Штрафная ответственность в частном праве

(Чертов А.)

(«Законность», 2007, N 6)

ШТРАФНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В ЧАСТНОМ ПРАВЕ

А. ЧЕРТОВ

Чертов А., главный специалист правового департамента Министерства природных ресурсов РФ.

Концепции штрафной ответственности в частном праве сегодня в правовой доктрине нет. На первый взгляд, предлагается объединить несоотносимые понятия: штрафная (карательная) ответственность и частное право.

Деление ответственности на штрафную и правовосстановительную не новое в науке. В то же время оно полностью совпадает с делением права на публичное и частное. Другими словами, возможность применения штрафной ответственности ограничена рамками публичного права. Что же касается правовосстановительной ответственности, то она применяется в пределах частноправовых отношений. Автор предлагает модель, согласно которой штрафная ответственность частично отражена в частном праве и полностью — в публичном. Выделение такой юридической ответственности в частноправовых отношениях обусловлено следующими обстоятельствами. С одной стороны, анализ юридической ответственности в публичном и частном праве позволяет сделать вывод о специфике применения мер ответственности в частном праве. С другой стороны, в рамках юридической ответственности в частном праве не все вопросы однозначно решены (имеется в виду различие целей и задач в вопросе применения тех или иных мер юридической ответственности в частном праве). Детальный анализ мер юридической ответственности в законодательстве, регулирующем частноправовые отношения, позволил констатировать, что есть две основные задачи: карательная (штрафная) и восстановительная (компенсационная). Объединять меры юридической ответственности в частном праве в одну группу необоснованно. Таким образом, один из вариантов решения проблемы — модель, в которой в частном праве наравне с правовосстановительной ответственностью применяются и меры штрафной юридической ответственности. Выбор соответствующей меры ответственности осуществляется исходя из конкретного правонарушения и цели государственного принуждения. Рассмотрим процедуру выкупа бесхозяйственно содержащихся культурных ценностей. В соответствии с ФЗ от 25 июня 2002 г. «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» орган государственной власти или местного самоуправления в случае, если собственник объекта культурного наследия, включенного в реестр, либо земельного участка или участка водного объекта, в пределах которых располагается объект археологического наследия, не выполняет требований к сохранению объекта культурного наследия или совершает действия, угрожающие сохранности этого объекта и влекущие утрату им своего значения, может обратиться в суд с иском об изъятии у собственника соответствующего бесхозяйственно содержимого объекта культурного наследия. В случае принятия судом соответствующего решения об изъятии объекта культурного наследия орган по управлению государственным или муниципальным имуществом выкупает объект либо участок или организует их продажу с публичных торгов с возмещением стоимости выкупленного объекта (ст. 54). Схожая норма есть в ГК РФ (ст. 240). Однако в рассматриваемой процедуре нет штрафного характера. Во-первых, указанные действия не могут расцениваться как наказание лица. Цель действий — не покарать, не осудить лицо, бесхозяйственно содержащее имущество, а сохранить имущество. Более того, ситуация может быть вызвана недостатком у лица необходимых средств для содержания соответствующего имущества. Ко всему прочему имущество не просто конфискуется у лица, а выкупается или реализуется с использованием процедуры публичных торгов и передачей всего полученного, за исключением расходов, потраченных на организацию торгов, бывшему собственнику. Возмездное изъятие имущества применяется для его сохранности и как ответственность рассматриваться не может. Более того, следовало бы назвать подобные меры не «конфискацией», а «реализацией». Таким образом, эту меру нельзя отнести в разряд санкций юридической ответственности.

Аналогично не следует относить к штрафным санкциям юридической ответственности и выкуп домашних животных при ненадлежащем обращении с ними (ст. 241 ГК).

