступности. Она объяснялась лишь пережитками прошлого и негативным влиянием капиталистического окружения. Общество, государство вынуждены мириться с существованием преступности как неизбежным злом. Но, осуществляя предупреждение преступлений, они в состоянии: — контролировать и сдерживать преступность; — преодолевать ее наиболее разрушительные тенденции; — нейтрализовать ее причины и условия; — защищать граждан и интересы общества от преступных посягательств. Наряду с предупреждением преступлений в криминологической литературе часто употребляются понятия профилактики преступлений, их предотвращения, пресечения. Следует заметить, что предупреждение преступлений — задача не только правоохранительных органов. Ее решение лежит в плоскости коренных преобразований общества (прежде всего в сфере экономики, социальной жизни, идеологии, воспитания человека), а потому и профилактика преступности имеет целью не только предупреждение преступлений как таковых, но и в целом способствует развитию общества. Нужно соотносить профилактику преступности с системой общественного управления. Профилактика преступности, с одной стороны, выступает как элемент этого общественного управления, а с другой — она должна присутствовать в деятельности всех без исключения властных структур и должностных лиц с соответствующим уровнем координации и взаимодействия. Необходимо установить четкий баланс между правами и свободами человека и гражданина (неприкосновенность, тайна личной жизни и т. д.) и полномочиями органов государственной власти по контролю и предотвращению совершения преступлений. Правозащитные организации должны содействовать деятельности по предупреждению правонарушений. Требуется постоянно развивать техническую базу правоохранительных органов и формировать компетентный кадровый состав с целью профилактики преступлений в сфере высоких технологий. Следует привлекать ученых, исследующих проблемы уголовного права, криминологии, криминалистики, других смежных отраслей юриспруденции для более детального и объективного изучения задач, средств профилактики преступности, их формулирования в нормативно-правовых актах. Данный комплекс требований необходимо закрепить при составлении программ профилактики преступности. Должна быть единая федеральная программа профилактики преступности, а кроме того, каждый субъект Федерации должен иметь региональную программу с учетом природно-климатических, социально-экономических, религиозных и этнических особенностей региона.

— Как Вы относитесь к деятельности суда присяжных? — Возрождение в России суда с участием коллегии присяжных заседателей — одно из направлений судебной реформы, призванной обеспечить гарантированное Конституцией РФ право граждан на рассмотрение дел по этой прогрессивной форме судопроизводства. Несмотря на скептические высказывания в адрес суда присяжных в юридической печати, центр внимания постепенно переносится на конструктивное обсуждение проблем совершенствования этой формы отправления правосудия. Следует отметить, что по прошествии десяти лет после принятия Постановления Пленумом Верховного Суда РФ формирующаяся в суде присяжных практика породила множество таких вопросов, которые так и не получили однозначного разрешения на современном этапе развития суда присяжных. Анализ литературы и опыт практической деятельности суда присяжных в России позволяют прийти к выводу, что значимый блок причин недостатков в практической деятельности современного российского суда присяжных лежит не в области народного правосознания, а в несовершенстве его организационной и процессуальной формы, в недостаточном социально-психологическом обеспечении. На сегодняшний день у специалистов, в основном из правоохранительных органов, к народному правосудию накопилось много претензий. Довольно часто звучат суждения о том, что решения присяжные выносят на эмоциях, часто оправдывают преступников, да и в коллегию присяжных чаще попадают лишь пенсионеры и домохозяйки. Между тем, несмотря на то что суд присяжных часто критикуется юристами-профессионалами за его дилетантизм, выносятся отдельные несправедливые оправдательные вердикты по нашумевшим процессам в Англии и других странах, от него нигде не собираются отказываться, потому что на протяжении многих веков суд присяжных являлся важной гарантией прав и свобод народа, защиты их от различных видов произвола, следственно, прокурорских и судебных ошибок по делам о серьезных преступлениях. Таким образом, качество правосудия в суде присяжных зависит прежде всего от уровня профессиональной подготовки и мастерства следователей, прокуроров, адвокатов и судей при выполнении ими своих функциональных обязанностей. При этой форме судопроизводства роль профессиональных юристов не только не умаляется, но даже возрастает на всех этапах уголовного процесса.

