Многоуровневая система подготовки управленческих кадров для сферы культуры и искусства

(Чухнов И. П.)

(«Культура: управление, экономика, право», 2007, N 4)

МНОГОУРОВНЕВАЯ СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ

ДЛЯ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА

И. П. ЧУХНОВ

Чухнов И. П., заведующий кафедрой социально-культурной деятельности Института экономики и права (Воронеж).

Вторая половина XIX столетия была ознаменована ярким расцветом музыкальной и художественной культуры. Русское музыкальное общество (РМО) открывает первые профессиональные музыкально-образовательные заведения. Примеру столицы последовали многие города, в том числе и Воронеж.

В 1904 г. музыкальный кружок Дворянского собрания был реорганизован в музыкальные классы при Воронежском отделении РМО. Именно этот год и принято считать началом летоисчисления музыкального образования в городе Воронеже. Более 100 лет Воронежское музыкальное училище, созданное на базе музыкальных классов РМО, готовит высокопрофессиональные кадры, оказавшие решающее воздействие на становление и развитие музыкальной культуры Центрального Черноземья. Следует отметить, что сотни выпускников училища стали не только яркими музыкантами, но и талантливыми организаторами — руководителями известных творческих коллективов, а также директорами учреждений культуры, искусства и учебных заведений.

Значительное внимание в Воронеже уделялось художественному образованию. Сразу после революции открылись художественно-технические мастерские. Некоторое время существовал техникум со скульптурной, керамической и оформительскими мастерскими, а в 1978 г. открыто Воронежское художественное училище, которое является средним звеном в системе непрерывного художественного образования. Сейчас в училище функционирует несколько отделений: живописно-педагогическое; промышленной графики; керамики; художественной обработки дерева; рекламы; компьютерной графики; дизайна.

Составной частью учебного процесса по подготовке специалистов являются производственное обучение, учебно-педагогическая и учебно-производственная практика, а также участие в различного уровня выставках и реализации творческих проектов.

Воронежское хореографическое училище, созданное в 1938 г., готовит исполнителей на отделениях народного и классического танца. Уровень подготовки специалистов говорит сам за себя — свыше 90% профессиональных творческих коллективов Воронежа укомплектованы выпускниками училища. Сотни выпускников училища имеют почетные звания РФ, дипломы лауреатов престижных конкурсов и ученые степени. Благодаря их усилиям в последние годы в Воронеже увеличилось число самодеятельных хореографических коллективов, повышается их исполнительский уровень.

Важными звеньями в многоуровневой системе подготовки управленческих кадров для сферы культуры и искусства являются Воронежский музыкальный колледж и Воронежский музыкально-педагогический колледж.

Воронежский музыкальный колледж — одно из восьми учебных заведений России, занимающихся профессиональной подготовкой одаренных детей. Прием в колледж осуществляется по специализациям: фортепиано, струнные инструменты, оркестровые духовые и ударные инструменты, инструменты народного оркестра, теория музыки. Высокий профессиональный уровень подготовки специалистов позволил учащимся колледжа за последние годы завоевать более 300 званий лауреатов и дипломантов различных творческих состязаний, в том числе международных. Колледж является базовым учреждением по подготовке к поступлению в Воронежскую государственную академию искусств и другие вузы страны.

Воронежский музыкально-педагогический колледж создан в 1961 г. на базе школы военно-музыкантских воспитанников. В настоящее время это единственное в Воронежской области учреждение, осуществляющее подготовку специалистов с квалификацией «учитель музыки, музыкальный руководитель».

В целях непрерывного процесса обучения на базе колледжа в 1993 г. были открыты два новых факультета Воронежского государственного педагогического университета: музыкально-педагогический и психолого-педагогический. Хорошо отлаженная система взаимодействия начального, среднего и высшего звена непрерывного профессионального обучения и воспитания приносит свои плоды. Выпускники колледжа занимают уверенные позиции не только в качестве педагогов и воспитателей, но и в качестве руководителей и организаторов культурного процесса в Воронеже.

Плодотворный учебный процесс в средних специальных учебных заведениях был бы невозможен без начальной профессиональной подготовки, и важнейшую роль здесь играет система дополнительного образования детей. В 16 многопрофильных Домах детского творчества более 11 тысяч детей и подростков занимаются в творческих коллективах и объединениях художественного направления. Это хореографические и певческие коллективы, студии изобразительного и декоративно-прикладного творчества, театральные и другие кружки.

Дома творчества детей — это многоуровневые, многопрофильные учреждения образования, где комплексно решаются вопросы обучения, воспитания и профессиональной ориентации. Этот подход позволяет отобрать самых талантливых и одаренных детей, подготовить их к поступлению в средние и высшие учебные заведения культуры и искусства.

Учреждения дополнительного образования детей, подведомственные сфере культуры, более ориентированы на начальную профессиональную подготовку. С 1946 по 1991 г. в Воронеже открыто 18 детских музыкальных школ и одна детская художественная школа, в них обучаются около 12 тысяч детей.