Заслуживает внимания такая мера, как прекращение права собственности лица на имущество, которое не может ему принадлежать. Согласно ст. 238 ГК в случаях, когда по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать с учетом его характера и назначения, по решению суда, вынесенному по заявлению государственного органа или органа местного самоуправления, это имущество подлежит принудительной продаже с передачей бывшему собственнику вырученной суммы либо передаче в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества, определенной судом. Отметим, что имущество переходит к собственнику на законных основаниях. Единственный повод к принудительному изъятию имущества — формальное основание: неотчуждение имущества в течение определенного срока. При этом, исходя из нормы права, единственное, что необходимо доказать государственному органу для вынесения судебного решения, — то, что у лица нет соответствующего права на владение имуществом, и факт неотчуждения имущества в течение одного года. Вина не входит в перечень обстоятельств, подлежащих доказыванию. Другими словами, решение об изъятии имущества у собственника будет вынесено вне зависимости от того, умышленно или нет лицо пропустило годичный срок для реализации имущества. Как и в случае с выкупом бесхозяйственно содержимых культурных ценностей, в рассматриваемом случае осуждающей оценки государства нет. Задача — не наказать лицо за неотчуждение вещи в определенный срок, а не допустить неправовое владение ею.

Таким образом, нецелесообразно рассматривать реквизиционные санкции (за исключением случаев изъятия земельного участка, используемого с нарушением законодательства и продажи с публичных торгов жилого помещения, которые применяются только за виновные деяния) в качестве меры штрафной ответственности в частном праве. Само понятие «реквизиция» изначально предусматривает возмездное изъятие имущества у собственника. Также реквизиция часто применяется за противоправные деяния, которые могут быть совершены без вины. Реквизицию следует рассматривать скорее как меру защиты, нежели санкцию юридической ответственности (которая обладает осуждающей оценкой, чего нет у меры защиты). Иное дело — конфискация. Гражданский кодекс (ст. 243) прямо устанавливает, что в случаях, предусмотренных законом, имущество может быть в виде санкции за совершение преступления или иного правонарушения безвозмездно изъято у собственника по решению суда. Более того, в соответствии с ФЗ от 8 декабря 2003 г. «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» конфискация как вид уголовного наказания была исключена. Однако положения, касающиеся конфискации имущества, были введены ФЗ от 27 июля 2006 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма» и Федерального закона «О противодействии терроризму» посредством принятия новой главы 15.1 «Конфискация имущества». Причем конфискация была отнесена не к виду наказания, а к иным мерам уголовно-правового характера. Возникает закономерный вопрос: как рассматривать конфискацию, предусмотренную ГК в качестве санкции за совершение преступления? Представляется, ссылка в ГК на возможность конфискации за совершение преступления была сделана лишь с целью указать на одну из возможностей прекращения права собственности лица на принадлежащее ему имущество. Что же касается случаев применения конфискации за правонарушения в частном праве, то здесь эта санкция будет мерой штрафной ответственности. Сущность конфискации состоит в лишении лица принадлежащего ему права. При этом в отличие от реквизиции, предусматривающей, в случае устранения соответствующих обстоятельств, возможность возврата лицу ранее принадлежащего ему имущества, конфискационные меры таких последствий не предусматривают. В итоге именно конфискацию, а не реквизицию следует рассматривать как штрафную меру ответственности, применяемую в частном праве.

——————————————————————

Вопрос: Периодически работники нашего акционерного общества обращаются к администрации с просьбами о предоставлении отпусков без сохранения заработной платы. В этой связи возникает вопрос: а установлены ли нормами трудового законодательства какие-либо временные пределы и ограничения таких отпусков?

(«Право и экономика», 2007, N 5)

Вопрос: Периодически работники нашего акционерного общества обращаются к администрации с просьбами о предоставлении отпусков без сохранения заработной платы. В этой связи возникает вопрос: а установлены ли нормами трудового законодательства какие-либо временные пределы и ограничения таких отпусков?

Ответ: На основании норм ст. 128 ТК РФ по семейным обстоятельствам и другим уважительным причинам работнику по его письменному заявлению может быть предоставлен отпуск без сохранения заработной платы, продолжительность которого определяется по соглашению между работником и работодателем. При этом следует учитывать, что работодателям не вменена обязанность по предоставлению таких отпусков, их предоставление осуществляется исключительно по соглашению сторон.