— Вы являетесь членом Президиума Ассоциации юристов. Какие направления развития, на Ваш взгляд, являются приоритетными для Ассоциации? — Ассоциация юристов России была создана на базе двух крупнейших юридических организаций страны — это Союз юристов России и Российский союз юристов. В сумме эти две организации объединяют лучшие кадры юридической элиты страны. Консолидация юридических ресурсов и возможностей, а самое главное — их разумное и эффективное использование, позволит многократно повысить результативность всех проектов в данной сфере. Наиболее важными направлениями развития для Ассоциации юристов, на мой взгляд, являются развитие международно-правового сотрудничества и юридической поддержки соотечественников за рубежом; профилактика преступности и содействие правоохранительным органам; содействие развитию правовой помощи малому и среднему бизнесу. Именно поэтому на обсуждение Ассоциации выносятся и будут выноситься проекты по самому широкому ряду вопросов: это и совершенствование правового обеспечения различных направлений государственной политики, и повышение профессиональной квалификации судей, и развитие правового образования молодежи, и многое другое. Несомненно то, что именно Ассоциация юристов России как саморегулирующаяся организация юридического сообщества становится создателем и блюстителем этических и моральных норм в юридической профессиональной среде. Что касается других направлений деятельности Ассоциации юристов России, то здесь выделяют как минимум две крупные задачи. Во-первых, это создание механизмов самостоятельного регулирования деятельности юридического сообщества через установление разного рода внутренних правил, профессиональных стандартов, процедур разрешения спорных вопросов. Во-вторых, это обеспечение поддержки членам нашего сообщества при решении разного рода актуальных вопросов. В этой же сфере лежит работа по созданию современной системы информационного обмена, совершенствование издательской деятельности, создание условий для общения коллег и обмена опытом.

— Президиумом Ассоциации юристов России принято решение об учреждении Европейско-азиатского правового конгресса. Расскажите, пожалуйста, как появилась идея создания такого конгресса. Какие результаты Вы планируете получить после его проведения? — Идея правового конгресса возникла в связи с поиском возможностей дальнейшего развития в области научных исследований, отвечающих требованиям сопряжения с практикой и эффективного воплощения результатов в практику. Конгресс — это форма взаимодействия российских и зарубежных юристов, политических деятелей и представителей бизнеса по вопросам развития и сотрудничества в Евроазиатском регионе. Конгресс задумывался как постоянно работающий форум. В отличие от традиционных конференций и семинаров он должен создать свои органы: комитеты, комиссии, рабочие группы, постоянно действующие в течение всего периода между заседаниями конгресса и непосредственно на заседаниях конгресса, а также предъявляющие результаты своей работы, которые участники могут обсуждать. Конгресс должен сосредоточиться на решении задач и проблем, связанных с конкретными ситуациями в современном обществе. То есть конгресс не будет концентрировать свою работу вокруг какой-то отрасли права или какого-то юридического направления. Прежде всего это правовые проблемы безопасности и сотрудничества в условиях современной глобализации. Создан и функционирует Оргкомитет конгресса, председателем которого является С. В. Степашин, нынешний председатель Ассоциации юристов России. Конгресс планируется провести 17 — 18 мая сего года в Екатеринбурге на базе Уральской государственной юридической академии, Почему в Екатеринбурге? Этому есть объяснения. Уральский регион всегда воспринимался как «опорный край державы» — земля, объединяющая Восток и Запад, создающая большие производственные и природно-ресурсные возможности для всей нашей страны. И мы постоянно старались соответствовать этой высокой миссии, сначала обучаясь сами, а потом осуществляя подготовку высококвалифицированных кадров для всех видов юридической деятельности, профессионалов, достойных своего Отечества.

— Благодарю. Интервью брал А. А.Оводов

——————————————————————