За прошедшие годы этот раздел общей системы художественно-эстетического воспитания детей интенсивно развивался и реформировался. Детские музыкальные школы в 1996 г. реорганизованы в детские школы искусств. Это позволило значительно расширить рамки образовательных программ и специальностей по начальному профессиональному образованию. Так, например, в школах искусств открыто более 15 новых отделений: хореографические, фольклорные, художественные, театральные, декоративно-прикладные, эстетического воспитания, компьютерной графики и др. Как правило, в каждой школе работают и подготовительные (экспериментальные) отделения для дошкольников. Являясь начальным звеном в системе профессионального обучения, школы искусств органично вливаются в образовательное пространство в сфере культуры и искусства. Разработана система взаимодействия с высшими и среднеспециальными учебными заведениями по учебно-методическим, организационным и кадровым вопросам. Дает свои результаты и совместное планирование проведения концертов, конкурсов и фестивалей. Уровень профессиональной подготовки учащихся школ искусств многократно подтвержден престижными наградами на российском и международном уровнях.

Завершением создания полной системы профессионального образования в сфере культуры и искусства следует считать открытие в 1971 г. Воронежской государственной академии искусств, в 1993 г. факультета художественного образования Воронежского государственного педагогического университета, в 2000 г. кафедры культурологии в Воронежском государственном университете и в 2006 г. кафедры социально-культурной деятельности в Институте экономики и права.

Воронежская государственная академия искусств ведет обучение на трех факультетах (театральный, музыкальный, живописи) и 15 кафедрах. Сегодня академия является крупным центром культуры и искусства Центрального Черноземья. Вузом подготовлено около трех тысяч актеров, музыкантов и художников, среди которых более 80 лауреатов российских и международных конкурсов, более 60 из них удостоены почетных званий Российской Федерации. Профессорско-преподавательский состав академии возглавляет практически все научно-методические секции по переподготовке и повышению квалификации кадров начального и среднеспециального звеньев образования в системе культуры и искусства Воронежской области. Выпускники академии искусств занимают ведущие позиции во всех звеньях системы профессионального образования, руководят известными творческими коллективами, а также успешно работают в системе управления отраслью культуры и искусства.

Исследования кадрового потенциала Воронежа и Воронежской области показали, что в настоящее время система образования в сфере культуры и искусства, а также учреждения культуры и искусства полностью укомплектованы высокопрофессиональными кадрами. Вместе с тем средний возраст работников, в том числе управленческого персонала, составляет 52,5 года. Это не может не вызывать озабоченности в связи с тем, что в ближайшие 5 — 7 лет возможен массовый отток работников в связи с уходом на пенсию.

Учитывая предкризисную ситуацию и в целях обеспечения кадровым потенциалом системы культуры и искусства Воронежской области в Воронежском государственном университете в 2000 г. открыта кафедра культурологии, где начали вести подготовку менеджеров в сфере культуры, а в 2006 г. в Институте экономики и права открыта кафедра социально-культурной деятельности.

При подготовке к открытию кафедры социально-досуговой деятельности руководством Института экономики и права изучены и учтены все особенности и современные требования к подготовке управленческих кадров в сфере культуры и искусства. Особое внимание уделено подготовке учебных планов и программ с учетом того, что менеджер в сфере культуры и искусства обязан владеть современными методами коммуникации, крепкими знаниями в сфере экономики, предпринимательства и права.

В целях совершенствования учебно-воспитательного процесса институт заключил договоры о сотрудничестве и взаимодействии по подготовке кадров с ведущими учебными заведениями, театрально-концертными организациями, учреждениями культуры и искусства и творческими союзами. В ходе реализации этих договоров уже определены проблемы и пути их решения, в том числе формы проведения практических занятий, стажировок и учебно-производственных процессов.

В процесс обучения студентов активно внедряются деловые игры, «круглые столы», научно-практические конференции по проблемам менеджмента и маркетинга. Преподавателями кафедры опубликовано более десяти научных работ по проблемам совершенствования региональной культурной политики и кадрового потенциала учреждений культуры и искусства.

В Воронеже сложилась устойчивая, хорошо зарекомендовавшая себя система художественно-эстетического и профессионального образования, в том числе подготовки управленческих кадров для сферы культуры и искусства в трех уровнях.

На начальном этапе дети могут поступить в учреждения дополнительного образования, выполняющие две главные задачи: воспитание гармонично развитой личности и начальное обучение видам искусств с последующей профессиональной ориентацией.

На втором этапе наиболее талантливые и способные выпускники учреждений дополнительного образования продолжают обучение в средних специальных учебных заведениях культуры и искусства.

На третьем этапе юноши и девушки получают высшее образование не только как специалисты по направлениям культуры и искусства, но и как профессиональные менеджеры.

В современном российском обществе происходят серьезные процессы реформирования всех сфер нашей жизни. Без сомнения, сфера культуры и искусства и система подготовки кадров для этой сферы тоже будут вынуждены реформироваться. С учетом этого назрела необходимость разработки федеральной целевой программы подготовки квалифицированных менеджеров для сферы культуры и искусства. В данной программе должна быть отработана и система взаимодействия органов власти и учреждений образования по данному вопросу.

——————————————————————