При этом работодатель обязан на основании письменного заявления работника предоставить отпуск без сохранения заработной платы: участникам Великой Отечественной войны — до 35 календарных дней в году; работающим пенсионерам по старости (по возрасту) — до 14 календарных дней в году; родителям и женам (мужьям) военнослужащих, погибших или умерших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с прохождением военной службы, — до 14 календарных дней в году; работающим инвалидам — до 60 календарных дней в году; работникам в случаях рождения ребенка, регистрации брака, смерти близких родственников — до пяти календарных дней; в других случаях, предусмотренных Кодексом, иными федеральными законами либо коллективным договором.

Кроме того, на основании норм ст. 173 ТК РФ работодатель обязан предоставить отпуск без сохранения заработной платы:

работникам, допущенным к вступительным испытаниям в образовательные учреждения высшего профессионального образования, — 15 календарных дней;

работникам — слушателям подготовительных отделений образовательных учреждений высшего профессионального образования для сдачи выпускных экзаменов — 15 календарных дней;

работникам, обучающимся в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях высшего профессионального образования по очной форме обучения, совмещающим учебу с работой, для прохождения промежуточной аттестации — 15 календарных дней в учебном году, для подготовки и защиты выпускной квалификационной работы и сдачи итоговых государственных экзаменов — четыре месяца, для сдачи итоговых государственных экзаменов — один месяц.

Также в соответствии со статьей 174 ТК РФ работодатель обязан предоставить отпуск без сохранения заработной платы:

работникам, допущенным к вступительным испытаниям в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения среднего профессионального образования, — 10 календарных дней;

работникам, обучающимся в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях среднего профессионального образования по очной форме обучения, совмещающим учебу с работой, для прохождения промежуточной аттестации — 10 календарных дней в учебном году, для подготовки и защиты выпускной квалификационной работы и сдачи итоговых государственных экзаменов — два месяца, для сдачи итоговых экзаменов — один месяц;

работникам, обучающимся по заочной форме обучения в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях среднего профессионального образования, один раз в учебном году работодатель оплачивает проезд к месту нахождения указанного образовательного учреждения и обратно в размере 50% стоимости проезда;

работникам, обучающимся по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях среднего профессионального образования, в течение 10 учебных месяцев перед началом выполнения дипломного проекта (работы) или сдачи государственных экзаменов устанавливается по их желанию рабочая неделя, сокращенная на 7 часов. За время освобождения от работы указанным работникам выплачивается 50% среднего заработка по основному месту работы, но не ниже минимального размера оплаты труда.

Одновременно следует учитывать, что на основании норм ст. 20 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (с последующими изменениями и дополнениями) работающие граждане в случае болезни имеют право на три дня неоплачиваемого отпуска в течение года, который предоставляется по личному заявлению гражданина без предъявления медицинского документа, удостоверяющего факт заболевания.

Б. А.Чижов

——————————————————————

Вопрос: Предоставляются ли гарантии, связанные с обучением, работнику, получающему второе высшее образование?

(«Право и экономика», 2007, N 5)

Вопрос: Предоставляются ли гарантии, связанные с обучением, работнику, получающему второе высшее образование?

Ответ: Статья 177 ТК РФ прямо предусматривает, что гарантии для работников, совмещающих работу с обучением, предоставляются при получении образования соответствующего уровня впервые.

Указанные гарантии и компенсации также могут предоставляться работникам, уже имеющим профессиональное образование соответствующего уровня и направленным на обучение работодателем в соответствии с трудовым договором или соглашением об обучении, заключенным между работником и работодателем в письменной форме.

Это не исключает, однако, возможности предоставления всех или части установленных трудовым законодательством гарантий в том случае, если работник обучается по собственной инициативе, но это обязательно должно быть предусмотрено коллективным или трудовым договором.

Б. А.Чижов

——————————————————————